МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 12 (ДЛЯ СТУДЕНТОВ)




 

Тема занятия: Предоперационный период и подготовка больного к операции.

 

Форма организации учебного процесса: практическое занятие

 

Значение темы. Учебно-профессиональное. Хирургическое вмешательство является важнейшим этапом в лечении больного. Для того, чтобы эффект от операции был максимальным, а риск развития послеоперационных осложнений – сведен к минимуму, необходимы соответствующие обследование и лечение в предоперационном периоде. Современный хирург должен уметь не только технически и тактически грамотно выполнить оперативное вмешательство, но и провести квалифицированную подготовку пациента в предоперационном периоде.

 

Цель обучения: Ознакомиться с целями и задачами предоперационного периода, абсолютными, относительными показаниями и противопоказаниями к выполнению операций, особенностями предоперационного обследования пациентов, оценкой операционно-анестезиологического риска, психологической, общесоматической, специальной и непосредственной подготовкой пациентов к операции.

 

Студент должен знать:

1. Абсолютные и относительные показания к плановым и экстренным операциям.

2. Основные противопоказания для выполнения хирургических вмешательств.

3. Принципы обследования пациентов в предоперационном периоде в зависимости от срочности операции.

4. Критерии операционного риска, пути его снижения.

5. Цель и задачи предоперационной подготовки пациентов.

6. Особенности психологической, общесоматической, специальной и непосредственной подготовки к операции.

7. Критерии выбора метода обезболивания, принципы выполнения премедикации.

Студент должен уметь:

 

1. Собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни.

2. Провести физикальное исследование пациента в предоперационном периоде.

3. Выполнить пальцевое исследование прямой кишки.

4. Описать местный патологический статус (St. localis).

5. Оценить тяжесть состояния пациента.

6. Составить план его обследования.

7. Подготовить пациента к проведению инструментальных исследований.

8. Уметь интерпретировать данные лабораторных методов исследования (общего анализа крови, общего анализа мочи, биохимического анализа крови).

9. Определить рентгенологические признаки переломов, вывихов, гидро- и пневмоторакса, прободной язвы желудка и 12-перстной кишки, острой кишечной непроходимости.

10. Сформулировать диагноз хирургического заболевания.

11. Определить показания и противопоказания для выполнения операции.

12. Оценить степень операционно-анестезиологического риска.

13. Выполнить зондирование и промывание желудка; очистительную, сифонную клизму; введение газоотводной трубки в просвет прямой кишки.

14. Произвести катетеризацию мочевого пузыря.

15. Осуществить эластическое бинтование нижних конечностей.

16. Провести предоперационную подготовку операционного поля.

17. Транспортировать пациента в операционную.

Студент должен иметь представление о:

 

1. Особенностях оформления информированного согласия пациента на операцию, предоперационного эпикриза.

 

План изучения темы:

 

Программированный контроль 15 мин
Смысловой опрос 60 мин
Самостоятельная работа студентов 95 мин

 

Задания для проверки и коррекции исходного уровня знаний

 

1. Что называется предоперационным периодом? 1. Период с момента поступления больного в хирургическое отделение для производства операции и до момента ее выполнения
2. В чем значение диагностического периода? 2. В уточнении диагноза, определении состояния органов и систем, установлении показаний к операции.
3. Как подразделяется предоперационный период? 3. Диагностический период, предоперационная подготовка.
4. Что называется предоперационной подготовкой? 4. Это система выработанных мероприятий, направленных на профилактику осложнений во время и после операции.
5. От чего зависит длительность предоперационной подготовки? 5. От состояния больного, от степени срочности операции.
6. Назовите общую задачу предоперационного периода. 6. Максимальное уменьшение опасности операции.
7. Что является основой предоперационной подготовки? 7. Тщательный учет возможных опасностей операции и проведение мероприятий, направленных на их профилактику
8. Перечислите основные органы и системы, на которые обращается основное внимание при предоперационной подготовке больных 8. Нервная система, сердечно - сосудистая, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, печень, почки, кожа.
9. В чем заключается предоперационная подготовка нервной системы больного? 9. Постоянно щадить нервную систему больного от чрезмерных раздражений.
10. Требуется ли подготовка сердечно-сосудистой системы при небольших операциях и при нормальной деятельности сердца? 10. Нет.
11. В чем заключается предоперационная подготовка дыхательной системы? 11. Подготовка направлена на ликвидацию острых и хронических заболеваний. Обучение больных правильному дыханию и откашливанию.
12. Что включает в себя подготовка операционного поля? 12. Гигиеническая ванна, бритье.
13. Почему нежелательно назначать больным голод и слабительные при подготовке желудочно-кишечного тракта к операции? 13. Нарушается кислотное равновесие, приводящее к снижению тонуса кишечной стенки.
14. Когда проводится гигиеническая ванна? 14. Накануне операции.
15. Когда производится бритье операционного поля и почему? 15. Утром в день операции. С той целью, чтобы не успели развиться воспалительные явления
16. Почему у ребенка подготовка к операции дыхательной системы должна проводиться более тщательно? 16. Система дыхания у ребенка развита недостаточно. Площадь дыхательной поверхности легких на 1 кг веса у детей значительно меньше, чем у взрослых, а потребность в кислороде выше.

 

Структура содержания темы:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: