Как звали главного героя?




СЛАЙД№ 1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Учитель МБОУ СОШ-Д/С №6 Игнатьева Ольга Павловна

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).

СЛАЙД№ 2

Смысловое чтение – это умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – метапредметный результат, которого должен достичь ученик по требованиям ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г.)

СЛАЙД№ 3 Основные умения, которыми должен владеть обучающийся:

· осмысление цели чтения (чтобы узнать новое слово, понять его смысл…)

· выбор вида чтения в зависимости от цели

· извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

· свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

СЛАЙД№ 4 Портрет идеального читателя:

*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения

*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок

* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова

*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий

*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом

* ВКЛЮЧАЕТ воображение

 

СЛАЙД№ 5

Навык чтения включает 2 стороны: смысловую и техническую.

Смысловая сторона - это понимание содержания и смысла читаемого и при этом читать в темпе, правильно и выразительно
Техническая сторона - это способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Причём эту сторону следует рассматривать как обслуживающую смысловую сторону.

СЛАЙД№ 6 Типы чтения:

- коммуникативное чтение вслух и про себя

-учебное

- самостоятельное

СЛАЙД№ 7 Виды чтения:

n Ознакомительное - извлечение ключевой информации или выделение главного смысла

n поисковое или просмотровое - нахождение конкретной информации, конкретного факта

n изучающее - извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста

n вдумчивое - медленное, рефлексивное, художественное чтение с целым комплексом умений

СЛАЙД№ 8

Чтобы выработать навык смыслового чтения, необходимо использовать технологию «диалог с текстом»- это происходит, когда дети активно вычитывают текстовую информацию, выясняют значения неизвестных слов и выражений, выявляют скрытые в тексте вопросы, строят предположения, прогнозируют ход событий….

Ученик развивает свою способность осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, если задаёт правильные вопросы к тексту.

Приёмы по формированию смыслового чтения:

· Выделение ключевых слов

«Задай вопрос»

«Читаем и спрашиваем»

«Дневник двойных записей»

«Чтение с пометками»

«Ассоциативный куст»

«Ромашка Блума»

«Приём тонких и толстых вопросов»

«Чтение с остановками»

«Таблица ЗХУ»

«Дерево предсказаний»

СЛАЙД№ 9 Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

Ученики объединяются в пары.

Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

Обсуждение вопросов и ответов в классе

СЛАЙД№ 10 Задай вопрос

Алгоритм:

перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».

СЛАЙД№ 11 Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

СЛАЙД№ 12 Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

! Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

СЛАЙД№ 13

Ассоциативный куст- это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

• Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

СЛАЙД№14 Составление вопросного плана

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

• В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

СЛАЙД№ 15 Ромашка Блума

• Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

• Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

• При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

· Простые вопросы - Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.

Как звали главного героя?

Куда впадает Волга?

· Уточняющие вопросы - Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

· Творческие вопросы

Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫили будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

· Оценочные вопросы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: