Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике».
Цели лабораторного занятия:
1) Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы.
2) Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации.
3) Развивающая – развивать мышление, внимание, творческие способности.
Определение начальных условий, т.е. какими представлениями и знаниями студенты уже обладают по теме, какие нормы, смыслы, убеждения у них сформированы. Студенты уже знают понятие группировочного признака, классификацию группировочных признаков, определение и виды интервалов.
На лабораторных занятиях целесообразно использовать практические методы обучения: компьютер, методическая литература, бланки с заданиями и т.д. [13]
Содержательное наполнение лабораторного занятия.
1. Метод группировки основывается на двух категориях – группировочном признаке и интервале.
Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки, можно соответствующим образом классифицировать.
1. По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. могут быть признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами, и непрерывными, т.е. принимающими как целые, так и дробные значения.
|
2. По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, т.е. такими, которыми одни единицы обладают, а другие – нет (например, поставка товаров в магазин может быть и качественной, и некачественной), и имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.).
3. По роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других – результативными.
Следующим важным шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп, которые между собой взаимосвязаны, и о величине интервала внутри них.
Интервал очерчивает количественные границы групп. Под величиной интервала обычно понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Однако эту величину можно определить как разность между верхними и нижними границами значений признака в смежных группах.
Интервалы бывают:
· равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;
· неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;
|
· открытые, когда имеется только верхняя или только нижняя граница;
· закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.
2. Решите с помощью программы Word Excel следующие задачи:
Задача 1.
Используя данные таблицы 1, выполнить следующие операции:
1) распределить предприятия по стоимости основных производственных фондов, образовав при этом пять равных интервальных групп;
2) произвести группировку предприятий по атрибутивному признаку, выделив две группы: не выполнившие договорные обязательства и выполнившие договорные обязательства;
3) произвести группировку предприятий по объему выпуска продукции, образовав четыре группы с равными интервалами.
Таблица 1.
№ предприятия | Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. | Объем производства, млн. руб. | Процент выполнения договорных обязательств |
3,0 7,0 2,0 3,9 3,3 2,8 6,5 6,6 1,0 4,7 | 3,2 12,9 1,5 4,2 6,4 2,8 9,4 11,9 2,5 3,5 | 103,1 120,0 109,5 104,5 104,8 94,3 108,1 125,0 101,4 102,4 | |
2,7 3,3 3,0 3,1 3,1 | 2,3 1,3 1,4 3,0 2,5 | 108,5 102,1 112,7 92,0 108,0 | |
3,5 3,1 5,6 3,5 4,0 | 7,9 3,6 8,0 2,5 2,8 | 95,0 96,9 114,1 108,0 107,0 | |
Итого | 75,7 | 95,6 | - |
Решение представить в виде таблиц с тремя колонками: группы предприятий; число их (частота); удельный вес предприятий группы (частость).
Задача 2.
Представлены данные по двум предприятиям группы распределения рабочих по размеру заработной платы (таблица 2).
Таблица 2.
I предприятие II предприятие
Группы рабочих по размеру заработной платы, руб. | Удельный вес, % | Группы рабочих по размеру заработной платы, руб. | Удельный вес, % |
120-140 140-160 160-180 180-200 200-220 220-240 240-260 260-280 | 130-160 160-190 190-220 220-250 250-280 280-310 | ||
Итого | Итого |
|
Необходимо сравнить распределение рабочих на двух предприятиях, используя вторичную группировку с интервалом в 40 рублей.
Результаты свести в таблицу:
Группы рабочих по размеру заработной платы, руб. | I предприятие: удельный вес, % | II предприятие: удельный вес, % |
3. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:
1) В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?
2) Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?
3) Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?
4) Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример?
5) В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?
6) Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?
7) В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?
Структура лабораторного занятия.
Этап урока | Время, мин | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1)Организационный момент | Приветствие студентов («Здравствуйте! »). Проверка отсутствующих и готовности к занятиям («Кто сегодня отсутствует? Распишитесь в инструкции по технике безопасности»). | Приветствуют педагога (встают). Ответственный называет отсутствующих («Сегодня отсутствуют…»). Включают компьютеры, расписываются в журнале по технике безопасности. | |
2) Целевая установка урока | Сообщает тему занятия, формирует цели, объясняет практическую значимость изучаемого материала («Сегодняшнее лабораторное занятие посвящено теме «Метод группировок в статистике». На предыдущем лабораторном занятии мы, прорешав ряд задач с помощью программы Word Excel, уже исследовали явление статистической сводки, проанализировали ее применение на этапах сбора информации. Сегодня нам предстоит научиться проводить группировку статистических данных в различных интервалах: закрытых, открытых, равных и неравных»). | Студенты воспринимают информацию, осознают значимость предстоящего занятия, вспоминают основные понятия, пройденные на предыдущем занятии. | |
3) Этап применения новых знаний и способов действий. | Педагог организует внимание студентов, инструктирует их, дает задание («Итак, для того, чтобы решить задачи вам понадобятся следующие формулы …») - записывает на доске формулы - («С помощью данных формул и программы Word Excel находите необходимые данные и заполняете таблицу») Заостряет внимание на важных моментах в ходе выполнения лабораторной работы («Заметьте, что группировочные интервалы могут быть как закрытые, так и открытые, поэтому при выполнении задания и при расчете формул это необходимо учесть»). | Слушают инструкцию, выполняют задачи. Записывают за педагогом необходимые для выполнения задания формулы, приступают к выполнению задач на компьютере. | |
4)Этап закрепления новых знаний. | Организует деятельность учащихся по воспроизведению хода выполнения лабораторной работы («Укажите основные этапы выполнения лабораторной работы»), предлагает ответить на ряд вопросов. («В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?; Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?; Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?;…»). | Студенты воспроизводят алгоритм действий. («Вначале мы определили группы интервалов, произвели необходимую группировку…»). Отвечают на поставленные преподавателем вопросы. | |
5) Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. | Проверяет усвоение знаний и способов действий учащихся, комментирует работу учащихся, выявляет неточности в ходе выполнения лабораторной работы («При расчете формулы вы допустили ошибку…») - указывает на неё, просит исправить неточность, сохранить лабораторную работу. | Рецензирование своей работы, самоконтроль. Устраняют недочеты, сохраняют лабораторную работу в указанной папке в компьютере. | |
6) Этап подведения итогов. | Подводит итоги занятия («Таким образом, на сегодняшнем занятии мы с помощью среды Excel ещё раз усвоили метод группировок, прорешав основные задачи»). Выставляет результаты в форме оценки. | Самостоятельно подводят итоги своей работы. | |
7) Заключительный этап | Педагог сообщает тему следующего занятия (Следующим занятие будет лекционным по теме «Ряды распределения в статистике»). Прощается со студентами (Спасибо. До свидания!») | Студенты прощаются с педагогом («До свидания!»). |
Рекомендуемая литература к уроку.
1. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.
2. А.В.Сиденко, Г.Ю.Попов, В.М.Матвеева Статистика – М.: Дело и Сервис, 2000.
3. Сборник задач по общей статистики под ред. к.э.н. Л.К.Серга. – М.: Филинъ, 2003.
4. Теория статистики учебник под ред. профессора Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
5. Практикум по теории статистики под ред. профессора Р.А.Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги проделанной работы.
В ходе исследования были решены поставленные задачи: было рассмотрено понятие «лабораторное занятие», методика его проведения, был проанализирован ГОС и учебный план по специальности Менеджмент, учебная программа по дисциплине и разработано лабораторное занятии по дисциплине «Статистика».
Таким образом, цель исследования - проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия - была достигнута.
В заключение по данному вопросу можно сказать следующее. Лабораторное занятие является необходимой составной частью учебного процесса и, главным образом, нацелено на:
- формирование яркого, целостного образа изучаемых определений и понятий; на самостоятельную реконструкцию изучаемого материала, формулирование выводов и оценок;
- развитие и совершенствование умений анализировать, разбирать пройденный материал, формулировать собственные суждения и аргументировать их. [5,12]
В настоящее время в средних специальных учебных заведениях роли лабораторного занятия отводится далеко не последнее место, так как за вышеперечисленными умениями социального, мировоззренческого и поведенческого плана стоят, безусловно, более «приземленные» учебные умения, без которых учащиеся не справятся с заданиями лабораторного занятия. С другой стороны именно на нем, а не на обычном уроке, в самостоятельной работе, составляющей главное содержание занятия, происходит становление опыта социального общения и гражданского поведения учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0602 Менеджмент (по отраслям). Москва - 2002. (Утвержден Минобразованием России)
2. Рабочая программа дисциплины «Статистика» для специальности 0308 0602 Менеджмент (по отраслям), 2003.
3. Примерная программа учебной дисциплины «Статистика», 2002.
4. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я.Батышев. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
5. Бутко, Е.Я. «Образовательные стратегии учреждений НПО» Экономика образования №4 2004.
6. Жуков, Г.Н Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общ ред проф Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001
8. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с. 8. 10.
9. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-554с.
10. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования / В.Д. Пурин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 256 с.
11. Рыкова, Е.А. «Новые педагогические исследования» Профессиональное образование №4 2003
12. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
13. Интернет-ресурс, www.temp - tsure.ru
14. Интернет-ресурс, www.ed.gov.ru
15. Интернет-ресурс, www. festival.1september.ru