Описание процедуры системно-структурного анализа.




Лекция 11. Концепция динамической функциональной структуры личности К.К.Платонова. Биография. Определение личности. Описание процедуры системно-структурного анализа. Основные подструктуры личности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

В концепции личности К.К. Платонова представлены данные о генезе, структуре, особенностях функционирования личности и методах ее изучения. Его концепция – пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. развивающуюся во времени и изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. Динамическая функциональная структура личности включает четыре подструктуры: «направленность личности», «опыт», «особенности психических процессов», «биопсихические свойства» (темперамент, пол, возраст, биохимические свойства организма), а также две дополнительных «наложенные» подструктуры - «способности» и «характер».

В условиях, затруднявших использование психодиагностических тестов, К.К. Платонов разработал метод «обобщения независимых характеристик» и способ фиксации его результатов — «Карту личности», включавшую «метод полярных баллов». Данный метод не потерял своей актуальности, и может применяться с небольшими коррективами и в наше время.

Психологическое наследие К.К.Платонова характеризует его как автора различных методов и методик в психологии личности, психологии труда, авиационной, социальной и юридической психологии и др. Это — ученый-экспериментатор, теоретик, историк и методолог-систематизатор науки, психолог-практик, автор 40 книг и 273 статей в различных областях отечественной психологии. К.К. Платонов являлся талантливым популяризатором психологии.

 

 

«Концепция динамической функциональной структуры личности представляет собой стержневой раздел учения о личности, потому что теоретически она позволяет глубже раскрыть сущность личности как структурного феномена, практически она позволяет систематизировать весьма большое число свойств личности и преодолеть их многообразие». К.К.Платонов.

 

Биография.

Платонов Константин Константинович (7.07.1906 5.09.1984) отечественный психолог. С 1925г. работал в Украинском психоневрологическом институте по проблемам психологии личности, труда и социальной психологии. В 1930 г. проводил исследования профессий железнодорожного транспорта в Ленинградском институте мозга. С 1932 г. по 1934г. был заведующим психофизиологических лабораторий сначала Горьковского автомобильного завода, в дальнейшем Челябинского тракторного завода. С 1934 г. занимался проблемами авиационной психологии. Во время Великой Отечественной войны в составе 16 воздушной армии дошел до Берлина. В 1950 г. начал читать курс лекций по психологии труда на кафедре психологии МГУ (1950-1958). С 1960 г. - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем вновь организованного Института психологии АН СССР. Доктор медицинских и психологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Разработал новые методы психологического анализа деятельности летчика, в частности создал «самолетлабораторию». К.К. Платонов был одинаково успешным как в области теории, так и психологической практики, анализ его творческого пути может помочь реконструировать особенности развития прикладной психологии в нашей стране в ее связи с фундаментальной психологией.

 

Определение личности.

Личность – динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функции. В основе концепции личности К.К.Платонова положен системно-структурный анализ.

 

Структура – объективно существующее взаимодействие реально существующего психического явления, взятого за целое, а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей. Целое – это личность, элементами являются стойкие психические свойства, то есть черты личности.

 

Описание процедуры системно-структурного анализа.

Первоначально К.К.Платонов выбрал словаря русского языка С.И.Ожегова термины, которые могли рассматриваться как элементы личности, их оказалось 1500. Для выделения подструктур личности необходимо было сгруппировать эти термины. Выделение подструктур личности проводилось в соответствии с критериями, среди которых было 4 логических, и 1 исторический:

1 критерий: отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

2 критерий: внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

3 критерий: способ формирования черт: воспитание, обучение, тренировка, упражнение;

4 критерий: объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

5 критерий: исторический – этапы изучения советскими психологами личности - каждый этап посвящен определенной теме: «личность как сумма психических свойств», «личность как опыт человека, «биологизация» личности, «социологизация» личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры:

1. Подструктура направленности личности включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает различные формы направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К. К. Платонову, параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

 

2. Подструктура опыта объединяет привычки, умения, навыки, знания, приобретенные путем обучения. Здесь уже заметно влияние биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов, признает что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура особенностей психических процессов или психических функций – воли, чувств, восприятия, мышления, ощущения, эмоций, памяти. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят типологические свойства (темперамент), а также половые и возрастные свойства личности. Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только «субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом уровнях, вплоть до молекулярного.

Вопросы для самопроверки:

К какой подструктуре личности по К.К.Платонову относится убежденность и заинтересованность

а) направленности

б) опыта

в) особенностей психических процессов

г) биопсихических свойств

Ответ: а) - к подструктуре направленности личности, она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

К какой подструктуре личности по К.К.Платонову относятся начитанность и умелость

а) направленности

б) опыта

в) особенностей психических процессов

г) биопсихических свойств

Ответ: б) к подструктуре опыт, онаобъединяет привычки, умения, навыки, знания, приобретенные путем обучения.

К какой подструктуре личности по К.К.Платонову относятся решительность и сообразительность

а) направленности

б) опыта

в) особенностей психических процессов

г) биопсихических свойств

Ответ: в) к подструктуре особенностей психических процессов или психических функций, она включает процессы воли, чувств, восприятия, мышления, ощущения, эмоций, памяти.

К какой подструктуре личности по К.К.Платонову относятся истощаемость и возбудимость

а) направленности

б) опыта

в) особенностей психических процессов

г) биопсихических свойств

Ответ: г)к подструктуре биопсихических свойств, в которую входят типологические свойства (темперамент), а также половые и возрастные свойства личности

 

Таким образом, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится, в основном, только к одной подструктуре, например, «убежденность и заинтересованность» – к первой; «начитанность и умелость» – ко второй; «решительность и сообразительность» – к третьей; «истощаемость и возбудимость» – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур.

Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора – способности и характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.

Способности и характер рассматриваются как общие качества личности, в этом К.К. Платонов усматривает сходство своей позиции с позицией С.Л.Рубинштейна, считавшего характер и способности обобщенными психическими деятельностями.

 

 

Глоссарий:

Личность – динамическая система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функции

Подструктура направленности личности включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.

Подструктура опыта объединяет привычки, умения, навыки, знания,

Подструктура особенностей психических процессов или психических функций объединяет волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Подструктура биопсихических свойств объединяеттипологические свойства (темперамент), а также половые и возрастные свойства личности.

Способности и характер рассматриваются как общие качества личности. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.

 

 

Даты (годы) Этапы жизненного пути К.К.Платонова по критерию выполняемых социально-профессиональных ролей
1931-32 работа в области практической медицины
1933- 35 психология труда, авиационная психология и родственные с ней темы - профессиональная педагогика, медицинская психология;
1941-45 максимум публикаций в области авиационной психологии и авиамедицины и медицинской психологии, психологии труда.
1946- 59 деятельность в военной авиации, преподавал психологию труда, защитил докторскую диссертацию по медицинским наукам. Сохраняется ядро научных интересов, но к нему добавляются работы по психологии личности, общей психологии, истории науки.
1960-70 разработка новых тем - популярной психологии, концепции личности, проблем общей психологии, психологии религии, при существенном сокращении работ в области авиационной психологии.
1971-84 проблематика исследований оказывается максимально разнообразной, в центре изучения - проблемы социальной психологии, сохраняется интерес к психологии труда, профессиональной педагогике, психологии личности и общей психологии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: