Программа развития и социализации




замдиректора Смелянская Н.В.

Программа воспитания, развития и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Донецкой Народной Республики.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

Нормативно-правовой основой формирования Программы являются следующие нормативные документы

  • Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики
  • Государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • Государственного образовательного стандарта среднего общего образования
  • Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики
  • Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики
  • Концепцией формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики

- Устав МОУ «Школа № 102 города Донецка»

- локальные акты МОУ «Школа № 102 города Донецка»

Цель программы - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, готового к осознанному профессиональному выбору.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.

Программа содержит одиннадцать разделов:

Первый раздел – Цель и задачи воспитания и социализации учащихся.

Второй раздел – Ценностные установки воспитания и социализации учащихся.

Третий раздел – Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся – представлены общие задачи воспитания, систематизированные по основным направлениям воспитания и социализации школьников, раскрываются основные подходы к организации воспитания учащихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий).

В четвертом разделе – «Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся» формулируются принципы и раскрываются особенности организации и воспитания и социализации учащихся.

Пятый раздел – Содержание воспитания и социализации учащихся – в каждом из направлений воспитания и социализации учащихся, которые представлены в виде модулей, раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.

Шестой раздел – Совместная деятельность школы, семьи и общественности по формированию воспитания и социализации учащихся – формулирует и раскрывает основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях; задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей.

Седьмой раздел – Социальное проектирование подростков как ведущая форма социализации подростков.

Восьмой раздел – Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогическойподдержке социализации учащихся.

Девятый раздел - Основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся – представлены традиционные и нетрадиционные методы, формы взаимодействия школы с родителями учеников.

Десятый раздел - Планируемые результаты программы воспитания и социализации учащихся.

Одиннадцатый раздел - Методика и инструментарий мониторинга воспитания и

социализации учащихся.

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся – определенные ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания.

Программа воспитания и социализации учащихся реализуется по следующим направлениям:

· воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

· воспитание нравственных чувств и этического сознания;

· воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

· формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

· воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

· воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства воспитания и социализации обучающихся и является документом, определяющим воспитательную деятельность образовательного учреждения.

Цель и задачи программы воспитания и социализации учащихся

 

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия учащимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей Донецкой Народной Республики.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • соблюдающий нормы и правила общения;
  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • честный и справедливый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей республики, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Донецкой Народной Республики (обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества).

 

Задачи в области формирования личностной культуры:

· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

· укрепление нравственности;

· формирование основ морали;

· формирование основ нравственного самосознания личности (совести);

· принятие учащимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

· осознание школьником ценности человеческой жизни;

· формирование нравственного смысла учения;

· развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

· формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

· формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

· осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

· формирование экологической культуры.

Задачи в области формирования социальной культуры:

· формирование основ гражданской идентичности;

· пробуждение веры в Донецкую Народную Республику, чувства личной ответственности за Отечество;

· формирование патриотизма и гражданской солидарности;

· развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

· укрепление доверия к другим людям;

· развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

· формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

· формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

· формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей разных народов Донецкой Народной Республики.

Задачи в области формирования семейной культуры:

· формирование отношения к семье как к основе общества;

· формирование у школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· знакомство учащегося с культурно-историческими и этническими традициями семьи.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

  • Аксиологический подход.
  • Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для учащихся, педагогов и родителей.
  • Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.
  • Системно-деятельностный подход.
  • Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Это деятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.
  • Развивающий подход.
  • Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития учащегося.
  • Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: