Об утверждении профессионального стандарта
«Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья »
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
Министр М.А. Топилин
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
(Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья)
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | ||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам. | ||||||
Группа занятий: | ||||||
Средний медицинский персонал по уходу | Социальные работники | |||||
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||||
88.10 | Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам | |||||
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) | |||||
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) | |||||
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | Наименование | Уровень квалификации | Наименование | Код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию | А/01.3 | ||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению | А/02.3 | ||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации | А/03.3 | ||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению | А/04.3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
Обобщенная трудовая функция
Наименование | Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Код | А | Уровень квалификации | |||||||||||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||
Возможные наименования должностей | Ассистент Ассистент по оказанию технической помощи | ||||||||||||||||||||||||||
Требования к образованию и обучению | Наличие компетенций, соответствующих уровню не ниже среднего профессионального образования либо профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих | ||||||||||||||||||||||||||
Требования к опыту практической работы | - | ||||||||||||||||||||||||||
Особые условия допуска к работе | Предоставление справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданной в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию Прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке. Отсутствие медицинских противопоказаний Прохождение учебного курса для ознакомления со спецификой нозологий лиц с инвалидностью и ограничениями возможностей здоровья и получение документа, соответствующего настоящему стандарту Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи и получение документа, соответствующего настоящему стандарту Прохождение учебного курса для ознакомления с правилами эксплуатации технических средств реабилитации и получение документа, соответствующего настоящему стандарту | ||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные характеристики | |||||||||||||||||||||||||||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | |||||||||||||||||||||||||
ОКЗ | Средний медицинский персонал по уходу | ||||||||||||||||||||||||||
Социальные работники | |||||||||||||||||||||||||||
ОКСО | Социальная работа | ||||||||||||||||||||||||||
Социальная педагогика | |||||||||||||||||||||||||||
Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях | |||||||||||||||||||||||||||
Коррекционная педагогика в начальном образовании | |||||||||||||||||||||||||||
Медико-профилактическое дело | |||||||||||||||||||||||||||
Сестринское дело | |||||||||||||||||||||||||||
3.1.1. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию | Код | А/01.3 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||||||||||||||||||||||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||||||||||||||||||||||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||||||||||||||||||||||||
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществление контроля получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимых документов, в том числе пропускных карт | |||||||||||||||||||||||||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости, высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости с ультразвуковым маячком) | |||||||||||||||||||||||||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при решении вопросов в процессе оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи лицам, имеющим нарушения функционирования верхних конечностей, на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для осуществления действий руками, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи в ведении записей и подготовка других материалов, приведение в порядок необходимых принадлежностей и рабочего места | |||||||||||||||||||||||||||
Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в столовую, кафе в те часы, которые определены графиком питания, в том числе предусмотренные возможности посадки в транспортное средство и высадка из него перед входом в столовую, кафе, в том числе с использованием кресла-коляски | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи при пользовании столовой посуды и приборов, соблюдении личной гигиены во время принятия пищи | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи в одевании и раздевании лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
При необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций организация присутствия медицинского работника | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соблюдении санитарно-гигиенических требований | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Устанавливать и поддерживать контакта с целью эффективного взаимодействия в период оказания услуги | ||||||||||||||||||||||||||
Использование наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь | |||||||||||||||||||||||||||
Оказывать помощь лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по преодолению различных видов барьеров окружающей среды | |||||||||||||||||||||||||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и приемлемой для получателя услуг | |||||||||||||||||||||||||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Оформлять документы и/или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом | |||||||||||||||||||||||||||
Иметь первичные технические навыки первичного ремонта и обслуживанию средств индивидуальной реабилитации в том числе инвалидных колясок | |||||||||||||||||||||||||||
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соблюдении гигиены | |||||||||||||||||||||||||||
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в приеме пищи | |||||||||||||||||||||||||||
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при одевании (раздевании) | |||||||||||||||||||||||||||
Навыки самоорганизации в условиях ЧС, а также организации выполнения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требований властей и должностных лиц в условиях ЧС | |||||||||||||||||||||||||||
Навыки оказания помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при использовании бытовой техникой, электроприборами и другими вспомогательными средствами | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||||||||||||||||||||||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||||||||||||||||||||||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Основы документарного оформления обслуживания лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Этические нормы общения | |||||||||||||||||||||||||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||||||||||||||||||||||||
Основы документарного оформления | |||||||||||||||||||||||||||
Основы межличностного взаимодействия, особенности нозологий личности получателя услуг | |||||||||||||||||||||||||||
Особенности оказания технической помощи различным категориям получателей услуг в зависимости от индивидуальных особенностей | |||||||||||||||||||||||||||
Основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания вспомогательных технических средств, бытовой техники и другие | |||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги | |||||||||||||||||||||||||||
3.1.2. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению | Код | А/02.3 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||||||||||||||||||||||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||||||||||||||||||||||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||||||||||||||||||||||||
Использовать различные способы коммуникации | |||||||||||||||||||||||||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||||||||||||||||||||||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости ультразвуковым маячком) | |||||||||||||||||||||||||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи инвалидам, передвигающихся на креслах-колясках, при преодолении препятствий на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи инвалидам с нарушениями зрения для преодоления барьеров на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда при отсутствии тактильных указателей необходимых для получения информации и ориентации, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи инвалидам с нарушениями слуха для преодоления барьеров различной степени выраженности при отсутствии зрительной информации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи инвалидам с интеллектуальными нарушениями в присутствии специалиста для преодоления барьеров различной степени выраженности при отсутствии понятной для усвоения информации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Устанавливать и поддерживать контакта с целью эффективного взаимодействия в период оказания услуги | ||||||||||||||||||||||||||
Использование наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь | |||||||||||||||||||||||||||
Соблюдать требования охраны здоровья получателя услуги и его безопасности, в том числе пожарной и т.д. | |||||||||||||||||||||||||||
Ориентироваться на территории с использованием наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь | |||||||||||||||||||||||||||
Содействовать преодолению различных видов барьеров окружающей среды лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с различными видами нозологии | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при пользовании общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства) | |||||||||||||||||||||||||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи приемлемой для получателя услуг | |||||||||||||||||||||||||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Оформлять документы и/или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом | |||||||||||||||||||||||||||
Иметь первичные технические навыки по ремонту и обслуживанию средств индивидуальной реабилитации | |||||||||||||||||||||||||||
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Навыки самоорганизации в условиях ЧС, а также организации выполнения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требований властей и должностных лиц в условиях ЧС | |||||||||||||||||||||||||||
Навыки оказания помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при использовании бытовой техникой, электроприборами и другими вспомогательными средствами | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||||||||||||||||||||||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||||||||||||||||||||||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности | |||||||||||||||||||||||||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Основы документарного оформления | |||||||||||||||||||||||||||
Этические нормы общения | |||||||||||||||||||||||||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||||||||||||||||||||||||
Основы межличностного взаимодействия, особенности нозологии личности получателя услуг | |||||||||||||||||||||||||||
Основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания вспомогательных технических средств, бытовой техники и другие | |||||||||||||||||||||||||||
Маршрут следования к месту назначения и технологию его прокладывания | |||||||||||||||||||||||||||
Правила проезда в различных видах транспорта, в том числе правила проезда/перевозки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги | |||||||||||||||||||||||||||
3.1.3. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||
Наименование | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации | Код | А/03.3 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||||||||||||||||||||||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||||||||||||||||||||||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||||||||||||||||||||||||
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||||||||||||||||||||||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигатором, белой трости с ультразвуковым маячком) | |||||||||||||||||||||||||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Информирование получателей услуги об объекте предоставления технической помощи и при необходимости – предоставление услуги с использованием русского жестового языка, предоставление тифло-, сурдопереводчика, дублирование необходимой информации с помощью звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | |||||||||||||||||||||||||||
Анализ окружающей информации, получаемой посредством наблюдения и сообщение ее сопровождаемому лицу | |||||||||||||||||||||||||||
Подбор необходимого способа донесения информации о внешней обстановке на объекте оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Описание основных визуальных и звуковых особенностей окружающей среды и коммуниканта | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание помощи при межличностном общении лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Анализировать наличие и возможные источники угроз и определять возможные пути эвакуации из помещения, в том числе с использованием планов эвакуации | ||||||||||||||||||||||||||
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Помогать в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам по атрибутам пространственных ориентиров | |||||||||||||||||||||||||||
Готовность принимать от человека с инвалидностью информацию, просьбы, указания (т.е. необходимо стремление – помочь человеку с инвалидностью быть самостоятельным) | |||||||||||||||||||||||||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Четко формулировать описание предметов, явлений в месте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологию, жестовый язык и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и наиболее приемлемой для получателя услуг | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять выбор времени/момента передачи информации о внешнем мире/окружающей среде в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||||||||||||||||||||||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||||||||||||||||||||||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Этические нормы общения | |||||||||||||||||||||||||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||||||||||||||||||||||||
Основы документарного оформления | |||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги | |||||||||||||||||||||||||||
3.1.4. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению | Код | А/04.3 | Уровень (подуровень) квалификации | ||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||||||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||||||||||||||||||||||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||||||||||||||||||||||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||||||||||||||||||||||||
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||||||||||||||||||||||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости с ультразвуковым маячком) | |||||||||||||||||||||||||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Техническая помощь в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Анализ окружающей информации, получаемой посредством наблюдения и сообщение ее сопровождающему лицу | |||||||||||||||||||||||||||
Подбор необходимого способа донесения информации о внешней обстановке в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Описание основных визуальных и звуковых особенностей окружающей среды и коммуниканта в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Анализировать наличие и возможные источники угроз и определять возможные пути эвакуации из помещения, в том числе с использованием планов эвакуации | ||||||||||||||||||||||||||
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Помогать в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам по атрибутам пространственных ориентиров | |||||||||||||||||||||||||||
Готовность принимать от человека с инвалидностью информацию, просьбы, указания (т.е. необходимо стремление – помочь человеку с инвалидностью быть самостоятельным) | |||||||||||||||||||||||||||
Четко формулировать описание предметов, явлений в месте оказания технической помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и наиболее приемлемой для получателя услуг | |||||||||||||||||||||||||||
Осуществлять выбор времени/момента передачи информации о внешнем мире/окружающей среде в месте оказания технической помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||||||||||||||||||||||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||||||||||||||||||||||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||||||||||||||||||||||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||||||||||||||||||||||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||||||||||||||||||||||||
Этические нормы общения | |||||||||||||||||||||||||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||||||||||||||||||||||||
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением технической помощи | |||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги | |||||||||||||||||||||||||||
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта | |||
4.1.Ответственная организация – разработчик | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет», 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 | |||
Ректор Починок Наталья Борисовна | |||
4.2. Наименования организаций – разработчиков | |||
1. | УМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Социология и социальная работа» 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 | ||
2. | ОООИ Всероссийское общество глухих 123022, г. Москва, ул. 1905 года, д.10-А, стр.1 | ||
3. | Городской психолого-педагогический центр ДОгМ 109443 г. Москва, Есенинский бульвар, 12, корпус 2 | ||
4. | ООО»Центр сурдопереводческого сопровождения» 117437, г. Москва, Улица Волгина академика, 23, 1, 66 | ||
5. | Благотворительный Фонд «Даунсайд Ап» 105043, г. Москва, ул. 3-я Парковая, д.14 А | ||
6. | Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Луховицкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 140516, Московская обл., Луховицкий р-н, Матыра с, Школьная, 12 | ||
7. | Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Уваровский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» 143260, Московская область, Можайский р-он, пос. Уваровка, ул. Урицкого |