Борисова Н. Ю.,
Учитель начальных классов
МБОУ АСОШ № 3 им. Г.С. Боровикова
В ФГОС второго поколения выделяются три группы результатов обучения - личностные, метапредметные, предметные.
Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты - несколько новые понятия.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД:
1. Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
2. Умение самостоятельно регулировать работу.
3. Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.
Познавательные УУД:
1. Принимать и сохранять учебные цели.
2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
3. Работать с информацией и ее источниками.
4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
5. Использовать символические и знаковые средства.
Коммуникативные УУД:
1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
2. Слушать и включаться в диалог.
3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
5. Владеть монологической и диалогической речи.
6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.
При этом ФГОС начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты. Образовательные результаты конкретизированы в примерной ООП начального общего образованияи представлены:
|
66 умениями базового уровня – «выпускник научится»
· 13 – личностные универсальные учебные действия,
· 9 – регулятивные
· 15 – познавательные
· 10 коммуникативные
· 19 - работа с текстом
44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться»
· 10 – личностные универсальные учебные действия
· 7 – регулятивные
· 9 – познавательные
· 10 коммуникативные
· 8 - работа с текстом
Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений. В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять проблемы в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов.
Из данного ряда умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий можно выделить три интегративных метапредметных образовательных, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах
- умение учиться;
- учебное сотрудничество;
- грамотность чтения информационных текстов.
Умение учиться включает 5 основных учебных действий:
|
1) умение ставить цель учебной деятельности,
2) умение планировать решение учебной задачи,
3) умение решить учебную задачу,
4) умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи,
5) умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.
Учебное сотрудничество (коммуникативная грамотность - коммуникативная компетентность )
Для начальной школы ключевым в становлении данного действия является учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество включает 4 основных умений:
1. инициатива в учебном сотрудничестве;
2. планирование учебного сотрудничества;
3. организация взаимодействия (вступает в диалог, взаимодействие со взрослым, со сверстниками и с самим с собой );
4. управление коммуникацией.
Грамотность чтения информационных текстов (информационная грамотность – информационная компетентность)
Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является грамотность чтения информационных текстов. (познавательные УУД +работа с текстом).
Грамотность чтения информационных текстов включает 4 основных умения:
1. умение ориентироваться в тексте, поиск информации;
2. анализ текстовой информации;
3. структурирование и фиксация текстовой информации;
4. использование и применение информации.
Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе одно из важнейших средств формирования метапредметных результатов младших школьников.
|
Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. В процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом – классе.
Практически ежедневно на уроках учащиеся работают в парах. Работая в парах ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.
В самом начале нужно договориться о правилах дружной работы: говорить по очереди, не перебивать друг друга; внимательно слушать того, кто говорит.
Необходимо учить детей самоконтролю и самооценке своей деятельности, а также взаимооценке и оценке деятельности одноклассников на уроке. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, создаётся доброжелательная, дружеская атмосфера в коллективе.
Итак, применение на уроках метапредметного подхода способствует:
- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;
- личностному росту;
- росту креативности;
-повышению качества образования.