КОНСУЛЬТАЦИЯ
РЕКОМЕНДАЦИИ по сглаживанию заикания (ЛОГОНЕВРОЗА).
Существуют разные классификации и понятия механизмов возникновения заикания. Но многие учёные сходятся во мнении, что в основе механизма возникновения заикания лежит НАРУШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ТОРМОЖЕНИЕМ И ВОЗБУЖДЕНИЕМ, которое возникает в результате ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ мозговой деятельности.
Причины возникновения заикания изучены недостаточно.
Предрасполагающие факторы (почва)= «что готовит заикание»:
· Невропатическая отягощённость родителей (нервные и другие болезни родителей, которые ослабляют функции Центральной нервной Системы)
· Невропатические особенности самого заикающегося:
ü Ночные страхи
ü Энурез
ü Повышенная раздражительность
ü Эмоциональная напряжённость
· Неблагополучное микросоциальное окружение:
ü Отсутствие одного из родителей
ü Скандалы в семье
· Физическая ослабленность детей
· Скрытая психическая ущемлённость ребёнка (из-за неразумных наказаний или неразумного поведения родителей – запретили – разрешили)
· Недостаточность в области моторики и ритма
· Возраст детей – 3-4 года (когда идёт бурный рост развития речи)
«Производящие»= «толчок» к началу заикания:
1. Анатомо-физиологические причины:
Соматические заболевания с энцефалическими последствиями
o Травмы (внутриутробные, природовые с асфиксией)
o Паталогия беременности и родов (токсикозы, отёки, анемия, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение и т.п.)
o Сотрясение мозга
o Общая моторная неполноценность (отставание в психомоторном развитии)
2. Социально-психологические причины:
o Кратковременная психическая травма (сильный испуг, страх чего-либо или фобии)
|
o Обострение эмоциональной напряжённости (в результате острой обиды, «зависти» - у 2х летнего ребёнка – «не потрафили тому. Чему Я сейчас хочу!»)
o Длительно действующая психо-травма (неправильное, неадекватное воспитание в семье)
o Неправильное формирование речи:
- речь на вдохе
- скороговоение
- быстрая нервная речь родителей
- нарушение звукопроизношения
o Перегрузка детей речевым материалом (способных, но нервных детей в 2-3 года)
o Несоответствие возрасту рече-мыслительного материала условиям (завышенные требования к речи ребёнка со стороны взрослых)
o Полиглоссия (двуязычие в семье или раннее изучение иностранным языкам)
o Подражание заикающимся – 2-5%
o Насильное переучивание левшей.
ЗАИКАНИЕ НИКОГДА НЕ ВОЗНИКАЕТ
ОТ 1 ПРИЧИНЫ, ТОЛЬКО
ПРИ СИМПТОМОКОМПЛЕКСЕ!
СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩЕГОСЯ:
1. Психотерапия.
2. Медикаментозное воздействие + физиотерапия.
3. Оздоровление социальной сферы (изменение отношения к заиканию и «обновление» социально-речевой среды).
4. Логопедическое воздействие (20%): развитие моторики, дыхания.
Оздоровление социальной среды:
Щадящее доброжелательное отношение:
· Не рекомендуется при ребёнке говорить слово «заикание»
· НАДО проговаривать слова, фразу вместе с ребёнком
· Шёпотная речь (совместное проговаривание и от ребёнка тоже просим, чтобы говорил шёпотом)
· По возможности снимать судороги
· Контактное отношение, общение (обнять, приласкать)
· Снижение тона и высоты
|
· НЕЛЬЗЯ громко и на высокой тональности, т.к. этот раздражитель усиливает напряжение ЦНС.
· СПОКОЙНАЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ с заикающимся
· Соблюдение спокойствия и тишины
Работа по воспитанию диафрагмального дыхания:
Лёжа Стоя Сидя
Учить ребёнка дышать диафрагмально: при вдохе – выпятить живот(надуть его), а при выдохе – втянуть (шарик лопнул) – при этом КОНТРОЛЬ – ладонь на диафрагме.
Параллельно придерживать плечи, чтобы не поднимались.
ПРОПЕВАНИЕ гласных на выдохе: по 1гласной, по 2….по 3…до 6 гласных.
ПРОГОВАРИВАНИЕ нараспев слов, которые начинаются на гласные.
Проговаривание согласных и слов, которые начинаются с них (С, Ш, Ф, Х) – эти согласные проговариваются более утрированно, длительно: ССССССССССок, ШШШШШШШуба, ФФФФФФФФара, ХХХХХХХХХХома и т.п.
КАК ОБЩАТЬСЯ, ИГРАТЬ, ОЗДОРАВЛИВАТЬСЯ
1. РЕЖИМ МОЛЧАНИЯ: как только ребёнок начал заикаться – до 1 месяца.
2. Шепотная речь – 2-3 недели:
· На шёпоте произносить слова
· Потешки
· Сказки
· Стихи
Ребёнка просят «говорить» тихо=шёпотом.
3. Этап сопряжённой речи – 4-8недель:
Говорит взрослый СОВМЕСТНО с ребёнком после сигнала:»вместе со мной»…….
4. Этап отражённой речи – 5-6 недель:
Сначала говорит взрослый, ребёнок по сигналу: «теперь ты»….
Устранение заикания возможно только при комплексном воздействии:
Медикаментозное – психологическое – оздоровительное - логопедическое
Лечение релаксация прогулки (дыхание+моторика)
Соблюдение режима
Тихая спокойная атмосфера дома
60% устранения – через 1-3 года (при условии комплексного воздействия СРАЗУ же после начала заикания).
Соблюдение режима питания:
НЕЛЬЗЯ: шоколад, кофе, крепкий чай, сало, колбаса, специи
ОГРАНИЧИТЬ: белок (яйца в чистом виде) – яйца можно в выпечке, в омлете.
НУЖНО: витаминизированная молочно-растительная пища.
4- х разовое питание.