ГЛАВА 2. «МЯГКИЕ» ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ.




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

ЛМЗ-ВТУЗ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА»

Тема: «Формы объединений, ассоциаций и особенности управления ими »

Выполнила студентка группы 3811

Алмаметова И.А.

Преподаватель: Волгина М.Ю.

Санкт- Петербург

Г.

Содержание.

Введение      
Глава 1. «Жесткие» формы объединений    
  1.1. Концерн    
  1.2. Конгломерат    
  1.3. Трест    
Глава 2. «Мягкие» формы объединений    
  2.1. Консорциум    
  2.2. Ассоциация    
  2.3. Картель    
  2.4. Синдикат    
Заключение      
Список литературы    
     
           

ВВЕДЕНИЕ.

В условиях современной экономики перед любой организацией рано или поздно встает вопрос об объединении, консолидации усилий для достижения своей цели. Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. Возрастающая конкуренция подталкивает предприятия к поиску более эффективных способов сотрудничества. В связи с этим появляется множество интеграционных образований (объединений предприятий) различающихся способом взаимосвязи и управления. Не обошел стороной этот процесс и нашу страну: «В России на смену периоду дезинтеграции приходит период укрупнения. Наступило время образования крупных корпораций, объединяющих большое число предприятий и компаний»[1].

Под объединением подразумевается, во-первых, соединение нескольких организаций, предприятий, учреждений в единую группу. Во-вторых, под объединением может подразумеваться название предприятия, включающего несколько предприятий, организаций, учреждений. Объединения подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальное объединение – это объединение в пределах одной компании, корпорации фирм, осуществляющих последовательные стадии производства готового продукта, начиная от добычи сырья, производства материалов, полуфабрикатов и вплоть до выпуска конечного продукта. Горизонтальное объединение – это объединение в пределах одной компании, Корпорации фирм со сходной технологией (обладающих технологической общностью) или фирм, выпускающих однородную продукцию.

При этом такое объединение может существовать в различных организационно-правовых формах. В мировой практике сложились разнообразные типы объединения фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п. Условно все формы объединений можно разделить на два типа: «жесткие» и «мягкие» При «жестких» формах компаниям приходится в некоторой степени утрачивать свою самостоятельность и независимость. «Мягкие» же формы позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности.

 

ГЛАВА 1. «ЖЕСТКИЕ» ФОРМЫОБЪЕДИНЕНИЙ.

КОНЦЕРН

Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн— «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества»[2]

Для концерна характерны следующие особенности:

-достаточно жесткая форма интеграции компаний (самая жесткая за исключением треста);

-концерн обычно является объединением производственного характера;

-входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

-в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

-головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании (преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;

-деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

-в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают вертикальный и горизонтальный концерн. Вертикальный концерн — концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальный концерн концерн, объединяюший компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения — это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации— концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс.фирм.

КОНГЛОМЕРАТ

Конгломерат — это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

Для конгломерата характерна интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе. При этом объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их отделения пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов. В качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании. Как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

У этой интеграционной формы в разных странах существуют свои особенности: так в США не предполагается абсолютно никакой производственной общности между объединяемыми компаниями, в странах же Западной Европы предприятия должны быть в определенной степени взаимосвязаны в процессе производства.

В качестве примеров конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson. Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически простых предприятий в стабильных секторах рынка. Hanson добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных предприятий.

Основными способами образования конгломератов являются слияния и поглощения фирм различной производственной и коммерческой ориентации.

Бум крупных диверсифицированных компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е годы XX столетия, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики. В 60-е же годы их развитие происходило на чисто коммерческой основе. Основными мотивами конгломератных слияний и поглощений компаний были:

-получение синергетического эффекта;

-обеспечение более широкой экономической основы;

-возможность “дешево купить и дорого продать”;

-прогнозирование изменения структуры рынков или отраслей;

-стремление повысить имидж руководства компании;

-стремление высшего управленческого персонала повысить свои доходы, учитывая применение в качестве средства долгосрочного поощрения опционов;

-ориентация на доступ к новым важным ресурсам и технологиям.

В 1970-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась и она была связана со стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций. Но в 1980-е годы прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, входившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев.[3]

Среди компаний, акции которых в настоящее время обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, сорок компаний официально классифицированы как конгломераты. В их число входят и такие хорошо известные компании как General Electric, американские конгломераты Textron Inc и United Technologies Corp, британский Hanson, голландский Philips Electronics, итальянский Montedison и т.д. Но все эти конгломераты переориентировали свою деятельность на те сегменты, в которых они лидируют. В настоящее время они приобретают компании в ключевых областях и продают все неключевые активы.

В качестве основных проблем, возникающих при функционировании конгломератов можно назвать следующие:

1. Избыточная диверсификация, в результате чего наблюдается постепенное, но неуклонное снижение конкурентоспособности производимых ими товаров и услуг.

2. Субоптимизация: внутри интеграционных форм обычно преобладают стремления укреплять внутригрупповые кооперационные связи, несмотря на слабую технологическую общность между компаниями, входящими в конгломерат. При этом каждая компания, естественно, стремится устанавливать наиболее выгодную для себя трансфертную цену. В результате продукция на выходе становится очень дорогостоящей и неконкурентоспособной, а взаимные претензии по поводу уровня трансфертных цен постоянно разбираются головной компанией конгломерата.

3. Мотивация управленческого персонала компаний, включаемых в конгломерат в порядке их поглощения: на эффективность работы менеджеров может оказать необратимое воздействие смена собственника или превращение их из собственников в наемных работников.

4. Значительные средства, требуемые для приобретения компании – мишени поглощения: помимо оплаты рыночной стоимости компании зачастую требуется выплата премии акционерам за утрату контроля над поглощаемой компанией и пр. В результате огромные средства, вкладываемые в поглощения компаний в несвязанных отраслях, зачастую приводят лишь к снижению эффективности функционирования всего конгломерата в целом.

Жизнедеятельность конгломерата во многом зависит от уровня квалификации высшего управленческого персонала. Отсутствие в аппарате его управления квалифицированных высших менеджеров равносильно его “смерти”. Справедливость данного утверждения иллюстрируют эффектные провалы таких казалось бы достигших высот успеха конгломератов, как Textron, Polly Peck и Maxwell Communications.

 

ТРЕСТ

Трест — это объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий. Трест самая жесткая из всех форм интеграции компаний. При этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. В рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность.

Трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции. Все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство, как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. И в случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.

 

ГЛАВА 2. «МЯГКИЕ» ФОРМЫОБЪЕДИНЕНИЙ.

КОНСОРЦИУМ

Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума.

Организация консорциума оформляется соглашением. Консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества. Обычно в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума).

Зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями. Целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций. Компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов.

Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений. Примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО “Лукойл” разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.

Консорциумы могут организовываться несколькими банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами. Они создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.

Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участникови получает за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например, долевая, солидарная. Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

В конце Х1Х — начале ХХ века консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальном и международном рынках. В середине ХХ века консорциумы начинают широко распространяться в сфере промышленности и служить целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов. Характерным для современных типов консорциумов является совместное проведение научно-исследовательских работ. Существенной чертой этой формы интеграции компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство.

Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, например, ИНТЕЛСАТ — Международный консорциум спутниковой связи. Это совместный проект, в котором участвуют правительства разных стран, вкладывающие в него капитал и владеющие его акциями в количестве, пропорциональном их предполагаемому использованию системы.

В мировой практике наиболее часто встречаются следующие виды консорциумов, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа:

- Банковский консорциум группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков — главой консорциума для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.

-Консорциум-гарант банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.

- Гарантийный консорциум — соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.

-Подписной консорциум — консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.

-Финансовый консорциум — временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов.

-Экспортный консорциум — внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.

Среди финансовых или подписных консорциумов можно встретить понятия временных и постоянных консорциумов. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.

Финансовые консорциумы возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения — консортов, разрабатывают условия займа или организации АО, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

Консорциум обладает определенными преимуществами, которые побуждают организации объединяться именно в консорциум. Так, президент Международного консорциума «Интелбизнес-консалтинг», А.И. Орлов выделяет следующие выгоды консорциума:[4]

-создающим консорциум некоммерческим организациям не нужно образовывать юридическое лицо и нести связанные с регистрацией и последующими перерегистрациями временные, организационные и финансовые затраты.

-мобильность, быстрота вхождения и выхода из его состава отдельных участников, что привлекает многих участников. Достаточно подписать договор, как новый участник присоединяется к его деятельности без дополнительных регистрационных и лицензионных процедур.

-в отличие от ассоциации для консорциума характерноотсутствие обязательного, установленного законодательством требования о внесении вступительных взносов, а в последующем — регулярных членских взносов. Участники накануне вступления хотят знать, что они получат за свои деньги. А это не всегда заранее известно. Этот фактор удерживает от вступления в ассоциации многих ее потенциальных участников.

-следующей выгодой (также отличающей консорциум от ассоциаций) является то, что в отличие от членов ассоциаций вышедшие из него товарищи (участники), если иные условия специально не оговорены договором о создании консорциума, не несут ответственности по хозяйственным договорам, заключенным консорциумом в период нахождения такого участника в его составе после выхода из него.

- возможность внесения в общее дело (складочный капитал) как денег и имущества, так и профессиональных и иных знаний, умений, навыков, а также деловой репутации, деловых связей, опыта, информации, товарного знака и всех возможных видов материальных и нематериальных активов, а также комплексы исключительных прав и иные виды вкладов, о внесении которых в общее дело стороны достигнут договоренности. С момента внесения товарищем собственного имущества в складочный капитал оно становится общей долевой собственностью (если иное не установлено договором).

-все виды имущественных и неимущественных вкладов по соглашению сторон могут оцениваться в денежном выражении. При этом если сторонами не предусмотрено иное, то вклады сторон предполагаются равными по стоимости. А это значит, что здесь не обязательна экспертная оценка. Сами участники добровольно берут на себя обязательство выступать в качестве экспертов по оценке стоимости всех видов вносимых ими вкладов. При этом денежной сумме в 1 000 000 (один миллион) рублей, внесенной одним участником, может соответствовать с согласия участников цена деловых связей, либо информации, или же знаний, деловой репутации, вносимой другими участниками.

- выгодой консорциума является специфика управления его делами, в силу которой заключать сделки от его имени вправе каждый из участников, представляя консорциум и являясь его «содиректором». При этом каждый из них действует в интересах консорциума и несет полную имущественную ответственность за свои действия в пределах суммы заключенной сделки. При этом максимальный размер сделки, заключаемой без согласия остальных участников, может быть ограничен их совместным решением. Иные участники несут солидарную ответственность по его обязательствам, возникшим в связи с деятельностью, осуществляемой от имени консорциума.

- гибкость и вариантность схем управления консорциумом, в силу которой может быть применена и иная модель управления, когда консорциумом управляют не все, а несколько специально назначенных участников, причем не исключено, что они могут управлять «по заведованию» — один торговой маркой, другой — финансовой деятельностью, третий — стратегическим планированием и развитием, четвертый — организацией рекламы, пятый — управлением проектами и т.д. В этом случае создается несколько управляющих компаний, каждая из которых осуществляет функциональное управление в пределах отведенной ей компетенции. Здесь можно учитывать возможности специализации входящих в состав консорциума участников, иные их возможности, особенности правового статуса и режима налогообложения. При этом от высококачественного уровня управления выигрывают все участники консорциума.

- исполнительные и наблюдательные органы консорциума могут формироваться в наиболее приемлемой для управления общими делами формах, им могут присваиваться наиболее соответствующие статусу таких должностных лиц наименования.

- схема управления консорциумом может быть в любой момент изменена его участниками и введено, например, единоличное управление одним из участников всеми делами консорциума. При этом следует иметь в виду, что у юридического лица, ведущего учет совместной деятельности, возникает обязанность ведения дополнительного баланса и дополнительные сложности ведения раздельного учета, своего и по совместной деятельности.

- возможность объединения, концентрации капиталов на ключевых направлениях, решения приоритетных программ и задач, стоящих перед его участниками, как это широко распространено в международной и уже в отечественной практике. Такие консорциумы порой создаются из числа банков, которым предстоит профинансировать крупный проект, из числа строительных корпораций, реализующих транснациональный проект, например, по прокладке трубопровода, и т.п.

- возможность создания оптимального режима налогообложения для всех его участников. Это может быть реализовано в случае, если управлять финансами консорциума будет фирма, имеющая статус льготного налогообложения. Однако следует учитывать то обстоятельство, что согласно требованиям налоговых органов Российской Федерации, даже если в состав простого товарищества (консорциума) входят иностранные участники и в договоре продекларировано применимое право зарубежного участника, ведение общих дел, в первую очередь ведение общего баланса должно быть возложено на российского участника.

-в силу своей мобильности среди его участников консорциума возможно применение различных организационно-правовых комбинаций, которые позволят минимизировать риски. Например, возможно поручение отдельных сделок, договоров одному из участников консорциума, обладающему статусом ограниченной имущественной ответственности. Естественно, при этом придется согласовать и ряд иных деталей, но в принципе такой подход не исключен.

- возможность привлечения компании с известным товарным знаком («раскрученным брэндом»), который может использоваться в общих целях. При этом возможны следующие варианты этой комбинации:

1. Регистрация товарного знака на одну из компаний, который будет использоваться в общих интересах. В этом случае выход компании, не владеющей товарным знаком, из состава консорциума не лишит остальных участников права пользоваться им, и не будет влиять на популярность консорциума в целом. Естественно, что регистрация товарного знака должна быть обусловлена таким условием, что товарный знак переходит по решению участников договора и всегда передается тем компаниям, которые остаются в составе консорциума. Такой вариант целесообразен, когда консорциум создается на основе компании с известным товарным знаком, который может стать «зонтичным» товарным знаком для всех участников консорциума.

2. Возможен и иной вариант, когда при создании консорциума регистрируется коллективный товарный знак, которым в равной степени имеют право пользоваться все участники консорциума, пока они являются его участниками.

3. Возможная регистрация нескольких товарных знаков в самой различной сочетаемости и комбинациях для их коллективного вывода на рынок путем дружественной коллективной поддержки.

- следующей выгодой консорциума является то, что, если простое товарищество создается с целью осуществления коммерческой деятельности, участником не может быть просто гражданин. Это должен быть обязательно хозяйствующий субъект в лице индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Или же некоммерческая организация должны обрести статус субъекта предпринимательской деятельности.

- по российскому законодательству допускается создание негласного простого товарищества, участники которого вправе не разглашать свое объединение третьим лицам, то есть информация о его существовании и деятельности может не открываться. То есть фактически речь идет о возможности негласного консорциума.

 

АССОЦИАЦИЯ

Ассоциация (от лат. associatio - соединение) — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. Это самая “мягкая” форма интеграции компаний. Ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Гражданским Кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз".[5]

Особенностью ассоциации является то, что ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации. Члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем.

Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических лиц. Но особенностью реорганизации ассоциации является то, что она может быть реорганизована по единогласному ре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: