Знакомство с историей и культурой родного края
Через организацию интегрированных занятий по оригами и краеведению.
Михеева Елена Владимировна
Педагог дополнительно образования
МБУ ДО Центр "Потенциал",
Учитель технологии и ИЗО
МБОУ НОШ с. Сигаево.
Шадрина Татьяна Германовна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО Центр "Потенциал",
с. Сигаево, Удмуртская республика
Цель: формирование интереса и внимания старших дошкольников и младших школьников к своей малой родине.
Задачи:
- воспитание у дошкольников и младших школьников любви к Родине посредством ознакомления со сказками и природой родного края;
- закрепление знаний в практической части, изготовление моделей в технике оригами;
- воспитание гражданско-патриотических чувств и бережного отношения к окружающей природе.
Наша малая родина – Удмуртия. Любовь к родине воспитывается с ранних лет, поэтому чем раньше мы начнём проводить работу в этом направлении, тем больше мы сможем дать детям знаний о родном крае, тем больше у них будет возможностей, чтобы узнать и полюбить её. Любовь к родине начинается с любви к тому, что нас окружает: семья, дом, улица, село в котором человек родился и растёт. Всё что так знакомо и понятно.
Ну, а поскольку дети младшего возраста очень любят сказки, то и начать можно со сказки. С знакомства со сказками, мифами и легендами удмуртского народа. Со знакомства с главными сказочными персонажами Удмуртской Республики. А их у нас немало: Золотая Сарапуль, Тол Бабай, Ачарвак, Нулэсмурт, Дондыдор, Лопшо Педунь и др. Конечно же, знакомя учащихся с малой родиной, рассказываем им о природе, о её красоте и неповторимости, о природных достопримечательностях нашего края, о временах года. Действенной формой изучения родного края являются экскурсии. Поэтому мы часто устраиваем прогулки в дендропарк, на пруд, к речке и просто по близлежащим улицам. Это приближает детей к родному селу, у них появляются любимые уголки, в которых они любят бывать. Такие места делают село более уютным и родным, остаются в памяти на всю жизнь.
|
Теоретические знания намного лучше усваиваются вместе с практическими умениями. Свои впечатления от занятий, новых знаний, прогулок дети с удовольствием выражают на занятиях оригами.
Искусство оригами интересует каждого ребенка, ведь это интригующая загадка, фокус, невероятные превращения обычного квадрата бумаги! Работая над изделием, мы создаем игровые ситуации, в которых еще раз проговариваются и усваиваются полученные знания. С готовыми фигурками оригами дети играют, соревнуются, сочиняют истории, изучают сказочных персонажей и обычаи удмуртского народа.
Имея положительный опыт совместной деятельности по краеведению и оригами, мы решили продолжить курс интегрированных занятий по новой теме.
№ | Краткое содержание теоретического материала по краеведению | Практическая часть, связанная с применением оригами |
Удмуртская Республика | ||
Знакомство с картой Удмуртской Республики, с делением на районы, с городами республики. Знакомство с символами Удмуртии гербом и флагом. Складывание пазлов “Карта Удмуртии” | Изготовление восьмиконечного солярного знака из модулей оригами. Сборка модулей в удмуртскую звезду. Выполнение флага Удмуртской республики из бумаги соответствующих цветов | |
Наш Сарапульский район | ||
Знакомимся с легендой о появлении названия села Сигаево. Говорим о том, что Сигаево – это центр Сарапульского района. Знакомимся с символами и достопримечательностями района | Складываем рыбку - оригами. Для запоминания цветов в гербе, раскрашиваем герб, приклеиваем рыбку. Оформление стенда из детских работ | |
Карты Удмуртии | ||
Знакомство с разнообразием карт Удмуртской Республики и в том числе со сказочной картой Удмуртии. Ближайший к нам сказочный персонаж – Золотая Сарапуль. Едем к ней в гости в музей города Сарапул | Вместе с хозяйкой дома играем в игры, принимаем участие в мастер-классе магнитика “Золотая рыбка”. На занятии складываем ярких рыбок и оформляем аппликацию с фигурками - оригами | |
«Ижевские крокодилы» | ||
Ижевск - столица Удмуртской Республики. Знакомимся с историей появления и становления города, с земляками, прославившими республику на весь мир (М.Т.Калашников, Г.А.Кулакова). Знакомимся с «ижевскими крокодилами» | Складываем зеленых крокодилов в технике оригами. Проводим соревнование на изготовление самой маленькой фигурки крокодильчика. Самая маленькая модель получилась из квадрата 8х8 мм | |
Лопшо Педунь. Игринский район | ||
Знакомимся с самым известным фольклорным персонажем народных удмуртскихсказок - весельчаком Лопшо Педунем. Читаем сказку «Алчный купец и Лопшо Педунь» | Изготовление 8 модулей - лучиков красного или желтого цвета по схеме, сборка модулей в солнышко. Оформление иллюстрации к сказке с элементами оригами | |
Тол Бабай. Шарканский район | ||
Самый известный и посещаемый сказочный персонаж удмуртского народа – Тол Бабай (удмуртский Дед Мороз) и его помощница Лымы Ныл (удмуртская снегурочка). Знакомимся с легендой появления Тол Бабая, с усадьбой Тол Бабая, домом Лымы Ныл, с музеем почты Тол Бабая | Коллективное оформление письма для Тол Бабая с элементами аппликации, раскрашивания. Встреча ребят с Тол Бабаем Сигаевском парке. Дети рассказывают Тол Бабаю о своём парке, раскладывают корм в кормушки, играют в удмуртские и русские народные игры на свежем воздухе | |
Кез – страна чудес | ||
Знакомство с самой большой рекой Удмуртии – Камой,символом XXVигр в Сарапульском районе - Камушкой. Ведь именно на Каме, на её правом, высоком берегу, находится наш Сарапульский район. А начинается Кама в Кезском районе Удмуртии. Знакомимся и ещё содной достопримечательностью Кезского района– этно-усадьбой “Живица”, где живётперсонаж сказочной карты Удмуртии - Нулэсмурт (леший) | С дошкольниками складываем простые кораблики - оригами. Проводим соревнования на “плавание” корабликов. С первоклассниками проводим соревнование на выполнение большего количества корабликов! Рекорд - 17 фигурок на одном листе за занятие. С ребятами постарше, фантазируем и складываем символ республиканских сельских игр - Камушку | |
Воткинск – родина П.И.Чайковского | ||
Знакомимся с детством композитора П.И.Чайковского. Виртуальное знакомство с домом-музеем Чайковского, с городом Воткинском, с произведением «Щелкунчик». Слушаем вальс цветов | Изготовление плоскостных цветов - оригами для оформления кабинета, стендов. Совместно снимаем мультфильм «Вальс цветов» из фигурок оригами | |
В гости к Бабе Яге | ||
Знакомство с достопримечательностями Граховского района Удмуртии. В этом районе родилась первая удмуртская поэтесса — Ашальчи Оки. Читаем стихи. А на реке Яга в Граховском районе живёт ещё один персонаж сказочной карты Удмуртии - Баба Яга | Раскрашиваем раскраску “Баба Яга”. Складываем ля ее ступу в технике оригами. Играем со “ступами” - нужно “посадить” Бабу - Ягу в “ступу”. Каждому игроку дается 5 попыток. Победитель получает диплом. С ребятами постарше складываем Бабу Ягу и оформляем работу | |
Удмуртия - край родниковый | ||
Родники, реки и мосты Удмуртии. Искусственные и природные. Какие природные достопримечательности находятся вблизи водоёмов Удмуртии | С младшими школьниками складываем объемные рыбки - оригами. Проводим соревнования по “ловле рыбы”. Старшие дошкольники также, с удовольствием, принимают участие в игре | |
Скульптуры Удмуртии | ||
Рассказ о республиканском фестивале резчиков по дереву “Творческие люди”. “Лесная сказка” - деревянные скульптуры в Сигаевском дендропарке. Прогулка по парку рассматривание фигур. Знакомство с инструментами резчиков | Наблюдение за работой мастеров - резчиков по дереву, посещение интерактивной экскурсии в парке с новыми скульптурами. Изготовление деревьев - оригами, составление композиции с распечатанными фигурками - скульптурами | |
Костюмы удмуртского народа | ||
Знакомство с ткачеством удмуртского народа, с основными узорами, с костюмами народов Удмуртии. Экскурсия в ЦРиТ “Высокий берег” на выставку народных костюмов. | Выполнение элементов удмуртских орнаментов в технике оригами, составление композиций из них. Выполнение матрешек оригами и оформление их в национальные костюмы | |
Природа Удмуртии | ||
Знакомство с природой Удмуртской Республики: животными, птицами и растительным миром. Прогулки по дендропарку села Сигаево. Тематические игры и развлечения на свежем воздухе | Это целая серия занятий в течении года по изготовлению животных нашей местности: ежики и лисички, зайчики и медвежата, березки и елочки оригами. Птицы наших лесов: снегири, синицы, дятел, сова. Выполнение интерактивных упражнений |
Исходя из опыта реализации проекта, мы пришли к выводу, что следует продолжать знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с народными сказками, так как сказка это самый благодатный источник воспитания любви к родине и серьёзнейшее средство нравственного воспитания. Таким же важным средством для воспитания любви к родине является и природа, неравнодушное отношение к ней. Ведь природа включает эмоциональную отзывчивость детей на мир вокруг. А сказка и природа довольно часто пересекаются в жизни, и помогают детям глубже познавать окружающий мир, знать его и любить. О чем могут сказать и эти дипломы за участие в конкурсах:
|
|
диплом за 1 место в Международной олимпиаде “Окружающий мир”;
диплом за 1 место в Международной олимпиаде для дошкольников “Азбука животного мира”;
диплом за 1 место в республиканском конкурсе “Всякому мила родная сторона”;
диплом за 1 место во Всероссийской викторине “Эти удивительные птицы”;
диплом за 2 место в III Международном марафоне по окружающему миру “Удивительная планета. Природа России”;
диплом 3 степени в республиканском конкурсе “Родной мой край, навек любимый”;
грамота за 3 место в международном конкурсе открыток оригами “С днем рождения, Дед мороз”;
диплом за участие в республиканском конкурсе “Добрый взгляд” в рамках межрегионального фестиваля “Сказочные герои на родине Тол Бабая”.
Предлагаемая нами работа по воспитанию у дошкольников и младших школьников любви к малой Родине посредством ознакомления со сказками и природой родного края и с обязательным закреплением в практической части, способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, обогащению знаний детей о культуре и природе родного края, воспитанию бережного отношения к окружающей природе и более глубокого знания народного творчества.
В этом учебном году мы познакомились со сказочными персонажами и природой Удмуртии, но решили, что на этом не нужно останавливаться. Ведь даже у нас, только в одном Сарапульском районе, есть большое количество интересных мест, с которыми интересно будет познакомиться нашим детям, а до некоторых даже попробовать доехать. Поэтому в будущем мы решили более подробно остановиться на достопримечательностях и природных богатствах нашего района.