Способы организации проектной деятельности младших школьников через внеурочную деятельность




Жизнь в школе после уроков интересна и насыщена впечатлениями и событиями. Это не только различные экскурсии, праздники и фестивали, акции и конкурсы, но и занятия в творческих кружках в рамках внеурочной деятельности. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы внеурочная деятельность превратилась в полноценное пространство воспитания и образования.

Метод проектов способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, планировать и проектировать свою жизнь.

Одной из наиболее интересных, на мой взгляд, является технология социального проектирования. Социально значимая деятельность является наиболее эффективным направлением развития личности ребёнка. Она обладает самыми богатыми возможностями для реализации себя как личности.

Это объясняется тем, что в процессе работы над социальными проектами учащиеся учатся:

- видеть проблемы, понимать её значимость и актуальность для себя и для социума;

- находить оптимальные способы её решения, не противоречащие существующим социальным нормам;

- находить позитивные способы общения и взаимопомощи;

- объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;

- понимать значимость и взаимодополняемость каждого участника проекта;

- осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Начиная работу по организации проектной деятельности, главное – заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. Для родителей учеников провожу родительское собрание. В рамках кружковой работы я начинаю с проведения диагностики, которая помогает мне изучить интересы и склонности учащихся. Полученные данные создают образ класса и помогают спланировать дальнейшую работу, в том числе и участие в конкурсах проектов, выполненных как самими учащимися, так и детьми совместно с родителями.

Важную роль в детско-взрослом проектировании на уровне начального образования играют родители. В среднем около 80% из них принимают участие в реализации классных проектов (коллективных, групповых, индивидуальных).

Привлекая к работе над проектами родителей, обращаю внимание на то, чтобы они не выполняли работу за детей, что роль родителей состоит в поддержке мотивации и обеспечении самостоятельности младших школьников при осуществлении ими проектной деятельности.

Сотрудничество детей и родителей в ходе проектной деятельности обеспечивает возможность активного взаимодействия младших школьников с социумом, даёт им важный опыт первых социальных проб.

В ходе тесного сотрудничества учителя, родителей и детей на протяжении всего проекта формируется система ценностей личности – желания и умения делать добрые дела.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Для меня очень важно с первых дней научить детей работать в группе, потому что именно в группе происходит:

- знакомство с материалом, планирование работы;

- распределение заданий и ролей между участниками внутри группы;

- обсуждение индивидуальных результатов работы;

- обсуждение общего задания группы (уточнения, дополнения, замечания, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

Прежде чем начать работу над проектом, задаю детям следующие вопросы:

- Для чего создаётся данный проект?

- Чем вызвана необходимость его создания?

- Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?

- Можно ли в дальнейшем использовать этот проект?

- Найдёт ли ваш проект своих потребителей?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Учитель должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязывать детям информацию, а направлять их самостоятельный поиск.

Задаю детям такие вопросы:

- Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект?

- Какую информацию вам надо получить?

- К каким источникам информации вам следует обратиться?

Дети стали мне предлагать свои варианты: книги, журналы, телевидение, Интернет, компьютерные диски с энциклопедиями. Так мы познакомились разнообразными источниками информации. С чего начать? Предлагаю детям начать с посещения школьной библиотеки, чтобы найти там нужную нам информацию. Дети стали брать книги все подряд, листали их от начала до конца, но нужной информации не нашли. На их лицах появилось разочарование. На занятии в кружке мы начали анализировать сложившуюся ситуацию: почему ничего не получилось у нас? Оказывается, для того, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно научиться ориентироваться в большом объёме информации, правильно выбрать нужную книгу по названию и иллюстрациям. Когда необходимые книги были выбраны, возникла новая трудность. Дети стали читать с первой страницы, и поняли, что нужна хорошая техника чтения, а при низкой технике чтения им понадобится много времени, чтобы найти нужную информацию. Так же всем им нужно было научиться пользоваться оглавлением, находить нужную страницу в книге. Найдя нужную страницу, ребята столкнулись с новой для них проблемой – объём материала по нужной для них теме очень огромен. Оказывается, нужно научиться выбирать главную информацию и делать это лучше не в одиночку, а сообща. Так для продолжения работы мы разбились на группы. Но не всё стало получаться, потому что начались споры между участниками групп.

Для успешной совместной работы ребята разработали правила работы в группе.

Правила работы в группе:

1. Работай в группе дружно, помни – вы одна команда.

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать своё мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать.

5. Уважай мнение других участников группы.

6. Думай сам, а не рассчитывай на других.

7. Не вини никого за ошибки. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

Соблюдение таких правил сделало работу в группах слаженной и эффективной.

На следующих занятиях познакомила ребят с тем, как правильно оформить найденную информацию. Позже я рассказала ребятам, в какой форме можно представить свою работу, то есть произошло знакомство с формами презентации проектов.

После выступления каждой группы необходимо дать оценку проделанной работе. Чтобы правильно оценить, ребята используют карточки со словами «очень понравилось», «было интересно», «нужно ещё поработать». Показывая карточку, нужно было объяснить свой выбор оценки по плану:

- Понравился ли тебе проект? Чем?

- Насколько понятным и убедительным был ответ?

- Достигнута ли цель проекта?

- Как оформлена работа?

После проведённого анкетирования выяснилось, что ребятам больше всего понравилось работать в группе и выступать перед слушателями.

Работая над проектами с ребятами младших классов, я столкнулась с определёнными трудностями:

- ребятам трудно самостоятельно выбрать главную информацию;

- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (необходима помощь учителя и родителей).

Но все эти трудности не идут в сравнение с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Ведь проектная деятельность направлена на разрешение познавательных проблем, на создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

В успешности организации проектной деятельности в начальных классах мне помогают рекомендации, составленные учителями и применяемые на практике:

-начинать реализовывать практические проекты с 1 класса на уроках технологии, где повышается вероятность творческого развития учащихся, где естественным образом происходит соединение теории и практики. Это делает теорию более интересной и более реальной, развивается активность учащихся, которая приводит к большей самостоятельности, укрепляется чувство социальной ответственности. Это подтверждается положительными результатами группы учащихся, которые получили призовые места в школьных конкурсах «Пасхальная корзинка», «Новогодняя игрушка» и др.

Со 2 класса наряду с практическими проектами использовать творческие, информационные, а в 3 – 4 классах – групповые и индивидуальные проекты;

- для работы над проектами класс можно разбить на 4-5 групп. Оптимальное количество участников в группе – 5-6 человек.

- уделять особое внимание завершающему этапу проектной деятельности – презентации (защите) проекта.

На занятиях по проектированию в работе над групповым творческим проектом совместно с детьми составляем из карточек алгоритм нашей проектной деятельности (схема 2).

Алгоритм состоит из нескольких этапов, каждому из которых даётся характеристика. На первых занятиях такой алгоритм помогает детям сориентироваться в личной и групповой деятельности при работе над проектом. Схема данного алгоритма находится на доске. Он помогает детям соблюдать последовательность действий. Им удобно пользоваться при изготовлении совместного продукта (поделки).


Схема 2.


Мы выявили проблему.

 

В чём она?


Найдите решение проблемы. Обсудите в группах,

что можно сделать и придите к одному решению.

               
       


 
 
 
Предложения детей в группах.


Разработайте ваше предложение и нарисуйте

эскиз вашего продукта (вашей поделки)

                       
     
   
 
 
     
 

 


Выберите материалы инструменты, а

бригадиры будут следить за безопасностью

труда в группе.


Дети изготавливают поделку.

Представитель от группы защищает проект,

пользуясь «Звёздочкой обдумывания».

Совместный анализ работ по критериям:

Конструктивным,

Технологическим,

Экологическим,

Эстетическим,

Экономическим.

Все работы обязательно просматриваем, делаем необходимые выводы, намечаем пути решения и корректировки недостатков. Но в обязательном порядке каждый ученик поощряется за работу. Это может быть оценивание или награждение грамотами. Учащиеся лучших проектов выступают на школьных или городских конкурсах. Возможно, не все ребята займут призовые места, но самое главное для них – приобретение опыта выступления перед большой аудиторией. Они смогут сопоставить свою работу с работами других ребят.

Все результаты внеурочной деятельности обязательно фиксируем в форме Портфолио достижений школьника.

3. Заключение

Проведя анализ организации проектной деятельности во внеурочное время, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, достаточно сложным для младших школьников, но интересным для ребят, поэтому учителям надо учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы, чтобы ребят не пропал интерес из-за возникающих у них трудностей.

Проектная деятельность учащихся младших классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может применяться в начальной школе, как в урочное, так и во внеурочное время.

Проектный метод ориентируется на личность обучаемого. Одним из показателей развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями как: сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция и др. Наиболее существенным становится появление потребности к творчеству, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Проектная деятельность ориентирует школьников не на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся.

В работе над проектом важны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся чувствовать себя творческими личностями, выбирать собственные пути достижения результата, а учителю и ученику работать в творческом сотрудничестве.

Положительной оценки достоин любой достигнутый результат у обучающего. Главный критерий оценки – это достижение цели, инициатива и самостоятельность в решении проблем.

С точки зрения учащегося, проект – это возможность делать что-то самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

С точки зрения учителя, проект – это дидактическое средство, которое позволяет обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблем.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

В целом работа над проектами в начальной школе позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьёзной работе над долгосрочными проектами. Ведь проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности. Будучи младшими школьниками, ребята могут почувствовать себя в роли менеджера, дизайнера, руководителя. Спектр общеучебных умений и навыков, которые развивает проектная деятельность, позволит будущим выпускникам стать востребованными и успешными.

 

Результаты работы – грамоты на муниципальных конкурсах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: