Человечество вступило в XXI столетие. Много это или мало для истории цивилизации, для культуры?
Время осознанной истории человечества примерно семь тысяч лет - от пятого тысячелетия до н. э. и до второго тысячелетия нашего времени. Принято считать, что поколения меняются раз в 25 лет. Казалось бы, семь тыс. лет - это огромный срок, но если подсчитать, сколько поколений сменилось за это время, то окажется - всего 280.
Мы подошли к черте, когда живущие сегодня на Земле люди могут оказаться последними; или 281 поколение откроет собой новую эпоху в истории человечества, культуры.
Для благополучного исхода человечеству важно уже сегодня понять те проблемы, которые будут определять его существование в будущем, найти эффективные средства их решения, определить место и значение художественной культуры.
Проблемы культуры XXI века уже реальность, та реальность, в которой мы живем. Из 6 млрд. людей, живущих на планете сегодня, свыше половины увидят 2025 г., а подавляющее число детей, родившихся в 90-х годах, доживут до середины следующего столетия.
Контуры наступающего века просматриваются уже сегодня. Очевидно значительное отличие между настоящим и будущим и тем более прошлым: ясно, что новый век будет совершенно непохожим на уходящий.
XX век и особенно его вторая половина обнажила противоречия и выявила парадоксы. Это век жестокости, политического тоталитаризма и господства «массовой культуры», но и век великих духовно-нравственных и художественных откровений, надежд, обретений и открытий. Это век глобализации многих процессов и явлений, и одновременно век «единичного», уникального, век личности с торжеством ее индивидуальности и самобытности.
|
XX век - был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных. Век, обнаруживший непригодность тех ценностей и образа жизни, в которых живет современный человек. Век, остро почувствовавший вселенское неблагополучие. Поэтому люди остро ощущают психологический дискомфорт, испытывает чувство неуверенности и отчужденности. Культура находится в состоянии выбора новых ценностей и приоритетов. Перед выбором находится и художественная культура и от этого выбора будет зависеть оптимально-оптимистическая или пессимистически-трагическая перспектива у человечества.
Какой будет культура нового тысячелетия? Уже сейчас в ней видны характерные черты. Выделим среди них те, которые, на наш взгляд, дают представление о новой культуре, о художественном ее своеобразии.
Вторая половина XX века характеризуется глубокими, радикальными и необратимыми преобразованиями в мире. Они пронизывают все сферы жизни. Отличительная их черта - всеохватность, взаимозависимость на глобальном уровне. Преобразования сегодня в культуре, обществе стремительны. Происходит ускорение темпов развития общества. Одно поколение людей сегодня встречается с такими социальными, политическими, экономическими, психологическими, нравственными, экологическими и другими изменениями, которые еще в недавнем прошлом растягивались на несколько поколений. Возрастает интенсивность общения между людьми, народами, странами и континентами, цивилизациями и культурами. Коммуникативные процессы происходят в глобальном, планетарном масштабе, связывая человечество в единое целое.
|
Объективно мир переходит в состояние, когда вместо механической совокупности отдельных стран, он может превратиться во взаимосвязанную целостность. Укреплению этой тенденции может оказать мощное содействие художественная культура, которая по своей природе целостна, органична, плюралистична и демократична. Процесс глобализации создает особые условия для существования и развития художественной культуры. Эти условия имеют двоякий характер. С одной стороны, наблюдается ускорение распространения художественных ценностей, демократизация художественной культуры, при которой реально для каждой личности в любом уголке земли становятся доступны произведения искусства. Но с другой стороны, есть огромная опасность нивелирования, стандартизации и усреднения явлений художественной культуры, навязывания шаблонов и стереотипов, по сути, суррогатов, а не подлинных художественных ценностей. Это гибельно для художественной культуры, ибо по своей сути художественное явление всегда уникально, неповторимо, своеобразно. В этом достоинство, специфика и сила художественной культуры, которая может быть востребована на пороге III тысячелетия как средство сохранения уникальности и неповторимости личностей, составляющих человечество, сохранения уникальности и неповторимости национальных культур разных регионов.
Современные процессы в мире теснейшим и органическим образом взаимоувязаны. Изолировать и решать отдельно ни одну из глобальных проблем невозможно. Их надо решать в комплексе. Одна проблема, например, в экономике - «вытягивает» за собой другую глобальную проблему - природных ресурсов (открытие, добыча, использование), а это уже глобальная экологическая проблема, которая может быть успешно решена при соответствующем наборе нравственных ценностей у людей и т. д. Серьезное положение дел со средой обитания обостряет не менее важную глобальную проблему - утверждение новых культурных ценностей и ориентиров. И здесь опять-таки огромную помощь может оказать художественная культура, поскольку она своими специфическими методами и средствами способна «достучаться» до каждого человека, затронуть не только его ум, но сердце и душу, помочь ему понять уникальность и ценность каждого уголка земли с его неповторимой культурой, особым ландшафтом, своим духом.
|
Очевидно, что весь комплекс проблем глобального масштаба должен решаться на основе нового типа экономики, созданной достижениями информатики и новейшей технологии. Успешное их решение в современных условиях невозможно без соответствующей социально-правовой и политической среды, построенной на гармоничной основе; без определенной нравственно-эстетической атмосферы, где приоритетны интересы человечества и отдельного человека, а не узкополитические, корпоративные интересы.
В мире сейчас как реальность существуют национальные, региональные экономические комплексы, ориентированные на всемирное хозяйство. Во все большей степени проявляет себя объективный процесс интернационализации хозяйственной деятельности, где определяющим звеном выступают технические и научные открытия, не знающие национальных границ. Постепенно изменяются в соответствии с этими процессами и основные принципы и институты по управлению хозяйством; они демократизируются, обретают творческую гибкость и пластичность, становятся кооперативными.
Современное общество энергично переходит к «высоким технологиям», прежде всего прецезионным, отличающимся высокой точностью. Эти технологии требуют не только высочайшей квалификации, профессионализма, сознательной дисциплины и ответственности, но и творческого подхода, мобильности в принятии неординарных решений. А эти качества личности успешнее всего формируются на базе освоения художественной культуры. Художественно развитый человек способен к нестандартным решениям, к творчеству в неординарных ситуациях. Значит, в перспективе роль и значение художественной культуры в жизни общества может возрастать и стать приоритетной.
Ускоренными темпами разворачиваются глобальные информационные процессы, которые определяют характер современной цивилизации, влияют на динамику культуры, на состояние и тенденции развития художественных явлений.
Глобальные информационные процессы предопределяют смену образа жизни, способа мышления, характер чувств, стиль поведения, изменяют жизненный уклад, формируют новые традиции, новые художественные ценности. По мнению японского ученого, профессора У. Масуды, компьютеризация изменяет природу человека, превращает его из «хомо сапиенс» в «хомо интеллиженс». И здесь важна художественная культура как гарант сохранения уникальности и неповторимости каждой личности, гарант от «роботизации» человека.
Осознание глобальных проблем позволило сформулировать приоритетные задачи, которыми человек и человечество должны заняться в ближайшее время, чтобы сохранить культуру и дать ей новый импульс в развитии.
Среди первоочередных проблем можно назвать блок вопросов, связанных с системой мер по сохранению жизни на Земле, предотвращению военной угрозы.
Сейчас все большее число общественных и политических деятелей активно проводят идею о возможности и необходимости исключения мировой ядерной войны из арсеналов средств международной политики.
Президент Международного института жизни М. Маруа (Франция) считает, что с любой точки зрения - социально-политической, философской, этической - первостепенной задачей современности является сохранение жизни на земле.
Возникает потребность в создании новой философии безопасности, в основе которой лежат принципы равенства, взаимности, всеобщности, политика, базирующаяся не на силе, а на гармонии интересов.
Безопасность государств и защита национальных интересов может быть обеспечена не только правовыми и политическими средствами, здесь свое веское слово может сказать художественная культура, которая имеет опыт развития разнообразных культурных традиций, не поглощающих, не уничтожающих друг друга, а дополняющих собой общее культурно-художественное поле. Опыт взаимообогащения и развития художественных культур разных регионов и исторических периодов, который составляет единый арсенал мировой художественной культуры, может быть полезен для человечества в решении не только художественных проблем, но и проблем экономических, политических, религиозных.
Проблема безопасности в мире - проблема не отдельных государств, блоков, систем, а всего человечества. Наиболее полный и позитивный опыт в умении договариваться, понимать друг друга, способность ценить достоинства и своеобразие другого человечество накопило в художественной культуре и этот опыт может пригодиться в позитивном решении вопросов безопасности.
Человечество на протяжении длительного пути тянуло за собой кровавый шлейф войн и конфликтов. По мнению историков, за последние 5,5 тысячелетий человечество прошло через 14 тысяч войн, в которых погибло более 4 млрд. человек. Две мировые войны XX века унесли свыше 60 млн. человеческих жизней. Нужен механизм гарантированной защиты человечества от угрозы уничтожения. Создание такого механизма - задача не только техническая или технологическая, а прежде всего нравственная, духовная, в том числе художественная. Художественная культура может научить ценить каждую человеческую жизнь, как открытие, как достояние всего человечества.
Сегодня в начале III тысячелетия человечество подошло к такой черте, когда иного выбора уже нет. Здесь уместно предупреждение, высказанное когда-то Бертольдом Брехтом: великий Карфаген вел три войны. После первой он был еще могущественным, после второй - еще обитаем, после третьей - его уже невозможно было обнаружить.
Взаимоотношения природы и общества все больше становятся проблемой, от которой зависит общее будущее биосферы и социума. Эта тема остро звучит в XX веке. Появляется понятие «ноосфера» для обозначения качественно нового состояния биосферы - интеллектуального, духовного.
Французский ученый и философ Тейяр де Шарден изображает эволюцию Вселенной - «космогенез» - как ряд этапов - материальный, духовный - усложнения «Ткани Универсума». В ходе эволюции повышается уровень системности Универсума, усложняется его структура, появляются новые формы духовной жизни. Человек - вершина эволюции; он принимает эстафету развития, становясь главным его фактором. Преобразуя мир, человек включается в мировое творчество и несет ответственность за его успехи.
Конечной целью и одновременно регулятором космогенеза является духовный ориентир. В конечном итоге происходит формирование единого организма, где люди объединяются в нечто целое. Завершается эволюция, по мнению Шардена, в «точке Омега», когда высвобождается духовная энергия, которая дает импульс для воссоединения всех людей. Ученый настаивает, что технический прогресс и развитие экономики - необходимые условия этого процесса при решающем значении духовного фактора.
В.И. Вернадский, изучая глобальные процессы, происходящие в природе и социальном мире, считал, что развитие есть постепенный переход биосферы в ноосферу при условии все большего подчинения эволюции разуму и воле, духовному началу в человеке. Возможна новая фаза жизни, сверхжизни, где, по мнению Вернадского, произойдет сглаживание противоречий и различий между человеком и природой.
Современное звучание проблемы звучит как коэволюция природы и общества. Это идея академика Н.Н. Моисеева. В эволюционном процессе, по его мнению, возможны два варианта. Один - неблагоприятный для человечества, если развитие будет носить стихийный характер и нагрузки на биосферу выйдут на уровень критических значений. Биосфера станет непригодной для жизни. Но человечество может выбрать и иной сценарий. Разумная деятельность человека позволит преобразоваться биосфере в новое качество, где эволюция приобретет направляемый характер. Человек способен инициировать благополучный процесс развития Вселенной, где доминирующей станет гармония, где будет преодолен антропоцентризм.
Чтобы осуществился выбор позитивного сценария, человечество должно руководствоваться нравственно-экологическим императивом: «не навреди», «уподобляйся природе», а соблюдение этих принципов осуществляться «полной мерой».
Эти нравственно-экологические принципы можно развивать средствами искусства художественная культура, поскольку она накопила богатейший опыт такого отношения к природе. Она на протяжении всей истории осуществляет идею мира и гармонии природы и человека, когда человек органично включен в биосферу, живет с ней в гармонии, соблюдая «меру» природы. Настоящее художественное творчество, имея дело с природным материалом в разных видах искусства, никогда не разрушает его, но, постигая его закономерности, позволяет полностью раскрываться, придавая ему выразительную форму, рождает произведение искусства. Такая установка в художественном творчестве была приоритетной с древних времен и доминировала в творчестве великих мастеров искусств разных эпох и континентов.
Глобальные проблемы связаны с еще одной особенностью, характеризующей культуру конца XX - начала XXI века - это гуманизация как главное направление будущей культуры.