Тема занятия: Предоперационный период и подготовка больного к операции.
Форма организации учебного процесса: практическое занятие
Значение темы. Учебно-профессиональное. Хирургическое вмешательство является важнейшим этапом в лечении больного. Для того, чтобы эффект от операции был максимальным, а риск развития послеоперационных осложнений – сведен к минимуму, необходимы соответствующие обследование и лечение в предоперационном периоде. Современный хирург должен уметь не только технически и тактически грамотно выполнить оперативное вмешательство, но и провести квалифицированную подготовку пациента в предоперационном периоде.
Цель обучения: Ознакомиться с целями и задачами предоперационного периода, абсолютными, относительными показаниями и противопоказаниями к выполнению операций, особенностями предоперационного обследования пациентов, оценкой операционно-анестезиологического риска, психологической, общесоматической, специальной и непосредственной подготовкой пациентов к операции.
Студент должен знать:
1. Абсолютные и относительные показания к плановым и экстренным операциям.
2. Основные противопоказания для выполнения хирургических вмешательств.
3. Принципы обследования пациентов в предоперационном периоде в зависимости от срочности операции.
4. Критерии операционного риска, пути его снижения.
5. Цель и задачи предоперационной подготовки пациентов.
6. Особенности психологической, общесоматической, специальной и непосредственной подготовки к операции.
7. Критерии выбора метода обезболивания, принципы выполнения премедикации.
Студент должен уметь:
1. Собрать жалобы, анамнез заболевания и жизни.
2. Провести физикальное исследование пациента в предоперационном периоде.
3. Выполнить пальцевое исследование прямой кишки.
4. Описать местный патологический статус (St. localis).
5. Оценить тяжесть состояния пациента.
6. Составить план его обследования.
7. Подготовить пациента к проведению инструментальных исследований.
8. Уметь интерпретировать данные лабораторных методов исследования (общего анализа крови, общего анализа мочи, биохимического анализа крови).
9. Определить рентгенологические признаки переломов, вывихов, гидро- и пневмоторакса, прободной язвы желудка и 12-перстной кишки, острой кишечной непроходимости.
10. Сформулировать диагноз хирургического заболевания.
11. Определить показания и противопоказания для выполнения операции.
12. Оценить степень операционно-анестезиологического риска.
13. Выполнить зондирование и промывание желудка; очистительную, сифонную клизму; введение газоотводной трубки в просвет прямой кишки.
14. Произвести катетеризацию мочевого пузыря.
15. Осуществить эластическое бинтование нижних конечностей.
16. Провести предоперационную подготовку операционного поля.
17. Транспортировать пациента в операционную.
Студент должен иметь представление о:
1. Особенностях оформления информированного согласия пациента на операцию, предоперационного эпикриза.
План изучения темы:
Программированный контроль | 15 мин |
Смысловой опрос | 60 мин |
Самостоятельная работа студентов | 95 мин |
Задания для проверки и коррекции исходного уровня знаний
1. Что называется предоперационным периодом? | 1. Период с момента поступления больного в хирургическое отделение для производства операции и до момента ее выполнения |
2. В чем значение диагностического периода? | 2. В уточнении диагноза, определении состояния органов и систем, установлении показаний к операции. |
3. Как подразделяется предоперационный период? | 3. Диагностический период, предоперационная подготовка. |
4. Что называется предоперационной подготовкой? | 4. Это система выработанных мероприятий, направленных на профилактику осложнений во время и после операции. |
5. От чего зависит длительность предоперационной подготовки? | 5. От состояния больного, от степени срочности операции. |
6. Назовите общую задачу предоперационного периода. | 6. Максимальное уменьшение опасности операции. |
7. Что является основой предоперационной подготовки? | 7. Тщательный учет возможных опасностей операции и проведение мероприятий, направленных на их профилактику |
8. Перечислите основные органы и системы, на которые обращается основное внимание при предоперационной подготовке больных | 8. Нервная система, сердечно - сосудистая, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, печень, почки, кожа. |
9. В чем заключается предоперационная подготовка нервной системы больного? | 9. Постоянно щадить нервную систему больного от чрезмерных раздражений. |
10. Требуется ли подготовка сердечно-сосудистой системы при небольших операциях и при нормальной деятельности сердца? | 10. Нет. |
11. В чем заключается предоперационная подготовка дыхательной системы? | 11. Подготовка направлена на ликвидацию острых и хронических заболеваний. Обучение больных правильному дыханию и откашливанию. |
12. Что включает в себя подготовка операционного поля? | 12. Гигиеническая ванна, бритье. |
13. Почему нежелательно назначать больным голод и слабительные при подготовке желудочно-кишечного тракта к операции? | 13. Нарушается кислотное равновесие, приводящее к снижению тонуса кишечной стенки. |
14. Когда проводится гигиеническая ванна? | 14. Накануне операции. |
15. Когда производится бритье операционного поля и почему? | 15. Утром в день операции. С той целью, чтобы не успели развиться воспалительные явления |
16. Почему у ребенка подготовка к операции дыхательной системы должна проводиться более тщательно? | 16. Система дыхания у ребенка развита недостаточно. Площадь дыхательной поверхности легких на 1 кг веса у детей значительно меньше, чем у взрослых, а потребность в кислороде выше. |
Структура содержания темы: