Занятие2 (семинар)
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «педагогические технологии», «проектная деятельность», классификация педагогических технологий. Значение педагогической технологии в обучении дошкольников.
2. Основные признаки педагогической технологии (концептуальность, системность, содержательность,алгоритмизированность и т.д.).
3. Основные подходы к классификации педагогических технологий в дошкольном образовании, ихвариативность.
4. Характеристика педагогических технологий, ориентированных на развитие личностных качеств ребенка, его индивидуальности.
5. Характеристика здоровьесберегающих технологий (медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, образовательные, обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, сохранения и стимулирования здоровья, обучения здоровому образу жизни, коррекционные).
6. Характеристика технологий проектной деятельности.
7. Характеристика исследовательских технологий. Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А. И. Савенков).
8. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева; под общ.ред. Н.В.Микляевой. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 510 с.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. 464 с.
3. Дошкольная педагогика// Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М Просвещение, 1988.
4. Козлова С.А.Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
5. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 68с. (раздел 4).
6. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей / под общ.ред.В.С.Кукушина. – Изд.4-е, перераб.и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 333с.
7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб., 2011.
8. Словари и энциклопедии на Академике - https://dic.academic.ru/
9. Электронная библиотека педагогических Интернет-ресурсов - https://kat.h11.ru/
Задания:
1. Изучив предложенную литературу, выпишите определения понятий, проведите их родовидовой анализ.
2. Выпишите основные признаки педагогической технологии. Дайте их краткую характеристику.
3. Напишите эссе на тему: «Специфика применения педагогических технологий в дошкольном образовании» (объем не более ½ листа А4).
4. Курс делится на подгруппы по количеству заявленных технологий. Каждая подгруппа выбирает одну педагогическую технологию, готовит презентацию и представляет ее.
Требования к составлению презентаций:
Содержательные:
1.Материал должен быть представлен в систематизированном и структурированном виде.
2.Обязательно в презентации должно быть представлено:
· Название технологии, ее автор или авторский коллектив;
· Базовые понятия заявленнойпед.технологии;
· Обозначение основной цели и задач, рассматриваемой пед.технологии;
· Основные идеипед.технологии;
· Краткая характеристика базовых этапов реализации пед.технологии, ключевые методы и приемы;
· Возможности реализации выбранной пед.технологии в условиях ДОО.
3.Недопускается перегруженность слайдов презентации текстом.
Технические:
1. Представленный материал в презентации должен быть разборчивым, четким, контрастным и легко считываться;
2. Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах;
3. Желательно использовать следующее сочетание цветов, шрифта и фона:: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем;
4. Не допускается использование нерелевантных движущихся (анимированных) объектов.
5. В результате анализа презентаций педагогических технологий студенты заполняют таблицу «Современные технологии воспитания и обучения дошкольников».
Таблица 1
Технология обучения и воспитания дошкольников | Направленность | Этапы реализации | Задачи | Содержание | Методы и приемы |
Сравнить эффективность различных педагогических технологий по следующим критериям:
- направленность педагогической технологии;
- возможность индивидуализированного обучения;
- возможность практической деятельности;
- групповые и коллективные способы обучения;
- ведущие методы и приемы, используемые для реализации педагогической технологии;
- степень самостоятельности воспитанников.