Государственные корпорации научно-технологического сектора российской экономики: опыт и проблемы




Помимо понятия «корпорация» в российском праве широко используется также понятие «государственная корпорация», которым охватываются как корпоративные, так и некорпоративные организации. В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140 «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В России государственные корпорации создаются на основании специального федерального закона.

В постсоветской России первой госкорпорацией было «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), созданное в 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 144 «О реструктуризации кредитных организаций», которое затем было преобразовано в госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов», согласно Федеральному закону от 21 декабря 2003 г. № 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Затем, начиная с 17 мая 2007 г. по 1 декабря 2007 г., принимается 6 федеральных законов, в соответствии с которыми были созданы 6 государственных корпораций:

· ГК «Банк развития внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк»);

· ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснанотех»);

· ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

· ГК по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»);

· ГК по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»;

· ГК по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»).

Появление в России в 2007 г. шести новых госкорпораций было вызвано неэффективностью работы ряда производственных, финансово-кредитных и других структур, существенным отставанием нашей экономики в инновационном развитии от передовых стран мира. Промышленные госкорпорации необходимы были российской экономике прежде всего в тех областях деятельности, в которых еще с советских времен у нас сохранились хорошие заделы в области высоких технологий и научных исследований и где раздробленные предприятия (организации) не имели возможности в полной мере использовать данный потенциал: проводить масштабную самостоятельную техническую, инновационную, кредитную, кадровую политику, эффективно работать с зарубежными партнерами, что существенно снижало их конкурентоспособность на мировых рынках. ГК создавались для того, чтобы: консолидировать разрозненные производства и предприятия после их достаточно разобщенной работы в первые постсоветские годы; объединить финансовые ресурсы и восстановить научный, опытно-конструкторский и производственный потенциал некогда мощных отраслей отечественной экономики; сохранить высококвалифицированный кадровый состав ведущих российских предприятий и, самое главное, ликвидировать опасное отставание отечественной промышленности в области высоких технологий от развитых стран мира.

Цели и задачи деятельности ГК сводятся к реализации общих для государства и общества интересов. Так, в настоящее время одной из важнейших задач промышленных госкорпораций является производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и поставка ее как на отечественный рынок, так и за рубеж, особенно в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, куда в настоящее время смещаются внешнеторговые интересы России.

 

 

Основными показателями, характеризующими лидирующую роль ГК (прежде всего промышленных ГК «Ростех» и «Росатом») в инновационном развитии экономики являются:

· производство принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг) на основе современных технологий, относящихся преимущественно к базовым и улучшающим инновациям;

· реализация инновационных проектов национального уровня;

· инновационная деятельность, связанная с решением приоритетных национальных задач (проведением фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров инноваторов);

· активное привлечение государственных инвестиций, а также внебюджетных средств, для проведения НИОКР инновационной направленности, приобретения современной техники и оборудования, строительства инфраструктурных инновационных объектов;

· выполнение совместных инновационных проектов и работ с предприятиями или научно-исследовательскими организациями (в том числе и иностранными), расположенными вне юрисдикции госкорпораций;

· высокий уровень профессиональной и инновационной подготовки научных и производственных кадров.

Несмотря на сравнительно небольшой период деятельности, можно сказать, что интеграция инновационных составляющих экономического развития в форме ГК свидетельствует о значительных преимуществах концентрации научно-технических, технологических, материальных, финансовых и трудовых ресурсов над их распылением по отдельным самостоятельным предприятиям и организациям. Являясь опорными центрами формирующейся национальной инновационной системы ГК должны помочь в более короткие сроки вывести экономику России на преимущественно инновационный путь развития, обеспечить высокую динамику роста отечественных отраслей промышленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: