Исчисление общего и специального страхового стажа




Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых и засчитываемых в общий страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Специальное правило существует для исчисления страхового стажа, в который включаются периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Эти периоды учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

При выполнении различных видов работ, с которыми связывается право на досрочную пенсию по старости, периоды выполнения этих работ могут суммироваться. Такое суммирование специального страхового стажа осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом о трудовых пенсиях. В связи с этим требуемую продолжительность специального страхового стажа могут составлять периоды выполнения либо одного какого-то вида работ, либо временные отрезки выполнения работ различного характера. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утверждаются Правительством РФ.

Некоторые особенности исчисления специального страхового стажа предусмотрены для случаев длительной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Во-первых, если работа осуществлялась как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Во-вторых, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (в связи с работой в этих районах и местностях) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Следовательно, в данном случае могут суммироваться различные подвиды специального страхового стажа. Порядок исчисления стажа определяется Правительством РФ.

Исчисление страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

 

45 социальная защита героев советского союза, героев РФ и полных кавалеров ордена славы

Законом РФ от 15 января 1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» для указанных категорий граждан установлено право на:

1) бесплатное получение лекарств по рецептам врачей, бесплатное обеспечение медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым были прикреплены;

2) бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха (для членов их семей – льготное обеспечение путевками за 25 % их стоимости);

3) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов);

4) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси);

5) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

6) бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте;

7) бесплатный проезд к месту лечения и обратно железнодорожным, воздушным и водным транспортом;

8) освобождение от оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива, от платы за пользование телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией, внеочередное бесплатное установление квартирного телефона;

9) бесплатное получение в собственность жилых помещений (в том числе ведомственного жилищного фонда);

10) бесплатное получение всобственность земельных участков под строительство домов и дач и под садово-огородное хозяйство;

11) льготное налогообложение;

12) бесплатное захоронение (в том числе право на предоставление места для захоронения, подготовку и перевозку тела к месту захоронения, кремирование и погребение) с воинскими почестями умершего (погибшего) Героя СССР или РФ и полного кавалера ордена Славы за счет средств федерального бюджета. Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя СССР или РФ или полного кавалера ордена Славы надгробия установленного Правительством РФ образца за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного Правительством РФ образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.

Героям или полным кавалерам ордена Славы по их заявлению устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 32 221 руб.

Члены семей (супруга (супруг), родители, дети в возрасте до восемнадцати лет и дети в возрасте до двадцати трех лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения) Героев СССР или РФ или полных кавалеров ордена Славы, которым установлена ежемесячная денежная выплата, также имеют право на льготы.

 

46 характеристика видов социального обслуживания

 

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание предоставляется их получателям в следующих формах: в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иная.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга[22].

Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Организация полустационарного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское, консультативная помощь, социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах. И иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации[23].

Классификация видов социального обслуживания по нескольким критериям:

1. Социальное обслуживание семей и социальное обслуживание отдельных граждан:

· социальное обслуживание малообеспеченных семей;

· семей инвалидов;

· семей с детьми инвалидами;

· семей, в состав которых входят ВИЧ инфицированные лица;

· семей, в состав которых входят лица с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;

· семей с беспризорными, безнадзорными детьми и др.[24]

2. Социальное обслуживание граждан подразделяется на:

· социальное обслуживание инвалидов;

· граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· детей-сирот;

· детей, оставшихся без попечения родителей;

· безнадзорных и беспризорных детей;

· несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· детей, подвергшихся жестокому обращению в семье;

· малообеспеченных;

· граждан без определенного места жительства и занятий;

· мигрантов;

· женщин, подвергшихся психическому или физическому насилию;

· граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации (пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.).

3. По обязанным субъектам: государственное социальное обслуживание, осуществляемое уполномоченными исполнительными органами государственной власти, государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, и негосударственное социальное обслуживание, реализуемое организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В условиях рыночной экономики возникает необходимость расширить субъектный состав организаций, предоставляющих социальные услуги на основании государственного заказа, включив в этот состав негосударственные социальные службы. Поставщиками социальных услуг могут выступать и отдельные граждане, например, в случае создания приемной семьи для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов[25].

 

 

По признаку возмездности предоставляемых социальных услуг они делятся на: бесплатное социальное обслуживание и социальное обслуживание на условиях частичной оплаты[26].

Закрепленные в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» перечень категорий граждан и условия предоставления бесплатного социального обслуживания нуждаются в корректировке. Норма по предоставлению бесплатного социального обслуживания гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают, одиноко проживающим пенсионерам и семьям, в состав которых входят только пенсионеры, потеряла актуальность. Уровень дохода пенсионера, состоящего из пенсии и социальной доплаты к пенсии, в настоящее время не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, что исключает возможность получения бесплатного социального обслуживания указанными категориями граждан[27].

 

47 социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 августа 1995 г.

(в ред. Федеральных законов

от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Глава III Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Статья 16. Формы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

3. Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Статья 17. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

3. При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 18. Социально-медицинское обслуживание на дому

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.

Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.

 

 

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Примечание: Приказом Минсоцзащиты РФ от 25.01.1994 N 10 утверждено Временное положение о доме ночного пребывания.

Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 20. Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

… Статья 22. Срочное социальное обслуживание

1. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

2. Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7) иные срочные социальные услуги.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 23. Социально-консультативная помощь

1. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

2. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

2) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

3) работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

 

48 социальное страхование

Государственное социальное страхование носит обязатель­ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра­ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме­сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус­тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра­вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ­ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо­вания. Это:

• фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра­зом, работающих);

• пенсионный фонд;

• фонд занятости;

• фонд медицинского страхования.

Все эти фонды организационно обособлены и предостав­ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —' взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста­новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред­ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ­ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю­щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп­лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле­чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно­му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече­нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со­циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени­ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти­вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко­миссии избираются также на собрании трудового коллектива.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна­чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по­ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по­вышения квалификации, переподготовки по направлению орга­нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна­значены для финансирования страховой организацией меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла­чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь­зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так­же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно­сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

 

 

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус­тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

• пособия по временной нетрудоспособности;

• пособия по беременности и родам (для женщин);

• единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

• пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• пособия по случаю рождения ребенка;

• пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь­зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда­ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти­не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де­тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо­собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече­ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов­лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре­бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На­значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра­тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци­альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста­новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ­ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За­коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают­ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

• по старости;

• по инвалидности;

• по случаю потери кормильца;

• за выслугу лет.

Рис. 4

Рис.5.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости­жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус­танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот­ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст­венных пенсий», предусматривающий переход на принципи­ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Рис.6.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про­фессионального заболевания, независимо от продолжительно­сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру­довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз­мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно­сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь­ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час­тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен­сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ­ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо­способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль­ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь­ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра­вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу­чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель­ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав­ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль­ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован­ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы­шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль­ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе­ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус­луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще­ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во­просам похоронного дела производится предприятием, органи­зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: