Грамотность чтения информационных текстов (информационная грамотность – информационная компетентность)




Борисова Н. Ю.,

Учитель начальных классов

МБОУ АСОШ № 3 им. Г.С. Боровикова

В ФГОС второго поколения выделяются три группы результатов обучения - личностные, метапредметные, предметные.

Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты - несколько новые понятия.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

1. Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.

2. Умение самостоятельно регулировать работу.

3. Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Познавательные УУД:

1. Принимать и сохранять учебные цели.

2. Трансформировать практические задачи в познавательные.

3. Работать с информацией и ее источниками.

4. Проявлять самостоятельность и инициативу.

5. Использовать символические и знаковые средства.

Коммуникативные УУД:

1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.

2. Слушать и включаться в диалог.

3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.

4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

5. Владеть монологической и диалогической речи.

6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

При этом ФГОС начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты. Образовательные результаты конкретизированы в примерной ООП начального общего образованияи представлены:

66 умениями базового уровня – «выпускник научится»

· 13 – личностные универсальные учебные действия,

· 9 – регулятивные

· 15 – познавательные

· 10 коммуникативные

· 19 - работа с текстом

44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться»

· 10 – личностные универсальные учебные действия

· 7 – регулятивные

· 9 – познавательные

· 10 коммуникативные

· 8 - работа с текстом

Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений. В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять проблемы в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов.

Из данного ряда умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий можно выделить три интегративных метапредметных образовательных, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах

- умение учиться;

- учебное сотрудничество;

- грамотность чтения информационных текстов.

Умение учиться включает 5 основных учебных действий:

1) умение ставить цель учебной деятельности,

2) умение планировать решение учебной задачи,

3) умение решить учебную задачу,

4) умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи,

5) умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.

Учебное сотрудничество (коммуникативная грамотность - коммуникативная компетентность )

Для начальной школы ключевым в становлении данного действия является учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество включает 4 основных умений:

1. инициатива в учебном сотрудничестве;

2. планирование учебного сотрудничества;

3. организация взаимодействия (вступает в диалог, взаимодействие со взрослым, со сверстниками и с самим с собой );

4. управление коммуникацией.

Грамотность чтения информационных текстов (информационная грамотность – информационная компетентность)

Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является грамотность чтения информационных текстов. (познавательные УУД +работа с текстом).

Грамотность чтения информационных текстов включает 4 основных умения:

1. умение ориентироваться в тексте, поиск информации;

2. анализ текстовой информации;

3. структурирование и фиксация текстовой информации;

4. использование и применение информации.

Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе одно из важнейших средств формирования метапредметных результатов младших школьников.

Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. В процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом – классе.

Практически ежедневно на уроках учащиеся работают в парах. Работая в парах ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

В самом начале нужно договориться о правилах дружной работы: говорить по очереди, не перебивать друг друга; внимательно слушать того, кто говорит.

Необходимо учить детей самоконтролю и самооценке своей деятельности, а также взаимооценке и оценке деятельности одноклассников на уроке. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, создаётся доброжелательная, дружеская атмосфера в коллективе.

Итак, применение на уроках метапредметного подхода способствует:
- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;
- личностному росту;

- росту креативности;

-повышению качества образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: