Глава 1. Особенности христианизации Древней Руси




Крещение Руси и его историческое значение

 


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Особенности христианизации Древней Руси

.1 Определение термина

.2 Дата Крещения

.3 Причины принятия христианства

.4 Формы и методы христианизации Руси

Глава 2. Значение Крещения Руси

.1 Цивилизационное значение

.2 Культурные последствия

.3 Духовное значение

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Актуальность темы

Современные политики, социологи, историки заняты проблемой формулировки «национальной идеи». В этом году праздновалось 1025-летие Крещения Руси. В Россию, Белоруссию, Украину впервые за всю историю христианства привозилась для поклонения величайшая святыня «Крест Андрея Первозванного». Миллионы простых людей, съезжались к местам поклонения с целью приобщиться к святыне и почувствовать себя «едиными». Научный же интерес к истории Древней Руси, к значению Крещения Руси вызван тем, что именно в этот, сравнительно очень короткий исторический временной отрезок происходило формирование и развитие социального, интеллектуального и духовно-нравственного потенциала Руси, определилось направление на многие столетия и особенность исторического пути развития Руси - России.

Актуальность темы определено потребностью в обсуждении исторически обусловленных векторов дальнейшего пути развития России. Исследование истории развития православной Церкви на Руси фактически в окружении мусульманского, католического и иудейского миров формирует умение извлекать уроки из прошлого опыта, а также давать научно обоснованную оценку реальной роли и значение Русской Православной Церкви в ведении межконфессионального диалога.

Степень разработанности проблемы

Складывается парадоксальная ситуация, с одной стороны - относительно слабая проработка темы, с другой наличие к ней большого интереса. До 80-ых годов 19 века исследователи довольствовались краткими обзорами по этой теме, полемикой с противоположной точкой зрения на разные сюжеты Крещения. Накопленный обширный материала по раннему периоду становления истории Русской Церкви в конце 19 - начале 20 века позволил предпринять первые попытки его систематизации. Этим занимались - И.А. Линниченко, Е.Е. Голубинкий, И.И. Малышевский, Ф.И. Успенский. Первую собственно научную историографическую попытку систематизации обработки накопленных исторических материалов предпринял в 1903г. А.В. Карташев. Специальную работу, посвященную историографии вопроса распространения Христианства до князя Владимира, опубликовала в августе 1917г. Н. Полонская. После революции 1917г. и в современных монографиях, касающихся темы распространения Христианства у Восточных славян, рассмотрение работ часто начинается сразу с советского периода. Современные ученые историки все чаще на рубеже 20 - 20 столетия стали обращаться к дореволюционным материалам. В последнее десятилетие Крещение Руси исследовали И.В. Минин, Л.В. Руденко, Л.В.Каверина, А.Х. Кажаров и другие.

Объектом исследования является принятие Древней Русью идеи христианства в 10-12 веках.

Предметом исследования будет определение исторического значения преобразований древнерусского государства в 10-12 веках, которые произошли под воздействием христианизации и рассмотрение позиции взаимного слияния язычества и христианства, которое привело к появлению новой категории - Русского Православия, сочетающего в себе единство религиозного чувства и деятельность.

Цель исследования - на основе анализа трудов исследователей и ученых, изучающих Древнюю Русь выяснить влияние Крещения Руси на последующее развитие российской государственности.

Для достижения поставленной цели понадобится решить следующие задачи:

рассмотреть христианизацию Руси в качестве основы духовного объединения и выявить социально-историческую миссию Крещения Руси;

выявить методы и форм воздействия христианизации Руси на социальную структуру Древнерусского общества;

выявить уровень или степень взаимопроникновения язычества и христианства.

Структура работы.

Первая глава реферата посвящена рассмотрению понятия самого термина Крещение Руси, определение различных версий даты этого события, обоснования необходимости и причин христианизации Древней Руси, выявлению форм и методов Крещения Руси.

Вторая глава освещает значение Крещения Руси для российской государственности и для соседних государств. Рассматривается важность принятия этого решения князем Владимиром для народов, населяющих территорию Древней Руси.

Теоретические и методологические основания.

Теоретической базой стали классические и современные работы по вопросу Крещения Руси. При изучении темы были использованы общенаучные методы: аналитический, диалектический, сравнительно-исторический, типологический, хронологический методы.

 


Глава 1. Особенности христианизации Древней Руси

 

Интерес к теме Крещения Руси становится определяющим на стыке важнейших проблем духовности, русской культуры и истории российской государственности. Будучи историко-культурным процессом, оно имеет свое место во времени и пространстве, свои причины и следствия.

Определение термина

 

Понятие Крещения Руси подразумевает под собой введение в Древнерусском государстве христианства как государственной религии, в конце 10 века князем Владимиром Святославичем (Владимиром Красным Солнышком). Источники дают самые противоречивые ссылки на точную дату Крещения. Традиционно, согласно летописной хронологией, данное событие относят к 988 году и считают началом официальной истории Русской Церкви. Термин впервые был употреблен В. Н. Татищевым, он говорил о «крещении славян и Руси», Н. М. Карамзин вводит словосочетание - «крещение России». В литературе используются и иные обозначения данного события: «введение христианства», «Просвещение Руси», «вторая религиозная реформа Владимира» и др. Также данный термин понимается в науке как процесс распространения христианства на Руси в 10-12 веках.

Мне кажется, наиболее применимым мнение академика Б.В. Раушенбаха, высказанное в статье, посвященной 1000-летия Крещения Руси: «То, что произошло в конце 10 века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Я бы сравнил ее с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Именно эту реформу «односторонне и ограниченно» называют нередко крещением Руси».

Дата Крещения

 

Историки во все времена, как впрочем, и ученые других отраслей знания, находятся под влиянием различных легенд и преданий.

Дореволюционные ученые пытались изучить первоисточники о проникновении христианства к славянам во 2-8 веках. Вследствие слабости и нехватки источников той базы налицо стали серьезные расхождения в их выводах. А.Ф. Вельтман утверждал, что Христианство проникло к славянам не позднее 4 века. П. Леопардов и Д.И. Иловайский - с 6 века, ряд историков, например, митрополит Макарий, В.А. Пархоменко, В.В. Хвойко предполагали, что славяне знакомились с Христианским вероучением эпизодически на протяжении всего периода со 2 по 8 века. По мнению Е.Е. Голубинского, отдельные ростки Православия могли появиться в племенах тиверцев и уличей не ранее 8 века. Но все исследователи сходятся во мнении, что этим росткам не было возможности развиться из-за языческой реакции, войн и переселений народов. Тем не менее, большинство ученых признавали, что более или менее твердо о Христианстве среди славян можно говорить, начиная с 9 века.

Жития святых - это источники, которые повествуют о вторжении неких русов в Крым и их крещении в конце 8 - начале 9 века. Все это также указывает на эту дату.

Начало христианизации Руси предание связывает с именем святого апостола Андрея Первозванного, который якобы был на Киевских горах. В.Н. Татищев выражает осторожный скепсис в отношении предания об апостоле Андрее.

При изучении вопроса о проповеди апостола Андрея Первозванного у славян существует несколько мнений. Одни исследователи (Н.А. Белозерская, А.Н. Муравьев, П. Леопардов), принимали за факт миссионерскую деятельность апостола в «землях киевских и новгородских» полностью доверяя в этом смысле летописному сообщению. Митрополит Макарий (Булгаков) - сформулировал свой вывод осторожно - он лишь допускает вероятность апостольской проповеди. Нельзя ставить под сомнение вероятность посещения апостолом Андреем Первозванным днепровских и ильменских славян, с большей долей уверенности можно говорить лишь о посещении апостолом Причерноморья. Крайнюю точку зрения проповедовал Е.Е. Голубинский, он категорически отрицал проповедь у славян, и сомневался даже в путешествии апостола по городам Северного Причерноморья.

Оригинальную гипотезу высказал В.И. Ламанский, о том, что к славянам Фотием в качестве миссионеров были отправлены Кирилл и Мефодий.

Некоторые историки высказывают мнение, что киевский князь Аскольд и вместе с ним некоторое количество народа были крещены в Киеве епископом, посланным Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х годов, сразу после похода русов на Константинополь в 860 году, другие же исследователи ссылаются на времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877). Данные события еще называют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

Первоначалом христианизации Руси называют Крещение княгини Ольги в Царьграде. Супруга князя Игоря, бабка Владимира Мономаха - княгиня Ольга. Принято считать, что она приняла Крещение в Константинополе в 957 году. Хотя о точном месте принятия и времени данного события существуют разные мнения. Эта версия существовала до второй половины 19 века и считалась традиционной. Затем Е.Е.Голубинский отстаивает версию ее Крещения в Киеве. Д.М. Иловайский утверждает болгарское происхождение княгини и соответственно Крещение в Болгарии. Существует гипотеза о двух поездках Ольги в Царьград. Датой Крещения княгини назывался 955 год, но широко принята версия, где датой Крещения Ольги стал считаться 957 год. Бытует также легенда о сватовстве императора Константина к княгине Ольге, поэтому якобы она принимает христианство, но этот миф решительно отбросила еще императрица Екатерина I.

В «Повести временных лет» - 6496 год «от сотворения мира» (то есть приблизительно 988 год н. э.) описывается, что киевский князь Владимир Святославич принимает решение креститься от Константинопольской Церкви. Многие ученые историки относят крещение самого князя Владимира к 987 году.

Согласно арабским и византийским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. В 986 году византийский император Василий II потерпел жестокое поражение в войне и едва спасся, а в 987 году к Константинополю подошел с войском взбунтовавшийся византийский военачальник Варда Фока, который самозвано объявил себя императором. В безвыходном положении Василий II обращается за помощью к киевскому князю Владимиру. Тот соглашается предоставить военную помощь, но ставит жесткие условия: крещение Руси будет происходить «по киевскому сценарию» - Владимиру должны отдать в жены сестру императора Анну и он тем самым становится «своим» среди верховных правителей Европы. Император вынужден согласиться при условии предварительного крещения Владимира. Условием крайне унизительное для Ромейских василевсов. Наступает 988 год, а с ним начинается и крещение Руси, однако Василий II нарушает данное им слово - приезд Анны задерживается. Владимир поступает решительно: осаждает Корсунь (современный Херсонес в Крыму). И словами А.К. Толстого, состояние осажденных византийцев было следующим:

Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится,

Пошли толковать и туда и сюда:

«Настала, как есть, христианам беда,

Приехал Владимир креститься!».

 

Корсунь сдается, Владимир угрожает вести военные действия на земле Византии. Василий II был вынужден капитулировать. Княжеское войско заставило византийцев окрестить себя. Участь Анны оплакивают целую неделю в Константинополе, и можно себе вообразить, с какими думами отправляется она после этого к Владимиру. В те далекие времени наш народ и земли считались варварами.

Летописные свидетельства подтверждают, что Новгород оказывал активное сопротивление нововведению христианства. Новгород крещен в 990 году епископом Иоакимом и Воробьем Стояновичем, новгородским посадником при активной военной помощи воеводы Добрыни, из Киева.

На финно-угорских землях - в Муроме и Ростове неприятие введения христианства, судя по традиционной церковной истории, продолжалось вплоть до 12 века. Два первых епископа из Ростова, были изгнаны, третий - св. Леонтий - много делал для утверждения христианской веры в Ростове, но также был изгнан.

Согласно исландским сагам, Полоцк был крещен около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном. От Императора Василия II получил грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики».

Церковный историк начала 19 века В. И. Петрушко говорил о том, что греческие авторы вообще даже не говорят о крещении Руси при св. Владимире. У греков считалось, что епархия «Росия» формально была основана столетием раньше.

В «Православном церковном календаре» на 1983 год, начало подготовки к празднованию «1000-летия Крещения Руси», было указано 988 год и событию придавалось огромное значение. С Крещением Киева в 988 началось утверждение христианства по всей Руси. В юридически официальном Гражданском Уставе Русской Православной Церкви, зарегистрированном в Министерстве юстиции РСФСР 30 мая 1991 года, сказано, что Русская Православная Церковь ведет свое историческое начало от Крещения Руси, которое состоялось в Киеве в 988 году при княжении великого Владимира.

Юбилей этого события праздновался в Российской империи официально в 1888 году. В «Летописи церковных событий» епископа Арсения (Иващенко) говорится об открытии 15 июля 1888 года благотворительных заведений для приюта калек и старых. Празднование проходило в Киеве. За рубежом отмечали 950-летие Крещения Руси. тысячелетие Крещения Руси праздновалось в СССР как внутри-церковный юбилей. Торжества отмечали 12 июня 1988 года в Москве в Даниловом монастыре. Событие широко освещалось в СМИ. В этом году праздновалось 1025-летие в России, Украине, Белоруссии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: