Изучение социально-экономической и правовой культуры на ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:
дальнейшее развитие ориентаций и установок на соблюдение норм и правил, регулирующих поведение подростка в семье, школе, общественных местах;
знакомство с основными нормами, регулирующими жизнедеятельность населения конкретного муниципального образования, особенностями экономического состояния и перспектив развития Свердловской области;
выработка научно обоснованных представлений о специфике отношений между различными этническими и социальными группами Среднего Урала;
формирование готовности к соблюдению основных нравственных, эстетических и трудовых норм и правил, регулирующих общественную жизнь в регионе и стране на основе понимания возрастающей ответственности за свои поступки.
Обязательный минимум содержательной линии образования.
Права и обязанности подростка в семье, школе, общественных местах. Основные нормативные акты, определяющие права личности, ребенка, гражданина Российской Федерации и жителя Свердловской области. Паспорт как документ гражданина Российской Федерации. Взаимодействие гражданина с органами, обеспечивающими права человека: милиция, административные органы своего населенного пункта.
Представления о способах реализации личных потребностей и интересов на основе соблюдения норм и правил, регулирующих социальную активность человека в различных видах деятельности. Способы и формы самоорганизации в учебной и внеучебной деятельности: ответственность, планирование, выработка обоснованного решения, терпение, воля, самоконтроль. Основные методы формирования поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым к подростку семьей, школой, общностями по месту жительства, органами местной и центральной власти.
Основы государственного устройства страны и региона. Административно-территориальное устройство Свердловской области: история и современность. История заселения и освоения Урала различными этническими группами. Особенности миграционных потоков. Формирование социальной структуры под воздействием промышленного развития Среднего Урала, становления горнодобывающего комплекса. Социально-профессиональная структура региона. Особенности рынка труда в конкретном муниципальном образовании, Свердловской области в целом.
История и современные тенденции социально-экономического и социокультурного взаимодействия Среднего Урала с различными регионами страны и мира. Основные деятели, внесшие вклад в социально-политическое и экономическое развитие Среднего Урала.
Особенности экономического развития Свердловской области, конкретного населенного пункта. Специфика промышленного сектора и его влияние на социально-экономическое и социокультурное развитие региона.
Основные направления промышленного и сельскохозяйственного развития конкретного муниципального образования, Свердловской области в целом и возможности выбора профильного обучения на основе потребностей различных видов производств в регионе. Методы и способы выявления личной предрасположенности к различным видам профессиональной деятельности после окончания школы.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать основные права и обязанности подростка, гражданина и жителя региона, те законодательные акты, которые их регулируют;
знать историю Урала, особенности его социально-политического и экономического развития;
знать способы реализации личных потребностей подростка путем соблюдения основных моральных, эстетических и трудовых норм;
знать методы приобретения информации, необходимой для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах с учетом потребностей региона и личных склонностей.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умело реализовывать постоянно возрастающие права и обязанности подростка в учебной и внеучебной деятельности;
демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
уметь сочетать личные интересы с потребностями конкретного муниципального образования, региона, страны.