СЛАЙД№ 1
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Учитель МБОУ СОШ-Д/С №6 Игнатьева Ольга Павловна
«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).
СЛАЙД№ 2
Смысловое чтение – это умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Смысловое чтение – метапредметный результат, которого должен достичь ученик по требованиям ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г.)
СЛАЙД№ 3 Основные умения, которыми должен владеть обучающийся:
· осмысление цели чтения (чтобы узнать новое слово, понять его смысл…)
· выбор вида чтения в зависимости от цели
· извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
· свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
СЛАЙД№ 4 Портрет идеального читателя:
*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения
*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок
* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова
*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий
*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом
* ВКЛЮЧАЕТ воображение
СЛАЙД№ 5
Навык чтения включает 2 стороны: смысловую и техническую.
Смысловая сторона - это понимание содержания и смысла читаемого и при этом читать в темпе, правильно и выразительно
Техническая сторона - это способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Причём эту сторону следует рассматривать как обслуживающую смысловую сторону.
СЛАЙД№ 6 Типы чтения:
- коммуникативное чтение вслух и про себя
-учебное
- самостоятельное
СЛАЙД№ 7 Виды чтения:
n Ознакомительное - извлечение ключевой информации или выделение главного смысла
n поисковое или просмотровое - нахождение конкретной информации, конкретного факта
n изучающее - извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста
n вдумчивое - медленное, рефлексивное, художественное чтение с целым комплексом умений
СЛАЙД№ 8
Чтобы выработать навык смыслового чтения, необходимо использовать технологию «диалог с текстом»- это происходит, когда дети активно вычитывают текстовую информацию, выясняют значения неизвестных слов и выражений, выявляют скрытые в тексте вопросы, строят предположения, прогнозируют ход событий….
Ученик развивает свою способность осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, если задаёт правильные вопросы к тексту.
Приёмы по формированию смыслового чтения:
· Выделение ключевых слов
• «Задай вопрос»
• «Читаем и спрашиваем»
• «Дневник двойных записей»
• «Чтение с пометками»
• «Ассоциативный куст»
• «Ромашка Блума»
• «Приём тонких и толстых вопросов»
• «Чтение с остановками»
• «Таблица ЗХУ»
• «Дерево предсказаний»
СЛАЙД№ 9 Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
Ученики объединяются в пары.
Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
Обсуждение вопросов и ответов в классе
СЛАЙД№ 10 Задай вопрос
Алгоритм:
• перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
СЛАЙД№ 11 Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
СЛАЙД№ 12 Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
СЛАЙД№ 13
Ассоциативный куст- это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
• Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
СЛАЙД№14 Составление вопросного плана
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
• В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
СЛАЙД№ 15 Ромашка Блума
• Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
• Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
• При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума:
· Простые вопросы - Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.
Как звали главного героя?
Куда впадает Волга?
· Уточняющие вопросы - Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
· Творческие вопросы
Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫили будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
· Оценочные вопросы