Многообразие видов и форм организации деятельности детей.




 

Пребывание детей разных возрастов в детских оздоровительных лагерях подчиняется определенным целям и задачам. Помимо общего оздоровления организма, временный детский коллектив создает условия для развития организаторских, лидерских, творческих и коммуникативных способностей, нравственных и личностных качеств детей и подростков, способствует раскрытию их творческого потенциала. Реализация этих целей и задач требует качественного планирования смены, предварительной подготовки педагогического состава: знания им многообразия видов и форм организации деятельности детей, психологической готовности к работе с детским коллективом.

В систему подготовки педагогического состава должны быть включены цели, задачи, идеи, принципы, а также приоритетные направления деятельности и главные механизмы построения воспитательного процесса. На этой основе составляется программа деятельности педагогического коллектива.

Многообразие видов и форм организации деятельности детей помогает выбрать наиболее эффективную систему работы, зависящую от многих факторов:

во-первых, в условиях детского оздоровительного лагеря дети могут проживать разный промежуток времени, т. е. лагерная смена имеет протяженность от трех до двадцати одного дня;

во-вторых, у каждого загородного лагеря имеются свои специфические задачи, а, следовательно, необходимые соответствующие педагогические условия и средства;

в-третьих, дети и педагоги загородного лагеря отличаются уровнем подготовленности, интересами, потребностями.

В зависимости от того, имеет ли лагерь спортивную специфику, санаторную, развитие лидерских качеств, развитие детей с ограниченными возможностями или традиционную направленность, педагогический состав должен выбирать определенную систему методов и форм организации. Данный этап работы будет иметь бóльшую эффективность, если выполняется всем педагогическим составом сообща, что способствует осмыслению каждым членом коллектива воспитательного процесса в лагере, определению общих подходов к организации деятельности.

В процессе планирования смены большое значение имеет изучение и анализ результатов работы педагогического состава в предыдущие периоды, выявление наиболее удачных (сложных) периодов в деятельности лагеря, поиск оптимальных видов и форм организации деятельности детей.

Таким образом, применение того или иного вида и формы организации зависит от многих условий: от специфики лагерной смены, специфики самого детского учреждения до учета этапов развития временного детского коллектива и личностных особенностей каждого ребенка.

 

Методическая статья

«Планирование смены.

Многообразие видов и форм организации

деятельности детей».

 

К планированию смены необходимо приступить до отъезда в детский лагерь, с учётом рекомендаций его руководства, так как планирование работы – основа будущей эффективной работы.

План-стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребёнка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа.

Примерные исходные данные для планирования:

  • календарь летних праздников;
  • личные воспоминания вожатого о своём детстве, его ожидания;
  • традиция оздоровительного лагеря;
  • информация о детях;
  • ожидания детей;
  • задачи оздоровительного периода;
  • модель смены.

Лучший план работы – план, одобренный, подсказанный детьми. Вожатому необходимо иметь следующие виды планов:

    1. Перспективный (план-сетка)
    2. План на каждый день (утро – день - вечер)

План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; в план-сетку включаются по порядку: дни заезда, дни отъезда, банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом – планируемые отрядные мероприятия с учётом их периодичности.

План на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учётом анализа прожитого дня, интересов детей модели лагеря, заданий отряду, погоды; он корректирует отрядный план.

Форма плана может быть произвольной!

Советы вожатому, планирующему свою работу:

  • с будущим напарником определите цели и задачи работы с детским временным коллективом;
  • изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста;
  • используйте данные из детских анкет (увлечения, опасения, ожидания, желаемые поручения и др.);
  • изучите возможности оздоровительного лагеря 9традици, периодичность общелагерных, отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
  • отберите средства, формы методы, которыми владеете;
  • составьте модель смены с учётом возможностей оздоровительного лагеря;
  • создайте творческую атмосферу в лагере;
  • учитывайте интересы детей, а не воспитателей (вожатых).

 

План работы на каждый день, составленный накануне, корректируется каждое утро, в зависимости от погоды, с учётом интересов детей. Насколько понравился тот или иной вид деятельности, можно определить на анализе проведённого дня и учесть реакции детей.

Организуя досуговую деятельность детей, необходимо знать некоторые принципы организации детского досуга.

Первый принцип – принцип «красной линии». В работе с детьми всегда (как внутренняя цензура) должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всём:

  • В отношениях содружества воспитателя и детей, приятельски-товарищеских контактах и связях.
  • В демократических основах «субординации», самоуправлении в сфере досуга. Переход «линии» приведёт к неуправляемости, вакханалии, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей или к запретам, которые в досуге всегда – тупик.
  • В информации любого толка, которой мы обогащаем ребят. И прежде в вопросах политики, социальной жизни людей, истории национальных проблем и т.п. «Красная линия» касается трактовки этих вопросов, их содержания, их «подтекста»;
  • В организации деятельности, особенно связанной, с риском, для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия»контролирует выбираемый «предел». Его подсказывает личный опыт, интуиция, разумная, осторожность и, если хотите, необходимая перестраховка.

Второй принцип – принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Для того, чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен чётко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех участников в целом. Чем престижней задача проводимого досугового мероприятия, тем здоровей – при прочих равных – общий дух, тот самый психологический климат. Причём под престижностью следует понимать проведение этой задачи через сердца всех. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива во главе с воспитателем, можно – группу взрослых, друзей коллектива.

Здесь это делается и созидается вместе.

Третий принцип – «принцип фельдмаршала Кутузова». Иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Мы много суетимся, блефуем, делаем «вид», вечно подгоняем ребят. А ведь досуг – их личное, добровольное дело. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности. Лучше и продуктивнее понять, помочь.

Четвёртый принцип – «принцип горы». В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Мир ожидания детей высок, а уровень жизни – низок. Дети живут скудно, без мечты, без идеала, с нарушенной психикой. Дети делают лишнюю, никому, кроме чиновников из «системы», не нужную работу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: