ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ




Врачебно-педагогические наблюдения - это исследо­вания, проводимые врачом совместно с преподавателем или тре­нером непосредственно в процессе тренировки, занятий физической культурой и соревнований с целью оценки воздействия на орга­низм физических нагрузок.

Задачи врачебно-педагогических наблюдений:

1. озна­комление с условиями, организацией и методикой занятий;

2. изуче­ние воздействия тренировок и соревнований на организм занима­ющихся с целью уточнения состояния здоровья и функционального состояния для индивидуализации тренировки;

3. уточнение вопросов планирования процесса тренировки; определение величины объема и интенсивности нагрузок, интервалов отдыха и т. д.;

4. накопление данных для совершенствования организации и методики физиче­ского воспитания.

Учитывая, что неблагоприятная обстановка может быть иногда причиной отрицательного воздействия на состояние здоровья, причиной спортивного травматизма, необходимо выявить все недостатки, относящиеся к условиям, органи­зации и методике проведения занятий (скученность, неправильная смена снарядов и упражнений, отсутствие или неправильная стра­ховка, недостаточная разминка и др.), и вместе с преподавателем и тренером способствовать их устранению.

При врачебно-педагогических наблюдениях уточняется состоя­ние здоровья. Кроме того, во время выполнения трени­ровочной нагрузки могут проявиться скрытые отклонения в со­стоянии здоровья.

Велико значение врачебно-педагогических наблюдений в инди­видуализации методики и режима тренировки с целью укрепления здоровья, предупреждения переутомления и перетренированности.

Формы организации врачебно-педагогических наблюдений:

1) исследования непосредственно на тренировочном занятии (до тренировки, после отдельных частей тренировки или после подходов к снарядам или выполнений отдельных упражнений) ис­пользуются в тех случаях, когда тренера интересуют правильность планирования занятия, варианты сочетания упражнений, интерва­лы отдыха и т. д.

Для определения специальной тренированности проводятся тесты и прикидки в основной части урока;

- исследования до тренировки и через 20—30 мин. после нее — для выявления воздействия нагрузки на организм спортсмена;

- исследования до тренировки, через 20—30 мин. после нее и через 24—48 час — для оценки степени восстановления после тре­нировок или соревнований;

- исследования в день тренировки утром и вечером при 2— 3-разовых тренировках в день — для определения влияния нагру­зок на организм спортсмена;

- повторные нагрузки в течение недельного или другого цик­ла с целью правильного планирования нагрузок;

- исследования после дня отдыха проводятся в условиях по­коя через 2—3 недели или более — для оценки изучаемого этапа тренировки.

При врачебно-педагогических наблюдениях пользуются как про­стыми, так и сложными методами.

Простые методы исследования могут быть использованы трене­рами и преподавателями самостоятельно. К простым мето­дам исследования относятся: подсчет пульса, измере­ние АД, определение ЖЕЛ, легочной вентиляции, силы дыхатель­ных мышц; координационные пробы для исследования нервной и нервно-мышечной систем, пробы для исследования вестибулярного аппарата, определение быстроты мышечных движений, динамомет­рия и др. Все это дает представление о состоянии организма в целом, позволяет ориентироваться относительно степени напря­жения, с которым занимающийся выполняет физические упраж­нения, помогает определить степень утомления.

Перед такими исследованиями нужно получить у спортсмена сведения о перенесенных заболеваниях и травмах в ближайшее время, о самочувствии до, во время и после настоящей трениров­ки, о характере предыдущей тренировки, ее переносимости и др.

Если у спортсмена во время или после тренировки возникают какие-либо жалобы, это значит, что нагрузка не соответствует со­стоянию его здоровья или уровню подготовленности. Отсутствие жалоб во время и после тренировки не всегда свидетельствует о том, что нагрузка перенесена хорошо, так как могут быть изме­нения в сердце и других органах, не вызывающие нарушений са­мочувствия и выявляющиеся только специальными методами исследований.

Очень ценными для тренера, преподавателя и врача являются визуальные наблюдения за спортсменами во время тре­нировок, которые позволяют по внешним признакам судить о сте­пени их утомления. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, характер дыхания, координацию движений, внимание. Небольшое покраснение кожи, незначительная потли­вость, учащенное дыхание свидетельствуют о небольшой степени утомления. Средняя степень утомления характеризуется значи­тельным покраснением, большой потливостью, глубоким учащен­ным дыханием, нарушением координации движений (неуверенный шаг, покачивание). Переутомление проявляется в резком покраснении или побледнении или даже синюшности кожи, очень боль­шой потливости, появлении соли на висках, рубашке, майке, резко учащенном, поверхностном дыхании, глубоких нарушениях коор­динации движений (резкие покачивания, отставание на марше, пе­редвижение с посторонней помощью).

Большое значение для оценки влияния нагрузки имеет выра­жение лица, которое считают зеркалом физического состояния человека.

Занимающиеся, у которых отмечается по внешним признакам большая, по сравнению со всей группой, степень утомления и, которые высказывают жалобы, должны, помимо обследования во время тренировок, обязательно пройти обследование во врачебном кабинете.

Реакцию сердечно-сосудистой системы, определяемую по из­менениям пульса и АД, оценивают до начала занятий или тренировки (пульс подсчитывается за 10-секундные отрезки вре­мени 3—4 раза), затем — после проведения отдельных частей за­нятия или отдельных упражнений, а также в конце занятия. Для наглядности можно начертить пульсовую кривую урока или тре­нировки, обязательно учитывая, после какой нагрузки выявлена та или иная частота пульса.

Исследование изменений частоты пульса показывает, правильно ли распределяется нагрузка во время занятия, т. е. ра­ционально ли построение занятия и интенсивность нагрузки, а по его восстановлению после нагрузки судят об уровне функциональ­ного состояния спортсмена. Если нагрузка вызвала учащение пуль­са до 180—200 уд. в 1 мин., такая реакция оценивается как силь­ная. Следовательно, для спортсмена такая нагрузка была боль­шой. Учитывая характер интенсивности нагрузки, вызвавшей такую реакцию, делают вывод о подготовленности спортсмена. Если, например, интенсивность нагрузки была незначительной, такое учащение свидетельствует о недостаточной подготовленности спортсмена к такой нагрузке.

Наблюдение за быстротой восстановления пульса имеет боль­шое значение, как один из факторов оценки тренированности. У хорошо тренированных спортсменов в течение 1 мин. отдыха или снижения интенсивности физической нагрузки наблюдается значительное уменьшение частоты пульса. Исследования показы­вают, что очередное повторение упражнения спортсмены начинают при снижении частоты пульса до 120 уд. в 1 мин. У хорошо подго­товленных спортсменов частота пульса снижается со 170—180 уд. в 1 мин. до 120 уд. в течение 60—90 сек.

Реакция на нагрузку считается средней, если частота сердеч­ных сокращений достигает 140—170 уд. в 1 мин. Такая нагрузка соответствует возможностям спортсмена. Слабой считается реак­ция на нагрузку, если пульс учащается до 100—130 уд. в 1 мин. В этом случае нагрузку для спортсмена следует считать недоста­точной.

Таким образом, очевидно, что по реакции пульса на отдельные упражнения в тренировочном занятии можно выявить приспособ­ляемость спортсмена к различным нагрузкам. Это позволяет ра­ционально управлять тренировочным процессом, исключая упраж­нения, к которым спортсмен еще не адаптирован, подбирая доста­точные интервалы отдыха, обеспечивая правильное чередование упражнений.

АД также чутко реагирует на тренировочную нагрузку и отра­жает приспособление к ней. Оно, как и пульс, измеряется до за­нятия, после отдельных частей занятия, после различных упраж­нений и в восстановительном периоде. В зависимости от того, какую задачу ставят врач, тренер и преподаватель, определяется количество измерений. Если их интересует вопрос, как распреде­ляется нагрузка в занятии, достаточно измерить АД после каждой из частей урока или тренировки; для определения рациональной последовательности упражнения, интервалов отдыха достаточно измерить АД (удобнее всего портативным мембранным сфигмоманометром) в основной части урока после отдельных упражнений и в восстановительном периоде перед выполнением следующего упражнения.

По реакции максимального АД судят о величине нагрузки и силе реакции сердечно-сосудистой системы. Так, если максималь­ное давление повышается до 180—200 мм рт. ст., следует считать интенсивность нагрузки большой, а реакцию — сильной. При по­вышении максимального давления до 140—170 мм рт. ст. реакция оценивается как средняя. После небольших нагрузок повышение максимального давления не превышает 130 мм рт. ст.

Сопоставление изменений максимального, минимального в пульсового АД, его сдвигов с выполненной нагрузкой и длитель­ностью восстановления дает представление о характере приспо­собления сердечно-сосудистой системы к нагрузке, а, следователь­но, о ее функциональном состоянии.

При соответствии уровня подготовленности спортсмена выпол­няемой нагрузке сердечно-сосудистая система реагирует пропорциональным учащением частоты сердечных сокращений, повышением мак­симального АД и увеличением пульсового давления.

Если минимальное АД резко увеличивается, а пульсовое давле­ние мало изменяется или уменьшается, это свидетельствует о сни­жении приспособляемости к нагрузке.

Реакция, при которой преобладает резкое учащение пульса, снижение максимального и увеличение минимального АД, в ре­зультате чего снижается пульсовое давление, т. е. величина удар­ного объема крови, характеризует крайнюю степень утомления сердца и плохую адаптацию к нагрузке.

Характер изменений адаптации к одной и той же нагрузке в исследованиях, проведенных на разных этапах тренировки, позволяет судить как о повышении уровня функционального состоя­ния, так и об его снижении.

Таким образом, исследуя пульс и АД в процессе тренировочных занятий, можно получить объективное представление об измене­нии функциональной способности сердечно-сосудистой системы спортсмена и на основе этого вносить соответствующие корректи­вы в методику тренировок.

Использование таких простых методов исследования, как опре­деление жизненной емкости легких (ЖЕЛ), макси­мальной вентиляции легких (MBЛ), силы дыха­тельных мышц, частоты дыхания и различные дыхательные функциональные пробы, позволяет по реакции этих показателей на физическую нагрузку судить о сте­пени воздействия нагрузки и об адаптации к ней системы внешне­го дыхания.

Так, ЖЕЛ под влиянием чрезмерной физической нагрузки уменьшается на 500 мл и больше, по сравнению с исходной. При физической нагрузке средней интенсивности ЖЕЛ снижается на 100—200 мл. При небольшой физической нагрузке она может уве­личиться на 100—200 мл в результате повышения тонуса дыха­тельной мускулатуры.

МВЛ определяется до тренировки, после отдельных упражне­ний и частей тренировки. Под влиянием большой физической на­грузки она уменьшается и медленно восстанавливается вследствие утомления дыхательной мускулатуры. Нагрузка средней интенсив­ности вызывает повышение МВЛ в среднем на 10% от исходной величины.

Сила дыхательных мышц под влиянием большой физи­ческой нагрузки также снижается из-за утомления дыхательной мускулатуры.

Методы исследования нервной и нервно-мы­шечной систем, используемые при врачебно-педагогических наблюдениях, тоже позволяют определить степень утомления, вы­званного физической нагрузкой. Из простых методов исследования заслуживает внимания координационная проба Ромберга, определение быстроты мышечных движений, динамометрия и др.

Для оценки переносимости нагрузок и степени воздействия на организм спортсмена и динамики восстановления используются стандартные дополнительные нагрузки, которые могут проводить не только врачи, но и тренеры и преподаватели, так как методика их несложна.

Сущность методики исследования с дополнительной нагрузкой заключается в том, что спортсмену предлагают выполнить опре­деленную нагрузку до тренировки и через 10—20 мин. после ее окончания. Сравнение реакции спортсмена на одну и ту же нагруз­ку до и после тренировки позволяет определить, в какой степени изменяется работоспособность организма в связи с выполненной тренировочной нагрузкой, т. е. степень воздействия тренировки на спортсмена.

В качестве стандартной дополнительной нагрузки может быть использована любая, но строго дозированная функциональная проба.

До и после выполнения дополнительных нагрузок подсчитывается пульс, измеряется АД и учитываются реакция и характер вос­становления этих показателей. Этим же целям служат специфи­ческие нагрузки, выбранные тренером в зависимости от специали­зации, квалификации и стажа спортсмена.

Например, при исследо­вании бегунов на короткие дистанции, футболистов, хоккеистов целесообразно применять бег на 50—80 м; бегунов на средние дистанции — бег на 150—200 м; пловцов — проплывание отрезков 25—50 м.

Помимо реакции пульса и АД на дополнительную специфиче­скую нагрузку, обязательно учитывается время прохождения ди­станции, что определяет работоспособность спортсмена.

Таким образом, при проведении исследований дополнительны­ми нагрузками анализируется не только приспособление сердечно-­сосудистой реакции к нагрузкам, но и работоспособность спортс­мена.

На дополнительную стандартную нагрузку могут быть три варианта реакции.

Первый вариант характеризуется тем, что реакция на на­грузку, выполненную после тренировки, качественно остается та­кой же, как до тренировки, однако имеются некоторые количест­венные отличия. Так, в одних случаях оказывается менее выра­женной пульсовая реакция и меньше повышается максимальное АД. Такая реакция указывает, что нагрузка в тренировке была невелика. Иногда отмечается выраженная реакция пульса и АД. Подобная реакция бывает обычно у спортсменов с хоро­шим функциональным состоянием, однако она может встречаться и у недостаточно тренированного спортсмена после небольшой на­грузки. Поэтому при динамических наблюдениях следует исполь­зовать однотипную тренировку или стандартный урок и одновре­менно исследовать 2—3 спортсменов, что позволяет сравнивать их функциональное состояние.

Второй вариант реакции заключается в том, что после тренировки пульс реагирует в значительно большей степени, чем артериальное; восста­новление обычно выходит за пределы нормы, т. е. длится больше 5 мин. Такая реакция характерна для недостаточно тренированных спортсменов. Если же она отмечается у тренированных спортсме­нов после очень интенсивных тренировочных нагрузок, это свиде­тельствует об их утомлении.

Полностью неблагоприятным считается третий вариант: реакция на дополнительную нагрузку после тренировки качествен­но изменяется — вместо реакции, имевшей место до тренировки, отмечается резкое учащение частоты сердечных сокращений и ступенчатый подъем АД, феномен «бесконечного тона» или повышение минимального АД; значительно удлиняется восстановительный период. Такая реакция на дополнительную на­грузку может быть у плохо тренированных спортсменов или при переутомлении.

При исследовании спортсменов, получивших на тренировке оди­наковую нагрузку, функциональное состояние считается лучшим у того, у кого выявлен первый вариант реакции на дополнительную нагрузку. Для оценки специальной тренированности используются различные повторные нагрузки.

Повторные нагрузки выполняются с предельной или околопредельной интенсивностью и выбираются в зависимости от вида спорта и подготовленности спортсмена.

До выполнения повторных нагрузок подсчитывается пульс, из­меряется АД, определяются частота дыхания и другие показатели. Затем такие же исследования проводят после разминки и в период восстановления между повторными нагрузками. Работоспособность определяется по спортивным результатам (в минутах, секундах, метрах, баллах, килограммах и др.).

При сопоставлении данных результативности выполнения по­вторных нагрузок спортсменом и приспособления организма к этим нагрузкам могут выявляться четыре варианта реакций.

Первый вариант характеризуется устойчивыми и высоки­ми показателями работоспособности при всех повторениях, хоро­шей приспособляемостью к нагрузкам, снижением сдвигов пульса, АД по мере повторения нагрузок, хорошим восстановлением (на 2-й мин. отдыха показатели почти достигают исходных величин). Такая реакция на повторные нагрузки свидетельствует о высоком уровне специальной тренированности спортсмена.

Второй вариант отличается тем, что спортсмен при по­вторных нагрузках показывает неустойчивые результаты, функ­циональные показатели снижаются уже на 2—3-м повторении; пе­риод восстановления увеличивается. Этот вариант реакции говорит о недостаточной специальной тренированности, так как очевидно, что спортсмен не способен поддерживать высокий функциональный уровень в течение заданного времени. Такая реакция на повторные нагрузки может наблюдаться также у спортсменов с недостаточ­ной волевой подготовкой, не умеющих мобилизовать себя на мак­симальные усилия.

При третьем варианте реакции показатели работоспо­собности падают от повторения к повторению и сопровождаются значительным ухудшением приспособляемости организма к на­грузкам — наблюдаются резкое учащение пульса, астеническая ре­акция, появляется феномен «бесконечного тона». Во время отдыха восстановления не происходит, и последующая нагрузка начинает­ся на фоне утомления от предыдущей. Такая реакция характерна для спортсменов с низким уровнем специальной тренированности.

Четвертый вариант характеризуется сохранением рабо­тоспособности при выполнении повторных нагрузок и ухудшением приспособляемости к ним сердечно-сосудистой системы. Он также свидетельствует о недостаточном уровне специальной тренирован­ности.

Для оценки воздействия на организм спортсмена тренировоч­ной и соревновательной нагрузок во время врачебно-педагогических наблюдений могут также применяться и инструменталь­ные методы исследования: электрокардиография, окси-гемометрия, миотонометрия, электромиография и др.

Портативность электрокардиографа позволяет широко исполь­зовать электрокардиографическую методику ис­следования во врачебно-педагогических наблюдениях. ЭКГ снимается во всех отведениях до занятия, затем после отдельных частей занятия и в конце его. Для оценки воздействия тренировоч­ной нагрузки на сердце достаточно снять ЭКГ до и после трени­ровки. Можно использовать ЭКГ для более точной оценки влияния дополнительных и повторных нагрузок на сердце, так как она поз­воляет обнаружить явления перенапряжения (оценку электрокар­диографических изменение).

Методом оксигемометрии определяют изменение сте­пени насыщения артериальной крови кислородом, скорость крово­тока и уровень окислительных процессов.

Чаще всего оксигемометрические исследования проводят до и после тренировки, следя за изменением реакции на пробу с за­держкой дыхания. Под влиянием занятий создается артериальная гипоксемия той или иной степени (недостаток кислорода в крови). Изменяется оксигемометрическая кривая задержки дыхания после тренировки по сравнению с аналогичной кривой до тренировки.

Простота метода миотонометрии позволяет использо­вать этот метод для определения влияния нагрузки на нервно-мы­шечную систему, выявления более утомленных мышц и тем самым способствовать направленному воздействию в целях ликвидации этого утомления в восстановительном периоде.

Электромиографический метод определяет измене­ния амплитуды и частоты биотоков мышц, латентное время напря­жения и расслабления, развивающиеся под влиянием утомления, появившегося во время занятия.

Число используемых во врачебно-педагогических наблюдениях инструментальных методов исследования может быть значительно увеличено в зависимости от цели исследования и наличия необхо­димой аппаратуры (механокардиография, поликардиография, векторкардиография и др.).

Длительность восстановительного периода после спортивных нагрузок зависит от величины тренировочной нагрузки и исходно­го функционального состояния организма. Изучение восстанови­тельного периода помогает своевременно выявить ранние признаки переутомления и рационально планировать тренировочные за­нятия.

В связи с неравномерным ходом процесса восстановления в различных системах организма исследование спортсмена при этом должно быть направлено на изучение сдвигов в функциональном состоянии основных систем. Комплексное исследование включает определение реакции на функциональные пробы сердечно-сосудис­той, дыхательной систем, вегетативной нервной системы.

В тех случаях, когда спортсмены тренируются ежедневно, ис­следования должны проводиться через 20—24 часа после трени­ровки. При двухразовых тренировках в день целесообразно прово­дить исследования перед каждым занятием, чтобы определить, восстановилось ли функциональное состояние спортсмена. При от­сутствии восстановления исследования проводятся через 48 и 72 часа после тренировки.

Показателем того, что восстановления еще не произошло, яв­ляются вялость, сонливость, боли в мышцах, нежелание трениро­ваться, учащение пульса, снижение или повышение максимального и некоторое повышение минимального АД; снижение показателей функции внешнего дыхания по сравнению с исходными данными (ухудшаются показатели пробы Розенталя, динамической спиро­метрии); ухудшение реакции на стандартную дополнительную на­грузку (более резко выраженной становится реакция пульса и мало повышается максимальное АД, повышается минимальное давление или появляется феномен «бесконечного тона», удлиняет­ся время восстановления). Могут появиться и другие атипические реакции: гипертоническая, «ступенчатая».

На ЭКГ при недостаточном восстановлении обнаруживаются патологические изменения: замедление предсердно-желудочковой и внутрижелудочковой проводимости, сниженные или отрицатель­ные зубцы Т и т. п.

Весьма ценным методом исследования восстановительного пе­риода является определение оксигемометрической кривой задерж­ки дыхания. Увеличение интенсивности окислительных процессов, ускорение скорости кровотока, замедление восстановления уров­ня насыщения артериальной крови кислородом свидетельствуют об отсутствии восстановления после предшествующей на­грузки.

Для оценки восстановительного периода могут быть использо­ваны и другие инструментальные методы исследования, а также лабораторное исследование крови, мочи и др.

Во врачебно-педагогических наблюдениях используются и ис­следования в течение недельного цикла тренировок. Цель их — изучение восстановления после нагрузок и рационального их распределения. Они проводятся утром до тре­нировки и через 6 часов после нее. Чаще всего ведутся наблюдения за динамикой веса, частотой сердечных сокращений, АД в покое и после дополнительной стандартной нагрузки, ортостатической пробой, быстротой мышечных движений и др. Используются и инструментальные методы исследования.

Данные изменений показателей после нагрузки по сравнению с данными покоя указывают на степень утомления после трениров­ки, а показатели, полученные на следующее утро,— на восстанов­ление.

Сопоставляя в течение недели изменения исследуемых показа­телей и субъективные ощущения спортсмена при выполнении на­грузки и общего режима, можно определить, правильно ли постро­ен недельный тренировочный цикл.

Если при утренних исследованиях выявляется увеличение час­тоты сердечных сокращений, снижение максимального или повы­шение минимального АД и, следовательно, уменьшение пульсового давления, а также ухудшение реакции на стандартную дополни­тельную нагрузку, увеличение разницы между частотой пульса исследуемого в положении лежа и стоя при ортостатической пробе, уменьшение быстроты мышечных движений, все это указывает на нарастание степени утомления.

При анализе субъективных ощущений надо обращать внимание на болевые ощущения в области сердца, мышц и конечностей, об­щую усталость, чувство разбитости, нежелание тренироваться, го­ловную боль, плохой сон и т. п.

Если после дня отдыха не происходит восстановления показа­телей до исходных, значит, нагрузка в недельном цикле вызвала неблагоприятные изменения и новый тренировочный цикл начнется на фоне утомления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: