Кандидат в ректоры Марина Потапова уверена в уникальности ЮУрГГПУ




ОТСЮДА ВЫШЛИ ВСЕ УНИВЕРСИТЕТЫ»

- Марина Владимировна, что для Вас стало отправной точкой выдвижения своей кандидатуры на пост ректора ЮУрГГПУ?

М.В.: Участие в выборах – это осознанный и тщательно взвешенный шаг. Я ждала, когда будут объявлены выборы, потому что держу в памяти слова Елены Антоновны Красновой, сказанные ею в момент моего ухода из ЮУрГГПУ: «Марина Владимировна, Вы должны этому вузу. В Вас все вложили очень много. Верните». Эта фраза для меня стала ключевой. Я поняла, что тот самый случай наступил, моя степень благодарности вузу очень высока.

Проработав год в крупнейшем вузе Южного Урала - после 20 лет работы в педуниверситете мне поступило приглашение о сотрудничестве от ректора ЮУрГУ – я поняла, что все внутренние переживания, мое научное поле остались внутри педагогической профессии. Реализация национального проекта «Образование» ведёт российские школы к глобальным изменениям. Государство ставит перед учительством большие задачи, появилась новая идеология, которую нужно воплотить в жизнь. Я очень хочу быть там, где решаются эти проблемы. У меня есть понимание происходящих процессов, возможность и желание им содействовать, а не сопереживать.

Сегодня педагогический вуз должен выработать прозрачную, понятную всем и каждому стратегию взаимодействия с регионом, стать движущей силой в системе образования Челябинской области. Россия до 2024 года должна войти в топ-10 стран по качеству образования в мире. Для выполнения этой задачи, поставленной Президентом РФ, создаются школы с особым статусом, прогнозируется успех каждого отдельного ребенка, учитель будущего – это центр компетенций, и он должен быть готов к работе в новых условиях. Нужна серьезная научная база, она уже создается профессорско-преподавательским составом ЮУрГГПУ. Я могу внести свою лепту.

- Ваше выдвижение поддержал председатель совета ректоров УрФО Александр Шестаков. Нет ли в планах намерения объединить два региональных вуза? С недавних пор даже аббревиатуры университетов выглядят почти одинаково.

М.В.: Это мой любимый вопрос. Он волнует всех - кого в шутку, кого всерьёз. Но прежде чем говорить о слиянии, надо понять, зачем нам ЮУрГУ и зачем мы нужны ЮУрГУ? Всё в жизни происходит не зря. Очень хорошо, что я оказалась в ЮУрГУ. Для меня это был большой опыт и серьёзное повышение квалификации. Я увидела изнутри, как работает другой механизм. Бывший политех – опорный вуз, участник проекта 5-100, выполняет задачи глобального уровня, входит в мировые рейтинги и имеет высокие научные показатели. Там сделали ставку на смарт-технологии, на индустрию будущего, IT-проекты. В ЮУрГГПУ преимущественно ведутся гуманитарные исследования. Если сейчас представить себе, что к ЮУрГУ присоединили какой-нибудь другой вуз, будем наблюдать падение всех индикативов. Как единая структура мы друг другу будем только мешать. Но мы можем быть полезны друг другу в рамках сетевого взаимодействия, которое предлагает начать Александр Леонидович. Он предлагает: пользоваться теми научными лабораториями, которые есть; создавать два совместных диссертационных совета, один по филологическим наукам, другой – по биологическим. Это даст вузам новую жизнь, дружбу, которой давно не было. Я хорошо общаюсь и с Сергеем Валерьевичем Таскаевым, недавно избранным ректором ЧелГУ. Он тоже ждёт этой дружбы.

- Кем и как создавалась ваша предвыборная программа?

М.В.: Программу делал коллектив единомышленников, которые сегодня работают в университете. Как и любой документ, он конструировался с учетом государственного заказа, особенностей региональной политики и традиций, накопленных образовательной организацией. Это с точки зрения подхода. С точки зрения формы она представляет собой вполне реалистичный, подробный план действий, ключевые стратегические проекты, которые приведут вуз к позитивным результатам работы. Современный университет – это система с многоаспектностью задач. Педагог сегодня не просто учитель у доски. Он и ученый, и воспитатель - потому в вузе воспитательная работа одна из самых значимых и масштабных, с точки зрения жизни университета. Преподаватель должен уметь строить связи с общественностью, плюс ко всему он человек, родитель, и рассчитывает на социальную поддержку. Можно продолжать и продолжать. Работать в команде и справляться с многозадачностью студентов педагогического учили всегда. Вспоминая начало своей профессиональной карьеры, когда ректором ЧГПУ был А.Ф. Аменд, тогда очень много похожего зарождалось. Только раньше это не называлось «проектной работой». Это называлось «матричной системой управления» и «координацией жизни».

- Марина Владимировна, а не изменится ли структура уже имеющейся «матричной системы» согласно вашему плану?

М.В.: Мне часто задают вопрос, буду ли я соединять факультеты, как в ЮУрГУ, превращать часть факультетов в крупные институты или высшие школы? Я долго думала, и считаю, что для педагогического университета это неприемлемо. Во-первых, у нас даже в названии есть некая локация: гуманитарно-педагогический университет. Поэтому какие есть педагогические профессии в принципе, столько должно быть и факультетов, институтов и высших школ.

Приведу пример. Есть воспитатель детского сада – значит, должен быть факультет дошкольного образования. Это определенные задачи, понятные данному уровню образования. Ни одному вузу это не применить, потому что у нас строится система обучения студентов с учетом другой образовательной системы. Есть уровень начального образования – следующая ступень – соответственно, у нас должен быть отдельный факультет, потому что это особый педагог. Он должен знать многие науки и применять разные методики. Есть психологи в образовательных организациях. И это не просто психолого-педагогическое направление подготовки, это определенная профессия. Много надежд и сложных решений возлагается на эту группу педагогов. Соединяя факультеты, мы потеряем в качестве подготовки данного педагога.

Время диктует нам необходимость создания ещё одного факультета – информатики. Для нас он не новый, он уже создавался в нашем университете и имел узко специальную направленность – подготовка школьных учителей информатики. Сегодня в условиях цифровой экономики, цифровизации образования функции этой структуры будут значительно расширены.

Теперь про кафедры. Да, согласно требованиям времени, у нас происходила реорганизация, были слияния кафедр. Но на сегодняшний день количество существующих кафедр соответствует всем профильным направленностям, которые реализуются нашим университетом. Возьмем, к примеру, кафедру философии. Это небольшая кафедра, но она обязательно должна быть в университете, потому что это фундамент науки.

Если кафедра физической культуры была у нас межфакультетской, теперь оказалась в высшей школе физкультуры и спорта, но все равно сохраняется как межфакультетская. Перед этим коллективом стоят определенные задачи, связанные со здоровым образом жизни и отношением к спорту, физической культуре наших студентов. Они формируют универсальные компетенции наших студентов.

А вообще, в существующей структуре одна из ключевых ролей отводится сегодня кафедрам, которые реализуют педагогические дисциплины. Их у нас несколько: межфакультетская кафедра, есть в институтах и на отдельных факультетах. Сегодня это является инновацией в стране, насколько я слышу на многих совещаниях, за этим будущее. Они будут измерять «скилсы», как сейчас модно говорить: педагогические компетенции и навыки студента вуза. Этот эксперимент, может быть, внесёт корректировки в направление «Педагогика и психология».

Добавлю еще, что сегодня университеты обладают расчетами оптимального количества факультетов, кафедр, сопровождающего персонала, лаборантов, секретарей, работников библиотеки с учетом различных показателей и требований государства.

- Как думаете, в коллективе ЮУрГУ у вас много единомышленников, которые выразят готовность реализовывать ваши проекты?

М.В.: Во-первых, в той программе, с которой я иду на выборы, нет ничего такого, чего этот коллектив не слышал. Когда я была проректором сначала по научной, а потом по учебной работе педуниверситета, всё это неоднократно озвучивалось с больших трибун. Общаясь с людьми, и раньше, и сейчас - в период подготовки к выборам - я слышу отклик на эту программу. Многие говорят, что им интересно оказаться со мной в одной команде, чтобы реализовывать эти проекты.

27 августа исполнился год со дня моего ежедневного отсутствия в ЮУрГГПУ, всего один год! У меня остались в вузе друзья, люди, с которыми у меня много общего, коллеги разного возраста. Я с ними в течение года и созванивалась, и советовалась, и даже в рамках той новой деятельности, которой я сейчас занимаюсь.

- Некоторые ваши планы, особенно в части модернизации материально-технической базы, сродни наполеоновским: строительство бассейна, общежития, создание общеобразовательной школы. Вы уверены, что вуз в ближайшее время будет располагать такими средствами?

М.В.: Поверьте, эти предложения не с потолка взяты. И это задачи разного масштаба. Я неоднократно встречалась с представителями регионального правительства, обсуждала свои проекты с руководством Министерства образования и науки Челябинской области. Сегодня национальный проект «Образование» позволяет регионам ходатайствовать перед федерацией о выделении средств на строительство специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) для школьников. Более того, предполагается проживание одаренных ребят в интернатах при университете. Тогда весь потенциал университетского образования распространяется на основное общее образование. СУНЦев не так много в стране, но их опыт позитивный. Поэтому у меня есть четкое понимание, как это будет реализовано. Понятно, что это случится не в 2020 году, но, вероятнее всего, в ближайшую пятилетку произойдет.

Следующий пункт – строительство бассейна. За собственные деньги университет себе такую роскошь позволить не может, но есть федеральная программа, позволяющая вузам участвовать в конкурсе на получение дополнительной субсидии. Данный вопрос я прорабатывала в Москве, в федеральном министерстве. Сегодня бассейны строятся в Оренбургском, Новосибирском университетах. Несколько лет назад аналогичный объект сдан в Волгоградском социально-педагогическом университете. Я туда ездила, смотрела, как он выглядит. Очень компактный, локальный. Между двумя корпусами расположен. Я пообщалась с коллегами - ректорами этих университетов - нет ничего невозможного. Надеюсь, у нас на территории тоже будет свой компактный бассейн.

- Может, начать с решения локальных проблем: ремонта фасадов, модернизации туалетов, оснащения лабораторий? Откровенно говоря, внешний вид ЮУрГГПУ сегодня привлекательным не назовешь.

М.В.: На текущие нужды дополнительные субсидии не нужны, достаточно четко планировать и распределять деньги, которые сегодня есть у университета, а также привлекать больше внебюджетных средств. Грустно, что сегодня не работает попечительский совет. Эта структура была достижением педуниверситета. Считаю одной из первостепенных задач – восстановление его функций. Например, фирма «Научные развлечения», которая с нами много сотрудничала, сейчас развивает новое направление – большой российско-японский проект. Коллег интересует, как в стране, совершившей невероятный технологический прорыв, обучают детей от дошкольного до общего уровня. И они готовы поделиться с нами своими идеями и связями.

- Наверное, самый актуальный вопрос для сотрудников: будет ли повышение заработной платы?

М.В.: Здесь ситуация следующим образом складывается. Университет выполняет поручения Президента, и, как было заявлено в майских указах, вуз в 2018-2019 годах должен держать уровень зарплаты профессорско-преподавательского состава на уровне 200% от средней по экономике региона. И в нашей Челябинской области нет ни одного университета, который бы не соблюдал эти нормы. Это государственная задача, и на её выполнение высшим школам дается субсидия на заработную плату. Поэтому университет наш, как и все вузы, получал это дополнительное финансирование с учетом этого расчёта. А, с другой стороны, я понимаю, что преподаватель ждёт не только того, что обещают на уровне государства, а ещё немножко больше. И я понимаю, что нужно поднимать эту планку. Наша программа рассчитана на ближайшие 5 лет, так что к 2023 году я планирую постепенно повышать уровень средней заработной платы наших преподавателей. За счет чего? Во-первых, нужно думать о внебюджетной составляющей. Чтобы больше получать, нужно больше зарабатывать. У нас амбициозные планы и есть понимание, как и с кем взаимодействовать в данном вопросе.

- «Больше зарабатывать» - значит больше работать? Вы увеличите нагрузку сотрудникам?

М.В.: У нас в университете она давно максимальная. Ставка преподавателя – 900 часов. Я сама преподаватель, и знаю, какой это хлеб. В своей программе мы предлагаем разработать «дорожную карту». В ней четко отражены даты, сроки, ответственные за исполнение. Из нее пока конкретика не видна, обозначены только направления, что нужно делать. И как раз в этом документе предусмотрено уменьшение почасовой нагрузки преподавателя с учетом его потенциальных возможностей, например, его научных результатов. То есть, из этой программы получится 5-7 дополнительных подпрограмм по разным видам деятельности, которые будут реализовываться в университете. Надеюсь, учёный совет примет её в работу.

- Многие руководители российских предприятий и организаций взяли курс на омоложение своих трудовых коллективов. Как вы относитесь к этому веянию?

М.В.: Наша учительская профессия позволяет человеку очень долго находиться в строю и быть нужным системе, организации, в которой он работает. Передача опыта и своих наработок очень важна, когда есть преемственность поколений, преемственные связи между различными возрастными группами. Это первое. Второе. Всегда надо помнить о том балансе опыта и молодости, активности, свежести идей, которые мы ассоциируем с новым поколением преподавателей. Мне кажется, здесь надо держаться золотой середины. И та, и другая категория преподавателей нуждаются в поддержке и определённом уровне взаимодействия. Высокоопытным преподавателям – так их назовем – нужно создать условия для выхода из профессии без стресса. Действительно, возраст пенсионный выше стал, поэтому сегодня это очень важно. Входящим в профессию важна материальная поддержка. Мы не говорим, про поколение 40-50 летних, которые уже закреплены в профессии, наработали опыт. И молодежь надо стараться оставлять в вузе. Сегодня кризис, который переживало педагогическое образование, прошел. К нам идут мотивированные абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ, уже сегодня они демонстрируют неподдельный интерес к профессии. Мы видим, что среди сегодняшнего студенчества точно есть завтрашние преподаватели и просто надо их не упустить, систему нужно продолжать выстраивать.

- Как планируете поддерживать в студентах интерес к активной и всесторонней жизни вуза?

М.В. Я студентам предложу активную жизнь, внутри которой буду я сама. Мне очень хочется принимать активное участие в обсуждении всех проектов, которые они будут предлагать. Не прорабатывать, а дискутировать, предлагать свои, слушать их идеи, связанные с их личной жизнью, жизнью университета, города, области. Применительно к этому мне очень нравится словосочетание «вуз социальных инициатив». Для самых ярких и значимых для вуза идей существует система грантов - прекрасная возможность для самореализации.

Если ты хочешь быть руководителем педагогического вуза, ты должен быть внутри всех процессов. Если проводится спартакиада, ректор должен участвовать в спартакиаде. Если студенты обсуждают велозабег, значит, надо садиться на велосипед. Идеология школьного стандарта – системно-деятельностный подход. Идеология вузовского стандарта – компетентностная, все познаётся через деятельность. Понятно, что выходить на все флешмобы не обязательно, но я с молодёжью на одной волне.

Быть в гуще молодежных событий позволяют и соцсети. Я человек IT-компетентный. Я активный пользователь соцсетей, много читаю научно-популярной, художественной литературы именно в электронном формате, ежедневно перерабатываю огромный поток информации. Дистанционно взаимодействую со своими аспирантами, с коллегами с помощью Skype, WhatsApp, Viber и так далее. Сегодня, с одной стороны, нас пугает информационная среда, а с другой - она позволяет быть открытыми, мобильными, включенными. Я за включенность.

- В тексте программы встречается словосочетание «Школа человеческого капитала». Что это такое?

М.В.: Это словосочетание даже получило графическую форму, специально для него разработан логотип. Сегодня университет воспринимается как сплав опыта и молодости. Союз академиков и докторов наук со студентами и молодыми преподавателями, которые только начинают ассоциировать себя с этим университетом – они являются важным человеческим капиталом.

Почему я выбрала для слогана слово «школа»? Потому что школа – это определённый уклад. Уклад влияет на всё: на жизнь, на её структурность, на наши проявления в обществе, на внешние и внутренние ограничения. Наш университет – это школа человеческого капитала. Мы растим педагога, который приходит в школу и растит гражданина РФ. Модель, которая заложена в педуниверситете, масштабируется через все образовательные организации. Из педуниверситетов рождаются другие университеты. Звучит пафосно, но понятно.

Когда-то у нас в университете (возвращаясь к слогану «Традиции. Стабильность. Развитие») было так заведено: Александр Филиппович Аменд, а затем Виталий Викторович Латюшин встречали у входа по утрам сотрудников и студентов. Это уклад жизни школы. Директор и завучи так здороваются с учениками по утрам. Это было проявление открытости. Человек может подойти к ректору, задать вопрос.

Значительный вклад в университетский капитал внёс и Владимир Витальевич Садырин. При нём у ЮУрГГПУ появился свой колледж, Объединенный Совет Обучающихся, он является основателем проекта «Весенний вальс». Хочу, чтобы эти традиции жили.

- Что вы вкладываете в понятие «стабильность»? Как синоним «неизменности» в программном слогане может сочетаться с динамичным развитием?

М.В.: В данном контексте «стабильность» – это то ощущение, которое должно быть у каждого члена нашего коллектива. В вузе должно быть тепло, светло, вкусно, красиво, интересно, вовремя выплачены зарплаты и стипендии. А это все стабильно. Каждый человек хочет стабильности в век быстро меняющихся событий.

- Вы сможете создать все эти условия?

М.В.: В одиночку – нет. А с сильной командой – почему бы и «нет»? Многие комфортные условия в вузе уже созданы. У нас толковый коллективный договор, мощная профсоюзная организация. У сотрудников есть возможность получать льготные путёвки в санаторий, абонементы в бассейн, театральные билеты… Университет эту поддержку будет оказывать и в дальнейшем.

Есть проблемы сегодня в спортивном лагере «Чайка», но у меня есть видение, как их решать. Нужно заниматься агро-биостанцией, где выращиваются овощи, ягоды, фрукты - она важна для многих. Людей волнуют простые вещи: детский сад, школа, досуговый центр для детей, желательно рядом с работой. Невозможно трудиться с полной отдачей сил, если дома что-то не ладится. А в педуниверситете умеют работать и дружить семьями, уважают профессиональные династии. Кстати, я продолжаю одну из них. Нашей педагогической династии Салтыковых-Карасовых 520 лет!

Недавно я перечитывала дневники своей тёти, Карасовой Н.В. и нашла там созвучные для меня сегодня строки: «Пединститут – наш источник жизни, наша любовь и наш труд. Этот вуз закончили мои дети, сестра. Здесь работал мой муж. Все наши друзья и коллеги тоже были преподавателями пединститута. Все и всё знали друг о друге… Радует то, что в нашем вузе работает мой сын, его жена, внучка, учится правнук. Значит, жизнь продолжается. И Педагогический вуз не расстался с нами, Карасовыми, и мы не расстались с ним! Живи, процветай, иди дальше, успехов тебе, наш Челябинский педагогический университет ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: