- — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на компенсацию последствий, связанных с оставлением гражданами Российской Федерации места жительства вследствие совершенного в отношении их или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении как конкретного лица, так и группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Вынужденным переселенцем признается:
- • гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
- • гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Членами семьи вынужденного переселенца признаются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
|
- • совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;
- • не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства;
- • покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
44 страховой стаж
С 2002 года в праве социального обеспечения сложилась другая классификация стажа в связи с появлением нового вида – страхового стажа. Роль страхового стажа в современном социальном обеспечении и его отличие от трудового стажа позволяют говорить о том, что страховой стаж является самостоятельным видом стажа в его отраслевом значении.
И в трудовом, и в страховом стаже выделяются по два основных подвида:
- общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж;
- общий страховой стаж и специальный страховой стаж.
Каждый из этих подвидов различается в зависимости от включаемых в них периодов трудовой и иной деятельности, других предусмотренных законом периодов. В страховой стаж могут включаться периоды уплаты страховых взносов независимо от участия в трудовой и иной общественно полезной деятельности.
Понятие того или иного вида стажа как фактора времени установленной законом продолжительности приводит к необходимости постоянного учета различных отрезков времени, связанных с конкретными обстоятельствами, для получения требуемой их суммарной величины. Ведь именно при наличии требуемого стажа (трудового или страхового) граждане приобретают право на важнейшие виды социального обеспечения. Стаж при этом выступает в качестве одного из юридических фактов. Сохранение прав граждан при изменении требований законодательства к виду стажа или его продолжительности является основополагающим принципом.
|
Как уже было сказано, с 2002 г. ключевое значение приобрел страховой стаж. Роль трудового стажа изменилась. В силу действия ст. 55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, граждане не могут утратить ранее приобретенные права. Следовательно, нужны переходные положения, которые позволяли бы учитывать прежние права, приобретенные по ранее действовавшему законодательству. Учет этих прав должен осуществляться таким образом, чтобы они могли быть объединены с правами, которые формируются на основе нового правового регулирования по отдельным видам социального страхования. Именно поэтому сегодня в законодательстве пока еще не существует очень жесткого разграничения между понятиями трудового и страхового стажа.
Продолжительность «чистого» страхового стажа, который включал бы только периоды работы и иной деятельности, связанные с уплатой страховых взносов, не всегда достаточна для реализации права на социальное обеспечения, поэтому учитываются и прежние периоды, которые включались в трудовой стаж. Это сочетание старого и нового в переходный период прослеживается, например, в определениях некоторых понятий.
|
Понятие страхового стажа связано с различными видами обязательного социального страхования (обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Преимущественно понятие страхового стажа связано с институтом пенсионного обеспечения, поэтому определения различных видов стажа (за отдельными исключениями) сформулированы в пенсионных законах.
Существуют легальные определения страхового стажа:
- страховой стаж – суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Закона об основах обязательного социального страхования);
- страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях).
Определения понятия «специальный страховой стаж» в пенсионных законах нет. Более того, данный термин в них вообще не применяется. Как правило, используется словосочетание «стаж на соответствующих видах работ».
Общий страховой стаж
Общий страховой стаж имеет юридическое значение для определения права на трудовую пенсию по старости, которая назначается либо на общих основаниях, либо в связи с особыми условиями труда, либо отдельным категориям граждан в связи с социально значимыми обстоятельствами. Для назначения трудовой пенсии по старости законом установлена требуемая продолжительность общего страхового стажа. Страховой стаж необходим также для назначения трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Но в этих случаях право на трудовую пенсию не связывается с конкретной продолжительностью общего страхового стажа.
По общему правилу в общий страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами России, застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись указанными гражданами за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в двух случаях:
1) если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ;
2) если уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании. Данная статья предусматривает, что граждане самостоятельно могут уплачивать за себя страховые взносы либо за них может уплачивать взносы другое физическое лицо. Для этого установлен порядок добровольного вступления в отношения по обязательному пенсионному страхованию.
На основании ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании можно еще раз подчеркнуть наличие особенностей в понятии страхового стажа. Накопление периодов общего страхового стажа не всегда связывается с какой-либо деятельностью. Важна только уплата страховых взносов.
Кроме периодов, включаемых в общий страховой стаж, законом предусмотрены периоды, засчитываемые в страховой стаж. Это такие периоды, как: период прохождения военной службы; период получения пособия по временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности); период получения пособия по безработице; период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и некоторые другие. Но существует одно очень важное условие: указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы и иной деятельности (независимо от их продолжительности), которые включаются в общий страховой стаж.
В 2011 году установлено особое правило включения в общий страховой стаж для граждан РФ, проходивших военную и иную приравненную к ней службу, в целях обеспечения их трудовыми пенсиями. Период прохождения военной службы включается в их общий страховой стаж при одновременном наличии следующих обстоятельств:
- в период прохождения военной и иной приравненной к ней службе на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование;
- они уволены со службы не ранее 1 января 2002 г.;
- они не приобрели право на пенсию за выслугу лет (по инвалидности) или на ежемесячное пожизненное содержание.
В целом следует отметить, что в перспективе роль общего страхового стажа будет возрастать. В Законе о трудовых пенсиях уже сейчас предусмотрены нормы, согласно которым с 2015 г. будет увеличен минимально необходимый общий страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости (с пяти до девяти лет). С этого же времени размер трудовой пенсии будет увеличиваться за каждый полный год общего страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, либо уменьшаться за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. В общем страховом стаже для увеличения размера трудовой пенсии по старости будут учитываться вышеуказанные периоды работы и иной деятельности, включаемые в этот стаж, и отдельные периоды, засчитываемые в страховой стаж. В общий страховой стаж для уменьшения размера трудовой пенсии по старости будут включаться все перечисленные выше включаемые и засчитываемые периоды.