Фрагменты из книги В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению».




Содержание занятия

За последние десятилетия немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т.Федоренко). Другие - систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н.Зайцев), третьи - информационно-ценностный подход (А.М.Кушнир), четвёртые - учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И.Оморокова) и т.д.

1. Изучите методику использования зрительных диктантов для совершенствования технической стороны чтения младших школьников И.Т.Федоренко. Составьте тезисы. Запишите примеры 2 - 3 зрительных диктантов.

Справочные материалы:

1) Использование зрительных диктантов И.Т.Федоренко. Для развития техники чтения через увеличение объёма зрительной памяти на уроках рус­ского языка можно использовать зрительные диктанты, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. Каждый из 18 наборов, предложенных профес­сором, включает 6 предложений. Особен­ность этих предложений такова: длина предло­жения увеличивается постепенно, на 1 - 2 буквы в каждом следующем предложении.

Работа со зрительными диктантами органи­зовывается следующим образом: вывеши­вается плакат с напечатанными крупным шриф­том шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги (предложения можно написать и на доске, лучше печатным шрифтом). Объяснив цель работы, нужно по­степенно перемещать вниз лист, закрывающий плакат, предъявляя детям только одно предложе­ние. Дети в течение определенного времени, ко­торое для каждого предложения указано профес­сором И.Т.Федоренко, читают это предложение молча и стараются запомнить. По истечении вре­мени (от 4 до 7 сек.) предложение вновь закрыва­ется, а ученики по памяти записывают его в тет­радь. Затем следует экспозиция, чтение, запо­минание и запись второго предложения и т.д.

Записи дети могут проверить самостоятельно. Если учащиеся во время самопроверки делали исправления в пред­ложениях, то необходимо на следующий день повто­рить работу с этим же набором. Перехо­дить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети успева­ют запомнить и правильно записать экспони­руемые предложения.

Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение их 8-9 слов, не забывая первого.

Главное условие проведения такой рабо­ты - ее систематичность, т.е. зрительные дик­танты должны проводиться ежедневно, не менее 6 раз в неделю.

Развивающие диктанты И.Т.Федоренко

Предложения Количество букв Время показа в секундах
1. 2. 3. 4. 5. 6. Набор № I Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. 8 9 10 11 11 12 4 4 5 5 5 6
1. 2. 3. 4. 5. 6. Набор № 2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз. 12 13 13 14 14 15 6 6 6 7 7 8
1. 2. 3. 4. 5. 6. Набор № 3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. 15 16 16 16 16 17 8 8 8 8 8 8
1. 2. 3. 4. 5. 6. Набор № 4 Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней украсил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. 17 18 18 19 19 20 8 7 7 7 7 7
1. 2. 3. 4. 5. 6. Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и берёзы. Цветы были незнакомые похожие на колоколь­чики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. 36 36 37 37 38 38 5 5 5 5 5 5
1. 2. 3. 4. 5. 6. Набор № 18 На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук. В театре и кино проходи вдоль ряда лицом к сидящему. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье. По лесной заросшей тропе идет группа ту­ристов. Рано утром школьники полили водой горку, размели снег. У медведицы в январе появляются крошечные медвежата. 38 39 39 40 41 42 5 6 6 6 7 7

2. Прочитайте фрагменты из книги В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» (1991г.). Письменно кратко ответьте на вопросы:

1) Что такое оптимальное чтение?

2) Каковы резервы обучения оптимальному чтению? Запишите кратко суть каждого положения.

Фрагменты из книги В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению».

Что такое оптимальное чтение

Прежде всего договоримся о терминологии. Речь не будет идти о скорочтении, потому что скорочтение - это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Оно воз­можно только про себя. Скорочтение имеет смысл для научных сотрудников, руководящих работников и т. п.

Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например если ученик будет читать в темпе скороговорки (со ско­ростью 180 и более слов в минуту), то, естественно, пони­мание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. Диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) - это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.

Если вы возьмете часы с секундной стрелкой и измери­те скорость чтения у дикторов телевидения во время прог­раммы «Время», то окажется, что она варьируется в ши­роких пределах - от 90 до 170 слов в минуту. Средняя скорость чтения диктора телевидения составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи — в оптимальном для осмысления ма­териала.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Мы рассмотрим восемь резервов обучения чтению.

… Важна не длительность, а частота трениро­вочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени. Что же зачастую можно наблюдать во многих семьях? Мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час-полтора, чтобы прочитать эту коро­тенькую сказку. Это час-полтора очень трудной работы. Мама допускает здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводи­лась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тре­нировки в течение часа-полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных эле­ментов обучения чтению в Павлышской школе, школе В. А. Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут. Таким об­разом, общий тренаж в течение урока составит 10x2=20 (чел.-мин).

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Сорок человек в клас­се, тренаж идет в течение пяти минут: 40X5 = 200 (чел.Хмин) тренировочной работы. Мы получили увеличение тренажа в 10 раз, целенаправленно отведя для этого все­го 5 минут урока. Вряд ли надо комментировать эти цифры.

Ежеурочные пятиминутки чтения, Этот ре­зерв мы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. … Каким образом идет обучению чтению? Оказалось, что никакой методики осо­бой нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок - будь то чтение, пение, рисование, математика — начинается с того, что дети от­крывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жуж­жащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. …Давайте проследим, что дают ежеурочные пятиминут­ки за неделю; 5x4x6=120 мин. То есть пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 120 минут. Очевидно, если увеличилось время тренировки в 60 раз, с двух минут до 120 минут, то без всяких мето­дических ухищрений что-нибудь хорошее да получится, несомненно будет положительный эффект.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмо­циональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм при­выкает к этому состоянию.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, тег это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим,— это такой режим, когда (ребенок прочитает одну-две строч­ки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просмат­ривает диафильмы:две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку...

Установлено, что развитие техники чтения часто тор­мозится из-за слаборазвитой оперативной памяти, Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из б-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над опе­ративной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Федоренко. Мы заимствовали из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко три типа упражнений, кото­рые нам представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на не­знакомую часть текста. Все названные упражнения проводятся не индивиду­ально, а коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учи­тывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, луч­ше ориентироваться на один и тот же промежуток вре­мени. Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка тек­ста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого про­чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на два слова, кто-то на пять, кто-то на 15 слов больше). Увеличение темпа чте­ния вызывает положительные эмоции у учеников, им хо­чется читать еще раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменит задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляци­онный аппарат, т.е. использовать следующее упражне­ние системы Федоренко-Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одно­временно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития ар­тикуляционного аппарата, поэтому требования к выра­зительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окон­чания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель начинает третье упраж­нение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато краси­во, выразительно». Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они пе­реходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совер­шается маленькое чудо, по выражению И. Г. Пальченко. «Чудо» это состоит в том, что ребёнок, несколько раз про­читавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится.

Теперь мы переходим к последней рекомендации. Учителя начальных классов имеют много приёмов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы здесь остановиться на одном из приемов, который с успехом используется в третьих классах. В конце урока чтения учителя обычно оставляют три-четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товари­щам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пере­считывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя слов было неделю назад». Результат всег­да свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тре­нировке.

3. Какие направления в совершенствовании навыков чтения выделяет М.И.Оморокова? Запишите их.

Для осуществления опытного обучения авторской группой под руковод­ством М.И.Омороковой были созданы дидактические материа­лы, тетради и карточки на печатной основе на базе учебных книг для чтения, апробирована система упражнений, активно влияю­щих на становление соответствующих параметров чтения. Опытная работа была проведена в школах Одессы, пос. Чер­ноголовка Московской области. М.И.Оморокова выделяет несколько видов упражнений, развивающих навыки чтения:

1) упражнения, направленные на развитие речевого аппарата;

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

5) развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

6) преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Упражнения для развития речевого аппарата:

1) Введение скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы:

А) Читайте скороговорки медленно, затем быстрее, затем быстро и четко.

СуХ СуК неС барСуК

ВлаС у НаС, АФаНаС у ВаС..

Оса БоСа и БеЗ ПояСа.

БоБР ДоБР До БоБРят.

ОКоЛо КоЛа бьют в КоЛоКоЛа.

Б) Отработка сочетаний гласных и согласных:

а) а,о,у, ы, и, э;

б) а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д.;

в) ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вы, вэ, ви;

г) аоуиэ, аиуоэ;

д) з-с-ж, ш-ж-с.

2) Развитие правильности, безошибочности восприятия текста

Предпосылкой правильного чтения является внимание к слову и его частям.

Упражнения:

- чтение слов с одинаковым корнем, сочетаний существительных с прилагательным (внимание к окончанию слова): белый – бельё; у дальнего берега, чистого берега;

- чтение слов с одинаковым окончанием, но с разными корнями (внимание к корню слова):чистота – частота, девушка – дедушка;

- предварительное чтение больших слов перед чтением текста; для безошибочности чтения предлагаются сначала слова более лёгкой структуры: бодрый – ободрился – приободрился;

- взаимопроверка чтения: ученик читает текст из 1 – 2 абзацев соседу, тот следит и отмечает ошибки, затем роли меняются;

- использование карточек для восприятия текста за определённое время (на

карточках слова или текст): спрашивают – спрашивали – расспрашивать –

расспрашивали.

3) Упражнения для расширения оперативного поля чтения:

А) Чтение слов в столбиках:

ученье

учёный

ученик

Б) Чтение цепочки слов, предложений:

вьюга, метель, позёмка, буря.

Чтение – вот лучшее учение.

В) Чтение пирамидок из 5 – 7 слов. Даётся установка: читая первое слово, смотри сразу на следующее за ним, постарайся его понять.

4) Развитие догадки и (антиципации):

А) упражнение «Угадай»: чтение предложений с пропущеннымиокончаниями:

Мы с папой сегод… пош… в ки…;

Б) чтение текстов с пронумерованными предложениями, в которых даны слова с

пропущенными окончаниями; на обратной стороне дан ключ, которым можно пользоваться в случае затруднений;

В) восстановление возможных слов на основе заданных таблицей комбинации

й согласных: ц-л, с- л (тренировка в парах);

Г) чтение устойчивых сочетаний или предложений (правая сторона листа прикрыта:

Он сам во всём (виноват).

Фильм не очень (интересный).

Д) восстановление частей поговорок: Сделал дело… Тише едешь…;

Е) восстановление частей диалога:

Ты уже читал эту книгу?

(Нет, не читал).

Я тебе её дам почитать.

(Спасибо. Но я тебе не скоро верну.)

Ты что, медленно читаешь?

(Да.)

Тема: Уроки чтения в современной школе. Требования, предъявляемые к уроку чтения. Типология уроков чтения. Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения. Элементы проблемного обучения. (2ч.)

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

типы уроков;

требования, предъявляемые к уроку литературное чтение;

нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения;

приёмы создания проблемных ситуаций;

уметь:

сформулировать цели урока в зависимости от типа урока и с учётом требований, предъявляемых к уроку.

 

Содержание занятия

Основные вопросы лекции

1. Урок литературного чтения и его особенности.

2. Требования к урокам литературного чтения.

3. Типология уроков литературного чтения.

4. Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения.

5. Элементы проблемного обучения.

6. Формулирование УУД, предметных и метапредметных результатов на уроках литературного чтения.

Требования к уроку литературного чтения (ознакомьтесь и запишите в тетрадь для лекций пункты 13, 14):

1) Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность.

2) Рациональное распределение времени на уроке.

3) Чёткое формулирование цели.

4) Комплексное решение нескольких задач: формирование и совершенствование полноценного навыка чтения (отработка способа и темпа чтения, правильности, выразительности, работа над осознанностью чтения); реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения.

5) Учёт видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия для выбора вида чтения и вида анализа.

6) Оптимальный выбор содержания, методов и приёмов работы в соответствии с учебной программой и целями урока, с учётом уровня подготовки учащихся.

7) Выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальная самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность.

8) Урок должен быть проблемным, развивающим, нацеленным на сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися.

9) Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ЭСО).

10) Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся.

11) Реализация индивидуального и дифференцированного подходов.

12) Положительная эмоциональная окраска урока: общая атмосфера, психологический комфорт; стиль речи учителя, учащихся; мотивация деятельности учащихся;
свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися. Для того чтобы урок достиг своей воспитательно-образовательной цели, учитель должен затронуть эмоциональную сферу детей.

13) Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся. Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку: 2 класс – ¼ страницы учебной книги для чтения (без отметок!); 3 класс – 1/3 страницы; 4 класс – ½ страницы.

14) Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке. Объем домашнего задания (для ежедневного чтения): 2 класс – 1 – 1,5 страницы учебной книги для чтения; 3 класс – 2 – 2,5 страницы; 4 класс – 3 – 3,5 страницы.

Особенности урока по ФГОС (записать в тетрадь):

1) Тема и цели определяются самими учащимися.

2) Самостоятельно планируют способы достижения цели и задач и осуществляют поиск по плану.

3) Осуществляют контроль, самоконтроль, выявляют затруднения и корректируют их.

4) Дают оценку деятельности и осуществляют рефлексию.

5) Могут выбирать домашнее задание.

Для знакомства:

В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации типов урока. Например, уроки классифицируются по признаку основной дидактической цели (М.А.Данилов, И.Т.Огородников) - уроки первоначального усвоения нового материала, закрепления и повторения знаний, самостоятельной работы, обобщающего повторения, смешанный.

- Подходит ли такая классификация для уроков литературного чтения?

Иной подход к типологии уроков связан с анализом процесса обучения, с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела. В методике преподавания литературы такая типология урока была разработана В.В. Голубковым - вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Классификация В.В. Голубкова несёт в себе не один признак, ибо заключает в себе также способы организации урока.

Наиболее распространённая классификация (записать в тетрадь):

1) урок знакомства с произведением (на уроке идёт знакомство с автором, его биографией, произведением).

2) урок чтения и осмысления произведения (анализ произведения);

3) урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста - пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т. д.).

4) обобщающий урок;

5) урок (творчества) развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста - устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений);

6) урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ);

7) урок работы с детской книгой (урок слушания, библиотечный урок; они нацелены на внеклассную работу, желание пойти в библиотеку и прочитать книгу).

Форма уроков определяется деятельностью учителя и учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений.

Можно выделить следующие формы уроков (записать без примеров):

1) традиционный урок;

2) урок-игра («Угадай автора произведения» - определение автора на основе фактов биографии, «Тёмная лошадка» - узнавание героев произведений по их описаниям; «Установи последовательность» - расположение эпизодов произведения в правильном порядке, «Подбери синоним» - подбор синонимов к качествам героев, «Горячий стул» - определение героев произведения, ориентация в содержание художественного текста, «Прочитанные книги» - определить название и авторов произведений по приведённым фрагментам; о других играх: Н. Платова. Литературные игры на уроках чтения. Режим доступа: posnayko.com.ua›Рус›…/useful/lit-igry.html).

3) урок-экскурсия (в библиотеку), путешествие (путешествие в поэтический уголок Литературной страны с остановками «Угадай поэта», «Поправляй-ка», Подумай-ка» и др.; путешествие в прошлое; «Поэт из страны детства» - С.В. Михалкове со станциями «Поэт из страны детства». «Знакомые стихи», «А что у вас?», «Концертно-музыкальная», «Итоговая»; «Путешествие к мудрой книге», «Путешествие по литературному лабиринту с остановками «Узнай поэта», «Из жизни поэтов», «Вспомни стихи», «Восстанови строчки», «Художественная» и др.);

4) урок-исследование (название этого вида уроков весьма условно, т.к. дети ещё не могут провести полноценное исследование текста, на таких уроках, имитируя исследовательскую деятельность, младшие школьники осваивают элементы литературоведческого анализа; роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно скучной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п.);

5) урок творчества (сочинение собственных литературных произведений; подготовка к устному журналу, придумывание иллюстраций, подбор произведений для сборника сказок, рассказов и т.п.).

 

Для знакомства:

На уроках используют разные формы организации учебной деятельности школьников: 1) фронтальная работа; 2) индивидуальная работа; 3) работа в парах; 4) работа в группах.

На уроках литературного чтения используются элементы технологии проблемного обучения, которая основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Для этого текст нужно читать вдумчиво.

- Сравним два вопроса к рассказу Н. Артюховой «Трусиха»: 1. Как поступили ребята, услышав, что Лохмач сорвался с цепи? А как поступила Валя? 2. Почему Валя выбежала навстречу псу? Какой из них проблемный? (Первый вопрос хотя и настраивает не сравнение поведения Вали и ребят, но на уровне констатации факта. Второй вопрос требует размышления, оценки мысли ученика, направленной на решение проблемной ситуации, он решает эту проблему, опираясь на свой жизненный опыт, на знание ситуации).

По рассказу В.Осеевой «Волшебное слово» можно предложить тему для дискуссии: «Был ли старик волшебником?» Такая формулировка позволяет привлечь исследовательский интерес учащихся. Могут быть разные мнения детей по заданному вопросу. Например, старик – волшебник: ведь только он смог помочь Павлику. Другое мнение: он просто мудрый взрослый человек.

Постановка проблемных вопросов целесообразна при оценивании героев, их действий и поступков, проблем, затронутых автором. Например, при анализе сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно задать вопрос: «Иванушка положительный или отрицательный герой?» Положительный, так как он любит свою сестру (называет ее сестрица). Но у него есть и отрицательные качества, потому что он не послушал свою сестру – выпил из копытца и стал козленочком.

Во 2 классе тема: «Люблю природу русскую. Осень».

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна. (Н. Заболоцкий)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему природа открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна? (Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает).

Рассмотрим этап постановки проблемы по теме: Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Чтение текста. Вопрос: какой это жанр? (Предположение детей: сказка о животных, басня). Таким образом, возникла проблема. Ее нужно решить. Начинается этап поиска решения. Работа проходит в группах. Получилось 2 гипотезы. 1 группа проверяет гипотезу - сказка. 2 группа проверяет гипотезу - басня. Составляем план действий. Называем признаки сказки (басни) по опорным словам. Следующий этап работы. Проверим гипотезы в группах. Какие черты характерны для басни? (опорные слова - волшебство, иносказание и мораль) Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. Новое знание открыто.

Проблемная задача может применяться на любом этапе урока:

- при проверке домашнего задания. Например: Что ещё мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Ребята почерпнут разную информацию из энциклопедии (существовали ли на Руси города, какой веры придерживались русичи)

- при анализе произведения. Характеризуя героев произведения М. Лермонтова «Ашик-Кериб» предложить вспомнить, как говорится о девичьей красоте в русских сказках, выбрать пословицы, в которых упоминаются лучшие черты женского характера, высказать своё мнение;

- при актуализации изученного материала. Изучая сказку П. Ершова «Конёк-горбунок», можно поставить проблемный вопрос: Почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как ты объяснишь поступки братьев?

Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, деловой игры, самостоятельного поиска. Например, изучая произведение В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка», определим антоним к слову любовь, тем самым подведём детей к диспуту о чувстве ненависти.

Записать:

1. Проблемная ситуация с удивлением.

Приёмы:

- одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения;

- столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.

2. Проблемная ситуация с затруднением.

Приёмы:

- дать практическое задание, не выполнимое вообще;

- дать практическое задание, не сходное с предыдущим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: