Хронокарта практического занятия.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 12 (ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

 

Тема занятия: Предоперационный период и подготовка больного к операции.

 

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

 

Значение темы. Учебно-профессиональное. Хирургическое вмешательство является важнейшим этапом в лечении больного. Для того, чтобы эффект от операции был максимальным, а риск развития послеоперационных осложнений – сведен к минимуму, необходимы соответствующие обследование и лечение в предоперационном периоде. Современный хирург должен уметь не только технически и тактически грамотно выполнить оперативное вмешательство, но и провести квалифицированную подготовку пациента в предоперационном периоде.

 

Цель обучения: Ознакомить студентов с целями и задачами предоперационного периода, абсолютными, относительными показаниями и противопоказаниями к выполнению операций, особенностями предоперационного обследования пациентов, оценкой операционно-анестезиологического риска, психологической, общесоматической, специальной и непосредственной подготовкой пациентов к операции.

 

Место проведения: Учебная комната, палаты хирургического отделения.

 

Время проведения: Четыре академических часа.

 

Оснащение занятия:

. Учебные таблицы

1 - Обследование сердечно-сосудистой системы.

2 - Оценка состояния органов дыхания, коррекция нарушений.

3 - Запись ЭКГ.

4,4а - Подготовка больных с сопутствующей сердечно-сосудистой патологией и план операции.

6 - Типы желудочных зондов и техника их введения.

5 - Оценка функционального состояния почек.

7 - Подготовка желудочно-кишечного тракта.

 

Учебные слайды

Комплект № Тема К-во слайдов
  Методы обследования хирургического больного  
Методы обследования хирургического больного  

Структура содержания темы:

 

Этапы предоперационного периода

 

1. Диагностический этап:

· установление диагноза основного заболевания;

· оценка состояния основных органов и систем организма;

· определение показаний и противопоказаний к выполнению операции;

· оценка риска оперативного вмешательства;

· решение вопроса о срочности выполнения операции.

 

Подготовительный этап

· психологическая подготовка;

· общесоматическая подготовка;

· специальная подготовка;

· непосредственная подготовка (подготовка операционного поля, профилактика аспирации, подготовка ЖКТ, катетеризация мочевого пузыря);

· премедикация.

 

Хронокарта практического занятия.

 

Наименование учебных элементов Время, (мин) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
  Организационная часть (объявление темы занятия, значение изучения темы), проверка присутствующих      
  Вводный программированный контроль   Программа TestInfo
  Дополнительный опрос (смысловой опрос)   Фронтальный опрос – беседа с акцентом на цели и задачи предоперационного периода, его продолжительность, зависимость от вида хирургической патологии, показания и противопоказания к выполнению операций.
  Самостоятельная работа студентов в группе, а затем с разбивкой на группы по 2 – 3 человека.   Решение типовых задач вместе с преподавателем. Курация больных, самостоятельная работа с историями болезни, доклад студентов (1 студент от группы, остальные дополняют) об особенностях предоперационной подготовки у курируемого больного.
  Домашнее задание   Заключительное слово преподавателя.

 


Замечания к содержанию темы:

Самостоятельная работа студентов осуществляется под непосредственным контролем преподавателя. Студенты в палатах вместе с преподавателем курируют больных с различными заболеваниями, готовящихся к операции (язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, желчно–каменная болезнь, хронический калькулезный холецистит; кишечная непроходимость; перитонит, зоб и др.). Самостоятельно проводят физикальное обследование больного. Затем в учебной комнате проводится обсуждение осмотренных больных, и студенты назначают конкретные мероприятия предоперационной подготовки этим больным.

Обратить внимание студентов на то, что подготовка к операции проводится при строгом учете индивидуальных особенностей больного и заболевания. Указать на важность максимального сокращения предоперационного периода у онкологических больных.

При подготовке детей к операции большое внимание должно уделяться дыхательной системе. К моменту рождения ребенка и в грудном возрасте система дыхания развита недостаточно. Площадь дыхательной поверхности легких на кг массы у детей значительно меньше, чем у взрослых, а потребность кислорода выше. Ребра у ребенка расположены более горизонтально, чем у взрослых, поэтому у детей преобладает диафрагмальное дыхание. Кроме того, при отеке слизистой дыхательных путей у ребенка значительно повышается сопротивление дыханию и нарастает дыхательная недостаточность. Исключить пневмонию, бронхит, провести при необходимости санацию дыхательных путей.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки студентов

 

1. Что называется предоперационным периодом? 1. Период с момента поступления больного в хирургическое отделение для производства операции и до момента ее выполнения
2. В чем значение диагностического периода? 2. В уточнении диагноза, определении состояния органов и систем, установлении показаний к операции.
3. Как подразделяется предоперационный период? 3. Диагностический период, предоперационная подготовка.
4. Что называется предоперационной подготовкой? 4. Это система выработанных мероприятий, направленных на профилактику осложнений во время и после операции.
5. От чего зависит длительность предоперационной подготовки? 5. От состояния больного, от степени срочности операции.
6. Назовите общую задачу предоперационного периода. 6. Максимальное уменьшение опасности операции.
7. Что является основой предоперационной подготовки? 7. Тщательный учет возможных опасностей операции и проведение мероприятий, направленных на их профилактику
8. Перечислите основные органы и системы, на которые обращается основное внимание при предоперационной подготовке больных 8. Нервная система, сердечно - сосудистая, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, печень, почки, кожа.
9. В чем заключается предоперационная подготовка нервной системы больного? 9. Постоянно щадить нервную систему больного от чрезмерных раздражений.
10. Требуется ли подготовка сердечно-сосудистой системы при небольших операциях и при нормальной деятельности сердца? 10. Нет.
11. В чем заключается предоперационная подготовка дыхательной системы? 11. Подготовка направлена на ликвидацию острых и хронических заболеваний. Обучение больных правильному дыханию и откашливанию.
12. Что включает в себя подготовка операционного поля? 12. Гигиеническая ванна, бритье.
13. Почему нежелательно назначать больным голод и слабительные при подготовке желудочно-кишечного тракта к операции? 13. Нарушается кислотное равновесие, приводящее к снижению тонуса кишечной стенки.
14. Когда проводится гигиеническая ванна? 14. Накануне операции.
15. Когда производится бритье операционного поля и почему? 15. Утром в день операции. С той целью, чтобы не успели развиться воспалительные явления
16. Почему у ребенка подготовка к операции дыхательной системы должна проводиться более тщательно? 16. Система дыхания у ребенка развита недостаточно. Площадь дыхательной поверхности легких на 1 кг веса у детей значительно меньше, чем у взрослых, а потребность в кислороде выше.

 

 

Литература:

Основная:

1. Гостищев В.К. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 832 с.

2. Петров С.В. Общая хирургия. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 768 с.

Дополнительная:

1. Горбачев В.Н. Вопросы для программированного контроля знаний по общей хирургии. – Тюмень: Издательство Тюменского госуниверситета, 2004. – 208 с.

2. Буромский И.В., Васильев С.А., Гостищев В.К., Емельянов С.И. и др. Пропедевтика хирургии. – М.: МИА, 2008. – 904 с.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: