Изучение родного языка на ступени среднего (полного) общего образования направлено на решение следующих задач:
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
углубление знание о лингвистике как науке, языке как многофункциональной развивающей структуре;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере.
Обязательный минимум содержательной линии образования.
Язык как знаковая система и общественное явление. Основные этапы исторического развития родного языка. Развитие письменности. Формы существования родного языка: литературный, просторечие, диалект, профессиональные разновидности. Языковая норма, ее функции и типы. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. Взаимосвязь языка и культуры. Нормы речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. Влияние других языков на становление и развитие родного языка. Художественная литература как выражение духовной культуры народа: особенности и тенденции развития.
Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).
Предметно-информационная составляющая образованности:
иметь сведения о лингвистике как науке;
знать исторические особенности развития родного языка;
знать особенности развития художественной культуры своего народа.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
применять различные стили языка в соответствии с ситуацией общения;
уметь воспринимать и анализировать художественное произведение на родном языке;
использовать на практике лингвистические знания для межличностного и межкультурного общения.
|
Основные принципы формирования образовательных программ, обеспечивающих выбор будущей профессиональной деятельности (профильное обучение).
Направление модернизации российского образования, связанное с подготовкой учащихся к обоснованному выбору будущей профессиональной деятельности осуществляется через организацию профильного обучения в старшей школе. Профильное обучение реализует требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта с учетом специфики Среднего Урала для приобщения обучающихся к ценностям национальной культуры и превращения образования в реальный механизм общественного и культурного развития региона и страны в целом.
Профильность в старшей ступени обеспечивается через реализацию образовательных программ по выбору учащегося. Выбор предметов, факультативов и элективных курсов осуществляется учащимся из перечня профильных дисциплин федерального компонента, соответствующих дисциплин национально-регионального компонента и элективных курсов и факультативов, предлагаемых самим образовательным учреждением.
Образовательные программы, обеспечивающие обоснованный выбор профессиональной деятельности, отражают практику применения наук для развития производства, социальных и политических отношений в Свердловской области и на Урале. Одновременно изучение этих программ позволяет осуществлять профориентационную деятельность, познакомить будущих выпускников с рынком труда в избранной сфере.
|
Образовательные программы в части регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования включают в себя:
Естественно - научный блок:
Физико-технические особенности развития промышленности Среднем Урала (атомная энергетика, оптико-механическая промышленность).
Прикладная математика в организации производства и в управлении системами на предприятиях Свердловской области.
Основы и специфика химической промышленности на Урале.
История, особенности, современное состояние металлургии на Урале.
Биотехнологии на Урале как часть общемировых исследований в этой сфере.
Природные ресурсы Урала и перспективы развития региональной добывающей и перерабатывающей промышленности.
Экологические проблемы Свердловской области и способы их решения.
Современное сельское хозяйство Свердловской области: проблемы и тенденции его развития.
Энергосбережение.
Авиа и ракетостроение, атомная энергетика и приборостроение.
Социально-гуманитарный блок:
Современные проблемы и тенденции развития региональной экономики.
Особенности регионального рынка труда с учетом развития различных муниципальных образований.
Социально-экономическое развитие территорий Свердловской области (на примере своего муниципального образования).
Основные направления развития социальной политики Свердловской области.
Особенности промышленного сельскохозяйственного культурного развития Урала с учетом этнокультурной специфики.
Развитие информационных технологий на предприятиях и в организациях Свердловской области.
|
Особенности организации гражданской защиты в регионе.
Художественные ремесла на Урале и в муниципальном образовании и возможности профессиональной деятельности в этой сфере.
Проблемы рационального размещения производительных сил в Свердловской области.
Требования ценностно-ориентационной составляющей образованности на ступени среднего (полного) общего образования.
Отношение к себе:
уверенность в обоснованности выбранной сферы профессиональной деятельности и перспективах личностного развития;
способность к оценке собственных возможностей в освоении конкретной профессиональной деятельности;
объективная оценка возможности реализации своих потребностей в конкретной жизненной ситуации;
значимость сохранения своей индивидуальности при взаимодействии с различными людьми и общностями;
потребность в самореализации и самоутверждении на основе духовно-нравственных, эстетических и трудовых принципах и нормах, регулирующих жизнь современного человека;
ценность успеха как условия соединения индивидуальных интересов и общественных потребностей;
принятие себя как представителя определенной нации, социокультурной общности;
осознание границ свободы и моральной ответственности личности с различных ролевых позиций;
принятие необходимости постоянного самосовершенствования в процессе самовоспитания.
Отношение к другим:
принятие ценности своего народа, социокультурной общности;
толерантное отношение к другим этническим группам и культурам;
осознание ответственности и проявление готовности к выполнению основных семейных обязанностей;
принятие ценностей корпоративной группы, сообщества;
уважительное отношение к индивидуальным особенностям каждого.
Отношение к учебной деятельности:
ценность образования и самообразования как условий успешной самореализации и самоутверждения личности;
понимание личной ответственности за получение качественного образования;
значимость непрерывного образования и самообразования во всех сферах повседневной жизнедеятельности;
умение соотносить поставленные цели образовательной деятельности и результат;
понимание значимости умелого использования информации, получаемой из различных источников;
понимание значимости обоснованного выбора образовательных программ для дальнейшего профессионального становления.
Отношение к миру (территориальное и историческое пространство человечества):
понимание значимости Уральского региона в развитии страны;
восприятие взаимообусловленности и взаимовлияния человека как родового существа и природного мира в условиях глобализации;
готовность к личной ответственности за происходящие в окружающем мире;
ценность активной позиции в решении актуальных проблем современной общественной жизни;
готовность к воспроизводству и активному развитию достижений современной культуры.