Спортсменам, с высоким уровнем психотизма следует уделять особенное внимание при подготовки к соревнованиям, так как это может привести к высокому ровню ситуативной тревожности и избыточному нервно-психическом напряжению.
1. В тренировочном процессе таким спортсменам ставят решаемые задачи, что приводит к чувству уверенности в своих силах; даются задания, где преимущественно задача решается коллективом, а не личными достижениями, используются следующие методы психорегуляции:
- вербальные методы гетерорегуляции в обычном состоянии: беседа, рациональная психорегуляция;
- аппаратурные методы психорегуляции: электросон;
- безаппаратурные: фракционный гипноз;
- саморегуляция: аутогенная тренировка с последовательным самовнушением чувства тяжести, тепла к конечностях, солнечном сплетении, сердца и тд.
2. В предсоревновательной подготовки применяются простейшие методы саморегуляции после оценки психического напряжения: физические упражнения, например, разминка, со снижением интенсивности, включением упражнений на растягивание, исключением взрывных двигательных действий; дыхательные упражнения.
- вербальные методы гетерорегуляции: беседы с отвлечением внимания:
- аутогенная тренировка.
Ситуационная задача: вас назначили директором спортивной школы. Задание: Составить схему управления физкультурно-спортивной деятельности для директора СШ, с государственными и общественными органами администрирования в области физической культуры и спорта
Директор спортивной школы должен знать:
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
|
- нормативные, методические и программные документы, определяющие приоритетные направления и перспективы развития образовательной системы Российской Федерации, физической культуры и спорта в Российской Федерации;
- Конвенцию о правах ребенка;
- профиль, специализацию и особенности структуры спортивной школы;
- педагогику и психологию;
- достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
- основы физиологии, гигиены;
- теорию и методы управления образовательными системами;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экономики, социологии;
- способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций;
- организацию материально-технического обеспечения спортивной школы;
- правила и нормы технической эксплуатации объектов спортивного назначения;
- гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности спортивной школы, образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;
- основы менеджмента, управления персоналом;
- основы управления проектами;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
|
- правила внутреннего трудового распорядка спортивной школы;
- правила по охране труда и пожарной безопасности;
Функции
2.1. Руководство деятельностью спортивной школы.
2.2. Распределение обязанностей и определение степени ответственности работников спортивной школы.
2.3. Представление интересов спортивной школы в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления, а также во взаимоотношениях с иными хозяйствующими субъектами.
Должностные обязанности
Директор спортивной школы исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет руководство спортивной школой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом спортивной школы.
3.2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно- хозяйственную (производственную) работу спортивной школы.
3.3. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.
3.4. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников) спортивной школы, обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников) и работников спортивной школы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.5. Определяет стратегию, цели и задачи развития спортивной школы, принимает решения о программном планировании ее работы, участии спортивной школы в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности спортивной школы и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в спортивной школе.
|
3.6. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников) в спортивной школе.
3.7. Совместно с советом спортивной школы и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития спортивной школы, образовательной программы спортивной школы, учебных планов, учебных программ по видам спорта, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка спортивной школы, осуществляет контроль за содержанием и эффективностью учебно-тренировочных занятий, соблюдением требований безопасности учебно-тренировочных занятий.
3.8. Создает условия для внедрения в образовательный процесс инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников спортивной школы, направленных на улучшение работы спортивной школы и повышение качества и образования подготовки спортсменов-учащихся (воспитанников), поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
3.9. Обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами.
3.10. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.
3.11. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом спортивной школы.
3.12. Утверждает структуру и штатное расписание спортивной школы.
3.13. Принимает локальные нормативные акты спортивной школы, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
3.14. Принимает меры по обеспечению спортивной школы квалифицированными кадрами, осуществляет подбор и расстановку кадров, обеспечивает их рациональное использование и развитие их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в спортивной школе, создает условия для непрерывного повышения квалификации работников и профессионального мастерства тренерско-преподавательского состава.
3.15. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.
3.16. Обеспечивает установление заработной платы работникам спортивной школы, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
3.17. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
3.18. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в спортивной школе, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.
3.19. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении спортивной школой.
3.20. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников спортивной школы.
3.21. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами.
3.22. Представляет спортивную школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.
3.23. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.
3.24. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом спортивной школы, дополнительных источников финансовых и материальных средств.
3.25. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности спортивной школы.
3.26. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
3.27. Издает приказы (распоряжения) по всем направлениям деятельности спортивной школы.
Права
Директор спортивной школы имеет право:
4.1. Представлять интересы спортивной школы во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4.2. Распоряжаться имуществом и средствами спортивной школы с соблюдением требований, определенных законодательством, учредительными документами организации, нормативными правовыми и локальными нормативными актами.
4.3. Принимать решение о приеме на работу, об увольнении работников.
4.4. Принимать решения по представлениям:
- о привлечении работников, нарушивших трудовую дисциплину, виновных в причинении материального ущерба спортивной школе, к материальной и дисциплинарной ответственности;
- о моральном и материальном поощрении особо отличившихся работников.
4.5. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство, пр.
Ответственность
5.1. Директор спортивной школы привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- за причинение ущерба спортивной школе - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Директор спортивной школы несет ответственность за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса.
5.3. Директор спортивной школы несет персональную ответственность за последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб спортивной школе.
5.4. Директор спортивной школы, недобросовестно использующий вверенные ему имущество и средства спортивной школы в собственных интересах или в интересах, противоположных интересам учредителей (собственников), несет ответственность в пределах, установленных гражданским, уголовным, административным законодательством.
Ситуационная задача: в результате определения индивидуальных особенностей, у спортсмена обнаружен пониженный уровень устойчивости внимания. Задание: определить пути коррекции данного свойства личности
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полубессознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Методика тренировки внимания состоит из трех частей: индивидуальных упражнений, групповых упражнений общего назначения (психотехнические игры) и специальной тренировочной работы в тренировочном процессе индивидуально, в группах и в команде.
Упражнение 1
Безотрывное наблюдение основным, центральным зрением за одним неподвижным объектом ("ничего не вижу по сторонам").
Упражнение 2
Безотрывное наблюдение основным зрением за одним неподвижным объектом с контролем периферическим зрением за другим неподвижным объектом. Положение второго неподвижного объекта периодически меняется в пределах поля зрения (слева, справа, вверху, внизу), постепенно расширяя его границы.
Упражнение 3
Наблюдение основным зрением за неподвижным объектом с периодическим кратковременным (чем короче, тем лучше) переносом основного зрения на другой неподвижный объект, положение которого периодически меняется.
Упражнение 4
Безотрывное наблюдение основным зрением за подвижным объектом (самолет, автомобиль, птица, муха, секундная стрелка часов и т.д.) – "ничего не вижу по сторонам".
Упражнение 5
Безотрывное наблюдение основным зрением за подвижным объектом с одновременным контролем периферическим зрением неподвижного объекта и ситуации. Положение неподвижного объекта и ситуация иногда изменяются.
Упражнение 6
Безотрывное наблюдение основным зрением за подвижным объектом с периодическим кратковременным переносом основного зрения на неподвижный объект, положение которого время от времени изменяется.
Упражнение 7
Безотрывное наблюдение основным зрением за одним подвижным объектом с одновременным контролем периферическим зрением второго подвижного объекта (например, двое часов с секундными стрелками).
Упражнение 8
Наблюдение основным зрением за одним подвижным объектом с периодическим кратковременным переносом основного зрения на другой подвижный объект с оценкой его состояния (мысленно и словесно). Например, перенос взгляда с секундной стрелки одних часов на секундную стрелку других с оценкой (как можно быстрее) ее положения; быстро назвать положение второй стрелки. Расположение второго подвижного объекта периодически изменяется в пределах поля зрения с учетом специфики вида спорта и игрового амплуа спортсмена. Например, для связующего спортсмена в волейболе, выполняющего передачи в основном из зоны 2, оптимальные границы поля зрения – вверх-вправо.
Для практического применения может быть рекомендована следующая методика (табл.1):
1. В каждой тренировке ежедневно выполняются 2 упражнения.
2. Каждое упражнение выполняется сериями по 1 мин каждая.
3. Каждая серия выполняется с чередованием фаз наблюдения прямым центральным зрением в течение 10 с либо с фазами пассивного отдыха по 5 с (упражнения 1, 2, 4, 5, 7), или с мгновенным переносом основного зрения на другой объект (упражнения 3, 6, 8).
4. Между сериями упражнений – пассивный отдых 30 с.
Ситуационная задача: Учебно-тренировочный сбор спортсменов группы СС в подготовительном периоде проходит в условиях жаркого климата в течение 21 дня. Задание: Составить схему 3-х недельных циклов (ПК-11).
Спортивная тренировка в условиях адаптации к жаркому и влажному климату подчиняется тем же закономерностям, что и в условиях адаптации к смене временного пояса и отчасти к горному климату.
В первом микроцикле (5-7 дней) необходимо снижение интенсивности нагрузки и в меньшей мере ее объема. Соревновательные нагрузки, контрольные старты и упражнения не рекомендуются.
Во втором микроцикле (5-7 дней) - постепенное повышение всех параметров нагрузки с включением интенсивных соревновательных упражнений.
В третьем микроцикле - привычная тренировка в соответствии с этапом годичного цикла.
Тренировки проводятся с целью повышения выносливости и специальной силы, благодаря расширению функциональных возможностей организма, достижению наиболее экономного расходования кислорода, выработки устойчивости к неблагоприятным факторам. Помимо этого, наступает длительный период повышенной работоспособности 8 (до 30-40 дней), который используется для повышения тренировочных нагрузок как по объему, так и по интенсивности.
Нужно учитывать, однако, и специфичность тепловой акклиматизации. Адаптация к сухой жаре не гарантирует повышение устойчивости к жаре при относительно высокой влажности. Важнейшим условием сохранения высокой работоспособности в условиях жаркого климата является устранение дефицита воды и электролитов при усиленном потоотделении. Это предотвращает обезвоживание и снижение работоспособности. До выполнения продолжительной физической, нагрузки необходимо насытить организм водой. В процессе тренировки и соревнований также следует систематически принимать жидкость (лучше всего холодную воду). Перед марафонской дистанцией желательно выпить до 800 мл воды порциями по 150 г. Одежда спортсменов должна быть легкой, из одного слоя материи, чтобы обеспечить испарение воды и открыть как можно больше поверхность кожи; насыщенную потом одежду надо чаще заменять сухой. В жарких условиях для поддержания тепловой устойчивости и высокой работоспособности особенно важен питьевой режим. К сожалению, все еще широко распространено мнение о необходимости питьевого воздержания, поскольку вода якобы оказывает "расслабляющее" I действие, создает дополнительную нагрузку на аппарат кровообращения и т.д. Дегидратация, развивающаяся в процессе работы, снижает работоспособность спортсмена