Домашнее задание (к 11 ноября)




Теоретический блок

Ознакомление с трудом взрослых в младшей группе

Чтобы помочь ребенку приобрести системные знания о труде взрослых, нужно строить работу в определенной системе, следуя рекомендациям образовательных программ.

На предыдущем уроке 21 октября Вы знакомились с содержанием программы «От рождения до школы

В образовательной программе «От рождения до школы » (см. таблицу по анализу программы) дан перечень профессий, с которыми можно знакомить младших дошкольников.

В образовательной программе «Детство» вмладшей группе, в отличие от программы «От рождения до школы » непредусмотрено давать сведений о профессиях. В программе «Детство» рекомендуется давать только первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми, формируем представления о результате труда.

Программа «Детство») МЛАДШАЯ ГРУППА

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел - Развиваем ценностное отношение к труду

Содержание образовательной деятельности

«Труд взрослых. Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на

примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или «бросового» материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель-результат» в труде.

В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек.»

 

Как показали исследования В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, большинство младших дошкольников самостоятельно не могут выделять результаты в конкретных трудовых процессах, не могут назвать последовательность трудовых действий, не осознают такие компоненты трудового процесса, как постановка цели, отбор материала и инструментов.

Освоение знаний о направленности трудового процесса на результат и его структуре требует специального обучения. Серия таких занятий необходима младшим дошкольникам.

Для этого воспитатель несколько раз в течение года организует работу, где дети наблюдают за трудом воспитателя по созданию разнообразных предметов для детских игр из разных материалов (бумага, картон, ткань, дерево, «бросовый» материал) с помощью разных инструментов (ножницы, иголка с ниткой, кисточка с клеем и т.д.)

Например:

-шитье простых предметов одежды для куклы (платья, юбочки, передничка)

-кораблик из дерева

-человечки из пластмассовых фут­ляров от «Киндер-сюрпризов»

-игрушка из бумаги для украшения елки

-лепка чашечки, миски из глины или пластилина т. д.

Эта работа может проводиться в рамках непрерывной образовательной деятельности или в ходе совместной деятельности воспитателя и детей. При составлении конспекта НОД ставится цель: формирование представления о том, что предметы делаются людьми, представления орезультате труда, формулируются конкретные задачи и определяется интеграция образовательных областей.

Данный вид НОДпроходит по определенному алгоритму. Он был определен В.И. Логиновой (статья в сборнике «"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста", под ред. М. А. Васильевой. М., 1984)

1. Воспитатель создает игровую проблемную ситуацию, когда игровой персонаж попадает в затруднительную ситуацию и нуждается в помощи – возникает необхо­димость в создании какого-либо предмета. Например, кукла хочет идти на праздник, а у нее нет красивого платья.

Или можно создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предмете, которого не оказалось в наличии (собрали на прогулке желуди – но нет коробочки, куда их можно сложить) Подводим детей к тому, что необходимый предмет можно сделать. Воспитатель обозначает это словами – «Что мы с вами задумали сделать».

Т. о., чтобы цель и результат труда осознавались детьми, они должны быть мотивированы практическими потребностями детей.

2. Нужно внести иллюстрацию (рисунок, аппликацию) с изображением того предмета, который будем делать, это связано с тем, что у малышей неустойчивое внимание. Этим мы обозначаем цель работы (задумку), показываем, какой должен получиться результат.

3. Воспитатель показывает, что для создания необходимого предмета нужен определенный материал, нужны инструменты.

Выбор материала с определенными свойствами осознается детьми как важный этап работы, если четко определено назначение результата труда: ткань для легкого праздничного платья нужно взять тонкую, гладкую. Дети участвуют в выборе материала, производя обследовательские действия по указанию воспитателя.

Потом дети объясняют игровому персонажу, почему выбрали тот или иной материал (для шитья платья взяли ткань, а не бумагу, ткань выбрали красивую; зачем для работы нужны были ножницы, иголки).

4. Воспитатель может спросить у детей, какие предметы-помощники будут нужны для работы или сам показывает, какие инструменты выберет.

5. Воспитатель на глазах у детей выполняет процесс изготовления предмета поэтапно, фиксирует внимание детей на каждом действии.

Воспитатель показывает детям и игровому персонажу промежуточный результат, подчеркивая его отличие от конечного результата, невозможность использовать по назначению: выкроили шапочку, но она не держится на голове — ее надо сшить; сшили, но она снова не держится на голове, так как нечем завязывать; пришили завязки — шапочку можно использовать, надевать, она не упадет, и голова не замерзнет.

Ожидание появления нужного предмета помогает детям акцентировать внимание на результате – необходимом предмете.

6. Используем созданную вещь по назначению (кукле надели красивое платье, теперь она может идти на праздник). Это помогает детям установить, увидеть связь между задумкой и результатом.

И конечно, игровой персонаж благодарит всех за оказанную помощь.

7. В конце задаем детям вопросы, кратко обсуждаем, выделяя компоненты труда? (на примере трудового процесса по шитью платья для куклы)

- Что задумали сшить для куклы Кати?

- Из чего шили платье?

- Какие предметы-помощники нужно были для работы?

- Как шили? Что сделали сначала, что потом? (выделение 3—4 действий).

- Что получилось?

Это помогает установить связь между целью, трудовыми действиями работавшего человека и полученным результатом: сначала задумали сшить платье, чтобы кукла могла пойти на праздник, затем выбрали красивую тонкую ткань, взяли ножницы, нитки, иголку, потом скроили, сшили, и получилось такое же платье, как задумали. Теперь его можно надеть на куклу, и она пойдет на праздник.

Таким образом, непрерывная образовательная деятельность данного вида включает в себя 3 части:

Создание игровой проблемной ситуации Изготовление предмета на глазах у детей Использование созданной вещи по назначению и обсуждение

 

Как отмечала В.И. Логинова, освоение знаний о результатах труда, представленных наглядным продуктом — вполне по силам для детей младших групп. Эти знания важны для формирования интереса к труду, бережного отношения к результатам.

Со временем, когда дети научатся выделять результат в действиях созидания, можно переходить к наблюдению трудового процесса, где идет преобразование предмета, например, как воспитатель подклеивает коробочку с настольно-печатной игрой, чтобы не выпали картинки, В итоге многократных наблюдений за изготовлением предметов взрослым, а затем и наблюдения трудовых процессов по преобразованию предметов, у детей складываются отчетливые представления об обязательной направленности трудового процесса на запланированный результат.

Вывод: Представления о направленности трудового процесса на результат позволяют в дальнейшем освоить структуру всего трудового процесса: цель, выбор материала (предмет труда), инструментов и оборудования, трудовые действия, результат труда.

Домашнее задание (к 11 ноября)

КСР № 2

Вид КСР: Составление конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы по наблюдению за изготовлением воспитателем игрушек (предметов). – с опорой на ниже представленный пример конспекта.

Цель: Закрепление знания теоретического материала темы, формирование умения разрабатывать методические материалы работы с дошкольниками.

Форма контроля: Проверка письменных работ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: