Правила поведения:
- Не покидать машину до ее остановки. Исследования показывают, что в этом случае шансов выжить в 10 раз больше, чем при катапультировании,
- Сохранять самообладание, управлять машиной до последней возможности,
- Сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево - лучше идущего на вас автомобиля,
- Если нет другой возможности, перевести встречный удар в скользящий боковой.
Когда удар не отвратим, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. Для этого ногами упереться в пол, руками, напрягая все мышцы, в рулевое колесо, голову наклонить вперед, между рук.
Водитель должен застыть за рулем, стараясь при этом «смягчить» предстоящее столкновение.
Наиболее опасное место для пассажира – переднее сидение, поэтому ПДД запрещают находиться там детям до 12 лет.
После того, как удар произошел, первым делом надо определиться, где, в (каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, убедитесь в отсутствии протекания или возгорания бензина (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации, двигайтесь к выходу через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них, скорее всего, бессмысленно, они заклинены, и надо, открывать или разбивать окна.
Мотоциклист обязательно должен быть в каске. При столкновении ему необходимо постараться сгруппироваться, чтобы защитить жизненно важные органы, при падении - расслабиться, не напрягая мускулы, но стараться смягчить удар о землю.
Если машина оказалась в воде.
Происшествия на прибрежных дорогах, парковка под слишком большим углом, ошибки при маневре, превышение скорости при движении по мосту могут стать причиной падения автомобиля в воду. Это влечет за собой последствия, которые особенно тяжелы в двух случаях: когда находившиеся в машине получили ранения или когда страх перед возможными последствиями почти парализует реакцию на происходящее.
|
Если находящиеся внутри пассажиры, не получили повреждений во время падения в воду и сохраняют спокойствие, они имеет достаточно времени, чтобы выбраться. Самое важное – не утратить способность контролировать свое поведение в самой тяжелой ситуации. Оказавшись в воде, машина некоторое время может держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из нее выскочить. Но двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь, и автомобиль начнет резко погружаться. Выбираться нужно через открытое окно.
Когда вы поняли, что машина погружается, первое правило, которое необходимо выполнить, это закрыть окна, чтобы замедлить процесс погружения. После этого включаются фары, которые могут послужить сигналом для потенциальных спасателей (электрооборудование обычно продолжает работать в течение некоторого времени). Постарайтесь, по возможности, успокоить самых слабых и сохранить спокойствие. В подобных обстоятельствах необходима максимальная собранность, чтобы действовать, не допуская ошибок. Важно не дать вашим пассажирам впасть в отчаяние. Оптимизм важен для правильного распределения сил и средств.
В затонувшей автомашине необходимо поискать подушки, свертки, какую-нибудь одежду, подложить их под себя и подняться головой до потолка. Снять с себя все то, что может сковывать движение или зацепиться: тяжелую одежду, ботинки, шнурки и ремни. Когда вода заполнила салон и превысила уровень двери (принцип выравнивания давления выполнен), ее можно открыть. Этот путь предпочтителен, если машина осталась целой. В противном случае открывается окно, высовывается рука и упирается в крышку, лицо при этом обращено внутрь, и далее головой вперед вы выбираетесь из машины. Операция облегчается максимальной расслабленностью и гибкостью тела.
|
В случае, если окна не открываются, нужно разбить стекло. Обычно предпочтение отдается лобовому или заднему стеклам, которые больше других. Это, однако, зависит от положения, в котором находится машина после погружения и которое почти никогда не бывает горизонтальным, а также от положения пассажиров. Для того чтобы разбить стекло, необходимо выждать до последнего, далее бить тупым предметом, причем не в центр, а в угол стекла, где сопротивление меньше. Для этой цели может послужить огнетушитель, который всегда должен быть в салоне или радиоприемник, а иногда достаточно надавить ногами и выдавить стекло из резиновых прокладок, даже не разбив его.
Очутившись под водой вне машины, вы имеете запас времени не менее 30-40 секунд. Этого вполне достаточно, чтобы достичь поверхности. Считается, что опасна глубина более 30 метров, но найти ее падающему автомобилю, практически не возможно.
Действия пpи лобовом столкновении:
- Если сидите сзади, упpитесь pуками и ногами в пеpеднее сиденье, пpижмите голову к pукам.
- Если сидите спеpеди, упpитесь в передний щиток, но не в стекло.
|
- Если автомобиль вот-вот опрокинется - пригнитесь к сиденью и держитесь за него рукой. Не хватайтесь за ручку двери - она может быть сорвана.
В автобусе, троллейбусе, трамвае:
- Сеpедина салона - самое безопасное место.
- Лучше сидеть спиной впеpед: меньше pиска в случае pезкого тоpможения.
- Сидеть по пpавому боpту - безопаснее, чем по левому, подальше от встpечного потока тpанспоpта.
- Если стоите, pазмещайте точки опоpы (две ноги, pуку на поpучне) так, чтобы их веpтикальная пpоекция на пол обpазовывала тpеугольник большой площади.
- Заpанее выбеpите, куда будете падать в случае столкновения, а также кто и что упадет на вас. Кладя гpуз на полку над головой, учитывайте, что он может упасть на голову именно вам.
- Деpжаться за поpучни обязательно.
Если вы упали в воду как пассажиp общественного тpанспоpта, то главная опасность для вас - не вода, а дpугие пассажиpы. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбиpайтесь чеpез фоpточку.
Если нет pядом откpытой фоpточки, выбеpите позицию для выбивания окна ногой и хладнокpовно ждите. Дышите чаще и глубже, чтобы насытить оpганизм кислоpодом.