Венчурное инвестирование и иные инструменты и источники финансового обеспечения инновационной политики




Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны является одной из ключевых в ря я aq1`ду проблем сегодняшней России. Инновационный путь развития, названный Президентом России основным в современных экономических условиях, заставляет искать новые подходы к реализации научно-технического потенциала российских регионов. В значительной степени решение данной проблемы зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. Одним из наиболее перспективных путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.

 

фёНа наш взгляд, венчурное инвестирование является катализатором развития инновационной деятельности. Институт венчурного инвестирования в развитых странах представляет собой важнейший источник внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности.

Главной особенностью рискового (венчурного) инвестирования является то, что инвестиции осуществляются в малые и средние частные или приватизированные предприятия, как правило, инновационной направленности, без предоставления ими какого-либо залога или заклада, в отличие, например, от банковского кредитования. Венчурный инвестор не стремится приобрести контрольный пакет акций компании. Он рассчитывает, что менеджмент компании будет использовать его деньги в качестве финансового рычага для того, чтобыобеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Прибыль венчурного капиталиста возникает лишь тогда, когда он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение. Поэтому венчурные инвесторы не заинтересованы в распределении прибыли в виде дивидендов, а предпочитают всю полученную прибыль реинвестировать в бизнес.

Говоря о венчурном инвестировании, необходимо четко разграничивать венчурные и прямые инвестиции. Отличительной чертой венчурного инвестирования может быть признано то, что этот механизм во многих странах мира используется для финансирования инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Что же касается России, здесь действуют, в основном, фонды прямых инвестиций. Это связано с тем, что с точки зрения зарубежных инвесторов Россия является «географическим местом повышенного риска», поэтому и фонды назывались «венчурными».

В Европе, как и во всем мире, основными источниками средств венчурного капитала - примерно 2/3 от общего объема капитализации фондов - являются банки, пенсионные фонды и страховые компании. В Роaссии изначально основные средства были предоставлены Европейским Банком Реконструкции и Развития, Международной Финансовой Корпорацией и фондами, финансируемыми американским правительством. Ситуация несколько изменилась после 2000 года, когда стали создаваться структуры с российским по происхождению капиталом. Однако, на сегодняшний день доля российского капитала составляет не более 1,5%, что чрезвычайно мало для России. Примечательным явлением последнего времени в России является участие крупных отечественных финансово-промышленных групп в чисто венчурных проектах и создание собственных «кэптивных» (зависимых) венчурных фондов.

Для того, чтобы венчурный капитал успешно выполнял свою роль, в экономически развитых странах создана целая инфрастрaaaaaуктура венчурной индустрии, которая включает в себя банки, пенсионные фонды, страховые организации и корпорации. Российская венчурная индустрия пока не имеет такой развитой инфраструктуры, и включает, пожалуй, только Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования, являющуюся ассоциированным членом Европейской Ассоциации Прямого Инвестирования и Венчурного Капитала.

Венчурное инвестирование занимает значительное место в экономике индустриально развитых стран, доказав свою эффективность как альтернативная форма финансирования малого и среднего бизнеса. Именно динамично развивающийся малый и средний бизнес в последнее время становится главным фактором, который стимулирует общий экономический рост за рубежом. Более того, венчурный капитал из «посевного капитала» и «стартового капитала», не уменьшая своей роли «катализатора» малого бизнеса, перешел в более зрелые стадии своего развития и стал еще «капиталом развития» и «капиталом расширения».

 

34. Современное состояние в России инновационной инфраструктуры и направления ее совершенствования и развития (c.227)

Инновационная инфраструктура представлена организациями различных органи­зационно-правовых форм и форм собственности и частными лицами (технопарки, бизнес-инкубаторы, инвестиционные и вен­чурные фонды, сообщества бизнес-ангелов, центры трансфера технологий, консалтинговые агентства), деятельность которых способствует реализации инновационно-инвестиционной деятельности и развитию инновационного потенциала территории. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, построение инновационной инфраструктуры выступает основной задачей формирования национальной инновационной системы. Основными блоками инновационой инфраструктуры являются: научный, производственно-технологический, экспертно-консалтинговый, финансовый, кадровый, информационный и сбытовой.

К научной инфраструктуре относится ассоциация государственных науных центров. Научные центры представляют собой, крупные научно-инженерные и технологические комплексы, выполняющие полный цикл работ от фундаментальных и поисковых исследований до создания новых образцов техники и промышленных технологий в интересах экономики национальной безопасности и обороноспособности страны. Статус государственного научного центра (ГНЦ) присваивается по результатам конкурсно-экспертного отбора научной организации, которая имеет уникальное опытно – экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научно – техническая деятельность которой получила международное признание. Статус государственного научного центра означает отнесение организации к объектам науки федерального значения с особыми формами государственной поддержки и обеспечения их деятельности.

Впервые, ГНЦ были созданы в соответсвии с Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 в целях формирования благоприятныйх условий для сохранения в стране ведущих научных школ мирового уровня, развития ее научного потенциала в обласи фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. На сегодняший день, в России действует 48 ГНЦ, объединенных в ассоциацию государственных научных центров. Следует отметить, что система ГНЦ - важнейший элемент национальной инновационной системы в области генерации знаний; перевода этих знаний в наукоемкий товар и подготовки научных и инженерных кадров.

Производственно-технологическая инфраструктура представлена такими организациями, как: Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий (образовано в 2011 г.); Союз инновационно-технологических центров России (2000 г.); Национальное содружество бизнес-инкубатров (1997 г.).

Экспертно-консалтинговая инфраструктура представлена организациями, занятыми оказаниями услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центрами консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.). К таким организациям относятся: Национальная ассоциация инноваций и развития инновационных технологий (НАИРИТ, 2006 г.); Российская сеть трансфера технологий (РСТТ, 2002 г.).

Финансовая инфраструктура - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний. К таким организациям относятся: Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника, 1994 г.); Российский фонд технологического развития (РФТР, 1991 г.); Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ); Содружество бизнес-ангелов России (СБАР, 2006 г.); Содружество бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» (2006 г.); Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА, 2008 г.); Национальное партнерство развития субконтрактации (2004 г.).

Кадровая инфраструктура - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д. Прежде всего, следует отметить, что по даннымежегодного доклада ОЭСР «Education at a Glance 2013: OECD Indicators », по числу обладателей диплома о высшем образовании Россия стоит на первом месте (53%), опередив Канаду и Японию; процент получивших как минимум среднее образование в России также один из самых высоких – более 90% во всех возрастных группах среди взрослого населения [8]. В 2012 г. сотрудники Всемирного банка совместно с Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ (ЛИРТ НИУ ВШЭ), провели исследование «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике». По данным исследования основное препятствие для развития инновационной экономики сводится к проблеме неадекватности навыков российских работников условиям инновационной экономики. Российские ВУЗы дают знания в сфере управления, но не обеспечивают практические навыки применения этих знаний, не формируют компетенций, позволяющих управленцам успешно осуществлять свои функции.

Для разрешения проблем инновационной экономики, связанных с качеством и эффективностью кадров, в России действует Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., также принята Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 гг. Благодаря проектам, выполненным за четыре года реализации Программы на 2009-2013 гг., в сфере науки, образования и высоких технологий закреплено около 17000 студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей; опубликовано около 66300 статей, оформлено и получено 1100 патентов и заявок на получение патентов.

Основной целью Программы на 2014-2020 гг. является развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне. В таблице 1 представлены основные целевые индикаторы и показатели данной программы.

Государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной Правительством РФ в 2013 г., выделена подпрограмма «Кадры для инновационной экономики». Срок реализации подпрограммы 8 лет (с 2013 по 2020 г.). Объем бюджетных ассигнований 4276194,30 тыс. рублей. Цель подпограммы сводится к развитию кадрового потенциала в сфере управления для модернизации российской экономики. Среди ее мероприятий, следует отметить: подготовку не менее 5000 управленцев ежегодно; организцию и проведение зарубежных стажировок российских специалистов в рамках взаимных обменов с иностранными государствами (до 600 человек в год), стажировок иностранных специалистов на российских предприятиях (не более 125 человек ежегодно), целевых проектных стажировок (не менее 120 человек ежегодно), внутрироссийских стажировок.

Информационная инфраструктура включает региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуру, поддерживающую малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете. К организациям информационной инфраструктуры относятся: Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС); Наука и инновации в регионах России; Инновационный навигатор при ТПП РФ.

Вопросы развития информационной инфраструктуры затронуты в девятой подпрограмме «Формирование официальной статистической информации» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика». Ее цель сводится к предоставлению актуальной и достоверной статистической информации Президенту РФ, органам власти РФ, организацим и гражданам, а также международным организациям. Срок реализации подпрограммы 8 лет (с 2003 по 2020 г.). Объем бюджетных ассигнований 131493517 тыс. рублей.

Сбытовая инфраструктура – выставочная деятельность, профессиональные объединения, посреднические фирмы, маркетинговые фирмы, Интернет. В рамках функционирования Московского Центра трансфера технологий, осуществляется полное сопровождение инновационного проекта от «Seed » и «Start-up » до возможной перепродажи бизнеса стратегическому инвестору.

35. Практика экспертного обеспечения научной, научно-техниче­ской и инновационной деятельности в Российской Федерации с 233.

Экспертное сообщество России находится еще на стадии развития. Большинство экспертных советов создаются «заточенными» на какую-либо область науки или решение конкретной задачи. Примером может служить экспертный совет Российского фонда фундаментальных исследований Российского гуманитарного научного фонда. Кроме того, поиск экспертов для анализа инновационных проектов на региональном уровне иногда ограничивается рассылкой запросов в высшие учебные заведения и научные организации, которые расположены на территории данного субъекта РФ, с просьбой предложить кандидатуру в экспертную группу либо представить свое экспертное заключение. В стране создан и ведется Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ) федеральный реестр экспертов в научно-технической сфере. На сегодняшний день РИНКЦЭ проводит актуализацию реестра, классифицируя экспертов по основным приоритетным областям исследований, которые соответствуют приоритетам, определенным для проблемно ориентированных задельных НИОКР в рамках проекта государственной программы РФ «Развитие науки и технологий на 2012–2020 гг.»3. В последнее время в стране предпринимаются также попытки создания экспертных сетей – профессиональные сообщества в различных сферах пытаются объединить, например, такие структуры и организации, как GlobalCIO, экспертный совет фонда «Сколково» и др. Один из примечательных стартапов последнего времени — новая сеть (EXPINET), которая пока объединяет специалистов IT-отрасли4.

 

https://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1144

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: