Человек и человечность. Урок в 6 классе 7 апреля.




Ребята, отвечать на вопросы можно прямо в документе под вопросом (скопировав документ себе или сохранив), желательно выделить ответы курсивом или цветом. Не нужно переписывать всё в тетрадь. Работаем прямо с мобильного устройства. Не надо распечатывать и фотографировать. Не надо спрашивать ответы у одноклассников. Я хочу видеть Ваше мнение и Вашу работу. Мы работаем в первой половине дня. Не надо присылать мне ответы в 22 часа. Жду ваши работы до 19 часов 7 апреля. Работаем самостоятельно и получаем хорошие и отличные отметки. Успехов!

- Прочитайте притчу и ответьте на вопрос.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- но это просто глупо! – закричал человек.

- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

- О чем эта притча?

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить и на другие: что значит быть человеком? Как стать человечным?

1. Что такое гуманизм?

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»?

Задание: прочитайте текст на с. 100 учебника и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Происхождение понятия «гуманизм» связывают с Возрождением (начало XIV — конец XVI в.). С этой эпохой вы познакомитесь в следующем учебном году. Для Возрождения, следовавшего за уже известным вам из курса истории Средневековьем, были характерны интерес к человеку, вера в его способности и возможности. Первыми гуманистами Высокого Возрождения были Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

— Познакомьтесь с дополнительным материалом и ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Три дерева

Посреди вспаханного поля росли рядом три дерева: Ива, Береза и Сосна. Когда-то давно в эти края пришла сильная засуха. Затем в лесу начался страшный пожар, а после пожара на месте выгоревшего леса человек распахал поле и стал выращивать на нем пшеницу. Но три дерева остались стоять нетронутыми, как будто засуха, пожар и человек их совсем не заметили. Причиной же всему этому был один случай.

По лесу бежал маленький Зайчонок, он остался без мамы и был совсем один-одинешенек. Вырвавшись из зубов Лисы, он старался где-нибудь спрятаться. Увидела Ива запыхавшегося зайчонка, почувствовала, что он не просто бежит, а неприятность у него какая-то, и решила отозваться на его беду. Подозвала она ушастого малыша к себе и, опустив свои густые ветви до самой земли, спрятала его от Лисы. Стала она успокаивать дрожавшего трусишку, ласково поглаживая его спинку своими гибкими тонкими ветвями с нежными листьями. Лиса пробежала мимо, Ива свои ветви подняла, а Зайчонок все не убегал, лишь еще сильнее к Иве прижимался. Оказалось, что рана у него на лапе, много сил и крови он потерял и бегать ему уже трудно.

Увидела белая Береза под Ивой раненого Зайчонка, пожалела его и напоила соком. А потом Сосна, которая рядом с Ивой росла, тоже отозвалась на чужое несчастье и капнула на рану Зайчонка смолой, чтобы она поскорее зажила.

Так Ива Зайчонка спрятала и приласкала, от ветра и дождя защитила, Береза накормила, а Сосна вылечила. Благодарный Зайчонок стал считать Иву, Березу и Сосну своей новой семьей и остался жить рядом с ними. Ведь только самые родные и близкие способны на такую чуткость, отзывчивость и заботу.

Однажды Зайчонок рассказал своим друзьям, зайцам и белкам, о том, что живет теперь с деревьями, которые помогли ему в трудную минуту и не оставили одного. И вскоре о добрых деревьях узнали все звери в лесу. Многие обиженные, больные и раненые звери и птицы стали приходить за утешением к Иве, Березе и Сосне. Отзывчивые деревья всем, как могли, старались помочь: то укроют в тени от жаркого солнца, то от непогоды защитят, то убаюкают шелестом листьев, то уберегут от врагов, опустив вниз ветки, помогая взобраться вверх тем, кто по деревьям лазить не умеет. Даже лесные великаны, зубры, медведи и кабаны, приходили к деревьям за лаской и заботой.

Но однажды для леса наступили трудные времена. Все лето ярко светило солнце, а на небе не было ни одного облачка. От сильной засухи трава и цветы стали погибать, а листья на деревьях желтеть и опадать, как осенью. Днем и ночью стали звери и птицы приходить к трем деревьям и, кто в чем мог, приносили им воду. Так с помощью благодарных животных Ива, Береза и Сосна не засохли, а продолжали расти и зеленеть.

К концу лета в высохшем лесу начался пожар. Пламя медленно двигалось по лесу и подбиралось к трем деревьям, и звери опять пришли на помощь. Зубры валили сухие деревья, лоси, олени и кабаны оттаскивали их подальше, а звери поменьше сгрызали высохшую траву и убирали сухие ветки. Остановился огонь недалеко от Ивы, Березы и Сосны, обступил их со всех сторон, а дотянуться не может. Нечего ему зажечь на своем пути, впереди только земля голая. Вскоре, когда пожар прошелся по лесу и потух, звери успели перебраться в соседние леса, а посреди черного пепелища остались стоять нетронутыми три дерева.

На месте сожженного леса один человек решил распахать поле, чтобы засеять его и богатый урожай получить. Показалось ему, что три дерева мешать будут, взял он в руки топор и пошел к ним. Увидели птицы человека, идущего с топором к трем деревьям. Полетели они в соседние леса и сообщили всем весть о том, что человек рубить деревья идет.

Человек подошел к деревьям и увидел больших и малых зверей, которые его окружили. Звери рычат, зубы оскаливают, угрожающе лапами машут, как будто предупреждают, что деревья в обиду не дадут. Понял человек, что лучше не связываться со зверями, и пошел домой. Дома он сказал своей семье, чтобы деревья не трогали и берегли, что заколдованные они, раз их засуха не одолела, пожар не спалил и звери дружно защищают. Так и остались стоять три дерева посреди поля. А проходившие мимо поля люди так и не узнали, что деревья спасли их доброе и чуткое отношение к другим, их отзывчивость.

Вопросы:

— О каких свойствах человечности речь идет в этом рассказе?

— За какие качества звери полюбили Иву, Березу и Сосну?

— Почему Зайчонок стал считать деревья своей семьей?

— Почему даже сильные животные любили приходить к деревьям?

— Вам нравится, когда другие отзываются на ваши беды и просьбы, помогают преодолеть трудности и неприятности?

— Вам понравились обитатели леса? Чем?

 

Содержание понятия «гуманизм» менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь. Но при этом оставалось главное — интерес к разнообразным проявлениям человека, его деятельности, творчеству. Идеи гуманизма волновали и волнуют человечество.

Задание: познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их (объясните, как вы понимаете смысл). Какое из них вам представляется наиболее верным? Почему?

Рабочий материал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: