Цели урока
образовательные:
- расширить представления учащихся о многообразии птиц;
-раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп;
-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания и образу жизни.
воспитательные:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- формировать экологическую культуру школьников
- воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной работе
Задачи:
• обобщить знания учащихся о среде обитания, приспособленности к ней;
• раскрыть особенности приспособленности птиц к среде обитания.
Оборудование:
• таблицы, с изображением птиц разных экологических групп;
• компьютерный класс.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний и умений.
Презентация
1. Фронтальный опрос.
• Какие особенности внешнего строения отличают птиц от других наземных позвоночных животных?
• Перечислите признаки птиц характерные для полета.
• Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Приведите примеры.
• От какого класса произошли птицы?
• Перечислите признаки, характерные для класса пресмыкающиеся и класса птиц.
• Вспомните, какова численность животных класса Птицы? Более 8000 видов.
• Какое второе название имеет класс Птицы? Пернатые.
• Как называется наука, изучающая птиц? Орнитология.
• А специалист, изучающий птиц? Орнитолог.
Актуализация. (Проблемный диалог)
Показ картинки пингвины.
Учитель: Ребята, кого вы увидели? (пингвин)
- Как вы думаете, к какому классу относится пингвин? (Класс птицы)
- Дайте определение слову «птицы». (Птицы – это животные, одним из наиболее характерных признаков которых является покров из перьев, играющий важную роль при полёте.)
На левой части доски открывается высказывание(поднимаем экран): Пингвин – птица. А с правой стороны: Птицы – это животные, одним из наиболее характерных признаков которых является покров из перьев, играющий важную роль при полёте.
- Сделайте умозаключение из этих двух утверждений. (Пингвин летает)
- А как на самом деле? (Пингвин не летает)
- Получается противоречие? Какой вопрос возникает? (Почему пингвин - птица, но при этом не летает?) (Проблемный вопрос на слайде)
- Какие у вас есть гипотезы ответа на этот вопрос? (Это следствие того, что он живет в воде, питается рыбой, живет в холодных условиях…..) ГИПОТЕЗЫФИКСИРУЮТСЯ НА ДОСКЕ.
- Как называются определенные условия среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм? (Экологический фактор)
- Что же мы будем изучать сегодня на уроке? (Как экологические факторы влияют на приспособления птиц к данным условиям среды)
- Если птицы живут в одинаковых условиях среды, значит и приспособления у них должны быть какие? (Одинаковые)
- Как это будет сказываться на их внешнем облике? (Внешнее строение их будет иметь общие черты)
- Значит, какие группы птиц мы будем сегодня изучать, если на них влияют экологические факторы? (Экологические группы птиц)
- Значит, тема урока сегодня какая? (Экологические группы птиц)
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Значит, какая цель будет нашего урока?
|
Изучение нового материала
- Что называют экологической группой животных? (Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения).
|
Проблемный диалог:
- Одна из гипотез, почему пингвин не летает – потому что он питается рыбами. А есть ли еще другие виды птиц, которые питаются рыбами? (Да, например: баклан, пеликан…)
- Давайте предположим: по какому признаку можно разделить всех птиц на экологические группы, исходя из этих ваших ответов? (По типу питания)
- Давайте предположим: какие экологические группы птиц можно выделить по типу питания? (растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, падалееды) –
Записываем на доске
- По кому еще признаку можно разделить птиц на экологические группы? (По местам обитания)
- Какие экологические группы птиц можно выделить по этому признаку? (Водоплавающие, птицы леса, птицы степей и пустынь, птицы побережий водоемов и болот, птицы открытых воздушных пространств) - Открывается правая доска.
По типу питания:
По местам обитания:
Растительноядные птицы
Водоплавающие птицы
Насекомоядные птицы
Птицы побережий водоемов и болот
Хищные птицы
Птицы открытых пространств
Всеядные птицы
Птицы степей и пустынь
Падалееды
Птицы леса
Инструктивная карточка.
1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
2.Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.
Карточка № 1
Экологическая группа птиц по месту обитания
Виды
Образ жизни и приспособления к месту обитания
Птицы леса
Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари
Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями. Крепкие ноги у куриных, тонкие лапки с острыми коготками у синиц, крепкий хвост у дятла.
По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные.
|
Птицы степей и пустынь
Дрофа, журавли, страусы
Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.
Растительноядные,
насекомоядные
Болотные птицы
Аисты, цапли, кулики
Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники
Птицы водоемов и побережий
Утки, гуси, лебеди
Форма тела удлиненная, обтекаемая, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны.
Птицы открытых воздушных пространств
Ласточки, стрижи
Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенный хвост-руль при полете. Насекомоядные.
Работа с дополнительной информацией.(распечатана на каждую парту)??? Нужно не нужно???
Составьте в тетради схему, характеризующую разные группы птиц в зависимости от того, как птицы перемещениями реагируют на времена года
Основные группы птиц. В зависимости от того, как птицы перемещениями реагируют на времена года, среди них выделяют три основные группы (слайд 6):
I группа – оседлые птицы весь год живут в одной и той же местности, делают небольшие запасы на зиму (воробьи, голуби, поползни);
II группа – кочующие птицы, небольшими стаями откочевывают на юг, но не имеют постоянных мест зимовки (снегири, синицы грачи);
III группа – перелетные птицы осенью улетают из холодных мест в теплые страны (утки, соловьи, лебеди).
Учитель кратко знакомит учащихся о причинах перелета птиц, как птицы ориентируются в пространстве.
В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.
Закрепление
Задание Распределите птиц по экологическим группам
1. Лесные птицы.
2. Водоплавающие птицы.
3. Птицы открытых пространств.
4. Птицы побережий водоемов и болот.
5. Птицы, добывающие корм в воздухе.
а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.
Отдайте листок другой группе для проверки.
Выводы:
1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.
2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.
3. Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.
V. Домашнее задание: (5 минут)
1. Параграф 49
2. Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу в виде творческой работы.
3. Самые усердные из вас могут приготовить буклет, куда войдут стихи, поговорки, пословицы, загадки о птицах.
4. ОЦЕНКИ!!!!
Когда заканчивается тема – мне немного грустно, потому что, то что мы узнали на уроке – лишь малая часть того интересного, что известно о птицах и, вообще, о природе.
Рефлексия
Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать», Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке.