февраля (понедельник) 14:30.




января 2016

В рамках XXIII Пушкинского фестиваля в Псковском драмтеатре пройдут открытые лекции, творческие встречи и мастер -классы с известными российскими режиссерами, писателями и театральными критиками. Мероприятия будут проводиться в Медиа-холле (административное здание театра, 3 этаж) и на малой сцене театра.

 

Просьба подтвердить свое участие в лекциях по телефону 8 911 8879770 Дмитрий.

Вход на все мероприятия свободный!

6 февраля (суббота) 14:00. Медиахолл - Иосиф Райхельгауз. Технология работы артиста и режиссёра в свете опыта выдающихся практиков современного театра – лекция.

6 февраля (суббота) 19:00. Медиахолл - Юрий Быков – Творческая встреча

7 февраля (воскресенье) 14:00. Медиахолл - Юрий Шор. «Пути у поэта окольны…» Размышления о философии творчества – лекция.

7 февраля (воскресенье) 19:00. Медиахолл. - Юрий Красавин. Музыка для кино: как это делается? – лекция и видеопоказ.

8 февраля (понедельник) 14:30. - Открытый мастер-класс Анвара Либабова для учащихся детской театральной школы-мастерской «Гвозди».

9 февраля (вторник) 20:30. Малая сцена. - Творческая встреча с Григорием Козловым.

10 февраля (среда) 16:00. Медиахолл - Вениамин Фильштинский. Современный театр: чего ему не хватает?

10 февраля (среда) 20:15. Малая сцена - Творческая встреча с Александром Баргманом.

Иосиф Райхельгауз. Технология работы артиста и режиссёра в свете опыта выдающихся практиков современного театра – лекция.

6 февраля (суббота) 14:00. Медиахолл

Иосиф Райхельгауз - театральный режиссёр, педагог; народный артист России (1999), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы», на сцене которого с 1989 года поставил более 20 спектаклей.

«Школа современной пьесы» – театр мировых премьер. Здесь впервые были сыграны драматургические произведения Семёна Злотникова, Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова и многих других современных авторов.

В разные годы в «Школе современной пьесы» играли Любовь Полищук и Людмила Гурченко, Михаил Глузский, Мария Миронова, Евгений Дворжецкий; сегодня в труппе работают звёзды русской сцены Ирина Алфёрова, Альберт Филозов, Татьяна Васильева, Сергей Юрский, Лев Дуров, Александр Гордон, Татьяна Веденеева, Юрий Чернов и многие другие.

Спектакли Иосифа Райхельгауза выходили в «Современнике», театре на Таганке, театре им. Пушкина, театре им. Станиславского, театре «Эрмитаж», а также во многих театрах за рубежом: «Коруж» (Швейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), «Габима» (Израиль).

Иосиф Райхельгауз возглавляет режиссёрскую и актёрскую мастерскую на кафедре режиссуры РУТИ-ГИТИС, читает лекции в Ротчестерском университете (США), Высшей театральной школе г. Лозанны (Швейцария), Консерватории г. Марселя (Франция), Тегеранском университете (Иран).

«Спасти камер-юнкера Пушкина» (автор спектакля – Иосиф Райхельгауз) – 7 февраля в 16:00 и 20:00 на Большой сцене Псковского театра драмы

Юрий Быков – Творческая встреча

6 февраля (суббота) 19:00. Медиахолл

Юрий Быков родился 15 августа 1981 года в городе Новомичуринске Рязанской области. В 2005 окончил актёрский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова). Играл в театрах: МХАТ, «Et Cetera», Театре Луны, Театре Российской Армии. Исполнял небольшие роли в кино и телесериалах. В 2009 году снял короткометражный фильм «Начальник», в котором выступил как сценарист, режиссёр, композитор, продюсер и актёр. Фильм был награждён главным призом в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр». Снял полнометражные картины: «Жить», «Майор», «Дурак», а также сериал «Метод»

Награды Юрия Быкова, полученные на различных фестивалях:

• Кинофестиваль «Кинотавр»-2014:

• Приз им. Г. Горина за лучший сценарий (Юрий Быков)

• Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков («За бескомпромиссность художественного высказывания»)

• Кинофестиваль в Локарно:

• приз экуменического жюри

• приз молодёжного жюри

• приз за лучшую мужскую роль (Артём Быстров)

• Второй приз 8-го Фестиваля российского кино «Спутник над Польшей» (Варшава)

• Фестиваль европейского кино «Дез Арк» в Гренобле:

• гран-при — «Хрустальная стрела»

• премия за лучшую операторскую работу (Кирилл Клепалов)

• премия молодёжного жюри

• Премия Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон» за лучшую женскую роль второго плана — Наталье Сурковой

• Кинопремия «Ника»:

• премия за лучшую женскую роль второго плана — Дарья Мороз

• премия за лучшую сценарную работу — Юрий Быков

• номинация на премию за лучший фильм года

• номинация на премию за лучшую женскую роль второго плана — Наталья Суркова

• номинация на премию за лучшую мужскую роль — Артём Быстров

• 5-й Забайкальский кинофестиваль (Чита):

• Главный приз

• приз за лучшую женскую роль — Наталья Суркова

Юрий Шор. «Пути у поэта окольны…» Размышления о философии творчества – лекция.

7 февраля (воскресенье) 14:00. Медиахолл

Юрий Матвеевич Шор – доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории Российского государственного института сценических искусств. Блестящий лектор, сформировавший мировоззрение нескольких поколений студентов Театральной академии.

Юрий Шор – автор более 70 научных публикаций, в том числе книг «Очерки истории культуры», «Культура как переживание», «По следам творящего духа», «Мятежные страсти демона».

«Есть в искусстве непостижимая тайна. Искусство, художественный образ, художественное переживание играют какую-то уникальную роль, что-то важное совершают в человеческой душе, причём многое на бессознательном уровне. Это как айсберг, только о надводной части которого нам хоть что-то ведомо » (Ю.Шор).

Экзистенциализм Киркегора и психология актёрского существования, метафизика любви и ожидание старости, душа Петербурга и творчество Пушкина, диалектика представления и переживания – вот лишь некоторые из тем, над которыми размышляет философ.

Пути у поэта окольны,

И нужно правдиво до слез

Ему притворяться, что больно,

Когда ему больно всерьез.

(Фернандо Пессоа)

 

Юрий Красавин. Музыка для кино: как это делается? – лекция и видеопоказ.

7 февраля (воскресенье) 19:00. Медиахолл.

Юрий Красавин – советский и российский композитор. Музыка, сочинённая Красавиным, многообразна: фортепианные сочинения, оркестровые пьесы, пьесы для камерных ансамблей, пьесы для детей, музыка к кинофильмам, телефильмам и драматическим спектаклям.

Юрий Красавин – автор балета «Магриттомания», премьера которого прошла в 1999 году в Сан-Франциско. Визуальность балета составили хореографические картины на сюжеты известнейших работ великого бельгийского художника-сюрреалиста. В 2005 году «Магриттомания» номинировалась на «Золотую маску» как «Лучший спектакль в балете».

Музыку Юрия Красавина мы все не раз слышали с экрана: она звучит в сериалах «Герой нашего времени» (2006), «Пером и шпагой» (2008), в фильмах «Бесы» (2008), «Царь» (2009), «Брестская крепость» (2010).

Свою лучшую музыку для кино Красавин написал к телесериалам режиссёра Сергея Урсуляка. В 2009 году лирическая фоновая мелодия Красавина, вступившая в полифоническое взаимодействие с оригинальной музыкой Микаэла Таривердиева, украсила фильм «Исаев» о молодости легендарного разведчика Штирлица. Через шесть лет эта же лирическая тема прозвучала тревожным лейтмотивом судьбы и страдания в четвёртой экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Открытый мастер-класс Анвара Либабова для учащихся детской театральной школы-мастерской «Гвозди».

февраля (понедельник) 14:30.

Известный российский актёр и клоун Анвар Либабов, один из отцов-основателей театра «Лицедеи» раскроет псковским студийцам некоторые секреты актёрской профессии.

Фирменный стиль театра «Лицедеи» - это неограниченная фантазия, фейерверк радости, остроумия и по-детски удивленного отношения к миру. А это значит, что ни участникам мастер-класса, ни зрителям скучно не будет.

Спектакль «Золушка@Точка.Бал» (театр «Лицедеи») – 8 февраля в 19:00 на сцене БКЗ филармонии.

 

Творческая встреча с Григорием Козловым.

9 февраля (вторник) 20:30. Малая сцена.

Григорий Козлов - режиссёр, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России, профессор РГИСИ, художественный руководитель театра «Мастерская», художественный руководитель (на общественных началах) Псковского академического театра драмы им. Пушкина.

Постановки Григория Козлова во многом определяют театральное пространство Петербурга. Критика отмечает высокий профессиональный уровень его спектаклей, приверженность русской психологической школе, тонкую и кропотливую работу с актёрами. Зрителей прежде всего привлекает в спектаклях режиссёра доброта и человечность, любовь и внимание к частному человеку. Григорий Козлов относится к тем редким людям, для которых гуманизм – не отвлечённое понятие, а жизненное и творческое кредо.

Театральная педагогика – ещё одна грань таланта Григория Козлова. Его выпускники – актёры и режиссёры – хорошо известны как в Петербурге, так и в России. В 2009 году профессор Козлов стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга в номинации «За особые успехи в области подготовки творческих работников для организаций культуры и искусства».

Творческая встреча с Григорием Козловым пройдёт на Малой сцене после окончания спектакля «Иван и чёрт», поставленного учеником Гр.Козлова – режиссёром театра «Мастерская» Андреем Горбатым. В беседе примут участие сам молодой режиссёр и занятые в спектакле артисты Дмитрий Житков, Антон Момот, Андрей Дидик, Георгий Воронин.

«Иван и чёрт» поставлен «по следам» грандиозного многочасового спектакля Григория Козлова «Братья Карамазовы» и воспроизводит всего одну главу романа («Чёрт. Кошмар Ивана Фёдоровича»), «пропущенную» в постановке Григория Козлова. «Иван и чёрт» - счастливое соединение в одной работе твёрдых режиссёрско-педагогических принципов, на которых устроена «Мастерская», с молодым задором, творческой смелостью и свободой.

«Иван и чёрт» - 9 февраля в 19:00 на Малой сцене Псковского театра драмы

Вениамин Фильштинский. Современный театр: чего ему не хватает?

10 февраля (среда) 16:00. Медиахолл

Вениамин Михайлович Фильштинский - театральный педагог, режиссер, профессор, заведующий кафедрой актёрского мастерства и режиссуры Российского государственного института сценических искусств, председатель совета театральных педагогов СТД России, художественный руководитель петербургского «Этюд-театра».

Один из последних режиссёров и педагогов отстаивающих «систему» Станиславского. Учениками Вениамина Михайловича являются Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Оксана Базилевич, Андрей Терентьев, Михаил Вассербаум, Илья Шакунов, Алексей Митин, Надежда Толубеева и многие другие выпускники его мастерской.

«Всякое отклонение от русского психологического театра чревато бесчувственностью, холодностью театрального искусства. Нет, я не консерватор. Формальные изыски — пусть они будут. Пусть даже будет театр, целиком на них основанный. Но позвольте уж мне любить другой театр — психологический. То есть театр Станиславского».

«Школа Станиславского — это в первую очередь школа обучения и воспитания артистов. Это высокое этическое понятие».

«До какого-то момента идёт нормальная работа с актёром: ему предлагается, у него получается… А в этот самый «какой-то момент» вдруг начинает получаться что-то такое, что не предполагал ни он, ни я. И я уже не анализирую». (из интервью с В.М. Фильштинским)

«Костя Треплев. Любовь и смерть» (режиссёр Вениамин Фильштинский) – 11 февраля в 19:00 на Малой сцене Псковского театра драмы

 

Творческая встреча с Александром Баргманом.

10 февраля (среда) 20:15. Малая сцена

Александр Баргман - актёр театра и кино, режиссёр. Снимался в фильмах и сериалах, принимал участие в озвучивании множества зарубежных фильмов. Официальный голос русскоязычного Джонни Деппа.

Многократный лауреат Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит», многократный номинант Национальной театральной премии «Золотая маска». Главный режиссер Театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Спектакли Баргмана идут в Санкт-Петербурге, Тюмени, Новосибирске, Омске, Уфе, Ростове-на-Дону, Тель-Авиве (всего более 30 спектаклей).

Спектакль «Крейцерова соната» поставлен Александром Баргманом в Тюменском драматическом театре. Спектакль - лауреат XXX Международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи» (Липецк, 2014), V Международного театрального фестиваля «ArtОкраина» (Санкт-Петербург, 2014), III Международного "Такого Фестиваля" (Санкт-Петербург, 2014), II Всероссийского фестиваля "MONOfest" (Пермь, 2015), XII Международного театрального фестиваля-конкурса "Камерата" (Челябинск,2015).

Александр Баргман - художественный руководитель «Такого театра», основанного им в 2002 году совместно с группой единомышленников (Наталья Пивоварова, Александр Лушин, Ирина Полянская). «Такой театр» не имеет своей сценической площадки, государственного финансирования, постоянной спонсорской помощи. Все спектакли поставлены на выигранные театром гранты Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга и средства, собранные с помощью краудфандинга.

В программе XXIII Пушкинского фестиваля «Такой театр» представляет спектакль Вениамина Фильштинского «Костя Треплев. Любовь и смерть».

«Крейцерова соната» - 10 февраля в 19:00 на Малой сцене Псковского театра драмы

«Костя Треплев. Любовь и смерть» - 11 февраля в 19:00 на Малой сцене Псковского театра драмы

 

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина

 

 

Е. В. Клименко

Интерактивные образовательные технологии в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы: ролевая игра

Компетентностный подход – понимаемый как ориентация на формирование у студента способности пользоваться полученными знаниями и навыками в ситуациях профессиональной деятельности в целях решения конкретных задач – определяет как содержание образовательного процесса, так и используемые в этом процессе образовательные технологии. Подготовка специалистов социально-культурной сферы, осуществляемая в рамках компетентностного подхода, невозможна без внедрения в учебный процесс интерактивных образовательных технологий. Среди них центральное место занимает ролевая игра, сущность которой состоит в моделировании предполагаемой профессиональной ситуации, а содержание составляют целенаправленные действия студентов, осуществляемые в соответствии с сюжетом игры и

распределением ролей.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, интерактивные образовательные технологии, ролевая игра, подготовка специалистов социально-культурной сферы

Существенным компонентом тех масштабных реформ, которые переживает се-

годня российская система высшего образования, является изменение представле-

ний о его, образования, целях. Если традиционно в качестве основного результата

образования виделся объем знаний, которые приобретал студент к моменту выпу-

ска из высшего учебного заведения, то теперь в роли такого результата выступают

общекультурные и профессиональные компетенции, которыми студент овладел в

ходе обучения.

Компетентностный подход – понимаемый как ориентация на формирование у студента способности пользоваться полученными знаниями и навыками в ситуациях профессиональной деятельности в целях решения конкретных задач – определяет как содержание образовательного процесса, так и используемые в этом процессе образовательные технологии. Для успешной реализации такого подхода к образованию необходимо широкое использование в учебном про-

цессе интерактивных образовательных технологий.

 

Эффективная педагогическая работа по подготовке специалистов социально-

культурной сферы также невозможна без внедрения в учебный процесс интерак-

тивных образовательных технологий. Сама специфика профессиональных задач, к

решению которых готовятся студенты, обучающиеся по специальности «Социаль-

но-культурная деятельность», требует умения эффективно взаимодействовать с

людьми, разными по возрасту, психологическим и социальным характеристикам,

способности быстро реагировать на меняющуюся социальную и культурную сре-

ду. Эти и многие другие профессиональные качества, необходимые для будущего

специалиста социально-культурной сферы, могут быть сформированы лишь при

эффективном использовании в процессе обучения интерактивных образователь-

ных технологий.

Интерактивные образовательные технологии широко используются на кафе-

дре социально-культурной деятельности СПбГИК в рамках изучения целого ряда

дисциплин профессионального учебного цикла. Одной из таких дисциплин яв-

ляются «Методики организации аудио- видео- досуга». В качестве основной цели

данной учебной дисциплины выделяется формирование общекультурных и про-

фессиональных компетенций, позволяющих осуществлять эффективную работу по

организации аудио-видео досуга разных групп населения и формированию и раз-

витию аудиовизуальной культуры члена современного общества. В ходе изучения

учебной дисциплины студенты узнают принципы, методы, технологии организации

аудио-видео досуга; основы проектирования социально-культурных программ в

области аудио-видео досуга; учатся проектировать и организовывать массовые и

групповые формы социально-культурной деятельности в области аудио-видео до-

суга в соответствии с культурными потребностями различных групп населения; ов-

ладевают методами образования и воспитания населения в условиях развивающей

социально-культурной деятельности в области аудио-видео досуга; технологиями

организации программ в области аудио-видео досуга; методами обеспечения ус-

ловий для социально-культурных инициатив населения в области аудио-видео до-

суга; технологиями организации массовых форм аудио-видео досуга населения.

Обучение в рамках дисциплины выстраивается как сотрудничество студентов

и преподавателя. В основе построения учебного процесса в рамках данной учеб-

ной дисциплины лежит понимание того, что по-настоящему глубоко усвоен студен-

том может быть только тот материал, что пережит им и стал его личным опытом.

Именно поэтому в рамках данной учебной дисциплины особое внимание уделя-

ется использованию интерактивных образовательных технологий, которые углу-

бляют знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы

студентов, способствуют трансформации знаний в умения, владение соответствую-

щими общекультурными и профессиональными компетенциями.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в рамках данной

учебной дисциплины, направлены на развитие культуры мышления, способности к

обобщению, анализу, восприятию информации, умения логически верно, аргумен-

тировано и ясно строить устную речь. Именно поэтому активные формы занятий,

предусмотренные в рамках учебной дисциплины, предполагают высокую речевую

активность студентов, построены на вербальной коммуникации, должны включать

элементы дискуссий и обсуждений. Такие технологии предполагают высокую само-

стоятельность студентов в процессе обучения.

 

Центральное место среди используемых интерактивных образовательных тех-

нологий занимает ролевая игра. Участие в ролевой игре представляет собой один

из видов аудиторной работы и проходит в рамках семинарских занятий, предусмо-

тренных в рамках изучения раздела № 5 «Киноклуб как форма аудио-видео досуга.

Проектирование и организация киноклубной работы». Подготовка к ролевой игре

является также одной из форм контроля выполнения студентом самостоятельной

работы по указанному разделу дисциплины. Ролевая игра «Киноклуб» направлена

на углубление теоретических знаний, полученных студентами в ходе лекционных

занятий и изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине; раз-

вивает способности к самостоятельному отбору, анализу и систематизации инфор-

мации; стимулирует коммуникативные навыки, умение логически верно, аргумен-

тировано и ясно строить устную речь; формирует готовность к кооперации с кол-

легами, работе в коллективе.

 

Ролевая игра как форма учебной работы позволяет формировать и развивать

умение проектировать и организовывать групповые формы социально-культур-

ной деятельности в области аудио-видео досуга в соответствии с культурными

потребностями различных групп населения; владение методами образования и

воспитания населения в условиях развивающей социально-культурной деятельно-

сти в области аудио-видео досуга; технологиями организации программ в области

аудио-видео досуга; методами обеспечения условий для социально-культурных

инициатив населения в области аудио-видео досуга. Ролевая игра способствует

личностному развитию студентов, адаптации к ситуации профессиональной дея-

тельности.

Сущность и специфика ролевой игры как формы учебной работы состоит в

моделировании предполагаемой профессиональной ситуации. Ее содержание со-

ставляют целенаправленные действия студентов в такой ситуации, осуществляе-

мые в соответствии с сюжетом игры и распределением ролей. Ролевая игра «Ки-

ноклуб», предусмотренная в рамках дисциплины «Методики аудио-видео досуга»

относится к группе имитационных и направлена на имитацию профессионального

действия. Таким профессиональным действием является подготовка и проведение

заседания киноклуба в соответствии с освоенными на лекционных занятиях и в

процессе изучения основной и дополнительной литературы по дисциплине мето-

диками киноклубной работы.

Процесс подготовки и проведения ролевой игры включает подготовительный,

игровой и аналитический этапы.

На подготовительном этапе осуществляется ознакомление студентов с услови-

ями и правилами игры, формирование игровых и экспертной групп, распределе-

ние ролей и связанных с ними обязанностей, инструктаж участников, подготовка

каждого из участников к игре в соответствии с исполняемыми ими ролями.

Ролевая игра «Киноклуб» предполагает два типа ролей: участники заседания

киноклуба и его ведущие. К числу обязанностей участников игры, выполняющих

роль ведущих киноклуба, относятся: подготовка вступительного слова; отбор наи-

более ярких эпизодов обсуждаемого кинофильма для демонстрации в ходе игры

в качестве иллюстративного материала для обсуждения; подготовка комментария

по итогам демонстрации фрагментов кинофильма, плана обсуждения, заключи-

тельного слова.

Подготовка плана обсуждения, являющегося основным компонентом заседа-

ния киноклуба и одной из основных форм киноклубной работы является одной из

наиболее сложных задач, стоящих перед студентом, исполняющим роль ведуще-

го заседания киноклуба. План обсуждения кинофильма в рамках заседания кино-

клуба должен предполагать три основных структурных компонента: определение

темы, которой посвящен кинофильм, выявление позиции авторов кинофилма по

этой теме, анализ художественных средств, используемых авторами для выраже-

ния этой позиции. В остальном план дискуссии определяется участником игры,

исполняющим роль ведущего заседания, в соответствии со спецификой обсужда-

емого кинофильма.

Важно помнить, что качественный план обсуждения должен строиться таким

образом, чтобы задействовать максимальное количество направлений деятельно-

сти из используемых в киноклубной работе. К их числу относятся: дескриптивный

(пересказ кинематографического текста, перечисление действующих лиц и собы-

тий); личностный (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает

кинематографический текст); аналитический (анализ структуры кинематографи-

ческого текста); классификационный (определение места кинематографического

текста в историческом и культурном контексте); объяснительный (формирование

суждений о кинематографическом тексте в целом или о его части); оценочный (за-

ключение о достоинствах кинематографического текста на основе личностных,

нравственных или формальных критериев).

К числу задач студента, исполняющего роль ведущего заседания киноклуба,

относится также выявление средств активизации аудитории и их использование

в ходе ролевой игры. В числе таких средств могут быть вопросы аудитории, об-

ращение к кинематографическим текстам, связанным с обсуждаемым темой, сти-

лем, жанром, фигурой создателя. Направить обсуждение в нужное и интересное

русло поможет обращение к кинематографическим, литературным, музыкальные,

живописным, иным художественным текстам для их сравнения с обсуждаемым ки-

нофильмом. Такой вид работы может сопровождаться демонстрацией соответству-

ющих кинофильмов или их фрагментов.

Поскольку качество исполнения роли ведущего заседания киноклуба имеет

особое значение для успеха всего занятия, проводимого в форме ролевой игры,

эту роль целесообразно поручать наиболее подготовленным студентам, хорошо

проявившим себя при работе над другими заданиями в рамках изучения данной

учебной дисциплины. В то же время важно учитывать желание студентов испол-

нить роль ведущего киноклуба при процедуре распределения ролей.

К числу обязанностей студентов, выполняющих роли участников заседания

киноклуба относятся: предварительное ознакомление с кинематографическим ма-

териалом, обсуждение которого является содержанием заседания киноклуба; под-

готовка к участию и участие в обсуждении.

Ролевая игра «Киноклуб» предполагает формирование экспертных групп, в за-

дачи которых входит: наблюдение за ходом игры; анализ игры и оценка качества

выполнения своих ролевых функций всеми ее участниками; подготовка эксперт-

ного заключения, включающего анализ проведенной игры, развернутую оценку

качества исполнения своих ролевых обязанностей всеми ее участниками, а также

оценки по балльной системе за участие в игре для каждого из ее участников; разра-

ботка рекомендаций всем участникам игры по улучшению исполнения ими своих

ролевых функций, а также предложений по совершенствованию самой игры.

Важным компонентом подготовительного этапа при проведении ролевой

игры является выбор кинематографического материала, который станет предме-

том обсуждения на имитируемом заседании киноклуба, его анализ и изучение. Са-

мостоятельная работа студентов по подготовке к участию в ролевой игре включает

просмотр выбранного кинематографического материала, анализ киноведческой и

критической литературы по выбранному материалу, изучение основной и допол-

нительной литературы по разделу дисциплины.

Собственно семинарское занятие включает этапы игровой и аналитический.

 

Игровой этап состоит собственно в имитации заседания киноклуба в соответствии

с его основными структурными элементами, к которым относятся: вступительное

слово ведущего, просмотр, комментарий ведущего по итогам просмотра, педагоги-

чески направляемое ведущим обсуждение, подведение итогов обсуждения, заклю-

чительное слово ведущего. Аналитический этап состоит из следующих элементов:

обсуждение игровой части занятия экспертной группой, заслушивание сообщения

экспертной группы, общее обсуждение итогов игры, подведение итогов проведен-

ной игры. На аналитическом этапе выявляются сильные и слабые стороны в работе

ее участников, определяются наиболее активные участники игры, степень их ак-

тивности, уровень знаний и умений, формулируются рекомендации по совершен-

ствованию игры.

В рамках одного семинарского занятия (2 академических часа) целесообразно

выделить три временных блока по 30 минут. Два из этих временных блоков займут

имитации заседаний киноклуба, один временной блок будет отведен для аналити-

ческого этапа игры.

Критерии оценки качества работы студентов, участвующих в ролевой игре «Ки-

ноклуб» определяются характером исполняемых ими ролей. К числу основных кри-

териев оценки качества работы студентов, исполняющих роль ведущих киноклуба,

относятся: структура и логика подготовленного плана обсуждения, составляющего

существенную часть заседания киноклуба; глубина и оригинальность вопросов,

выносимых на обсуждение; способность вовлекать участников заседания кино-

клуба в обсуждение, стимулировать их творческую активность, активизировать об-

суждение; способность сохранять нейтральную позицию в обсуждении, выступая в

роли модератора обсуждения, а не его участника; умение управлять обсуждением

и соблюдать регламент заседания. К числу основных критериев оценки качества

работы студентов, исполняющих роль ведущих киноклуба, относятся: активность

участия в обсуждении; самостоятельность, оригинальность и глубина суждений,

мнений, оценок, высказываемых в ходе обсуждения; непротиворечивость и аргу-

ментированность высказываемых суждений, мнений, оценок, соблюдение требо-

ваний логики при участии в обсуждении; корректность употребления специальной

терминологии; качество устной речи; корректность при участии в обсуждении.

Важно заблаговременно довести критерии оценивания до сведения студентов,

в особенности – если предполагается, что окончательную оценку участию студен-

тов в ролевой игре будут выносить студенты – участники экспертной группы.

 

Использование ролевой игры в процессе преподавания учебной дисциплины

«Методики организации аудио- видео- досуга», являющейся частью подготовки

студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность»,

доказало свою эффективность. Повышение уровня посещаемости, живой интерес,

демонстрируемый студентами к изучению данной учебной дисциплины, высокая

степень активности студентов, участвующих в учебных занятиях, несомненно, де-

монстрируют целесообразность использования ролевой игры в преподавании

данной учебной дисциплины. В то же время, высокие результаты освоения учеб-

ной дисциплины, которые демонстрируют студенты, как и увеличение количества

курсовых и дипломных работ, посвященных работе киноклубов, доказывают, что

использование интерактивных образовательных технологий в процессе подготов-

ки специалистов социально-культурной сферы имеет не только краткосрочный, но и долговременный эффект.

 

 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ МУЗЕЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

А. А. Будко Образ музея в XXI в.

В стремительно меняющемся мире музеи пытаются наладить взаимосвязь между экономическими, социальными, культурными установками общества и уменьшить информационный провал между профессиональными воззрениями на сущность музейного дела и ожиданиями, сформировавшимися в массовом сознании в конце прошлого века. Расширить рамки привычного представления о музее, рассматривая его в новом качестве, с теми новыми подходами, формами и видами существования, которые становятся его неотъемлемыми атрибутами, позволяет полицентрическая модель музея, которая представляет собой три взаимосвязанных и взаимообусловленных пространства (артефактов, образов, миссий). Ключевые слова: полицентрическая модель музея, пространство артефактов, пространство образов, пространство миссий

Выстрелишь из пистолета в свое прошлое – будущее выстрелит в тебя из пушки. Р. Гамзатов Дискуссия о назревших проблемах музеев в современном мире продолжает- ся несколько лет, что свидетельствует не столько об актуальности темы, сколько о том, что теоретические воззрения в этой области расходятся с практическими реа- лиями сегодняшнего дня. В результате мы не успеваем принять (или объяснить) то новое, что появляется в жизни музеев. Проблемы музеев в современном мире обсуждались в рамках проекта ЮНЕ- СКО / МФГС «Управление музеем – XXI в.» на экспертной встрече музейных спе- циалистов из стран-участников СНГ, состоявшейся 18–20 ноября 2013 г. в Санкт- Петербурге. Эксперты отметили: – возрастающую роль музеев в обществе и их ответственность за сохранность собраний и передачу знаний об историко-культурном наследии; – необходимость занимать центральное место в культурной и духовной жизни местного, национального и международного сообщества и способствовать эконо- мическому и социальному развитию ровно в той мере, что и инновации; – необходимость укреплять культурные идентичности, поддерживать со- циальную сплоченность и являться медиатором в сфере межкультурного взаи- модействия, а также продвигать региональные ценности в эпоху глобализации и создавать новые ресурсы для местного регионального и национального уровней общества. В стремительно меняющемся мире произошла постепенная трансформация общественных взглядов на культурное наследие. Мы стали свидетелями форми- рования переходной модели музея, пытающейся наладить взаимосвязь между экономическими, социальными, культурными установками общества и уменьшить информационный провал между профессиональными воззрениями на сущность музейного дела и ожиданиями, сформировавшимися в массовом сознании в конце прошлого века. При обсуждении назревших проблем современного музея на этой встрече был поднят ряд дискуссионных вопросов сегодняшнего дня: – какая модель музея: «классический», «музей места, времени действия», «зре- лищный музей нового типа», «музей без стен», «стены без музея» получит приори- тетное развитие в XXI в.? – определяет ли модель музея его миссию? – какова миссия музея в ситуации постмодерн, допускающей множественность «правд»: подходов, взглядов, позиций, интерпретаций? – чем вызвано бурное развитие «учреждений музейного типа»: парамузеев и экомузеев (Центр наследия, Тематический парк, Исторический парк, Музей в мини- атюре, Экспериментально-образовательный мультимедиакомплекс и др.)? – что обеспечивает и поддерживает долговечность музея в истории мировой культуры? – возможен ли «закат» музея как культурной формы в эпоху медиакультуры, информационных технологий и виртуальной реальности? – могут ли музеи, сохраняя научную направленность интерпретации, обра- щаться к массовой аудитории?

Мир культуры в музее – возможно и достижимо ли в музее совмещение научности и развлекательно- сти? – каковы перспективы и возможности пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: