Методы психологического иследования (основные и вспомогательные)
Наблюдение как метод психологии – это целенаправленное изучение человека в реальных условиях жизни с целью определения его специфических особенностей (либо их изменений) и отыскание смысла этих явлений. Т.е. непосредственное получение информации при минимальном воздействии на человека. Происходит наблюдение за действиями человека, жестикуляцией, словами, выражением лица.
Целенаправленное наблюдение отличается от бытового постановкой цели и задач.
Виды наблюдений:
· открытое (испытуемые знают, что за ними наблюдают)
· скрытое (испытуемые не знают о наблюдении)
· непосредственное (проводит сам исследователь)
· опосредованное (используются готовые результаты наблюдений других людей)
· включенное (наблюдатель является членом группы испытуемых)
· невключенное (наблюдение идет со стороны)
· систематическое (регулярное наблюдение за всеми проявлениями психической деятельности)
· выборочное (наблюдение за одним психическим процессом)
· внешнее (наблюдение со стороны за другими людьми)
· внутреннее (самонаблюдение)
· долговременное
· краткосрочное
Эксперимент - наиболее объективный метод в психологии. Он проводится над испытуемым в специально организованной ситуации, т.е. здесь есть активное вмешательство исследователя.
Вспомогательные методы психологического исследования
· Биографический метод – сбор и анализ данных о жизненном пути человека как личности и как субъекта деятельности, которые используются для выяснения источников образования тех или иных свойств личности и установление причинно-следственных зависимостей их формирования (этих качеств, свойств личности); выделение текущих состояний, прогнозирование будущих событий, составление графика жизни.
|
· Контактный – сам человек заинтересован в этом изучении (своего рода психоаналитика), заинтересован в том, чтобы решили его проблему.
· Бесконтактная психобиография (психобиография факторов). Когда есть достаточно много информации о событиях жизни человека. Рассматриваются следующие факторы (3 группы факторов)
· Метод обобщения независимых характеристик Данный метод основан на анализе анкетных данных, отзывов и характеристик на изучаемого человека. Чем больше будет этих сведений, тем более объективная характеристика этого человека получится.
· Анализ продуктов деятельности Анализ продуктов деятельности (или результатов деятельности) – это метод изучения человека (личности), представляющий собой оценку того, что сделано человеком, что достигнуто им в процессе активной деятельности.
· Беседа и интервью Информацию получаем в процессе непосредственного общения (в устной форме).
· Психологическое тестирование – метод диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Применяется данный метод для стандартного измерения качеств человека.
· Анкетирование используется для получения больших объемов информации. Анкетирование – это модификация другого метода – беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник (анкета). Затем по ответам исследователь делает выводы о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств. Анкетирование – метод сбора информации о человеке социального характера. Проводится в письменной форме.
|
· Опрос – получение психологической информации о человеке с помощью вопросов.
Психика животного и психика человека (основные отличительные признаки)
Сознание человека – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.
Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.
Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.