Указатель этнических наименований




 

 

(включая жителей провинций и городов)

 

Авасги (абазги), кавказские племена В.Р. II. 29. 15

Адулиты, жители г. Адулиса В.Р. I. 19. 22

Аксумиты см. эфиопы

Аланы, ираноязычные племена, входившие в разное время в гуннский и вандальский союзы племен В.Р. I. 15. 1; II. 29. 15, 29; B.V. I. 3. 1; 5. 18, 19, 21; 24. 3

Албанцы, народ обитавший на востоке Тавра В.Р. I. 10. 1

Александрийцы, жители г. Александрии Н.а. XXVI. 35 — 44; XXVII 3, 5, 11

Амидяне, жители г. Амиды В.Р. I. 7. 4, 12, 26, 27, 30, 33 — 35

Антиохийцы, жители г. Антиохии В.Р. II. 6. 16; 7. 25; 8. 1. 2, 4, 6, 7, 14, 18, 34; 9. 5. 14; 12. 2, 6

Анты, одна из групп слявянских племен Н.а. XI. 11; XVIII. 20; XXIII. 6

Армяне В.Р. I. 5. 9 — 13, 15, 17, 34; 17. 21; II. 3. 3 — 57; 21. 2, 34; B.V. II. 24. 2; 27. 9. 17; 28. 8, 34, 36; Н.а. II. 29; XXIV. 16

 

Барбарикины (мавры на Сардинии) B.V. II. 13. 44

 

Вандалы, группа племен восточных германцев В.Р. II. 2. 8; 3. 46; 21. 4 B.V. passim; Н.а. XVIII. 6

Веройцы, жители г. Верон В.Р. II. 7. 6, 7, 19, 31, 36

Византийцы, жители г. Визáнтия (Константинополя) B.V. I. 11. 16

Визиготы (вестготы), германское племя, западная ветвь готских племен B.V. I: 2. 2 — 7, 11, 12; 3. 26; 24. 7; II. 4. 34

Влемии (влеммии, блеммии), кушитские племена, жившие между Нилом и Красным морем В.Р. I. 19. 28, 30, 32, 33, 35, 36

 

Галлы, жителя Галлии Н.а. XVIII. 16

Гепиды, германские племена, родственные готам B.V. I. 2. 2 — 6; Н.а. XVIII. 8

Гергесии, народ, обитавший в древней Палестине B.V. II. 10. 17 — 19

Германцы B.V. I. 3. 1, 33; Н.а. XVIII. 17

Герулы (эрулы), германское племя В.Р. I. 13. 19; 14. 33, 39; 24. 41; II. 21. 4; 24. 12, 14, 18; 25. 20, 27, 28; B.V. I. 11. 11; II. 4. 30, 31; 14. 12; 17. 14

Геты, название северо‑восточных фракийских племен, здесь — одно из обозначений готов до их проникновения в империю B.V. I. 2. 2

Готы, племена восточных германцев, здесь — обозначение всех готских племен B.V. I. 2. 2 — 6

Готы (остготы, остроготы), восточная ветвь готских племен В.Р. I. 8. 3; II. 14. 10; 18. 24; 21. 4; B.V. I. 2. 39, 40; 8. 11, 12; 10. 25; 14. 5; II. 5. 11 — 24; 14. 1; Н.а. V. 6, 16; XVI. 1; XVIII. 16; XXIV. 9

Греки, здесь — уничижительное обозначение выходцев из Эллады B.V. II. 27. 38; Н.а. XXIV. 7

Гунны (массагеты), здесь — обозначение кочевых племен разного происхождения, остатков разгромленного к VI в. гуннского союза племен В.Р. I. 3. 4; 8. 19; 9. 24; 10. 6, 15; 12. 7; 15. 3, 6; 16. 3; 21. 27, 28; 28. 22; II. 1. 14; 3. 47 4. 4 — 11; 10, 16, 23; 15. 3; 16. 5; 26, 25, 26; B.V. I. 4. 24; 11. 9, 11; 12. 8 — 10; 17. 3; 18. 3, 12 — 14, 17 — 19; 18. 33; II. 1. 5, 6, 9 — 11; 2. 3; 3. 7. 16; 13. 2; 27. 8; Н.а. II. 29; VII. 10, 14; VIII. 5, 6; XI. 5 — 9, 12; XVIII. 20, 25, 26; XXI. 26, 27; XXIII. 6, 8

Гунны‑савиры см. савиры

 

Евреи (иудеи) В.Р. I. 19. 4; B.V. II. 9. 6; 10. 13, 17, Н.а, XXVIII. 16 — 18

Египтяне, жители Египта B.V. I. 11. 14

 

Зихи, кавказские племена В.Р. II. 29. 15

 

Ивиры (иверы), здесь — восточногрузинские племена В.Р. I. 10. 1; 12. 2, 3, 10, 14; II. 28. 20

Иевусеи, народ, обитавший в древней Палестине B.V. II. 10. 17

Иллирийцы, общее название романизированного населения Иллирии В.Р. II. 21. 4; Н.а. VI. 2

Инды, жители Индии В.Р. I. 19. 2, 15, 23 — 25; 20. 12

Ионийцы, жители Ионии, юго‑западного побережья Малой Азии и островов Эгейского моря B.V. I. 11. 14

Исавры, горные племена, населявшие Исаврию В.Р. I. 18. 5, 7, 38, 39; Н.а. VI. 4

Италийцы, романское населенно Италии В.Р. II. 3. 42; Н.а. V. 4

Иудеи см. евреи

 

Кадисины, племя, обитавшее у южной части Каспийского моря В.Р. I. 14. 38, 39

Карфагеняне, жители г. Карфагена B.V. I. 20. 3, 22; 21. 12, 17; II. 1. 4; 4. 19; 10. 26, 27

Кесарийцы, жители Кесарии Палестинской Н.а. XXIX. 17

Киликийпы, жители Киликии В.Р. II. 5. 4; B.V. I. 11. 14; Н.а. XIV. 16; XVII. 2; XXIX. 29

Колхи, общее название жителей древней Колхиды, здесь — лазы В.Р. II. 8. 3; 15. 11, 15; 28. 17; 29. 4. 11, 28; B.V. I. 1. 11; Н.а. XVIII. 24

 

Лазы, здесь — общее название западно‑грузинских племен в VI в. В.Р. I. 12. 14, 15, 17, 19; II. 15. 2 — 5. 13, 17, 24, 26, 29; 17. 2; 28. 26, 27 — 30; 29. 6, 9, 10, 21, 29; 30. 22, 28, 36, 37, 40, 42, 44, 47

Латиняне си. римляне Левафы, одно из племен маврусиев B.V. II. 21. 2 — 14, 16 — 18, 20 — 22; 22. 13, 15 — 20; 28. 47, 48; Н.а. V. 28, 34

Ливийцы, романизированное население Северной Африки В.Р. II 8. 42; B,V. I. 1. 11 — 13, 15 — 17; 16. 3, 4, 6, 8; 20. 19; 21. 19, 21, 22; II. 4. 33; 8. 20, 22, 25; 12. 29; 14. 29; 20. 33; 22. 2; 23. 27, 28; 28. 52; Н.а. XVIII. 7

Лигурийцы, жители Лигурии В.Р. II. 2. 1

Ликаоны, жители Ликаонии, области Малой Азии В.Р. I. 18. 40

 

Маврусии (мавры), местное население Северной Африки В.Р. II. 2. 8; 3. 46; 21. 4; B.V. passim; Н.а. XVIII. 7

Маддины, арабское племя В.Р. I. 19. 14; 20. 9

Македоняне (македонцы), здесь — сподвижники Александра Македонского В.Р. II. 28. 4

Массагеты см. гунны

Меланхлены, здесь — одно из обозначений готов до их проникновения в империю B.V. I. 2. 2

Мидийцы, см. персы

 

Новаты (нубийцы), обитатели бассейна Нила В.Р. I. 19. 28 — 35

 

Омириты (химьяриты, хымьяриты), население юго‑западной части Южной Аравии В.Р. I. 19. 1, 14 — 21; 20. 1 — 13; II. 3. 41

 

Палестинцы, жители Палестины Н.а. XXVII. 6, 9, 26

Парфяне, жители Парфянского царства В.Р. II. 3. 32

Пелопоннеситы, жители Пелопоннеса Н.а. XXVI. 32

Персоармяне (персармяне), жители армянских областей, подвластных Ирану В.Р. 1. 15. 1; II. 24. 1

Персы (мидийцы), подданные шахов Ирана В.Р. passim; B.V. I. 1. 1; 9. 25, 26; 19. 7; II. 14. 18; Н.а. II. 26, 31, 36; VII. 9; XI. 11, 12; XII 6; XVIII. 13, 25; XXIII. 6; XXIV. 12, 13, 21; XXV. 16; XXX. 12, 14, 24

Писидийцы, жители Писидии Н.а, XVIII. 42

Понтийские римляне, жители Понта В.Р. II, 29. 19

 

Римляне, подданные Византийской империи passim Римляне (латиняне), латиноязычное, по‑преимуществу, население Западной Римской империи B.V. II. 13. 33; Н.а. XXVI. 12

 

Савиры (Сабиры, савары), прикаспийские кочевые племена В.Р. I. 15. 1; II. 29. 15, 29; 30 28

Савроматы (сарматы), здесь — одно из обозначений готов до их появления в империи B.V. I. 2. 2

Сарацины (арабы) В.Р. I. 17. 1, 45, 47; 18. 7, 26, 30, 35, 36, 46; 19. 7 — 8, 10, 15; II. 1. 5, 6; 5. 5; 10. 23; 16. 5, 18; 19. 12; 27. 30; 28. 12 — 14; Н.а. II. 28; XI. 11; XVIII. 22, 25, 26; XXIII. 6, 8; XXIV. 12

Сирийцы, общее обозначение населения Сирии Н.а. XXII. 3; XXV. 7

Скифы, общее обозначение восточных варваров у Прокопия B.V.

Склавины, одна из групп славянских племен Н.а. XI. 11; XVIII. 20, 25, 26; XX1I1. 6

Суниты, кавказское племя В.Р. I. 15. 1

Суронцы, жители г. Сурона В.Р. I. 5. 14, 15, 21, 25, 28, 32; 6. 2; 9. 9

 

Тавлантии, племя в западной Иллирви B.V. I. 2. 9

Тавры (таврские армяне) В.Р. I. 17. 12, 13, 16, 17, 21

 

Фессалийцы, жители Фессалии, северо‑восточной области Греции В.Р. II. 4. 10

Финикийцы, жители Финикии Н.а. XXVII. 3

Фракийцы, жители Фракии В.Р. I. 12. 23; 15. 15; II. 21. 4

Франки, здесь — германцы, германские племена B.V. I. 3. 1

Фригийцы, жители Фригии В.Р. I. 8. 2

 

Цаны (саны), племя населявшее юго‑восточное побережье Понта Эвксинского и бассейн р. Акампсий В.Р. I. 15. 19, 21 — 26; II. 3. 39; 29. 10, 14, 41; 30. 13, 14; Н.а. XVIII. 24

 

Эдесситы, жители г. Эдессы В.Р. II. 12. 3

Эллины (греки) В.Р. I. 19. 35; II. 4. 11; Н.а. XXVI. 30 — 33

Эмеситы, жители г. Эмесы Н.а. XXVIII. 10, 12

Эфиопы (аксумиты), жители Аксумского царства В.Р. I. 19. 1, 17, 24; 20. 9 — 12; II. 3. 40

Эфталиты (хиониты, белые гунны), объединение племен, подчинившее себе территории Средней Азии, Афганистана и северо‑западные земли Индии В.Р. I. 3. 1 — 22; 4. 1 — 16, 35; 6, 10; 7 1 2, 8; 8. 13

 

 


[1]Βασιλεΰς — буквально царь. Поскольку Прокопий, писавший в традициях аттикизма нарочито избегал в своем повествования латинской терминологии, а термин «царь» в приложении к византийскому императору может показаться современному читателю несколько странным, мы для того, чтобы сохранить колорит сочинений Прокопия, оставляем этот термин без перевода. Тем более, если быть точным, латинское «император» передавалось греческим «автократор». (См. Synes. De regno. XVII).

 

[2]Т. е. византийцев. При всем том, что Прокопий избегал употреблять слова латинского происхождения, он, как и прочие византийцы, считал себя и своих соотечественников истинными римлянами. В этом проявилось своеобразие и некий парадокс мышления византийцев, охотно возводивших свою генеалогию к римлянам, но в культуре отдававших предпочтение греческой традиции.

 

[3]В духе античной традиции Прокопий все народы, чуждые греко‑римской культуре, называет варварами.

 

[4]Разделение жанров в четкой форме встречается у Диодора Сицилийского (I в. до н. э.). См.: Историческая библиотека. 1.2, 2.7. Но еще Платон в «Федоне» проводил разграничение между λόγς и μΰδος, а Аристотель противопоставлял логографов поэтам (Аристотель. Риторика. II.11.7).

 

[5]Провозгласив этот принцип в начале своего сочинения Прокопий, однако, не всегда ему следовал, о чем он говорит и сам в «Тайной истории». См.: Н.а. I.2,3.

 

[6]До этого места Прокопий в качестве образца для введения использовал вступления Геродота, а также Фукидида, которому он, в частности, обязан рассуждением о самых великих войнах. Далее, однако, историк отходит от них, следуя за Полибием, ибо величие и грандиозность войн эпоха Юстиниана он связывает не с событиями политического характера, а с высоким уровнем современного ему военного дела. Вместе с тем философские рассуждения Полибия оказались ему чужды.

 

[7]В «Илиаде» Гомера слово «стрелок» (τοξότης) в самом деле употреблялось с уничижительным оттенком. Так, Диомед, браня Париса, начинает свою тираду именно со слова «стрелок». См.: Илиада. XI. 385. Ср.: «Тупа стрела мужа слабого, ничтожного» (Там же. 390).

 

[8]Об искусстве стрельбы из лука, каким оно предстает в «Илиаде», на что обращает внимание своего читателя Прокопий, см.: Илиада. V. 192; VIII. 267; XI. 370; IV. 123; XI. 390. Нельзя не заметить, однако, что историк осуществил сопоставление не вполне логично, ибо он сравнил низший разряд войска древних с тем, что составляло в VI в. его силу. Уместно вспомнить и о том, что роль стрелков уже в Древней Греции заметно изменилась. Но у Прокопия была иная цель — прославить военное искусство своего времени, и он сделал это наиболее выигрышным способом. Уже во введении сказалась его забота не только об истине, но и красочности изложения.

 

[9]Мидийцы с древности населяли северо‑западную часть Иранского нагорья. В середине VI в. до н. э. они были побеждены персами, и их государство (Мидия) как сатрапия вошла в державу Ахеменидов. У Прокопия «мидийцы» упоминаются как синоним к слову «персы».

 

[10]Визáнтий — первоначальное название Константинополя. Столицу империи называли также «вторым Римом» (до 381 г. (и «новым Римом». См.: Fenster Е. Laudes Constantinopolitanae München, 1968, S. 20 — 96. Воспитанный в традициях аттикизма, Прокопий предпочитает называть Константинополь его древним именем.

 

[11]Аркадий, старший сын Феодосия I, — византийский император в 395 — 408 гг.

 

[12]Феодосий, сын Аркадия и Элии Евдоксии, родился 10 апреля 401 г. В то время как Аркадий находился при смерти (умер он 1 мая 408 г.), ему, следовательно, было семь лет. Видимо, здесь имело место смещение событий: провозглашение Феодосия августом, имевшее место 10 января 402 г., т. е. когда ему не было еще и девяти месяцев от роду, и его приход к власти в 408 г.

 

[13]Гонорий — младший сын Феодосия I и брат Аркадия. В результате раздела империи в 395 г. получил западную ее часть. Под плачеваым состоянием дел в Италии Прокопий имеет в виду угрозу нападения варваров с севера. Именно под ее давлением Гонорий перенес столицу из Рима в Равенну (ок. 405 г.). В 406 г. вандалы, бургунды, аланы и свевы перешли Рейн и устремились в Галлию и Испанию. 28 августа 410 г. король вестготов Аларих взял Рим, и вестготы укрепились в Южной Италии и Испании.

 

[14]Речь, видимо, идет о консистории.

 

[15]Йездигерд I, [Язгард] шах Ирана в 399 — 421 гг. Его деятельность по‑разному оценивается христианскими и иранскими авторами. Христианские авторы восхваляют Йездигерда, арабо‑персидские, находящиеся в зависимости от историографической традиция сасанидского Ирана, напротив, порицают его. При нем на некоторое время прекратились преследования христиан, которые, начавшись вскоре после признания христианства в Византии, с некоторыми перерывами продолжались в Иране в течение двух столетий. Терпимость к христианам (равно как и стремление к союзу с Византией) Йездигерда исследователи объясняют политическими мотивами, поскольку, обеспечив себе мир на западной границе, шах смог укрепить свою власть в борьбе со светской и духовной знатью. См.: Christensen A. L’Iran sous les Sassanides. Copenhaque, 1944, P. 269 — 273.

 

[16]Воспитателем Феодосия был перс Антиох. См. PLRE. II. Р. 101 — 102. Сведения об усыновлении Феодосия II Йездигердом Прокопий, по всей видимости, почерпнул у Приска Панийского. См.: Rubin В. Prokopios von Kaisareia. Stuttgart, №54. Kol. 88.

 

[17]Имеется в виду сенат Константинополя.

 

[18]Вараран — Варахран (Бахрам) V (421 — 438/9). Один из троих сыновей Йездигерда I. По смерти Йездигерда знать, недовольная его правлением, пыталась отстранить от власти всех его сыновей и посадила на престол Хосрова, отпрыска боковой ветви династии Сасанидов. Варахрану удалось с помощью войска арабского правителя Мундира I, при дворе которого он воспитывался, свергнуть Хосрова и захватить престол. Иранская традиция сохранила по атому поводу романтическую легенду, согласно которой Варахран предложил Хосрову следующий способ доказать свое право на царствование: корона сасанидских царей должна была быть положена между двумя львами, и претенденты по очереди должны были попытаться отнять ее у львов. Хосров отказался от такого испытания, а Варахран смело подошел ко львам и взял корону.

В правление Варахрана V вся власть сосредоточилась в руках крупной земельной аристократии. Христиане подвергались жестоким гонениям. В результате этих преследований епископы христианской церкви в Иране созвали собор, на котором было объявлено об отделении иранских христиан от Византии. Таким образом, вся политика Йездигерда I была сведена на нет. Вскоре разгорелась война с Византией. В результате этой войны, в общем для Византии удачной, христианам была обещана свобода вероисповедания.

Ни с одним историческим лицом сасанидского периода не связано столько легенд и преданий, как с Варахраном V. Рассказы о его охотничьих подвигах, любовных похождениях, распространенные уже в сасанидское время, стали любимыми темами фольклора, литературы и изобразительного искусства многих народов Переднего Востока. Варахран V, получивший прозвище Гур (онагр, дикий осел), был связан в фольклоре с образом божества Веретрагны, олицетворяющего мужскую силу, действенное мужское начало. В феодальную эпоху этот космический образ превратился в небесного витязя и несомненно повлиял на создание образа христианского святого — Георгия Победоносца. Даже о смерти Варахрана создана легенда: рассказывают, что во время охоты он провалился вместе с лошадью в глубокую яму и исчез в ней.

 

[19]Флавий Анатолий — видный государственный деятель первой половины V в. Трижды отправлялся послом к Аттиле; участвовал в заседаниях Халкидонского собора (451 г.) как старший из сановников, представлявших императора. Эпизод, описанный Прокопием и затем пересказанный Феофаном (А. М. 59201), относится не ко времени правления Варахрана V, а я эпохе его сына и преемника Йездигерда II (438 — 457), точнее — к 441 г., когда Анатолий в качестве магистра militum per Orientem находился на восточной границе империи, защищая ее от вторжения персов. Тогда ему удалось добиться заключения мира сроком на год. Marcel. Com. s. а. 441; PLRE. II. P. 84 — 85. Прокопий в своем сочинении объединил две войны и два договора (422 г. и 441 г.)

 

[20]По условиям договора 422 г., который был заключен при Варахране V, в Иране была предоставлена свобода христианам в отправлении их культа, а в Византии то же самое предоставлялось зороастрийцам, что, впрочем, не имело практического значения, поскольку здесь господствующее в Иране вероисповедание не имело сколько‑нибудь существенного распространения. Византия, по этому договору, обязывалась вносить плату за охрану Кавказских ворот. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 281. Прокопий опустил в своем повествовании оба этих пункта, но сказал об условиях договора, заключенного в 441 г., а именно о запрещении строительства крепостей на византийско‑иранской границе. Для его повествования это было важно потому, что нарушение этой статьи договора явилось в дальнейшем поводом к войне 502 — 506гг.

 

[21]Пероз (Фируз I) правил с 459 г. по 484 г.; пришел к власти в результате междоусобной борьбы со своим братом Ормиздом III. Внутренняя неустойчивость в государстве осложнялась внешнеполитическими коллизиями, ибо Фирузу постоянно приходилось защищать северные и восточные границы от набегов различных племен, в том числе кидаритов, над которыми ему удалось одержать победу, и эфталитов (о них см. ниже комм. 23). Кроме того, положение усугублялось длительным голодом, продолжавшимся, согласно арабским источникам, около семи лет. Традиция приписывает Фирузу ряд решительных мер по борьбе с голодом: он освободил население от некоторых налогов, открыл государственные амбары, заставил крупных землевладельцев делиться запасами с населением. См.: Nöldeke — Tabari. S. 118 — 119, 121. По отношению к христианам шах Фируз продолжал враждебную политику Варахрана V и Йездигерда II. Воспользовавшись догматическими спорами среди христиан, он поддержал несториан в их борьбе с ортодоксальной церковью. С тех пор несторианство стало господствующим течением среди христиан Ирана и Средней Азии. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 291 — 292.

 

[22]Горго, Горга, Джорждан (у античных авторов — Иркания, Вркан), совр. Горган; расположен у юго‑восточной части Каспийского моря.

 

[23]Самоназвание эфталитов — хиониты. Это народ индоевропейского (иранского происхождения), говорил на одном из восточно‑иранских (сакских) диалектов. Несколько хионитских царей носило имя Эфтал, отсюда и возникло название эфталиты. Сходство звучания хион и гунн (собственно hōn), видимо, и объясняет тот факт, что византийские историки называют хионитов (эфталитов) белыми гуннами. К началу V в. хиониты (эфталиты) завоевали земледельческие оазисы за Аму‑Дарьей и создали могущественную державу на обширных пространствах Средней Азии, Афганистана, северо‑западной Индии и части восточного Туркестана. Их основная территория — Тохаристан и восточный Афганистан. Ядро эфталитов составляли воинственные кочевые племена, подвергшиеся влиянию городской культуры. См.: Ghirshmann. Les Chionites — Hephtalites. Le Caire, 1948. P. XII — XIII, 66, 115; Althelm F. Geschichte der Hunnen. В., 1959. Bd. 1. S. 41 — 56.

Экскурс об эфталитах Прокопия является одним из пяти этнографических экскурсов, содержащихся в его «Войнах». Скорее всего он основан на достоверных свидетельствах, хотя во внешней форме этого эссе сказалось влияние Фукидида, а описание пира у эфталитов напоминает рассказ о пиршестве Аттилы, сохранившийся во фрагментах сочинения Приска Панийского. См.: Prisci fr. 8.

 

[24]Зинон — византийский император (474 — 475, 476 — 491), сторонник монофиситства. В период его правления (так же как и двух его предшественников, императора Маркиана и Льва) между Византией и Ираном не было никаких враждебных столкновений. Имели место лишь инциденты дипломатического характера.

 

[25]Евсевий, посол к Фирузу, являлся, возможно, тем же самым лицом, что и магистр оффиций 474, 492 — 497 гг. и консул 489 г. и 493 г. См.: PLRE. II. Р. 431, 433: Eusebius 18, Eusebins 19, Eusebius 28. Посольство имело место в 483 г. Целью его, видимо, было стремление добиться возвращения города Нисибиса, отданного во владение персам на срок 120 лет по условиям договора, заключенного в 363 г. между императором Иовианом (363 — 364) и шахом Шапуром II (309 — 379). См.: Bury J. History of the Later Roman Empire from the Death of Theodosins I to the Death of Justinian (A. D. 395 to A. D. 565). L., 1931. Vol. 2. P. 10.

 

[26]Имя царя эфталитов — Ахшунвар. См.: Nöldeke — Tabari. S. 123. Нэльдеке, правда, отождествляет Ахшунвара с Кунхой, сыном царя кидаритов — Кидары (Ibid.).

 

[27]Маги — жрецы зороастрийской веры. Роль магов в государстве Сасанидов была очень велика. Со времен парфянской династии Аршакидов они вместе со знатью образовывали собрание, которое избирало шаха из числа его детей или формально закрепляло власть за кандидатом, названным в завещании умершего шаха. Это собрание было особенно влиятельно в IV — V вв. в период усиления знати, и еще в правление Кавада I оно давало о себе знать. Об этом собрании не раз упоминает и Прокопий (В. Р.I. 5. 3 — 4; 21. 20 — 22). О роли магов упоминает и историк Агафий (Agath. II. 26). Об участии магов в походах Прокопий говорит неоднократно (см., напр., В. Р. 1.7., 19; II. 26.3. II. 13,9; II.24.2etc.).

 

[28]После этого поражения от эфталитов Фируз уступил им город Талекан, обещал уплатить определенную дань, а сын Фируза Кавад был отдан заложником и пробыл у эфталитов два года, пока условленная сумма не была уплачена. См. Josh. Styl. Ch. 10. Рассказ Прокопия об этом поражении Фируза, имевшем место около 468 г., отличен от изложения Иешу Стилита и близок к персидской традиции, сохранившейся у Табари. Кроме того, Иешу Стилит говорит еще об одном (также неудачном) походе Фируза против этого племени, имевшем место раньше и завершившемся тем, что на выручку Фирузу пришел император Зинон, пославший шаху золото для эфталитов. Josh. Styl. Ch. 10.

 

[29]Событие относится к 484 г. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 294.

 

[30]Об обычае персов клясться на соли известно и по другим источникам. См.: Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 469. Примеч. 3. У многих древних народов соль была символом дружбы и гостеприимства. См.: Schleiden M. J. Das Salz: Seine Geschichte, seine Symbolik und seine Bedeutung in Menschenleben. Leipzig. 1875. S. 70 — 73. У армян, в частности, обет сопровождался клятвой, символическим выражением которой служила соль. См.: Адонц Н. Указ. соч. С. 469.

 

[31]О том, что Фируз нашел свою смерть во рву, вырытом царем эфталитов, сообщает и современник событий Лазарь Парбский. См.: Collection des historiens de l’Arménie/Ed. V. Langlois. P. 1876. P. 351. Ср., также: Agath. IV. 27. (Этот историк, правда, говорит о нескольких рвах). Той же версии придерживаются персидские и арабские хронисты. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 294. История похода Фируза против эфталитов окутана множеством легенд. Согласно одной из них, шах, чтобы не нарушать данную эфталитам клятву не пересекать их границу, повелел поместить на повозку и везти перед войском пограничный камень. По другой легенде он приказал тащить перед войском пограничную башню, водруженную Варахраном V, на что потребовалось 50 слонов и триста солдат. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 294. N 2.

 

[32]Рассказ о жемчужине повторил в XII в. писатель Никита Хониат. См.: Nic. Chon. Isaac Ang. III. 5. P. 577.

 

[33]В этом пассаже Прокопий допустил сразу две ошибки. Во‑первых, Кавад не был единственно оставшимся в живых сыном Фируза. Кроме него, жив был его брат Дьямаш (Замасп). Во‑вторых, после гибели Фируза персы избрали шахом брата Фируза Валаша (Балаша), который правил Ираном в течение четырех лет. См.: Josh. Styl. Ch. 18 — 19; Agath. IV. 28.

 

[34]Прокопий пропускает четыре года правления Балаша. Ряд исследователей считает, что персы были данниками эфталитов вплоть до воцарения на шахском престоле сына Кавада I — Хосрова. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 297. N. 1. Допускает подобную возможность и М. М. Дьяконов. См.: Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961. С. 404. Примеч. 85.

 

[35]Речь идет о маздакитском движении, на которое решил опереться Кавад, с тем чтобы укрепить шахскую власть и ослабить мощь крупной знати и зороастрийского духовенства. Утверждение об общности жен у маздакитов, хотя, наряду с Прокопием, об этом говорят почти все без исключения историки того времени (Ср.: Josh. Styl. Ch. 20), является некоторым преувеличением, если не сказать, искажением сущности маздакитского движения. Скорее всего, его приверженцы выступали против новых форм семьи, пришедших на смену старым родовым отношениям. См.: Christensen A. Le règne du roi Kawādh I et le cominunisme mazdakite. Kǿbenhavn, 1925. P. 105 — 106; Дьяконов М. М. Указ соч С. 303 — 305; 410 — 411.

 

[36]Вместо Кавада на шахский престол был возведен не Балаш (Валаш), а брат Кавада — Дьямаш (Замасп). См.: Christensen A. Le règne... Ð. 9. N. 1. Отмеченные здесь и выше (коммент. 33) неточности Прокопия объясняются отнюдь не его небрежностью или невежеством, а тем, что он следовал одной из персидских традиций, нашедшей отражение в «Книге государей». См.: Christensen A. Le règne... Ð. 113. N. 2.

 

[37]Должность ханаранга носила скорее военный, нежели административный характер и обозначала правителя востока Ирана — Хорасана, форпоста против кушан и зфталитов. Согласно Прокопию (см. ниже, I. 6. 13 — 14), должность ханаранга была наследственной. В сасанидском Иране существовал древний обычай, согласно которому семь главных родов сохраняли в своих руках ведущие посты в государственном управлении. См.: Christensen. А. L’Iran... Р. 107 — 108 et N. 3.

 

[38]Замок забвения (Анушбард) не раз служил местом заточения высочайших особ. По всей видимости, идентичен с крепостью Гельгард или Андимишн на Сусиане. См.: Christensen. A. L’Iran... Р. 307 et. N. 3 — 4.

 

[39]Речь идет, видимо, об «Истории армян» Фавста Бузанда.

 

[40]Пакурий — шах Ирана Шапур II (309/310 — 379), Современник Константина I, Констанция II, Юлиана Отступника, Иовиана и Валента. Вел войны с Римом, затем с Византией. При нем Иран внутренне усилился и укрепил свои позиции в Месопотамии и Армении. По договору 363, заключенному Шапуром II и Иовианом, Иран получил крепости Нисибис, Сингару и Бег‑Забдэ. См.: Дьяконов М. М. Указ. сот. С. 265 — 268.

 

[41]Имеется в виду Аршак III (339 — 369). О войне между Арменией и Ираном, продолжавшейся в одном случае 30, а в другом — 34 года, говорит и Фавст Бузанд. См.: Collection.../Ed. V. Langlois. Т. 1. Р. 267, 270 — 271. Речь идет в данном случае об очередном затяжном конфликте между Византией и Ираном, в который была вовлечена и Армения, являвшаяся одним из объектов борьбы этих двух крупнейших держав Ближнего Востока. Все тридцатилетнее царствование Аршака III (отсюда, видимо, и цифры 30, 32, 34) падает на это тяжелое для Армении время.

 

[42]Этим армянином был евнух Драстамат, который получил в управление один из кантонов Армении. Как‑то в сражении с кушанами он спас Шапуру II жизнь. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 307 — 308.

 

[43]По другим источникам это была сестра Кавада. См.: Christensen A. Le règne... P. 112.

 

[44]Речь идет о знатном юноше Сиявуше, патроним которого неизвестен.

 

[45]Царь эфталитов был женат на сестре Кавада. На ее дочери, т. е. на собственной племяннице и оказался женат Кавад. См.: Josh. Slyl. Ch. 24. Рассказ о бегстве Кавада повторен и Феофилактом Симокаттой. См. Theoph. Sym. IV. 6. 5 — 11.

 

[46]Адергудунвад (Атургундад), племянник Гусанастада (Гушнаспдада) воспитывал впоследствии внука Кавада, также Кавада, сына Зама. См. ниже, глава 23.

 

[47]Балаш (Валаш) в самом деле был ослеплен, но он являлся предшественником Кавада. Что же касается Дьямаша (Замаспа), который тогда находился у власти, то он сам добровольно от нее отказался. См.: Agath. IV. 28; Christensen A. Le règne... P. 114 — 115.

 

[48]Αδρασταδάραν σαλάνης, т. е. артештарансалар, возглавлял сословие воинов — артештаран (второе сословие Ирана), т. е. являлся главнокомандующим армии. До Сиявуша титул артештарансалара носил Кардар из рода Спендиат, сын Михр‑Нарзеса, известного визиря Варахрана. См.: Christensen A. L’Iran... Р. 131.

 

[49]Анастасий — византийский император 491 — 518 гг. Как и Зинон, поддерживал монофиситство. В его правление произошла война между Византией и Ираном, длившаяся с 502 по 506 г. Этой войне и посвящены главы 7 — 9 книги I «Войны с персами». Подробно о манере изображения ее Прокопием, сходстве и различии его рассказа с описаниями войны другими авторами (Иешу Стилитом, Псевдо‑Захарией, Иоанном Малалой, Феофаном и другими). См. нашу статью «Иешу Стилит или Прокопий? (К вопросу о манере изображения греческими и сирийскими авторами войны между Византией и Ираном в 502 — 506 гг.)» // ВВ. 1981. Т. 42. С. 71 — 77.

 

[50]Согласно Феофану, Кавад требовал деньги, а не заем. См.: Theoph. P. 144. Притязания Кавада, надо полагать, вытекали из договора 441 г, который Византия из‑за ослабления Ирана, видимо, не соблюдала.

 

[51]Попытки Византии поссорить между собой персов и эфталитов, возможно, и в самом деле имели место. Во всяком случае, Псевдо Захария утверждает, что Кавад разгневался на византийцев за то, что они побудили эфталитов напасть на персов. См.: Zach VII. 3.

 

[52]Во время этого похода Кавад взял Феодосиополь, о чем поведали Иешу Стилит и Псевдо‑Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 48; Zach. VII. 3. Знал об этом событии и Прокопий, упомянувший о взятии города персами в своем трактате «О постройках». См.: De aed III 5. 2. О возможной причине умалчивания историком этого факта в «Войне с персами» см, выше нашу статью «Прокопий Кесарийский: личность и творчество». С. 438. По сообщению Иешу Стилита, иранская армия захватила Феодосиополь и подвергла разграблению не только области, тяготевшие к этому городу, но и ряд городов и областей, близлежащих к Амиде и Эдессе. См.: Пигулевская Н. В. Месопотамия на рубеже V — VI вв. н. э.: Сирийская хроника Иешу Стилита как исторический источник. М.; Л., 1940. С. 94.

 

[53]Кавад подошел к Амиде в октябре 502 г. Вторая армия персов под предводительством Наамана, царя арабов, двинулась тогда на юг. Военные действия развернулись и в районе Эдессы, о чем Прокопий вовсе не упоминает. Об этих событиях подробно рассказано жителем Эдессы — Иешу Стилитом. См.: Josh. Styl. Ch. 58 — 63.

 

[54]Об обладавшем чудодейственной силой отшельнике Иакове известно и из житийной литературы. См.: AASS (August. 2). Приведенная здесь легенда свидетельствует о том, что Кавад старался щадить религиозные чувства местного населения.

 

[55]Как видно из этой фразы, несмотря на усилия константинопольской дипломатии, эфталиты выступили на стороне персов,

 

[56]По свидетельству Псевдо‑Захарии, амидяне прикрепили к зубцам стен цепями матрасы и таким образом принимали удары баллист. См.: Zach. VII. 3.

 

[57]О хитрости с холмом, хотя и с некоторыми различиями в деталях, сообщают Иешу Стилит и Псевдо‑Захария. См.: Josh. Styl. Ch. 50; Zach. VII. 3.

 

[58]Употребление Прокопием словосочетания «так называемые» в применении к монахам некоторые исследователи рассматривают, с одной стороны, как почтение к этой части духовенства, с другой стороны, как подчеркнутую отстраненность историка от религиозной темы. См.: W. III. Erläuterungen: S. 463 zum §22. В действительности, это всего лишь описательная формула, используемая Прокопием, писавшим в традициях аттикизма, для явлений и реалий, не существовавших в произведениях античных авторов. Ср. Cameron Al. Agathias. Oxford, 1970. Р. 75, 98 — 99.

 

[59]По свидетельству Иешу Стилита, войска были посланы из Константинополя в апреле 503 г. См.: Josh. Slyl. Ch. 54.

 

[60]Полководец Ареовинд и по отцовской, и по материнской линии принадлежал к высшей военной знати; сын внучки всесильного некогда Аспара Диагисфеи. Консул 506 г. Женат был на Юлиане, принадлежавшей к аристократическому роду Анициев. В 512 г. во время восстания в Константинополе народ хотел провозгласить его императором, однако он испугался оказанной ему чести и бежал на противоположный берег Золотого Рога. См.: PLRE. II. Р. 143 — 144.

 

[61]Келер — иллириец, земляк императора Анастасия, — занимал пост магистра оффиций в 503 — 518 гг. и играл в государстве весьма важную роль при всем том, что не одобрял религиозной политики императора, являясь приверженцем православия. См.: PLRE. II. Р. 275 — 277.

 

[62]Речь идет о Флавии Патрикии, консуле 500 г., магистре militum praesentalis 500 — 518 гг. Источники описывают его как справедливого и прямого мужа, но в 503 г. он был уже достаточно стар и, по словам Псевдо‑Захарии, отличался слабостью ума. См.: Zach. VII. 4. Ср.: PLRE. II. 840 — 842.

 

[63]Ипатий — один из троих племянников не имевшего собственных детей императора Анастасия I, сын его сестры Магны и патрикия Секундина. Консул 500 г., патрикий. См.: Cameron Al. The House of Anastasius //GRBS. 1974. Vol. 15. P. 261 — 262. В войне 502 — 506 гг. проявил себя как бездарный полководец и был отозван в Константинополь. См.: В. Р. 1.8, 13 — 19; Zach. VII.5; Theoph. P. 156. В 513 г. Ипатий возглавлял войско, направленное на подавление мятежа Виталиана (См. о нем ниже: комм. 65). Сражение с мятежниками Ипатий самым позорным образом проиграл, оказавшись причиной гибели огромного числа людей. Самому же Инатию пришлось испытать в полной мере унижения плена, прежде чем его выкупил его отец Секундин. См. нашу статью в ВВ. 1971. Т. 32. С. 31 — 32.

 

[64]Юстин — будущий император Юстин I (518 — 527), иллириец или фракиец по происхождению, выходец из крестьян, — начал службу с солдата придворной гвардии при императоре Льве (457 — 474) (H. a. VI.2). Во время войны 502 — 506 гг. занимал пост комита rei militaris. См.: PLRE. II. Р. 648 — 649.

 

[65]Патрикиол — вероятно, гот или готско‑римский метис, возможно, имел пост комита федератов. См.: PLRE. II. Р. 837. Его сын Виталиан был одной из наиболее популярных личностей своего времени. Псевдо‑Захария называет его воинственным, сильным, смелым и искусным в бою. См.: Zach. VII. 13. В 513 г. он поднял восстание против императора Анастасия. Причиной мятежа было недовольство федератов, комитом которых Виталиан в то время был. Одним из лозунгов восставших была защита ортодоксии. В ходе восстания Виталиан подошел к Константинополю и серьезно угрожал городу, но, в конце концов, он потерпел поражение в морском бою, в котором Марин Сириец, возглавлявший направленное против него войско, использовал греческий огонь. В 514 — 515 гг. Виталиан был назначен на пост магистра милитум Фракии, а в 518 — 520 гг. был магистром милитум in praesenti. В 520 г. был удостоен звания консула, имел сан патрикия. Население столицы боготворило этого отважного поборника православия, и Юстиниан, опасаясь его соперничества, отдал приказание лишить его жизни. См.: PLRE. II. Р. 1171 — 1176.

 

[66]Фаресман — лаз по происхождению, был, вероятно, в то время комитом rei militaris. В 505 — 506 гг. он исполнял уже должность магистра милитум per Orientum. Внуки этого Фаресмана Руфин и Леонтий принимали участие в войне с вандалами. См.: В. V. II. 19,1; 20.10.

 

[67]Годидискл и Весса принадлежали к тем семействам готов, которые остались во Фракии, в то время как Теодорих, будущий король остготов, прозванный Великим, двинулся в 488 г. по наущению императора Зинона в Италию, где и основал свое королевство. Годидискл известен лишь по этой войне, когда он, по всей видимости, имел чин трибуна. Между тем Весса стал впоследствии видным военачальником, сражавшимся, на многих фронтах. При этом известно, что он отличался не только военной доблестью, но и огромным корыстолюбием. См.: PLRE. II. Р. 515, 226 — 229.

 

[68]Критикуя отсутствие единого главнокомандующего, Прокопий, по всей видимости, намекает и на подобного же рода слабость системы военной организации на Востоке и при Юстиниане. Такие намеки у историка достаточно часты. См.: Rubin В. Das Zeitalter Justinians. В., 1961. Bd. 1. S. 256. Точку зрения Прокопия о необходимости единого военного руководства разделяют Иешу Стилит и Иоанн Лид. См.: Josh. Styl. Ch. 55; Joan. Lyd. 111. 53.

 

[69]Апион принадлежал к фамилии крупных египетских землевладельцев. См. о нем Чекалова А. А. Константинополь в VI в.: восстание Ника. М., 1968. С. 35 — 36.

 

[70]Константина, основанная Севером или Каракаллой, имела название Антинополя. При Константине I была укреплена и переименована по имени этого императора. Арзамон (совр. Гарпам) расположен между Константиной и Дарой. Став здесь лагерем, Ареовинд намеревался угрожать Нисибису. Ипатий же и Патрикий расположились лагерем к северу от Амиды, примерно в 70 км от нее. Их целью было возвратить этот захваченный персами город.

 

[71]По сообщению Иешу Стилита, Ареовинд, узнав о возможном походе против него Кавада, обратился за помощью к Патрикию и Ипатию, но те отказали ему, говоря, что заняты осадой Амиды. См.: Josh. Styl. Ch.55.

 

[72]Сходным образом описывает это поражение и Псевдо‑Захария. См.: Zach. VII. 3.

 

[73]Т. е. в Иран. Арзанена — пограничная область Ирана.

 

[74]Осада крепости началась зимой 503 — 504 тт.

 

[75]Псевдо‑Захария дает цифру 11 кентинариев. См.: Zach. VII. 5.

 

[76]Сходным образом, хотя и с некоторыми различиями в деталях, рассказывает о гибели Глона Псевдо‑Захария. Он приводит и имя этого крестьянина (уточняя, что он был охотник и рыболов) — Гадона — и утверждает, что знавал его лично. Наиболее существен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: