КАК ОБЩАТЬСЯ, ИГРАТЬ, ОЗДОРАВЛИВАТЬСЯ




КОНСУЛЬТАЦИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ по сглаживанию заикания (ЛОГОНЕВРОЗА).

Существуют разные классификации и понятия механизмов возникновения заикания. Но многие учёные сходятся во мнении, что в основе механизма возникновения заикания лежит НАРУШЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ТОРМОЖЕНИЕМ И ВОЗБУЖДЕНИЕМ, которое возникает в результате ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ мозговой деятельности.

Причины возникновения заикания изучены недостаточно.

Предрасполагающие факторы (почва)= «что готовит заикание»:

· Невропатическая отягощённость родителей (нервные и другие болезни родителей, которые ослабляют функции Центральной нервной Системы)

· Невропатические особенности самого заикающегося:

ü Ночные страхи

ü Энурез

ü Повышенная раздражительность

ü Эмоциональная напряжённость

· Неблагополучное микросоциальное окружение:

ü Отсутствие одного из родителей

ü Скандалы в семье

· Физическая ослабленность детей

· Скрытая психическая ущемлённость ребёнка (из-за неразумных наказаний или неразумного поведения родителей – запретили – разрешили)

· Недостаточность в области моторики и ритма

· Возраст детей – 3-4 года (когда идёт бурный рост развития речи)

 

«Производящие»= «толчок» к началу заикания:

1. Анатомо-физиологические причины:

Соматические заболевания с энцефалическими последствиями

o Травмы (внутриутробные, природовые с асфиксией)

o Паталогия беременности и родов (токсикозы, отёки, анемия, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение и т.п.)

o Сотрясение мозга

o Общая моторная неполноценность (отставание в психомоторном развитии)

2. Социально-психологические причины:

o Кратковременная психическая травма (сильный испуг, страх чего-либо или фобии)

o Обострение эмоциональной напряжённости (в результате острой обиды, «зависти» - у 2х летнего ребёнка – «не потрафили тому. Чему Я сейчас хочу!»)

o Длительно действующая психо-травма (неправильное, неадекватное воспитание в семье)

o Неправильное формирование речи:

- речь на вдохе

- скороговоение

- быстрая нервная речь родителей

- нарушение звукопроизношения

o Перегрузка детей речевым материалом (способных, но нервных детей в 2-3 года)

o Несоответствие возрасту рече-мыслительного материала условиям (завышенные требования к речи ребёнка со стороны взрослых)

o Полиглоссия (двуязычие в семье или раннее изучение иностранным языкам)

o Подражание заикающимся – 2-5%

o Насильное переучивание левшей.

ЗАИКАНИЕ НИКОГДА НЕ ВОЗНИКАЕТ

ОТ 1 ПРИЧИНЫ, ТОЛЬКО

ПРИ СИМПТОМОКОМПЛЕКСЕ!

СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩЕГОСЯ:

1. Психотерапия.

2. Медикаментозное воздействие + физиотерапия.

3. Оздоровление социальной сферы (изменение отношения к заиканию и «обновление» социально-речевой среды).

4. Логопедическое воздействие (20%): развитие моторики, дыхания.

 

 

Оздоровление социальной среды:

Щадящее доброжелательное отношение:

· Не рекомендуется при ребёнке говорить слово «заикание»

· НАДО проговаривать слова, фразу вместе с ребёнком

· Шёпотная речь (совместное проговаривание и от ребёнка тоже просим, чтобы говорил шёпотом)

· По возможности снимать судороги

· Контактное отношение, общение (обнять, приласкать)

· Снижение тона и высоты

· НЕЛЬЗЯ громко и на высокой тональности, т.к. этот раздражитель усиливает напряжение ЦНС.

· СПОКОЙНАЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ с заикающимся

· Соблюдение спокойствия и тишины

 

Работа по воспитанию диафрагмального дыхания:

Лёжа Стоя Сидя

Учить ребёнка дышать диафрагмально: при вдохе – выпятить живот(надуть его), а при выдохе – втянуть (шарик лопнул) – при этом КОНТРОЛЬ – ладонь на диафрагме.

 

Параллельно придерживать плечи, чтобы не поднимались.

 

ПРОПЕВАНИЕ гласных на выдохе: по 1гласной, по 2….по 3…до 6 гласных.

 

ПРОГОВАРИВАНИЕ нараспев слов, которые начинаются на гласные.

 

Проговаривание согласных и слов, которые начинаются с них (С, Ш, Ф, Х) – эти согласные проговариваются более утрированно, длительно: ССССССССССок, ШШШШШШШуба, ФФФФФФФФара, ХХХХХХХХХХома и т.п.

 

КАК ОБЩАТЬСЯ, ИГРАТЬ, ОЗДОРАВЛИВАТЬСЯ

1. РЕЖИМ МОЛЧАНИЯ: как только ребёнок начал заикаться – до 1 месяца.

2. Шепотная речь – 2-3 недели:

· На шёпоте произносить слова

· Потешки

· Сказки

· Стихи

Ребёнка просят «говорить» тихо=шёпотом.

3. Этап сопряжённой речи – 4-8недель:

Говорит взрослый СОВМЕСТНО с ребёнком после сигнала:»вместе со мной»…….

4. Этап отражённой речи – 5-6 недель:

Сначала говорит взрослый, ребёнок по сигналу: «теперь ты»….

 

 

Устранение заикания возможно только при комплексном воздействии:

Медикаментозное – психологическое – оздоровительное - логопедическое

Лечение релаксация прогулки (дыхание+моторика)

Соблюдение режима

Тихая спокойная атмосфера дома

 

60% устранения – через 1-3 года (при условии комплексного воздействия СРАЗУ же после начала заикания).

 

Соблюдение режима питания:

НЕЛЬЗЯ: шоколад, кофе, крепкий чай, сало, колбаса, специи

ОГРАНИЧИТЬ: белок (яйца в чистом виде) – яйца можно в выпечке, в омлете.

НУЖНО: витаминизированная молочно-растительная пища.

4- х разовое питание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: