Врачебно-педагогические наблюдения - это исследования, проводимые врачом совместно с преподавателем или тренером непосредственно в процессе тренировки, занятий физической культурой и соревнований с целью оценки воздействия на организм физических нагрузок.
Задачи врачебно-педагогических наблюдений:
1. ознакомление с условиями, организацией и методикой занятий;
2. изучение воздействия тренировок и соревнований на организм занимающихся с целью уточнения состояния здоровья и функционального состояния для индивидуализации тренировки;
3. уточнение вопросов планирования процесса тренировки; определение величины объема и интенсивности нагрузок, интервалов отдыха и т. д.;
4. накопление данных для совершенствования организации и методики физического воспитания.
Учитывая, что неблагоприятная обстановка может быть иногда причиной отрицательного воздействия на состояние здоровья, причиной спортивного травматизма, необходимо выявить все недостатки, относящиеся к условиям, организации и методике проведения занятий (скученность, неправильная смена снарядов и упражнений, отсутствие или неправильная страховка, недостаточная разминка и др.), и вместе с преподавателем и тренером способствовать их устранению.
При врачебно-педагогических наблюдениях уточняется состояние здоровья. Кроме того, во время выполнения тренировочной нагрузки могут проявиться скрытые отклонения в состоянии здоровья.
Велико значение врачебно-педагогических наблюдений в индивидуализации методики и режима тренировки с целью укрепления здоровья, предупреждения переутомления и перетренированности.
Формы организации врачебно-педагогических наблюдений:
|
1) исследования непосредственно на тренировочном занятии (до тренировки, после отдельных частей тренировки или после подходов к снарядам или выполнений отдельных упражнений) используются в тех случаях, когда тренера интересуют правильность планирования занятия, варианты сочетания упражнений, интервалы отдыха и т. д.
Для определения специальной тренированности проводятся тесты и прикидки в основной части урока;
- исследования до тренировки и через 20—30 мин. после нее — для выявления воздействия нагрузки на организм спортсмена;
- исследования до тренировки, через 20—30 мин. после нее и через 24—48 час — для оценки степени восстановления после тренировок или соревнований;
- исследования в день тренировки утром и вечером при 2— 3-разовых тренировках в день — для определения влияния нагрузок на организм спортсмена;
- повторные нагрузки в течение недельного или другого цикла с целью правильного планирования нагрузок;
- исследования после дня отдыха проводятся в условиях покоя через 2—3 недели или более — для оценки изучаемого этапа тренировки.
При врачебно-педагогических наблюдениях пользуются как простыми, так и сложными методами.
Простые методы исследования могут быть использованы тренерами и преподавателями самостоятельно. К простым методам исследования относятся: подсчет пульса, измерение АД, определение ЖЕЛ, легочной вентиляции, силы дыхательных мышц; координационные пробы для исследования нервной и нервно-мышечной систем, пробы для исследования вестибулярного аппарата, определение быстроты мышечных движений, динамометрия и др. Все это дает представление о состоянии организма в целом, позволяет ориентироваться относительно степени напряжения, с которым занимающийся выполняет физические упражнения, помогает определить степень утомления.
|
Перед такими исследованиями нужно получить у спортсмена сведения о перенесенных заболеваниях и травмах в ближайшее время, о самочувствии до, во время и после настоящей тренировки, о характере предыдущей тренировки, ее переносимости и др.
Если у спортсмена во время или после тренировки возникают какие-либо жалобы, это значит, что нагрузка не соответствует состоянию его здоровья или уровню подготовленности. Отсутствие жалоб во время и после тренировки не всегда свидетельствует о том, что нагрузка перенесена хорошо, так как могут быть изменения в сердце и других органах, не вызывающие нарушений самочувствия и выявляющиеся только специальными методами исследований.
Очень ценными для тренера, преподавателя и врача являются визуальные наблюдения за спортсменами во время тренировок, которые позволяют по внешним признакам судить о степени их утомления. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, характер дыхания, координацию движений, внимание. Небольшое покраснение кожи, незначительная потливость, учащенное дыхание свидетельствуют о небольшой степени утомления. Средняя степень утомления характеризуется значительным покраснением, большой потливостью, глубоким учащенным дыханием, нарушением координации движений (неуверенный шаг, покачивание). Переутомление проявляется в резком покраснении или побледнении или даже синюшности кожи, очень большой потливости, появлении соли на висках, рубашке, майке, резко учащенном, поверхностном дыхании, глубоких нарушениях координации движений (резкие покачивания, отставание на марше, передвижение с посторонней помощью).
|
Большое значение для оценки влияния нагрузки имеет выражение лица, которое считают зеркалом физического состояния человека.
Занимающиеся, у которых отмечается по внешним признакам большая, по сравнению со всей группой, степень утомления и, которые высказывают жалобы, должны, помимо обследования во время тренировок, обязательно пройти обследование во врачебном кабинете.
Реакцию сердечно-сосудистой системы, определяемую по изменениям пульса и АД, оценивают до начала занятий или тренировки (пульс подсчитывается за 10-секундные отрезки времени 3—4 раза), затем — после проведения отдельных частей занятия или отдельных упражнений, а также в конце занятия. Для наглядности можно начертить пульсовую кривую урока или тренировки, обязательно учитывая, после какой нагрузки выявлена та или иная частота пульса.
Исследование изменений частоты пульса показывает, правильно ли распределяется нагрузка во время занятия, т. е. рационально ли построение занятия и интенсивность нагрузки, а по его восстановлению после нагрузки судят об уровне функционального состояния спортсмена. Если нагрузка вызвала учащение пульса до 180—200 уд. в 1 мин., такая реакция оценивается как сильная. Следовательно, для спортсмена такая нагрузка была большой. Учитывая характер интенсивности нагрузки, вызвавшей такую реакцию, делают вывод о подготовленности спортсмена. Если, например, интенсивность нагрузки была незначительной, такое учащение свидетельствует о недостаточной подготовленности спортсмена к такой нагрузке.
Наблюдение за быстротой восстановления пульса имеет большое значение, как один из факторов оценки тренированности. У хорошо тренированных спортсменов в течение 1 мин. отдыха или снижения интенсивности физической нагрузки наблюдается значительное уменьшение частоты пульса. Исследования показывают, что очередное повторение упражнения спортсмены начинают при снижении частоты пульса до 120 уд. в 1 мин. У хорошо подготовленных спортсменов частота пульса снижается со 170—180 уд. в 1 мин. до 120 уд. в течение 60—90 сек.
Реакция на нагрузку считается средней, если частота сердечных сокращений достигает 140—170 уд. в 1 мин. Такая нагрузка соответствует возможностям спортсмена. Слабой считается реакция на нагрузку, если пульс учащается до 100—130 уд. в 1 мин. В этом случае нагрузку для спортсмена следует считать недостаточной.
Таким образом, очевидно, что по реакции пульса на отдельные упражнения в тренировочном занятии можно выявить приспособляемость спортсмена к различным нагрузкам. Это позволяет рационально управлять тренировочным процессом, исключая упражнения, к которым спортсмен еще не адаптирован, подбирая достаточные интервалы отдыха, обеспечивая правильное чередование упражнений.
АД также чутко реагирует на тренировочную нагрузку и отражает приспособление к ней. Оно, как и пульс, измеряется до занятия, после отдельных частей занятия, после различных упражнений и в восстановительном периоде. В зависимости от того, какую задачу ставят врач, тренер и преподаватель, определяется количество измерений. Если их интересует вопрос, как распределяется нагрузка в занятии, достаточно измерить АД после каждой из частей урока или тренировки; для определения рациональной последовательности упражнения, интервалов отдыха достаточно измерить АД (удобнее всего портативным мембранным сфигмоманометром) в основной части урока после отдельных упражнений и в восстановительном периоде перед выполнением следующего упражнения.
По реакции максимального АД судят о величине нагрузки и силе реакции сердечно-сосудистой системы. Так, если максимальное давление повышается до 180—200 мм рт. ст., следует считать интенсивность нагрузки большой, а реакцию — сильной. При повышении максимального давления до 140—170 мм рт. ст. реакция оценивается как средняя. После небольших нагрузок повышение максимального давления не превышает 130 мм рт. ст.
Сопоставление изменений максимального, минимального в пульсового АД, его сдвигов с выполненной нагрузкой и длительностью восстановления дает представление о характере приспособления сердечно-сосудистой системы к нагрузке, а, следовательно, о ее функциональном состоянии.
При соответствии уровня подготовленности спортсмена выполняемой нагрузке сердечно-сосудистая система реагирует пропорциональным учащением частоты сердечных сокращений, повышением максимального АД и увеличением пульсового давления.
Если минимальное АД резко увеличивается, а пульсовое давление мало изменяется или уменьшается, это свидетельствует о снижении приспособляемости к нагрузке.
Реакция, при которой преобладает резкое учащение пульса, снижение максимального и увеличение минимального АД, в результате чего снижается пульсовое давление, т. е. величина ударного объема крови, характеризует крайнюю степень утомления сердца и плохую адаптацию к нагрузке.
Характер изменений адаптации к одной и той же нагрузке в исследованиях, проведенных на разных этапах тренировки, позволяет судить как о повышении уровня функционального состояния, так и об его снижении.
Таким образом, исследуя пульс и АД в процессе тренировочных занятий, можно получить объективное представление об изменении функциональной способности сердечно-сосудистой системы спортсмена и на основе этого вносить соответствующие коррективы в методику тренировок.
Использование таких простых методов исследования, как определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), максимальной вентиляции легких (MBЛ), силы дыхательных мышц, частоты дыхания и различные дыхательные функциональные пробы, позволяет по реакции этих показателей на физическую нагрузку судить о степени воздействия нагрузки и об адаптации к ней системы внешнего дыхания.
Так, ЖЕЛ под влиянием чрезмерной физической нагрузки уменьшается на 500 мл и больше, по сравнению с исходной. При физической нагрузке средней интенсивности ЖЕЛ снижается на 100—200 мл. При небольшой физической нагрузке она может увеличиться на 100—200 мл в результате повышения тонуса дыхательной мускулатуры.
МВЛ определяется до тренировки, после отдельных упражнений и частей тренировки. Под влиянием большой физической нагрузки она уменьшается и медленно восстанавливается вследствие утомления дыхательной мускулатуры. Нагрузка средней интенсивности вызывает повышение МВЛ в среднем на 10% от исходной величины.
Сила дыхательных мышц под влиянием большой физической нагрузки также снижается из-за утомления дыхательной мускулатуры.
Методы исследования нервной и нервно-мышечной систем, используемые при врачебно-педагогических наблюдениях, тоже позволяют определить степень утомления, вызванного физической нагрузкой. Из простых методов исследования заслуживает внимания координационная проба Ромберга, определение быстроты мышечных движений, динамометрия и др.
Для оценки переносимости нагрузок и степени воздействия на организм спортсмена и динамики восстановления используются стандартные дополнительные нагрузки, которые могут проводить не только врачи, но и тренеры и преподаватели, так как методика их несложна.
Сущность методики исследования с дополнительной нагрузкой заключается в том, что спортсмену предлагают выполнить определенную нагрузку до тренировки и через 10—20 мин. после ее окончания. Сравнение реакции спортсмена на одну и ту же нагрузку до и после тренировки позволяет определить, в какой степени изменяется работоспособность организма в связи с выполненной тренировочной нагрузкой, т. е. степень воздействия тренировки на спортсмена.
В качестве стандартной дополнительной нагрузки может быть использована любая, но строго дозированная функциональная проба.
До и после выполнения дополнительных нагрузок подсчитывается пульс, измеряется АД и учитываются реакция и характер восстановления этих показателей. Этим же целям служат специфические нагрузки, выбранные тренером в зависимости от специализации, квалификации и стажа спортсмена.
Например, при исследовании бегунов на короткие дистанции, футболистов, хоккеистов целесообразно применять бег на 50—80 м; бегунов на средние дистанции — бег на 150—200 м; пловцов — проплывание отрезков 25—50 м.
Помимо реакции пульса и АД на дополнительную специфическую нагрузку, обязательно учитывается время прохождения дистанции, что определяет работоспособность спортсмена.
Таким образом, при проведении исследований дополнительными нагрузками анализируется не только приспособление сердечно-сосудистой реакции к нагрузкам, но и работоспособность спортсмена.
На дополнительную стандартную нагрузку могут быть три варианта реакции.
Первый вариант характеризуется тем, что реакция на нагрузку, выполненную после тренировки, качественно остается такой же, как до тренировки, однако имеются некоторые количественные отличия. Так, в одних случаях оказывается менее выраженной пульсовая реакция и меньше повышается максимальное АД. Такая реакция указывает, что нагрузка в тренировке была невелика. Иногда отмечается выраженная реакция пульса и АД. Подобная реакция бывает обычно у спортсменов с хорошим функциональным состоянием, однако она может встречаться и у недостаточно тренированного спортсмена после небольшой нагрузки. Поэтому при динамических наблюдениях следует использовать однотипную тренировку или стандартный урок и одновременно исследовать 2—3 спортсменов, что позволяет сравнивать их функциональное состояние.
Второй вариант реакции заключается в том, что после тренировки пульс реагирует в значительно большей степени, чем артериальное; восстановление обычно выходит за пределы нормы, т. е. длится больше 5 мин. Такая реакция характерна для недостаточно тренированных спортсменов. Если же она отмечается у тренированных спортсменов после очень интенсивных тренировочных нагрузок, это свидетельствует об их утомлении.
Полностью неблагоприятным считается третий вариант: реакция на дополнительную нагрузку после тренировки качественно изменяется — вместо реакции, имевшей место до тренировки, отмечается резкое учащение частоты сердечных сокращений и ступенчатый подъем АД, феномен «бесконечного тона» или повышение минимального АД; значительно удлиняется восстановительный период. Такая реакция на дополнительную нагрузку может быть у плохо тренированных спортсменов или при переутомлении.
При исследовании спортсменов, получивших на тренировке одинаковую нагрузку, функциональное состояние считается лучшим у того, у кого выявлен первый вариант реакции на дополнительную нагрузку. Для оценки специальной тренированности используются различные повторные нагрузки.
Повторные нагрузки выполняются с предельной или околопредельной интенсивностью и выбираются в зависимости от вида спорта и подготовленности спортсмена.
До выполнения повторных нагрузок подсчитывается пульс, измеряется АД, определяются частота дыхания и другие показатели. Затем такие же исследования проводят после разминки и в период восстановления между повторными нагрузками. Работоспособность определяется по спортивным результатам (в минутах, секундах, метрах, баллах, килограммах и др.).
При сопоставлении данных результативности выполнения повторных нагрузок спортсменом и приспособления организма к этим нагрузкам могут выявляться четыре варианта реакций.
Первый вариант характеризуется устойчивыми и высокими показателями работоспособности при всех повторениях, хорошей приспособляемостью к нагрузкам, снижением сдвигов пульса, АД по мере повторения нагрузок, хорошим восстановлением (на 2-й мин. отдыха показатели почти достигают исходных величин). Такая реакция на повторные нагрузки свидетельствует о высоком уровне специальной тренированности спортсмена.
Второй вариант отличается тем, что спортсмен при повторных нагрузках показывает неустойчивые результаты, функциональные показатели снижаются уже на 2—3-м повторении; период восстановления увеличивается. Этот вариант реакции говорит о недостаточной специальной тренированности, так как очевидно, что спортсмен не способен поддерживать высокий функциональный уровень в течение заданного времени. Такая реакция на повторные нагрузки может наблюдаться также у спортсменов с недостаточной волевой подготовкой, не умеющих мобилизовать себя на максимальные усилия.
При третьем варианте реакции показатели работоспособности падают от повторения к повторению и сопровождаются значительным ухудшением приспособляемости организма к нагрузкам — наблюдаются резкое учащение пульса, астеническая реакция, появляется феномен «бесконечного тона». Во время отдыха восстановления не происходит, и последующая нагрузка начинается на фоне утомления от предыдущей. Такая реакция характерна для спортсменов с низким уровнем специальной тренированности.
Четвертый вариант характеризуется сохранением работоспособности при выполнении повторных нагрузок и ухудшением приспособляемости к ним сердечно-сосудистой системы. Он также свидетельствует о недостаточном уровне специальной тренированности.
Для оценки воздействия на организм спортсмена тренировочной и соревновательной нагрузок во время врачебно-педагогических наблюдений могут также применяться и инструментальные методы исследования: электрокардиография, окси-гемометрия, миотонометрия, электромиография и др.
Портативность электрокардиографа позволяет широко использовать электрокардиографическую методику исследования во врачебно-педагогических наблюдениях. ЭКГ снимается во всех отведениях до занятия, затем после отдельных частей занятия и в конце его. Для оценки воздействия тренировочной нагрузки на сердце достаточно снять ЭКГ до и после тренировки. Можно использовать ЭКГ для более точной оценки влияния дополнительных и повторных нагрузок на сердце, так как она позволяет обнаружить явления перенапряжения (оценку электрокардиографических изменение).
Методом оксигемометрии определяют изменение степени насыщения артериальной крови кислородом, скорость кровотока и уровень окислительных процессов.
Чаще всего оксигемометрические исследования проводят до и после тренировки, следя за изменением реакции на пробу с задержкой дыхания. Под влиянием занятий создается артериальная гипоксемия той или иной степени (недостаток кислорода в крови). Изменяется оксигемометрическая кривая задержки дыхания после тренировки по сравнению с аналогичной кривой до тренировки.
Простота метода миотонометрии позволяет использовать этот метод для определения влияния нагрузки на нервно-мышечную систему, выявления более утомленных мышц и тем самым способствовать направленному воздействию в целях ликвидации этого утомления в восстановительном периоде.
Электромиографический метод определяет изменения амплитуды и частоты биотоков мышц, латентное время напряжения и расслабления, развивающиеся под влиянием утомления, появившегося во время занятия.
Число используемых во врачебно-педагогических наблюдениях инструментальных методов исследования может быть значительно увеличено в зависимости от цели исследования и наличия необходимой аппаратуры (механокардиография, поликардиография, векторкардиография и др.).
Длительность восстановительного периода после спортивных нагрузок зависит от величины тренировочной нагрузки и исходного функционального состояния организма. Изучение восстановительного периода помогает своевременно выявить ранние признаки переутомления и рационально планировать тренировочные занятия.
В связи с неравномерным ходом процесса восстановления в различных системах организма исследование спортсмена при этом должно быть направлено на изучение сдвигов в функциональном состоянии основных систем. Комплексное исследование включает определение реакции на функциональные пробы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, вегетативной нервной системы.
В тех случаях, когда спортсмены тренируются ежедневно, исследования должны проводиться через 20—24 часа после тренировки. При двухразовых тренировках в день целесообразно проводить исследования перед каждым занятием, чтобы определить, восстановилось ли функциональное состояние спортсмена. При отсутствии восстановления исследования проводятся через 48 и 72 часа после тренировки.
Показателем того, что восстановления еще не произошло, являются вялость, сонливость, боли в мышцах, нежелание тренироваться, учащение пульса, снижение или повышение максимального и некоторое повышение минимального АД; снижение показателей функции внешнего дыхания по сравнению с исходными данными (ухудшаются показатели пробы Розенталя, динамической спирометрии); ухудшение реакции на стандартную дополнительную нагрузку (более резко выраженной становится реакция пульса и мало повышается максимальное АД, повышается минимальное давление или появляется феномен «бесконечного тона», удлиняется время восстановления). Могут появиться и другие атипические реакции: гипертоническая, «ступенчатая».
На ЭКГ при недостаточном восстановлении обнаруживаются патологические изменения: замедление предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости, сниженные или отрицательные зубцы Т и т. п.
Весьма ценным методом исследования восстановительного периода является определение оксигемометрической кривой задержки дыхания. Увеличение интенсивности окислительных процессов, ускорение скорости кровотока, замедление восстановления уровня насыщения артериальной крови кислородом свидетельствуют об отсутствии восстановления после предшествующей нагрузки.
Для оценки восстановительного периода могут быть использованы и другие инструментальные методы исследования, а также лабораторное исследование крови, мочи и др.
Во врачебно-педагогических наблюдениях используются и исследования в течение недельного цикла тренировок. Цель их — изучение восстановления после нагрузок и рационального их распределения. Они проводятся утром до тренировки и через 6 часов после нее. Чаще всего ведутся наблюдения за динамикой веса, частотой сердечных сокращений, АД в покое и после дополнительной стандартной нагрузки, ортостатической пробой, быстротой мышечных движений и др. Используются и инструментальные методы исследования.
Данные изменений показателей после нагрузки по сравнению с данными покоя указывают на степень утомления после тренировки, а показатели, полученные на следующее утро,— на восстановление.
Сопоставляя в течение недели изменения исследуемых показателей и субъективные ощущения спортсмена при выполнении нагрузки и общего режима, можно определить, правильно ли построен недельный тренировочный цикл.
Если при утренних исследованиях выявляется увеличение частоты сердечных сокращений, снижение максимального или повышение минимального АД и, следовательно, уменьшение пульсового давления, а также ухудшение реакции на стандартную дополнительную нагрузку, увеличение разницы между частотой пульса исследуемого в положении лежа и стоя при ортостатической пробе, уменьшение быстроты мышечных движений, все это указывает на нарастание степени утомления.
При анализе субъективных ощущений надо обращать внимание на болевые ощущения в области сердца, мышц и конечностей, общую усталость, чувство разбитости, нежелание тренироваться, головную боль, плохой сон и т. п.
Если после дня отдыха не происходит восстановления показателей до исходных, значит, нагрузка в недельном цикле вызвала неблагоприятные изменения и новый тренировочный цикл начнется на фоне утомления.