Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе




 

студентки 4 курса

Парфеновой Екатерины

Викторовны

Научный руководитель:

преподаватель

изобразительного искусства

Пономарева Н.Н.

 

 

Вологда


Содержание

 

Введение

Глава 1. Создание скульптурного образа

1.1 История развития керамических промыслов

1.2 Особенности работы с глиной и пластилином

1.3 Народные глиняные игрушки

Глава 2

2.1 Значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства.

2.2 Технология выполнения работ из глины

Заключение

Список литературы


Введение

 

Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любоговозраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся зановос помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. На занятиях по лепке очень важно создавать атмосферу доверия и доброжелательности. Эта методика учит синтезу,что очень важно в наше современное время всеобщего анализа и расчленения. Занятия проходят в игровой форме и настолько увлекательны, что дети проводят за ними несколько часов, совершенно не уставая.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, развить художественный вкус и эстетическое воспитание, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи работы:

-изучить историю развития керамических промыслов,

-раскрыть особенности работы с глиной и пластилином,

-познакомиться с народными глиняными игрушками,

-выявить значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства,

-рассмотреть технологию выполнения работ из глины.


Глава 1. Создание скульптурного образа

 

1.1 История развития керамических промыслов

 

«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердый как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку, вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной шины, взятой для пробы, нужно скатать между ладонями жгут толщиной примернос указательный палец. Затем медленно согнуть его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы.

Уже в эпоху раннего неолита люди были знакомы с техникой обжига гончарных изделий. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне знали об искусстве изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились создавать объемные изделия из глины на гончарном круге.

В России глиняную посуду несложной формы изготавливали еще в III—II вв. до н. э., что подтверждают археологические раскопки могильников в районе Поволжья, бассейнов рек Москвы и Клязьмы. В XV—XVII вв. в России с развитием архитектуры и строительства большое распространение получило керамическое производство: изготавливали кирпич, черепицу, глазурованные плитки и др. В Москве в Гончарной слободе (современная Таганка) производили разнообразную керамику для облицовки печей, а также посуду, в том числе и аптекарскую.

В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России Императорский фарфоровый завод. Дмитрий Иванович Виноградов открыл и научно обосновал технологию производства фарфоровой массы из отечественного сырья, куда входили: кремень, гжельская огнеупорная белая глина, алебастр. М.В. Ломоносов открыл твердый фарфор и предложил множество рецептов фарфоровых масс.

В первой половине XIX в. открываются частные заводы. В 1750 г. был основан завод Ф.Я. Гарднера, выпускавший чайную и столовую посуду. На заводе А.Г. Попова выпускали, кроме расписной посуды, статуэтки, а находился он в селе Горбунова недалеко от Сергиева Посада.

Впервые село Гжель упоминается в XIV веке в Духовной грамоте Великого князя Московского Ивана Калиты. Из летописных источников известно, что основным занятием гжельцев было гончарное ремесло, поэтому слово "гжель", видимо, происходит от глагола "жечь", "обжигать" глину.

В XVIII веке гжельские мастера освоили производство майолики, которую изготавливали из местной глины и покрывали оловянной глазурью. Среди других промыслов керамического искусства выделяется скопинская керамика (Скопин,Рязанская область). Производство декоративной скопинской керамики было основано в 1860-е гг. крестьянами братьями Оводовыми, которые первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури.

К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли, монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям (монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга, трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах, часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены к современникам и будущим поколениям.

Древнейшие памятники возводились в честь богов, земных владык, полководцев; затем появились памятники творческим людям, деятелям искусства. Существуют памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене на камне у моря сидит бронзовая Русалочка, в городе Ханнибале (США) установлен памятник Тому Сойеру и Гекльбери Финну, в Смоленске поставлен памятник Василию Теркину, любимому герою военных и послевоенных лет. Совсем недавно в Санкт-Петербурге на мосту, перекинутом через реку Фонтанку, появилась птичка — памятник «Чижику-Пыжику». Скульптурные памятники посвящаются и животным. В Риме на Капитолийском холме поставлена этрусская фигура волчицы как памятник той, которая вскормила легендарных основателей Рима — Ромула и Рема. В Париже есть памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему в горах 40 человек.

Скульптура может быть опорой вархитектурной конструкции, служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композицию мостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшать аллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).

Скульптура малых форм (миниатюрные произведения, созданные скульпторами, художественной промышленностью или народно-художественными промыслами) предназначена для украшения личного быта.

В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников. Существуют две разновидности скульптуры: круглая, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения размещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половины объема, рельеф называют высоким (горельеф), если меньше — низким (барельеф).

Скульпторы говорят, что произведение рождается в эскизе из глины, а затем возрождается в материале. Мастерская скульптора — холодное, чаще всего сырое помещение. Мокрыми тряпками покрыты глиняные модели, стоят каркасы из проволоки и деревянных дощечек для статуй, на полках — гипсовые слепки, на полу— глыбы камня.

Скульптура требует таланта, мастерства, терпения и часто тяжелого физического труда. В Древней Греции существовала хрисоэлефантинная техника: на деревянный остов накладывались пластины из золота для изображения одежды и пластины из слоновой кости для изображения тела. В этой технике знаменитый скульптор Фидий сделал колоссальную статую Зевса, слывшую в древности одним из семи чудес света.

Скульптура может быть раскрашена и не раскрашена. Скульптура Древнего Востока, Греции, готики, эпохи модерн признавала раскраску, употребляла цветные материалы. Высокое Возрождение, классицизм считали раскраску недостойным подлинного искусства приемом. Знаменитая Венера Милосская создана из двух кусков мрамора: ее обнаженное тело высечено из паросского мрамора, одетая же часть фигуры — из мрамора другой породы, причем шов между двумя кусками мрамора не совпадает полностью с границей между одетой и обнаженной частями.

Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных (анималистическая скульптура).

Бенвенуто Челлини, знаменитый итальянский скульптор XVI в., в «Трактате о скульптуре» пишет: «Скульптура, по меньшей мере, в восемь раз превосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точками зрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».

Характер одежды и драпировок, ритм их складок, силуэт (прерывистый или сплошной), распределение света и теней — все активно участвует в создании образа статуи. Античные скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, считая человека высшим созданием природы, искали идеальные формы и пропорции облика человека, фигуры мужской и женской.

В прошлом веке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенные для детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.

Таким образом, можно сделать вывод, что керамические промыслы начали свое развитие уже в ранние эпохи и имели огромное значение в жизни людей.

 

1.2 Особенности работы с глиной и пластилином

 

Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой.

При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем правой руки и только для получения острых и резких углов, а также при отделке тонких частей пользуются стеками.

Лепные работы принадлежат к разряду довольно грязных. Поэтому, если для лепных работ нет отдельного помещения, столы необходимо покрывать полиэтиленовой пленкой и следить, чтобы глина не падала на пол.

Работать можно и сидя, и стоя. Последнее предпочтительнее, так как допускает большую свободу движений, не искривляет позвоночник, позволяет осматривать «скульптуру» со всех сторон.

В работе с детьми по лепке чаще всего используют пластилин, который удобнее в хранении и не требует особых приготовлений в процессе лепки, да и грязи от него почти не бывает.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

Главные инструменты для лепки, особенно для начинающих, — пальцы. В дополнение и на помощь им берутся стеки. Это тонкие, хорошо отшлифованные, слегка изогнутые палочки. Концы их могут быть заостренными, закругленными или с зазубринками. Делаются они из твердых пород деревьев (бук, дуб, граб) и перед шлифовкой провариваются в олифе. Это делается для того, чтобы они не разбухали при работе и не меняли форму.

Лепить удобнее всего на столе или ровной деревянной или виниловой доске. Некоторые работы, такие как барельеф и горельеф, выполняются на почти вертикально стоящих досках.

Лепить нужно обеими руками, это ускоряет работу и одновременно развивает левую руку, что может пригодиться для других работ и занятий.

Для того, чтобы лепить с натуры, нужно поставить ее перед собой, хорошо осмотреть, по возможности ощупать. Нельзя брать на первый раз сложной, детализированной натуры, нужно лепить что-нибудь попроще: яблоко, сливу, грушу, свеклу, грибы.

Занимаясь лепкой, надо помнить, что не стоит лепить все подробности, все мелочи. Необходимо передать самое главное, самое существенное, то, что отличает один предмет от другого, или то, что характерно для животных, человека, их движения, настроения.

Не всегда можно завершить свою «скульптуру» за один урок, иногда на это уходит несколько дней. Поэтому после окончания занятий (да и во время перерывов), чтобы «скульптура» не пересохла, ее нужно покрывать влажными тряпками, плотно прилегающими к ее поверхности. Точно так же надо предохранять от высыхания и ком глины, из которого ее делают. Если «скульптура» пересохнет, то будет невозможно внести поправки и уточнения.

Лепка может быть разных видов. Если она чуть выступает над гладкой поверхностью, как, например, растительные орнаменты, буквы и цифры на монетах, портретированные лица на медалях, то это барельеф;если фигуры и предметы сильно выступают из гладкого плоского фона, так, что почти сохраняют свою естественную трехмерность, это горельеф;третий вид лепки — вазы, кувшины, круглая скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Лепка обязательно должна идти параллельно с рисунком. Необходимо приучать детей к строгому соблюдению формы изображаемых предметов и достаточно точному ее выражению, будь то в рисунке или в лепной работе.

На первом занятии следует нарисовать ряд геометрических фигур на классной доске и предложить учащимся воспроизвести их. При этом необходимо давать словесные определения линий, углов и поверхностей, которые изображаются на доске.

Это придает ему динамичность, как бы сообщая поступательное движение.

После лепки простых геометрических тел можно приступить и к сложным предметам, имеющим округлые формы и приближающимся к форме геометрических тел. Например, несколько видоизменяя шар, можно переделать его в яблоко, персик или грушу. Из цилиндра, сминая его или несколько подрезая, можно получить огурец, баклажан, бутылку, кувшин и другие предметы-образы.

Таким образом, мы выявили, что при работе с пластичными материалами, педагог должен показать и рассказать детям особенности работы с данными материалами.

 

1.3 Народная глиняная игрушка

 

Для успешного овладения навыками декоративной лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке.

Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус.

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его — Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике — «Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности все народным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями, Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А. А. Мазурина, Е. 3. Кошкина, 3. В. Пенкина. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.

Изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия, что не успеваешь следить за их руками.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.

Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других — немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие — в холодных — голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие же, покрыты узором.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы воспитателя о том, где и как их делают.

Филимоновские игрушки.

Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит; что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны, Сюжеты филимоновской игрушки традиционны— это барыни-крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны, которые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отливаются игрушки животные. У баранов, коров и коней- маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые и, когда их много - это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются глаза, рот, нос.

Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоловской игрушке забаву, фантастические изображения предмета, которые пробуждают его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условной трактовки образа. Филимоновские игрушки, как правило,— свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними

Каргопольские игрушки.

Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь— древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. большей частью они делали обливную посуду, горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

Однако в 1930 г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например. Полкан — полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин,— всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной.

Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках — момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.

И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров.

Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.

Калининские игрушки.

Мастера украшают игрушку налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

Изразцы.

Одним из интересных предметов прикладного искусства можно назвать изразцы. Создавались они талантливыми народными художниками, которые черпали сюжеты из легенд, преданий, окружающей природы. Искусство изразца возникло во второй половине XV века, и достигло полного расцвета в XVII веке с появлением многоцветных изразцов. В древней Руси изразцами украшали храмы, что делало их праздничными и нарядными. Кроме того, изразцом укрощали печи в теремных палатах и в домах богатых горожан. В настоящее время старинные изразцы можно увидеть там, где сохранились храмы XV— XVII вв. На многих изразцах изображены растительные орнаменты, где переплетаются цветы, листья и гирлянды из фруктов. Есть изразцы с изображением диковинных животных, сказочных птиц, львов, коней с наездниками, встречаются целые композиции жанровых сцен.

Искусство изразца, как всякое народное искусство, имеет свою историю. Изразец — исконно русское слово и произошло оно от слова «образец», т. е. «образить» — придать красивый вид. Изразцом называют коробку без крышки, сделанную из обожженной глины. Лицевая сторона коробки украшается рельефом или расписывается, боковые стенки коробки — румпа — крепятся в стене здания.

Для изразцов мастера изготовляли деревянные формы. Сюжеты для рельефов брали из старинных церковных книг или использовали рисунки тканей. Так, с итальянских бархатов был взят узор «павлиний глаз». Деревянные формы применялись для создания изразцов, украшавших многие строения Москвы. Изразцами украшены храмы Ярославля. Из больших; цветных обливных изразцов мастера создавали целые керамические ковры, которые опоясывали стены здания и окаймляли окна.

В Москве, Владимире, Калуге и других городах мастера облицовывали изразцами в парадных покоях огромные печи, которые выглядели как целые архитектурные сооружения.

Таким образом, навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению.

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел, украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов.


Глава 2

 

2.1 Значение занятий лепкой в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

 

В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий на основе народного прикладного искусства.

Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Так, в орнаменте дымковских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели — растительных. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Ребенок 3—4 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятен на бумагу. Ему несложно стекой ритмично украсить вылепленные из глины фигурки: наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушка приобретает более эффектный и привлекательный вид.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как быне подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.

Мелкая народная пластика доступна дошкольнику. Она дает пример ритмичного элементарного расположения предметов. Работы дошкольников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм.

Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности. Орнамент, украшающий предмет, может быть рельефным или контррельефным, т. е. углубленным, нарисованным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногда просто нанесенным кистью, гуашью или ангобом без создания рельефа. Эти способы можно показать и детям.Мыслительная деятельность ребенка проявляется в том, что он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удалив лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная фигурка, и он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи преподавателя. Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета.

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2— 3 фигур весьма сложно

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Показывая детям игрушку, преподаватель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: