Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и бесперебойному отпуску потребителю.
Роль складов в логистике
1. Способствуют сохранению качества продукции, материалов, сырья.
2. Повышают ритмичность и организованность производства и работы транспорта.
3. Улучшают использование территорий предприятий.
4. Снижают простои транспортных средств и транспортные расходы.
5. Складирование необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов производства, транспортировок и потребления продукции.
Классификация складов
1. По назначению:
а материальные (снабженческие)
б внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые
в сбытовые.
2. По виду и характеру хранимых материалов:
а универсальные
б специализированные
3. По типу конструкции
а закрытые
б полузакрытые
в открытые
г специальные (бункерные сооружения, резервуары)
4. По месту расположения и масштабу действий
а центральные
б участковые
в прицеховые
5. По степени механизации
а немеханизированные
б автоматизированные
6. По степени огнестойкости
а несгораемые
б трудносгораемые
в сгораемые
Высотные склады могут быть статическими, когда отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа и динамическими, когда стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом и с помощью специального вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Максимальная высота статических складов составляет обычно 12 м, длина стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5. Динамические склады крупнее. Высота стеллажей 16-24 м, но может достигать и 40 м. Длина до 150 м.
|
Функции складов
1. Временное размещение и хранение материальных запасов;
2. Преобразование материальных потоков;
3. Обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Также к функциям складов относятся погрузка, разгрузка, укладка в штабели, комплектация, маркировка, упаковка и др.
Задачи, решаемые в складировании при проектировании логистических систем
1. Сколько складов иметь в логистической системе;
2. Где разместить склады;
3. Иметь собственный склад, или пользоваться наемным;
4. Какие функции возлагаются на склад в проектируемой логистической системе.
А также выбирают рациональные виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации погрузочно разгрузочных работ по всему циклу движения грузов.
Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы логистической системы
1. Определение стратегических целей логистической системы.
2. Расчет прогнозируемой величины материального потока, проходящего через систему.
3. Составление прогноза необходимой величины запасов по системе в целом и на отдельных участках материалопроводящей цепи.
4. Изучение транспортной сети региона обслуживания, составление схемы материальных потоков в пределах системы распределения.
5. Разработка различных вариантов построения логистической системы:
|
а с одним или несколькими складами
б со складами, расположенными на тех или иных участках логистической цепи;
в со складами, реализующими те или иные функции;
г с собственными и наемными складами
6. Оценка логистических издержек для каждого из вариантов
7. Выбор для реализации одного из вариантов
Выбор альтернативного варианта осуществляют по критерию минимума приведенных затрат.
Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:
,
где ЗП –приведенные затраты по варианту;
n – число принимаемых во внимание статей издержек;
С1 – годовые эксплуатационные расходы;
С2 – годовые транспортные расходы;
С3 – годовые расходы на управление складской системой;
С4 – годовые расходы на содержание запасов;
С5 – прочие расходы и потери.
К – полные капитальные вложения в строительство и оборудование складов, приведенные по фактору времени – по норме дисконта;
Т – срок окупаемости варианта
Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания
Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе.
Графический метод решения задачи определения оптимального количества складов в логистической системе
В качестве независимой переменной выберем величину N – количество складов, через которое осуществляется снабжение потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать следующие виды издержек:
1 транспортные расходы;
2 расходы на содержание запасов;
3 расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства;
4 расходы, связанные с управлением складской системой;
5 потери продаж, вызванные удалением снабжающего склада от потребителя.
Зависимость затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения
Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов