Возникновение права на аренду земельного участка при размещении временного сооружения




В соответствии с действующим градостроительным законодательством, временным объектом признается временная постройка некапитального характера без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению, и права на которые не подлежат государственной регистрации.

Разграничение между временными сооружениями и объектами капитального строительства производится по определённым оценочным категориям, к которым, прежде всего относится прочная связь с землей, когда перемещение сооружения невозможно без причинения ему несоразмерного ущерба, а также отсутствие у металлоконструкций бетонной основы, наличие под возводимым строением фундамента и подведение инженерных коммуникаций. Имеются прецеденты, в которых сооружения из металлоконструкций (фасонного стального проката) при отсутствии данных признаков прямо признаются временными постройками.

Связь между гражданско-правовой и градостроительной составляющими содержания статуса временных некапитальных объектов в том, что согласно закону прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости (объектам капитального строительства). Для такого отнесения необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и с

 

 

соблюдением градостроительных норм и правил.

Выделение земельного участка для возведения временных некапитальных сооружений должно осуществляться для не связанных со строительством целей.

На федеральном уровне имеется соответствующее положение ст. 34 Земельного кодекса РФ, но оно, как это прямо следует из его названия, регулирует выделение земли гражданам.

Применительно к юридическим лицам специальных подобных правил нет. В этой связи известны даже судебные прецеденты, в которых суды пытались распространить действие ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей определённый в ней порядок местной власти, и на юридических лиц". Однако широкого распространения такой подход не получил.

Поэтому, процесс выделения государственных и муниципальных земель под возведение временных некапитальных объектов на основании общих правил, установленных земельным законодательством? всецело и произвольно регулируется на уровне субъектов федерации и практически осуществляется на уровне местных администраций.

Практически в каждом из субъектов федерации имеется свои установления по выделению земли под временные сооружения. Это либо отдельные нормы больших земельных законов, либо специальные законы и акты. Строгость правил и сложность процедуры варьируются. Каким образом юридическим лицам выделяется в аренду земля под возведение временных сооружений и то, что для этого зачастую достаточно по сути одного распоряжения местной администрации можно видеть по судебным прецедентам, регулирующим последующие споры в связи с этой землёй.

При правовом оформлении отношений, связанных с возведением или монтажом временных некапитальных сооружений, как показывает имеющаяся судебная практика, очень важным является правовое описание этих сооружений.

При правовом оформлении отношений, связанных с возведением или монтажом временных некапитальных сооружений, как показывает имеющаяся судебная практика, очень важным является правовое описание этих сооружений. Будучи правильным, оно сразу же позволит исключить враждебные инициативы чиновников и правоохранителей, которым уже при первом взгляде в документы будет понятно, что далее как минимум предстоит долгое выяснение о каком объекте идёт речь с привлечением экспертов, получением заключений и прочими подобными вопросами, в поле которых предприниматели имеют как правило, большую свободу манёвра.

Даже если соответствующие конструкции имеют какие-то специальные названия, типовые номера, патенты и прочие правовые атрибуты, при помощи которых их можно обозначить, не описывая, описание всё равно придётся давать, например, в подзаконных нормативных актах местных администраций о выделении земли (разрешённое использование) или в целевом условии договоров аренды земельных участков. Скорее всего, подробное описание потребуется и в предмете первоначального договора, на основании которого будет осуществляться проектирование и затем - строительство.

Описание сооружений должны быть выполнены адекватно при помощи юридически-значимых терминов, данных в нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП и т. N.l, а также из опубликованных актов судов, имеющих мотивировочные части с развёрнутым определением таких объектов). При этом в описании должны акцентировать но присутствовать необходимые признаки, подчёркивающие временность и некапитальность.

Установка временных сооружений осуществляется на основании постановления Администрации города.

Для получения разрешения на проектирование и установку временного сооружения гражданин или юридическое лицо (далее – Заявитель) необходимо представить в комитет по управлению имуществом:

- заявку на согласование места размещения и предоставление в аренду земельного участка для проектирования и установки временного сооружения с указанием его размеров, вида использования и предполагаемого места размещения;

- устав организации и свидетельство о постановке на налоговый учет - для юридического лица, свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, свидетельство о постановке на налоговый учет, паспорт гражданина - для физического лица.

- сведения ГЗК (в виде кадастрового плана)

Комитет по управлению имуществом регистрирует заявку и передает ее на рассмотрение в отдел архитектуры и градостроительства администрации города.

Отдел архитектуры и градостроительства выдает Заявителю:

- Акт согласования места размещения временного сооружения, в котором указывается место размещения, вид и ориентировочные размеры временного сооружения, к Акту прикладывается схема размещения объекта;

- Архитектурно-планировочное задание (АПЗ) с указанием архитектурно-строительных требований и рекомендаций по условиям проектирования, параметрам и дизайну временного сооружения (при необходимости).

Заявитель представляет в комитет по управлению имуществом:

- Акт согласования размещения объекта.

- Схему размещения объекта.

- Заявление о предоставлении участка.

- Сведения ГЗК в виде кадастрового плана.


 

Комитет по управлению имуществом на основании представленных документов готовит проект постановления Администрации о предоставлении земельного участка в аренду и договор аренды земельного участка после его постановки на кадастровый учет..

После подписания постановления Администрации города, Заявитель обязан:

Представить на согласование в отдел архитектуры в двух экземплярах проектную документацию (генеральный план, где указываются границы благоустройства арендуемого земельного участка и прилегающей территории, паспорт, цветовое решение фасадов временного сооружения) и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам. Документация разрабатывается архитектором или проектной организацией, имеющими лицензии на проектирование зданий и сооружений,

Осуществить установку временного сооружения после согласования проекта в отделе архитектуры и градостроительства;

Установку временного сооружения производить в срок, указанный в постановлении Администрации,

Использовать временное сооружение после сдачи его в эксплуатацию в установленном порядке.

Установка киосков, павильонов и других сооружений осуществляется строго в соответствии с генеральным планом, входящим в состав проектной документации, согласованной главным архитектором города.

Приемка в эксплуатацию временного сооружения осуществляется по заявлению владельца, которое он обязан в течение 15 дней с момента установки временного сооружения представить в отдел архитектуры и градостроительства.


 

К заявлению прилагаются:

- пакет документов, указанных в пунктах 2.4, 2.6 настоящего Положения;

- копии договоров о предоставлении услуг на удаление и размещение твердых бытовых отходов и отходов биотуалетов, заключенных владельцем временного сооружения со специализированными организациями;

- справки организаций, осуществляющих эксплуатацию внешних коммуникаций, о выполнении технических условий.

Приемка в эксплуатацию временного сооружения производится приемочной комиссией, состав которой утверждается постановлением Администрации города.

При условии соответствия вновь установленного объекта согласованной проектной документации, обязательным строительным нормам и правилам, иным обязательным требованиям отдел архитектуры оформляет акт приемки в эксплуатацию временного сооружения.

Постановлением Администрации города дается разрешение на открытие временного сооружения. Проект постановления по временным сооружениям (кроме деревометаллических гаражей) готовит отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей на основании заявления организации или индивидуального предпринимателя, акта приемки в эксплуатацию временного сооружения, постановления Администрации города о выделении земельного участка в аренду или собственность.

При переходе права собственности на временное сооружение договор отчуждения (купли-продажи, мены и прочие) подлежит регистрации в отделе архитектуры и градостроительства города, при этом на нового владельца переоформляются следующие документы:

- постановление Администрации города (при отсутствии - выпускается вновь);

 


 

- договор аренды земельного участка;

- карточка временного сооружения.

Сведения о владельцах деревометаллических гаражей вносятся в электронную картотеку отдела архитектуры и градостроительства на основании постановления Администрации и договора аренды земельного участка, подготовленных комитетом по управлению имуществом

Срок эксплуатации временного сооружения на предоставленном земельном участке устанавливается постановлением Администрации города.

Владелец временного сооружения обязан:

- выполнять требования нормативных документов по эксплуатации временного сооружения;

- эксплуатировать временное сооружение в соответствии с разрешенным видом деятельности;

- предоставление услуг (торговой деятельности, общественного питания, бытового обслуживания и др.) организовывать с учетом требований соответствующих ГОСТ и других действующих нормативных документов;

- соблюдать требования договора аренды земельного участка по содержанию и благоустройству предоставленного участка и прилегающей территории;

- обеспечить пожарную безопасность сооружения, выполнять соответствующие санитарно-гигиенические требования;

- производить косметический ремонт сооружения ежегодно до наступления летнего сезона. Изменение конструкций или цветового решения фасада осуществлять по согласованию с отделом архитектуры и градостроительства;


 

обеспечивать сохранность существующих зеленых насаждений и газонов на прилегающей территории.

Изменение вида деятельности во временном сооружении осуществляется на основании постановления Администрации города.

Владелец, соблюдающий все требования по эксплуатации временного сооружения и содержанию прилегающей территории, после окончания установленного срока эксплуатации сооружения имеет преимущественное право на дальнейшую эксплуатацию существующего или на установку нового сооружения на предоставленном земельном участке.

Передача временного сооружения в аренду (субаренду) другим лицам осуществляется в пределах срока действия договора аренды земельного участка.

Контроль над эксплуатацией временных сооружений возлагается на отдел архитектуры и градостроительства и МУП города УЖКХ.

Контроль над соблюдением вида деятельности возлагается на Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей.


 

3.2 Порядок заключения и расторжения договора аренды земельного участка при размещении временного сооружения

Аренда земельных участков с расположенными временными сооружениями практически не отличается от общих условий договора аренды земли.

Государство и муниципальные образования являются едва ли не самыми крупными собственниками в России, которые извлекают доходы от сдачи своего имущества в аренду. Объектом аренды чаще всего бывает земля и иное недвижимое имущество. В жилищно-коммунальном комплексе на фоне неработающего закона о концессионных соглашениях арендные отношения являются одним из путей вывода отрасли из кризиса: не желая нести бремя содержания объектов коммунальной инфраструктуры и в то же время расставаться с правом собственности на них, публично-правовые образования (чаще всего муниципалитеты) сдают их в аренду. Поэтому бухгалтеру организации ЖКХ нелишне знать как о правовых аспектах договора аренды с муниципалитетом, так и об особенностях налогового учета и документооборота в его рамках. (Договоры аренды с правом выкупа в статье не рассматриваются.)

Правоотношения между арендатором и арендодателем регулируются гл. 34 ГК РФ. Заключая договор, необходимо помнить о следующих моментах.

Существенное условие договора - данные об объекте аренды, позволяющие определенно его установить. Если их нет, то договор считается незаключенным (п. 1 ст. 607 ГК РФ). В свою очередь, в силу п. 1 ст. 654 ГК РФ существенным условием договора аренды здания, сооружения, нежилого помещения является размер арендной платы. Причем правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, здесь не применяются, а отсутствие указания в договоре размера арендной платы делает его незаключенным.

Письменная форма договора - обязательное требование, если срок его действия превышает год, или стороной в сделке выступает юридическое лицо (п. 1 ст. 609 ГК РФ).

Кроме того, несоблюдение письменной формы договора аренды здания, сооружения, помещения влечет его недействительность (п. 1 ст. 651 ГК РФ).

Государственная регистрация договора - общее правило. Причем договор аренды здания, сооружения, помещения, заключенный на срок менее года, регистрировать не нужно, но договор, подписанный на срок не менее года, считается заключенным только с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством регистрации договора аренды. Как правило, обязанность по госрегистрации возлагается на арендатора.

При заключении договора аренды с подобной спецификой особое значение уделяется сроку действия договора.

Действие договора аренды не может превышать эксплуатационный срок временного сооружения.

При этом хотелось бы отметить, что аренда земли под возведение временного сооружения не должна быть меньше эксплуатационного срока, чтобы не создавать для арендатора вероятность неоправданных расходов.

Заключение договор аренды земли под возведение временного сооружения осуществляется предусмотренными законом способами.

По общему правилу земельные участки предоставляются в аренду на основании торгов (конкурсов аукционов). Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) следующим субъектам:

1)собственникам расположенных на них объектов капитального строительства;

2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в собственности города;

 

Второй немаловажный момент, заслуживающий пристального внимания при предоставлении земельного участка – оценка технических характеристик возводимого объекта.

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Так как временные сооружения это объекты городской среды, которые не могут быть классифицированы как объекты недвижимости, то в отношении их градостроительная деятельность регулируется нормативно-правовыми актами исполнительной власти местного самоуправления.

Для подтверждения временности характера объекта, ключевым является обстоятельство обладания временным объектом такими характеристиками, которые исключают возможность классификации такого объекта как недвижимого.

В судебной практике законодательный критерий отнесения имущества к недвижимому раскрывается следующим образом:

1. Оценочный критерий. Оценочные критерии привязаны к оценке стоимости объекта в сравнении с оценкой того же объекта после перемещения и с оценкой расходов на перемещение.

2. Наличие/отсутствие коммуникаций, их характер.

3. Наличие/отсутствие фундамента, его технические характеристики, связь фундамента с сооружением.

Арбитражные суды при рассмотрении вопросов, связанных с возведением временных сооружений определяют что павильоны, торговые и другие, не

 

являются объектами недвижимости, так как не имеют фундамента и не являются сооружениями, прочно связанными с землей.

Прекращение договора аренды земельного участка предоставленного под возведение временного сооружения осуществляется по основаниям аренды земли в целом.

Однако, данный договор обладает своей спецификой.

Расторжение договора аренды земли предоставленной для возведения временного сооружения возможно так же в случае окончания эксплуатационного срока.

Рассмотрим одну из наиболее часто возникающих проблем.

Если было осуществлено возведение временного объекта на земельном участке, предоставленном в аренду, однако не специально для возведения и эксплуатации объекта временного характера, не расценивается как безусловное основание к требованию демонтажа данного объекта, тем не менее в практике встречаются случаи такого разрешения вопроса. При этом основным критерием здесь называют нарушение целевого использования земельного участка.

Ответственность за возведение временного объекта без соответствующих на то разрешений и нарушение установленного порядка ввода в эксплуатацию на федеральном уровне отсутствует, с нашей точки зрения, по причине отсутствия установленного на федеральном уровне порядка ввода таких объектов в эксплуатацию.

По ЗК РФ земельный участок предоставляется арендатору «на праве разрешенного использования» для испрашиваемой заявителем цели. Поскольку единственная цель предпринимателя - извлечение прибыли, а предоставление земельного участка в режиме «Временных требований» не связано с застройкой в установленном порядке, то, надо полагать, извлечение прибыли это и есть т.н. «право разрешенного использования». Раз так, то

 

имеет смысл оценить характер возникших «прав» с точки зрения справедливости и основ гражданского права.

Выводы к главе 3

В соответствии с действующим градостроительным законодательством, временным объектом признается временная постройка некапитального

характера без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению, и права на которые не подлежат государственной регистрации.

Аренда земли под возведение временного сооружения предоставляется с учетом специфики договора.


 

Глава 4. Техника безопасности и охрана труда при подготовке земельного участка для передачи в аренду

1. На небольших участках, где невозможно использовать механизмы, подготовку почвы допускается производить ручным способом с применением вил, лопат, граблей.

2. При подготовке почвы вручную группой в несколько человек рабочие должны располагаться друг от друга на расстоянии 2-3 метров уступами.

3. При ручной обработке почвы попадающиеся посторонние предметы (камни, металл и др.) должны складываться в отведённое место в кучу с последующей её вывозкой.

4. Производить рыхление почвы, делать лунки и ямки для посадки цветов руками запрещается, для этого необходимо пользоваться лопатками или другими ручными инструментами.

5. Разбрасывание минеральных или органических удобрений следует производить только разбрасывателями удобрений, лопатами или совками в сухих рукавицах. При выполнении этой работы разбрасывающий должен находиться с наветренной стороны, перемещаясь при этом в сторону ветра.

6. Разработка грунта при наличии в нём действующих подземных коммуникаций производится с разрешения и в присутствии представителя организации, отвечающей за их эксплуатацию, а также руководителя работ.

7. Опасные зоны на разрабатываемых участках должны быть обозначены предупреждающими знаками «Осторожно!» или «Прочие опасности!» Ответственность за правильное обозначение опасных зон предупреждающими знаками возлагается на руководителя работ.

11. Запрещено:

a. если во время работы попадаются в почве камни, проволока или стекло, откидывать их в сторону или назад, так как это может привести к травмированию рядом находящихся людей;

 


b. штыковка, планировка или трамбовка почвы без рукавиц;

c. в случае производства работ на участках с подземными инженерными коммуникациями применение ударных инструментов (кирки, мотыги, ломы);

1. При бороновании почвы граблями необходимо соблюдать осторожность с тем, чтобы мелкие камни не разлетались в стороны и не могли вызвать травмы глаз товарища по работе;

2. Для предупреждения засорения глаз желательно, чтобы во время работы земля перебрасывалась по ветру;

3. Трамбовку почвы следует производить специально изготовленными трамбовками. Использовать при этом случайные предметы запрещается.


Глава 5. Экологическое обоснование проекта.

Согласование намеченных в Обоснованиях решений по строительству объекта и условий предварительно согласованного места его размещения производится заказчиком или, по его поручению, юридическими и физическими лицами – разработчиками Обоснований.

Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земельных участков в городах и других поселениях, где решение о размещении площадки (трассы) для строительства принимается органом местного самоуправления (администрацией) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).

Обоснования подлежат государственной экспертизе в установленном порядке. Материалы Обоснований направляются в соответствующий орган исполнительной власти для оформления Акта выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства с приложением необходимых согласований и решения об утверждении предварительного согласования места размещения объекта.

По отдельным несложным объектам, по решениям органа исполнительной власти, Акт выбора земельного участка, исходные данные и необходимые согласования могут быть оформлены на основании ходатайства. В этом случае, материалы обоснований на заключение в соответствующий орган исполнительной власти не направляются.

Утверждение (одобрение) Обоснований заказчиком осуществляется на основе заключения государственной экспертизы и решения органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта.

В составе обосновывающих материалов по месту размещения объекта приводятся:

 

 

- данные о месте размещения объекта, расположении земельного участка, отводимого в постоянное и временное пользование;

- характеристика природных условий территории в районе размещения объекта, оценка ее природно-хозяйственной ценности;

- краткие сведения о современном и перспективном использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в т.ч. пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности;

- ограничения по природопользованию;

- информация о природных и исторических особенностях территории в зоне возможного воздействия объекта, состоянии компонентов природной среды;

- характеристика намечаемой деятельности;

- информация по источникам воздействия - планировочные и другие строительные нарушения, сбросы, выбросы, отходы производства (с указанием токсичности привносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физические и иные воздействия;

- предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в том числе на особо охраняемые объекты;

- рекомендуемый состав природоохранных мероприятий, формируемый на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно допустимых выбросов и сбросов;

- предварительная оценка экологического риска размещения объекта.

Выбор земельных участков для строительства производится согласно статье 31 Земельного кодекса. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный


 

орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико - экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные

 

организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты

 

 

границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного

Самоуправления предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Предварительная оценка воздействия на окружающую среду при выборе площадки размещения объекта включает:

- оценку изученности территории и достаточности исходной информации о природных и исторических особенностях территории, состоянии компонентов природной среды;

- оценку возможности природопользования, исходя из экологического

 

потенциала территории (в соответствии с потребностью объекта) и состояния экосистем;

- оценку масштаба и уровня воздействия при обычных режимах эксплуатации объекта и аварийных ситуациях;

- прогнозную оценку изменений в природной среде - состояния компонентов природной среды, активности природных процессов, а также последствий этих изменений для человека.

Природоохранные мероприятия должны определяться по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем.

Приоритетным при выборе площадки размещениям объекта должен быть вариант, где прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным.

Размещение экологически опасных объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, не допускается до полной реабилитации указанных территорий, (статья 14 Земельного кодекса).

В дополнение к обосновывающим материалам по выбору площадки размещения объекта следует представлять:

- рекомендации по разработке экологического обоснования в проектной документации;

- предложения по изучению природных особенностей территории на дальнейших этапах проектирования (при недостатке исходной информации);

- предложения по организации локального (производственного) экологического мониторинга.

 

Обосновывающие материалы при разработке технических, технологических и иных проектных решений разрабатываются по одной, согласованной с органами власти, площадке размещения (при необходимости могут разрабатываться и по другим возможным вариантам размещения).

Материалы Обоснований могут использоваться заказчиком для:

- проведения социологических исследований, опросов;

- общественного мнения и референдумов о возможности сооружения объекта;

- разработки бизнес–плана, обеспечивающего подтверждение кредитору или организации гарантии по кредитам,

- платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия или иного объекта инвестирования в части возможности инвестора выполнения обязательств по долгам;

- переговоров с государственными и местными органами исполнительной власти о предоставлении ему субсидий, налоговых и иных льгот.

В Обоснованиях должны выполняться альтернативные проработки, расчеты для всех предложенных земельных участков, в том числе принципиальные объемно–планировочные решения, расчеты по определению эффективности инвестиций,социальных, экологических и других последствий осуществления строительства и эксплуатации объекта, а также по определению убытков землевладельцев, землепользователей, потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка и др. Состав и содержание указанных материалов должны быть достаточными для проведения необходимых согласований и экспертиз.

Выбор места размещения объекта - ограничения по природопользованию;

- информация о природных и исторических особенностях территории в зоне возможного воздействия объекта, состоянии компонентов природной среды;

 

Обосновывающие материалы по выбору места размещения объекта разрабатываются на вариантной основе и базируются на детальном анализе исходной информации об источниках воздействия, о природных особенностях территории, ее историко-культурном наследии, а также состоянии экосистем в зоне воздействия объекта по каждой площадке размещения.

Источниками исходной информации при обосновании площадки размещения объекта могут быть материалы специально уполномоченных

государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных подразделений, опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств, данные статистической отчетности и экологического мониторинга, инженерные изыскания и экологические данные по объектам-аналогам, расчеты и модели прогноза.

В качестве исходной информации следует также использовать:

- кадастровые карты природных ресурсов, карты и карты-схемы компонентов природной среды (почвенные, геоботанические



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: