Муниципальные Педагогические чтения учителей начальных классов Энгельсского муниципального района
«Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации»
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школьникова Татьяна Юрьевна,
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5 имени В.Хомяковой»
Г
Анализ реализованных мероприятий по развитию проектной деятельности младшего школьника в рамках кружковой работы
Основной целью современного образования является развитие личности. В связи с этим одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность, как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.
Проблема организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность.
Введение метода проектов в начальной школе способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения чётко планировать действия, анализировать, контролировать свою деятельность, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для общения, даёт необходимые знания, умения и навыки овладения способами и приёмами создания оригинальных продуктов (изделий).
Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой учащихся осознают проблемы; строят алгоритм обдумывания; вырабатывают идеи, варианты; выбирают оптимальные решения; разрабатывают процесс выполнения; осуществляют самоконтроль деятельности; корректируют свои планы и действия, делают самооценку; защищают проект.
|
Эта деятельность не новая. Если раньше главной задачей обучения было общее развитие детей, то в последние годы на первый план выходит формирование УУД, которые развивают у школьников умение учиться. Я реализую проектную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время в рамках кружковой работы.
Внеурочная проектная деятельность, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и межпредметных результатов. Это и определяет специфику внеурочной проектной деятельности, в ходе которой учащиеся не только должны узнать новое, сколько научиться действовать, планировать, принимать решения и др. в разных жизненных ситуациях.
Сначала мне было необходимо изучить литературу. Изучив литературу, определила для себя следующие условия:
- подходить ко всему творчески, избегать стереотипные банальные решения;
- ориентироваться на процесс поиска, а не только на результат (продукт);
- стремиться открыть и развить в каждом ученике его индивидуальные способности;
- в процессе работы не забывать о воспитании учащихся;
- стараться меньше заниматься наставлениями, помогать детям искать собственное решение;
- при оценивании нужно помнить, что лучше несколько раз похвалить ученика ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;
- не делать за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
|
- учить детей действовать независимо, приучать к самостоятельным поискам и анализу ситуаций;
- учить способности добывать информацию, анализировать и классифицировать;
-помогать детям управлять процессом собственной деятельности.
В настоящее время метод проектов рассматривают как компонент системы обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Согласно данному подходу сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах. А это значит, что часть кружковой программы может создаваться самими детьми совместно с учителем в процессе обучения и наполняться, прежде всего, фактами и стимулами из окружающей действительности. При таком построении учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно или с помощью сложившихся привычек и умений, так и посредством новых для себя знаний, которые нужно самостоятельно добыть, найти пути достижения поставленной практической цели.
Метод проектирования способствует активизации познавательной деятельности учащихся, начиная с начальной школы, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности.
|
Работая с первоклассниками, в рамках внеурочной деятельности я проводила занятия кружка «Игровые проекты». Занятия проводились 1 раз в неделю.
Психофизические особенности детей 6–7-летнего возраста (сложность произвольной регуляции, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались до школы, а это, в первую очередь, игровая деятельность.
Учитывая такие особенности первоклассников была выбрана общая тема наших занятий «Народные праздники».
За год мы сделали четыре групповых проекта: «Золотая осень», «Мастерская Деда Мороза», «8 Марта» и «Пасхальная корзинка».
На первых занятиях мы познакомились с правилами работы в группе, в парах; познакомились с источниками информации, включая Интернет, посетили городскую библиотеку.
В проекте «Золотая осень» на подготовительном этапе были проведены экскурсия по городскому парку и беседа «Что нам осень подарила». Мы читали и слушали произведения об осени, рассматривали картины и иллюстрации.
На этапе проектирования была проведена беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи с осенью».
На практическом этапе происходило формирование умения работать в группе. Были распределены обязанности между участниками. Каждая группа готовила свою осеннюю поделку, композицию или рисунок.
На заключительном этапе проекта были организованы выставка поделок, конкурс рисунков, презентации.
В проекте «Мастерская Деда Мороза» на подготовительном этапе прошла экскурсия по зимнему парку, была проведена беседа «Традиции Новогодних праздников»
На этапе проектирования прошла беседа «Как встречают Новый год в разных странах».
Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Дети готовили рисунки «Новогодняя открытка», изготавливали ёлочные игрушки, собирали материал «Загадки зимы», учили стихи и песни о зиме.
На заключительном этапе прошла новогодняя программа, где были представлены результаты детских работ.
Проект «Пасхальная корзинка». Подготовительный этап начался беседой «Праздник Пасха» и экскурсией в православный храм, где дети узнали, как возник праздник, что такое колокольный звон. На этапе проектирования была проведена беседа «Традиции, символы и обычаи Пасхи», после которого начался основной этап – практический. На нём формировалось умение работать в группе, готовились сообщения о празднике Пасха, о традициях. Работа с источниками информации велась под руководством учителя. Дети приготовили рисунки и сувениры на пасхальную тему, которые на заключительном этапе были представлены на школьной выставке.
Анализ работы по внедрению проектной деятельности через внеурочную деятельность показал, что использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры приобретают особое значение для формирования умения учиться, а наглядно-действенное и наглядно-образное мышление способствует формированию логического мышления учащихся.
Анализ введения проектной деятельности в образовательный процесс в рамках кружковой работы в 1 «Б» классе (2017-2018 учебный год) можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2
Введение проектной деятельности в 1 «Б» классе
Интерес к проектной деятельности | 68% | Работа выполнялась при небольшой помощи |
24% | Могут работать только с помощью | |
8% | Не желают работать вообще | |
Предпочтение работать | 52% | В паре |
28% | В группе | |
12% | Самостоятельно | |
Интерес к этапам работы | 16% | Этап планирования |
24% | Работа с информацией | |
60% | Презентация |
Включение младших школьников в проектную деятельность и для учителя, и для учащихся всегда сопровождается трудностями.
Сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки, даже если учащиеся выполняют задание неправильно.
У детей боязнь сделать что-то не так усиливается страхом снижения оценки.
Из опыта работы по методу проектов мною замечено, что сложным для учащихся начальной школы могут быть:
- постановка ведущих и промежуточных задач;
- поиск пути их решения;
- осуществление оптимального выбора;
- аргументация выбора;
- объективная оценка самой деятельности.
Таким образом, анализируя проблемы проектной деятельности, видно, что результатом проекта выступает опыт приобретения проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт, а не достигнутая в ходе реализации проекта практическая польза в каком-то вопросе.
Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.
Задания должны усложняться в зависимости от возраста.
Организуя проектную деятельность во внеурочное время, во 2-4 классах стараюсь использовать социальное направление, общественно-полезную деятельность. Это проекты по благоустройству школьной территории, проекты по озеленению класса, организация дежурства в классе, коллективное творческое дело, сюжетно-ролевые продуктивные игры и др.
Поэтому в проектной деятельности уделяется серьезное внимание созданию и работе команд. Объяснить просто: содержанием работы является социальное проектирование, а общественные проблемы, даже малые, обычно в одиночку не решаются – только группе (хотя бы из двух человек) под силу внести заметные и устойчивые изменения в проблемную ситуацию.
Так после прогулки по школьному двору у третьеклассников возникла тема проекта «Цветы для школьного двора». Такой проект был направлен на развитие творческих способностей и формирование умений анализировать и решать проблемы, умений работать в группе и выполнять разные роли и обязанности, на воспитание трудолюбия. Проект позволил расширить знания детей о цветоводстве, попробовать свои силы в роли цветовода, организатора. Конечным продуктом деятельности проекта являлась выращенная своими силами рассада цветов и презентация проекта, в которой представлена модель клумбы, виды цветов, подсчитана стоимость затрат. Затем выращенная рассада участвовала в школьном конкурсе «Цветы для школы».
На организационном этапе были проведены:
1. Занятие по подготовке и формулировке проблемы, целей проекта. Был определен конечный продукт работы по проекту.
2. Анкетирование «Красив ли наш школьный двор?»
3. Выявление интересов учащихся, заинтересованных в проекте.
На подготовительном этапе:
1.распределили направление работы каждой группы;
2.распределили обязанности участников в группах;
3.определили сроки выполнения;
4.определили источники информации, поиск информации с использованием Интернет.
Этап реализации проекта состоял из создания эскиза клумбы цветов, подбора видов цветов, определение стоимости затрат на семена и грунт, выращивание рассады.
На заключительном этапе ребята оценивали свою деятельность и конечный продукт. Прошла защита проектов.
Такие проекты возможны и выполняются во внеурочной деятельности. Они предоставляют детям возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирают границы между школьными дисциплинами, сближают применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Анализ сформированности навыков проектной деятельности учащихся 3 «Б» класса в 2019-2020 учебном году можно представить в таблице 3.
Таблица 3
Сформированность навыков проектной деятельности в 3 «Б» классе
Мотивация проектной деятельности | 92% | Нравится учиться |
88% | Нравятся занятия проектной деятельности | |
80% | Нравится работать над проектом | |
Предпочтение работать | 72% | В паре |
60% | В группе | |
48% | Самостоятельно | |
Виды умений проектной деятельности | 56% | Готовить сообщения |
68% | Презентовать итоги своей работы | |
72% | Работать в группе сообща | |
Занятия проектной деятельности | 80% | Помогли узнать новое |
56% | Помогли раскрыть свои способности | |
36% | Помогли общению с друзьями | |
64% | Помогли стать серьёзными, ответственными |
Изучив данные таблицы 3, можно предложить детям попробовать себя в индивидуальной проектной деятельности.
Каждый раз после прогулок по городу или в лес мы замечаем, какое количество пластмассовых бутылок остаётся после лимонада. Ведь многим детям уже известна проблема уничтожения пластмассового мусора. Возникли вопросы «Можно ли данную пластмассовую посуду использовать ещё раз?», «Как её использовать?» Это вызвало живой интерес у ребят. Таким образом, была создана среда для кружковой творческой деятельности. Далее следовал психологический контроль, благодаря которому была решена одна из главных задач организации проектной деятельности – поощрение творческих проявлений, стремление к творческому поиску.
Совместно была определена тема «Вторая жизнь пластмассовых изделий». Возникла идея создания индивидуальных проектов.
Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы).
Для этого на одном из занятий кружка была организована выставка пластиковой посуды: стаканчики, майонезные баночки, ложки, вилки, тарелки, бутылки из-под лимонада и минеральной воды. Оказалось, что изделия из пластмассы очень удобны в быту. Они красивые, легкие, долговечные, прочные, упругие, приятные на ощупь. Возникли вопросы:
- Пользуетесь ли вы пластмассовой посудой?
-Какой пластмассовой посудой пользуетесь вы?
-В каких ситуациях вы пользуетесь этой посудой?
-Удобна ли такая посуда? Чем?
-Может ли пластмассовая посуда быть опасной?
-Куда девается использованная пластмассовая посуда?
Поиск необходимой информации, сбор данных о пластмассе, о её пользе и вреде для природы, развитие творческой фантазии продолжались несколько недель.
Главная задача каждого ученика – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Например, следующий вопрос учителя «Знаете ли вы, что пластмассовый мусор создал экологическую катастрофу на планете Земля?» заставил детей задуматься и посмотреть на всё иначе.
Затем детьми была определена цель проекта. (Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели)
Учитель. Какова же цель нашей работы?
Дети. Мы будем искать и предлагать способы решения экологической проблемы.
Было решено сконструировать и сделать полезную вещь, творческий продукт, поделку из простой пластиковой бутылки.
Так, пользуясь воронежским опытом Г.В. Воронковой в рамках экспериментального курса «Дом – семь «Я», (образовательной области «Технология»), на занятиях кружка в начальной школе организую творческую проектную деятельность младших школьников. В ходе этой деятельности ученики создают творческий продукт, обладающий субъектной новизной. По данной методике ребята учатся пользоваться «звёздочкой обдумывания», в центре которой – объект выполнения, а на периферии – факторы, определяющие его потребительские, полезные свойства: используемые материалы, оборудование, технологическая и экономическая целесообразность. Учащиеся готовят эскиз, анализируют принятые решения, выполняют проект и готовят его защиту.
Схема 1. «Звёздочка обдумывания»
Свои проекты ребята представляли на открытом внеклассном мероприятии, и все продукты труда – поделки из пластиковых бутылок – были показаны на школьной выставке. Личностные УУД: чувство гордости за помощь природе; коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.
После выполнения проекта особенно важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, отметить вклад каждого участника в копилку общего успеха. Личностные УУД: становление самооценки. Работая над проектом, дети узнали много нового для себя, пробовали себя в роли конструктора, не боялись публично выступать и достойно представлять свой проект. У ребят развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребёнку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от излишней самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться.
Анализируя проведённую работу, могу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:
- возрос познавательный интерес обучающихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, исчезла боязнь неправильного ответа, боязнь публичного выступления, излишняя застенчивость при отстаивании собственного мнения;
- ребята стали самостоятельными и коммуникабельными.
Опыт показывает, что проектное обучение является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «быть всегда успешными».