РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
По многочисленным данным, в последние годы отмечается рост количества детей с нарушениями в развитии, в том числе и с аутизмом. Однако, детей с «классическим аутизмом» немного, и на практике приходится иметь дело с воспитанниками, которым свойственны лишь отдельные аутистические черты, такие как: нарушение взаимодействия с окружающими, проблемы в речевом развитии, особенности поведения, эмоциональной сферы, трудности в становлении навыков самообслуживания.
Педагоги дошкольных организаций одни из первых встречаются с такими детьми
Как помочь детям с аутистическими проявлениями?
v ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ
Если ребенок не выполняет ваших указаний; отказывается от учебных занятий; не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами; не играет с другими детьми; самостоятельно не одевается; не умеет пользоваться ложкой; кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, вредный, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования.
v ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА РЕБЕНКОМ В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В ПРОЦЕССЕ ЕГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли глазной контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т.д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с ребенком и правильно организовать его поведение.
v ПРОВЕДИТЕ БЕСЕДУ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА
В спокойной обстановке расскажите о том, что вас настораживает в поведении ребенка, спросите родителей, какие проблемы замечают они, как с ними справляются. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком, посоветуйте обратиться за помощью к специальным педагогам (дефектологам), медицинским специалистам (детским психиатрам, врачам-неврологам) и порекомендуйте провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии с целью выбора программы обучения.
v ОРГАНИЗУЙТЕ РЕБЕНКА НА ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
Если вам необходимо проводить программные занятия с группой (подгруппой) детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов, конструктора «Лего», строителя и т.д.); попросите помощника воспитателя или тьютора позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне, раздевалке).
v ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ ДЕРЖИТЕ МАЛЫША В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей – находиться на территории своего группового участка, поэтому могут уйти или убежать даже за пределы детского сада.
v НИКОГДА НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЕСТЬ ТО, ЧТО ЕДЯТ ОСТАЛЬНЫЕ ДЕТИ ГРУППЫ
Аутичный ребенок, как правило, имеет плохой аппетит и крайне избирателен в еде, поэтому договоритесь с родителями о том, как можно организовать питание малыша. Например, приносить в детский сад какие-либо продукты.
v ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРЕДОТВРАЩАТЬ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т.д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок не понимает обращенной речи.
v ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ОСВОИТЬ НАВЫК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ
Большинство детей с РАС не способны овладеть этим навыком без специального обучения. Это связано либо с нарушениями в моторном развитии ребенка, либо непониманием последовательности действий. Поэтому целесообразно в раздевалке группы разместить схему одевания на прогулку в виде картинок с предметами одежды последовательно одеваемых детьми.