В современных условиях развития рыночных отношений, в возрастающих объемах внешней торговли в России возникла ситуация, в которой проблемы совершенствования таможенного администрирования и развития нормативно-правовых актов в области таможенного дела привели к торможению развития объективных экономических процессов. Для того чтобы разрешить назревшие очевидные проблемы коллегия ФТС РФ подготовила проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, который был одобрен и принят Правительством РФ и получил поддержку председателя Правительства РФ В.В. Путина.
Предпосылки для реформ компетентные органы выстраивают в ряд. В России источники сырья, центры производства и потребления удалены друг от друга и от внешних границ на значительные расстояния. Система таможенного оформления товаров ориентирована на таможенные органы, расположенные, как правило, в крупных городах, являющихся транспортными узлами. Это соответствует общемировой тенденции.
Так, например, Московский регион вследствие исторически сформировавшейся в европейской части России радиальной сети автодорог является «перекрестком» автомобильных, железнодорожных, авиационных и водных транспортных потоков с севера на юг и с запада на восток. Через московский транспортный узел проходят международные транспортные коридоры: № 2 «Запад-Восток» и № 9 «Север-Юг», а также российский транспортный коридор «Север-Юг». Ежемесячно в Московский регион прибывает около 70 тысяч транспортных средств с товарами, подлежащими таможенному оформлению. В Москве функционируют[13] 4 таможни, которым подчинено 45 таможенных постов. В Московской области – 4 таможни, которым подчинено 49 таможенных постов. Всего в Московском регионе сосредоточено более 110 мест таможенного оформления (с учетом отделов таможенного оформления с кодом).
В то же время сложившаяся в Московском регионе околотаможенная складская инфраструктура и ее местонахождение сегодня уже перестали соответствовать современным требованиям перевозок и хранения грузов. Существующее нерациональное размещение транспортно-логистических и складских центров приводит к транспортным заторам, перевозкам товаров через Москву, разрушает городские дороги, не приспособленные для тяжелых автопоездов, ухудшает экологическую обстановку и повышает уровень аварийности на городских автомагистралях. При этом постоянно растут объемы таможенного оформления импортируемых товаров, увеличивается связанная с этим нагрузка на должностных лиц таможенных органов. Так что вопрос о необходимости укрупнения расположенных на территории Московского региона таможенных постов и изменения их местонахождения требует немедленного разрешения.
Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом усиливает неравномерность инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заостряет проблему чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Зачастую товарные потоки ввезённых и выпущенных в свободное обращение товаров направлены навстречу друг другу.
Решение проблем найдено путем развития транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах за пределами крупных городов, с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ.
Реализация положений концепции затронет импортируемые товары, перемещаемые автомобильным, железнодорожным (частично) и морским транспортом (с развитием логистических технологий «сухого порта»). И не коснется:
• товаров, перемещаемых воздушным транспортом, так как таможенные органы уже расположены в аэропортах;
• отдельных категорий товаров (т.к. при таможенном оформлении ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, необходимо учитывать невозможность или нецелесообразность изменения установленного порядка в отношении отдельных категорий товаров);
• импорта сырья (т.к. особенностью таможенного оформления сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, является необходимость обеспечения бесперебойного их функционирования с учетом непрерывного технологического цикла);
• товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (изменение существующего порядка таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, нецелесообразно);
• товаров, требующих особых условий хранения и (или) для таможенного оформления которых необходимы специальные знания (такими товарами являются: энергоносители, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества, экспресс-грузы и др.), так как в этом случае в приграничных субъектах РФ требуется развитие специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создание соответствующего экспертно-аналитического потенциала, а также укомплектование таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией;
• товаров, перемещаемых в рамках важных инвестиционных проектов (т.к. в отношении таких товаров применяются специальные процедуры таможенного оформления);
• а также в отношении перемещаемых драгоценных металлов и драгоценных камней, делящихся и радиоактивных материалов.
Для организации таможенного оформления в приграничных субъектах РФ планируется проведение целого комплекса мер. В частности, согласование положений концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, в частности:
– Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
– Концепцией внешней политики РФ;
– Концепцией государственной политики в сфере обустройства государственной границы РФ;
– Внешнеэкономической стратегией России до 2020 года;
– Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года;
– Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года;
– Концепцией формирования в РФ «электронного правительства» до 2010 года;
– Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
Вся реализация концепции предполагает два периода. Первый период (2008-2010 годы) – организация таможенного оформления в приграничных субъектах РФ. В этих временных рамках планируется совершенствование нормативной-правовой основы процесса, согласование концепции с принятыми и разрабатываемыми стратегиями (концепциями, программами, планами) федеральных органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, создание объективных предпосылок для развития необходимой таможенно-логистической инфраструктуры. Первоочередная реализация положений концепции будет осуществлена в Московском, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, а также в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом.
Второй период (2011-2020 годы) – осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах Российской Федерации. В этот период ставится задача на базе таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры оптимизировать системы таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным транспортом (к 2014 году) и железнодорожным (к 2020 году).
Экономический эффект от реализации основных положений Концепции заключается в том, что перенос таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к государственной границе РФ, повлечет за собой существенные изменения в географии брокерской деятельности, сокращение количества СВХ в крупных городах. А значит, расширение объемов этого вида услуг на границе.
Однако успех реформ будет зависеть от решения целого комплекса взаимосвязанных проблем. Во-первых, задача актуальная как для участников ВЭД, так и для государственных контрольных органов: отсутствие в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных кадров. Привлечение же в нужные места нужных специалистов, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения многих вопросов социального обеспечения.
Во-вторых, осуществление таможенного оформления в приграничных субъектах РФ в условиях отсутствия эффективного таможенного контроля до и после выпуска товаров создает предпосылки к криминогенности ВЭД. Возможен рост числа нарушений таможенного законодательства РФ, в том числе «фирмами-однодневками», в области определения таможенной стоимости, страны происхождения товаров, классификации товаров, с использованием подложных документов, с применением скрытых расчетов за товары и др.
Упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышению эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Кроме того, к социально-бытовым проблемам, таким как низкий уровень оплаты труда, строительство жилья для должностных лиц и членов их семей, а значит, школ, детских садов, больниц и т.д., придется прибавить и отсутствие объектов транспортной инфраструктуры, и необходимый уровень информационных технологий.
Однако, как известно, за теорией, без разрыва, должна следовать практика. В настоящее время построены и функционируют современные пункты пропуска Нехотеевка в Белгородской области и Троебортное в Брянской области. Завершается строительство пунктов пропуска Крупец в Курской области и Бугаевка в Воронежской области. До конца этого года пункт пропуска Бугаевка будет обеспечен высокоскоростным каналом связи. Планируется вблизи пунктов пропуска и в приграничных районах создать современную высокоразвитую инфраструктуру, что подразумевает дорожное, гостиничное, офисное строительство, строительство складских и торговых комплексов, объектов питания, сети автостоянок, автозаправочных станций и многих других объектов различной функциональной направленности.
Развитие приграничных районов позволит создать условия для привлечения здесь к работе высокопрофессиональных специалистов, создать дополнительные рабочие места, как на время строительства объектов, так и для дальнейшего их обслуживания.
Следовательно, можно сделать вывод, что основной целью Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, является снятие неравномерного инфраструктурного развития между центральными и пограничными субъектами РФ. Однако для реализации Концепции необходимо создать определенные стартовые условия, в частности развить социальную сферу и транспортно-логистическую инфраструктуру в приграничных субъектах РФ.
Сравнительный анализ норм действующего законодательства и Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ
Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, в отличие от действующего Таможенного Кодекса РФ, вводит понятие процедуры таможенного оформления. Согласно Концепции, таможенное оформление- совокупность таможенных операций и таможенных процедур, совершаемых таможенными органами в установленном порядке и определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.
Концепция следует основным положениям Киотской конвенции 1973 года (в редакции Брюссельского протокола 1999 года), предусматривающим использование предварительной информации, её передачи в электронной форме, а также введение института уполномоченного грузополучателя и в последующем - института экономического оператора в соответствии с Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли.
Концепция определяет приоритетные задачи, которые необходимо провести для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации. Одной из таких задач в нормативно-правовой сфере является внесение изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации в части введения института предварительного (в ряде случаев - обязательного) информирования, совершенствования института предварительного декларирования, временного хранения товаров и ряда других положений.
Действующий Таможенный Кодекс РФ содержит положение, регламентирующее порядок использования предварительной оперативной информации, основная цель которого ускорение таможенного оформления и предупреждение нанесения ущерба государству и гражданам. Однако это положение недостаточно проработано и не всегда реализуется. В отличие от ТК РФ в Концепции четко установлена необходимость разделения в соответствии с международной практикой документооборота и товаропотока. Для этого будет использовано предварительное декларирование в электронном безбумажном виде.
Кроме внесения изменений в действующее законодательство, Концепция предусматривает издание новых нормативно-правовых актов федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела. В частности:
· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ, устанавливающих компетенцию таможенных органов по совершению определенных таможенных операций;
· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ, устанавливающих специализацию таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении отдельных видов товаров;
· издание нормативно-правовых актов ФТС РФ о перераспределении штатной численности, ликвидации и создании новых таможенных органов и их подразделений (по необходимости).
Важным моментом при реализации концепции является установление четких критериев того, что будет оформляться вблизи границы, а что – по месту нахождения получателя (отправителя). Несомненно, что в этом случае возрастет роль системы управления рисками. Основные принципы этой системы заложены еще в Таможенном Кодексе, который определяет выборочность таможенного контроля на основе анализа и управления рисками. Концепция нацелена на снижение числа нарушений таможенного законодательства РФ, поэтому ее положения устанавливают необходимость совершенствования системы управления рисками и более детального ее правового закрепления в действующем законодательстве.
Концепция вообще ориентирована на использование современных информационных технологий, применение которых ведёт к сокращению временных затрат на прохождение таможенных формальностей, устранению человеческого фактора при таможенном оформлении товаров и, как следствие, к существенному облегчению ведения внешнеэкономической деятельности. При этом на первый план выходит вопрос повышения эффективности предварительного таможенного контроля и таможенного контроля после выпуска товаров (последующего). А это в свою очередь также требует закрепления и оформления в действующем законодательстве.
Совершенствование действующего законодательства необходимо для реализации всех задач, выдвинутых Концепцией, и достижения ее общей цели – обеспечение экономической безопасности РФ за счет совершенствования таможенного администрирования в условиях необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов РФ и снижения транспортной нагрузки на крупные города, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом.
Заключение
Структура таможенного оформления определяет систему правовых, организационных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов Российской Федерации, в целях динамичного осуществления политических и социально- экономических преобразований, в условиях формирования рыночных отношений, пополнения доходной части Бюджета Российской Федерации, выявления правонарушений и их профилактику, недопущения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, запрещенных исходя из соображений государственной безопасности и международных договоров.
В курсовой работе были рассмотрены основные нормативно-правовые акты в области таможенного оформления. На основе их анализа были сделаны следующие выводы.
Во-первых, в условиях разрастания интеграционных процессов в экономической жизни нормативно-правовые акты в области таможенного дела требуют более детальной проработки и согласования с международными стандартами и правилами в таможенной сфере.
Во-вторых, рост масштабов внешнеэкономической деятельности обусловил рост осуществления таможенных операций таможенного оформления. Однако в Российской Федерации система таможенного оформления ориентирована на осуществления большинства операций таможенного оформления в крупных городах, в результате чего возникли неравномерность инфраструктурного развития центральных и приграничных субъектов РФ и чрезмерная транспортная нагрузка на крупные города. Разрешить вышеназванные проблемы Правительство РФ стремится путем реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. О результатах в этой области пока говорить еще трудно. На сегодняшний день Концепция реализуется только в Москве и Санкт-Петербурге. Считается, что уже к середине 2009 года таможенное оформление будет выведено из Москвы и Санкт-Петербурга в Московскую и Ленинградскую область. Реализация Концепции обеспечит минимизацию рисков дальнейшей интеграции Российской Федерации в мировую экономику с учетом обеспечения её экономической безопасности.
Анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих таможенное оформление, позволил сформулировать следующие предложения по их совершенствованию:
- приблизить положения Таможенного Кодекса РФ к нормам, закрепленным в Генеральном приложении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а именно в части применения информационных технологий, так как это позволит использовать электронное декларирование товаров, что в свою очередь упростит и удешевит процедуру таможенного оформления;
- внести изменения в Таможенный Кодекс РФ, которые позволят использовать обязательное предварительное информирование, так как это позволит ускорению таможенного оформления и увеличению пропускной способности пунктов пропуска;
- закрепить в нормативно-правовых актах ФТС РФ рекомендации Таможенного Кодекса РФ по сокращению числа документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, так как это необходимо для того, чтобы данные рекомендации послужили руководством к действию для должностных лиц таможенных органов.