Пед. условия, способствующие организации общения детей.




Педагогические условия - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которых педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.

Общение - это деятельность, которая предполагает взаимодействие нескольких людей между собой с целью налаживания взаимоотношений, взаимопонимания, получения информации, достижения общего результата. В педагогике различают педобщение - общение педагога с детьми, когда конечный результат - воспитание ребёнка, накопление его социального опыта. Проблемой педагогического общения занимались и занимаются В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик. Коммуникация - связанный с осуществлением общения, в к-ом участвуют большие массы людей. Коммуникативная способность – способность человека и ребенка оценивать, понимать и использовать разнообразные средства общения для достижения «+» результата общения. Для педагогов важны знания об общении детей между собой. Эта проблема освещалась в материалах А. Запорожца, А. Леонтьева, Т. Репиной, Н. Ватутиной. А. Спиваковская общение включает 3 компонента: вербальное общение; общение с помощью языка, мимики; общение с помощью языка самооценки. Общение рассматривается как деятельность, сопровождающая все другие виды деятельности, и как отдельный вид деятельности.

Пед. общение выполняет ряд функций: воспитательную, материнскую, перцептивную (познавательную), обучающую, коммуникативную, организующую.

Педагог должен уметь наблюдать за детьми; определять, нуждается ли ребёнок в общении; знать потребности ребёнка в общении с близкими; учитывать уровень общения ребёнка; правильно выбирать форму, средства общения.

Эмоциональная форма(жесты, взгляды, показ действия, научение ребенка действиям в общении)

Внеситуативно-речевая форма используется в основном на специальных занятиях, экскурсиях, беседах и предполагает вопросы к детям, поощрение инициативы ребёнка в общении.

Внеситуативно-познавательная форма - это формирование уважения к себе, развитие самоутверждения. Общение характеризуется следующими мотивами: познавательными (желание получить информацию); личностными (получить поддержку, оценку), деловыми (согласовать действия, чтобы что-то сделать совместно).Содержание общения определяется той или иной деятельностью, зависит от стиля общения. Различают следующие стили общения: демократический (помогающий, разъясняющий), основанный на понимании потребностей ребёнка, учёте его индивидуальных особенностей; авторитарный стиль (подавляющий), базирующийся на указаниях без учёта интересов, склонностей ребёнка; либеральный стиль (попустительский), основу которого составляет неправильное понимание свободы ребёнка; императивный стиль (грубое подавление), не учитывающий личность ребёнка.

Средства общения включают мимические, жестовые, интонационные, языковые средства.

Результатом общения является обмен опытом, знаниями, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребёнка. Общение способствует полноценному развитию ребёнка (М. Лисина), развивает у детей социальные, интеллектуальные качества, свойства личности, формирует способности, развивает активность. Дети в общении пытаются обратить внимание взрослых, используя разные способы. Чаще всего это «язык тела» (берёт за руку, обнимает, строит рожицы, кривляется).Для 3-7 лет характерна динамика процесса общения (М. Лисина).Дети овладевают общением со взрослым по инициативе взрослого. Общение со взрослым по инициативе ребёнка. Общение со сверстником по инициативе взрослых и детей. Общение ребёнка и взрослых в совместной деятельности. Уровень сформированности общения определять по показателям: интерес ребёнка к окружающему; степень доверия ребёнка; инициативность, активность ребёнка в общении. Общение ребёнка со взрослыми развивается благодаря сильнейшей эмоциональной тяге к взрослым, доверия к миру взрослых. В ФГОС 2013 выделяется образовательная область «социально коммуникативное развитие», где ставятся задачи формирование общения детей со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты. Выделяется коммуникативная деятельность коммуникативная деятельность как вид детской деятельности.

Язык – это система слов, выражений и правил их соединений, использующих при общении.

Интонация – выразительность, эмоциональность, которая придает разный смысл одной и той же фразе.

Мимика – поза, взгляд, дополняющее фразу.

Жест – служит для большей выразительности речи.

Расстояние – оно зависит от культурных национальных традиций и степени доверия.

Этапы общения с детьми:

1 – условный(формирование потребностей в общении: использования методов и приемов признания ребенка, эмоционального благополучия, уверенности в своих силах);

2- ориентировка ребенка в целях и ситуациях общения(педагог откликается на просьбу ребенка, создает ситуацию помощи при планировании деятельности, постановки цели.;

3- ориентировка ребенка в личности собеседника (воспитатель развивает у ребенка чувство собственного достоинства, познание своих прав и свобод, развитие положит отношения и др.);

4 – планирование содержания своего общения (воспитатель предлагает ребенку выстроить деятельность самому, партеров по деятельности. воспитатель включает в трудные ситуации.)

 

Таким образом, проблема развивающего воздействия общения в дошкольном возрасте многогранна. В педагогическом общении следует учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. В основе общения лежит взаимопонимание, которое предполагает уважительное, эмпатийное отношение. Педагогическое общение предполагает формирование у педагогов профессиональных качеств общения. Общение как деятельность нуждается в контроле, управлении со стороны педагога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: