Дидактические материалы
Для организации самостоятельной работы
На уроках истории и обществознания.
Как работать с параграфом учебника
1. Прочитайте весь параграф (внимательно рассмотрите карты, схемы, другие иллюстрации), составьте целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях.
2. Обратите особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи, цели.
3. Составьте развернутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.
4. Постарайтесь связать с материалом параграфа то, что увидели и услышали на уроке, что записали в тетради.
5. Вспомните, что вы читали по изучаемой теме, что видели в музее, в кинофильмах, и включите в план.
6. Иногда необходимо просмотреть параграфы, изученные ранее.
7. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал вас, обратитесь к словарю, энциклопедии, возьмите в библиотеке книгу.
8. Проверьте, знаете ли вы материал темы, перескажите его, сначала пользуясь планом, потом и без него.
9. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполните задания, предложенные учителем.
10. В параграфе учебника есть мысли главные и второстепенные. Запоминать нужно только главные. Их необходимо выделять в каждом тексте.
Как выделить в тексте главное
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.
3. Что говорится об этом?
4. Разделите текст на законченные части.
5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? (Назовем их ключевыми.) Без каких слов можно обойтись? (Назовем их второстепенными.)
6. Отделите главное от второстепенного (произведите сортировку материала).
|
7. Обозначьте в тексте (или зафиксируйте в процессе слушания) смысловые опорные пункты для пересказа.
8. С помощью ключевых слов сформулируйте главные мысли.
9. Составьте план или придумайте заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повторите вслух.
10. По этим пунктам коротко перескажите (или запишите) главное.
11. Запомните приемы выделения главного.
Алгоритм составления простого плана
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы
именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план. Запомните требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Алгоритм составления сложного плана тили плана-конспекта
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана), выделяя название пункта другой пастой или подчеркиванием.
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Алгоритм работы с текстом учебника
1. До чтения текста:
• Прочитайте заглавие, выделите в нем знакомые и новые термины.
• Поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический материал необходимо повторить.
|
• Попробуйте предположить, о чем пойдет речь, и поставьте вопросы от заглавия.
• Попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
2. Во время чтения текста:
• Находите неясные слова и определяйте их значения по словарю.
• Ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, попробуйте ответить на эти вопросы.
• Отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной.
• Выделяйте новые термины и определения.
• Выясните, как новые термины связаны с известными.
• Прокомментируйте приведенные примеры.
•Подумайте, почему текст разделен на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца.
• Уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.
3. После чтения текста:
• Поставьте вопросы к тексту и ответьте на них.
• Представьте текст в другой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма и т. д.
• Составьте план текста и перескажите его по плану.
Алгоритм составления тезисов
1. В каждом абзаце текста выделите ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.
2. Опираясь на выделенные слова, составьте предложение.
В нем и будет содержаться основная идея абзаца.
3. Классифицируйте основные идеи и кратко сформулируйте то, что они передают.
Алгоритм составления конспекта
1. В начале конспекта точно укажите фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.
2. Перед конспектированием тщательно изучите конспектируемое произведение, попутно отметьте непонятные места, новые слова, имена, даты.
|
3. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
4. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.
5. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывается точно.
6. Изложение текста дается сжато. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями, но основные мысли и аргументы записываются подробно.
7. В конспекте можно использовать цитаты.
8. При оформлении конспекта используйте подчеркивание, условные знаки, пометки на полях. Восклицательным знаком отметьте основные мысли. Вопросительным знаком - непонятные или вызывающие сомнения положения. Они помогут вам в работе.
Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.
Составление плана-конспекта
1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите горизонтальный лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).
2. Внимательно прочитайте формулировку темы плана-конспекта.
3. Прочтите весь текст целиком.
4. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них - основную мысль.
5. Сформулируйте кратко главную мысль каждой части в виде заголовка. На основе этого составьте план (слева).
6. К каждой части плана составьте конспект (справа): положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, факты, цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, процитируйте его, заключая в кавычки.
7. Сформулируйте и запишите выводы.
8. Проверьте выполненную работу: отражает ли план-конспект содержание темы, помогает ли он усвоить материал, представить картину исторического события, понять и осмыслить причины данного события или явления, сделать вывод. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.
Не выходите в плане-конспекте за рамки темы, но и не сужайте их!