Бухгалтерский учет и анализ отчетности малых предприятий




 

 

Введение

 

Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства, решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Опыт развития малого предпринимательства в промышленно развитых странах показывает, что его субъекты успешно функционируют и занимают ведущее положение в системе воспроизводства при одном обязательном и необходимом условии, а именно – активном участии государства в разработке и реализации экономической политики поддержки этого вида бизнеса.

Анализ масштабов малого предпринимательства в этих странах, прежде всего в США, Японии и странах ЕЭС, подтверждает необходимость «вмешательства» государства в решение проблем малых форм предпринимательства. В США небольшие фирмы производят более 45% валового национального продукта и более половины валового продукта частного сектора. Аналогичное положение в Японии. При этом роль малых предпринимательских структур в экономической системе этих стран непрерывно возрастает.

В России все наоборот – резко замедляются темпы прироста числа малых предприятий и занятых на них. После периода их бурного роста (1991 – 1993 гг.) резкая остановка в развитии малого предпринимательства произвела эффект неожиданности. Начиная с 1994 г. малые предприятия России нуждаются в поддержке и защите государства. Однако принимаемые меры и подготовленные федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства на сегодняшний день еще не дают ожидаемых результатов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в России отсутствует научно-обоснованная государственная политика в области малого предпринимательства. И кроме того, несовершенна нормативно-правовая база функционирования малого бизнеса, не учитывающая реальные, социально-экономические и политические условия.

Поэтому одним из важнейших направлений в обеспечении развития и нормального функционирования малого бизнеса в России является создание приемлемой системы налогообложения.

Такая система должна быть наиболее упрощенной, обеспечивающей предпринимателям возможность самостоятельно, без помощи профессиональных юристов и экономистов вести учет собственных доходов и расходов, своевременно исполнять возложенные обязанности по уплате налогов и сборов. Государство также должно гарантировать неизменность такой системы налогообложения в течение достаточно длительного периода в целях поддержания благоприятных условий развития субъектов малого предпринимательства. Вышеперечисленными доводами определяется актуальность выбранной темы исследования.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-методологических аспектов и практического механизма учета и анализа финансовой отчетности на предприятиях малого бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты учета на предприятии малого бизнеса;

- оценить организацию учетного процесса и проанализировать финансовую отчетность хозяйствующего субъекта, относящегося к сфере малого предпринимательства;

- разработать мероприятия по совершенствованию организации учета доходов и расходов на предприятии малого бизнеса.

Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ООО «Каравай».

Предметом исследования выступает финансовая отчетность предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения.

Информационной базой для проведения исследования служат:

- налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;

- декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;

- расчетные ведомости по средствам фонда социального страхования РФ;

- налоговые декларации по транспортному налогу;

- налоговые декларации по земельному налогу;

- книга учета доходов и расходов предприятия;

- первичные учетные документы предприятия.

 


Глава 1. Теоретико-методологические аспекты учета на предприятиях малого бизнеса

 

1.1 Малый бизнес и нормативное регулирование его деятельности

 

Малый бизнес – самая актуальная тема сегодняшних предпринимателей, как юридических лиц, так и индивидуальных субъектов без образования юридического лица. Это вполне объяснимо, так как малый бизнес во всех областях деятельности может обеспечивать более быстрый подъем экономики России, занятость населения и реально способствует оперативному выходу России из экономического кризиса.

Малое предпринимательство сегодня – одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области. Без него не может развиваться конкурентоспособная рыночная экономика.

Различают несколько форм предпринимательства: частное предпринимательство и коллективное предпринимательство.

Частный предприниматель – это человек, берущий на себя ответственность и риск за использование земли, труда и капитала, и решает, как распорядиться этими ресурсами.

Коллективное предпринимательство представляет собой организацию, которая ведет бизнес под определенным именем и имеет статус юридического лица. Эти юридические лица, в свою очередь, делятся на крупные, средние и малые предприятия. Предпринимательская деятельность есть инициативная, самостоятельная хозяйственная или коммерческая деятельность, направленная на получение прибыли. Таким образом, предпринимательство имеет несколько форм.

В соответствии с действующим законодательством субъектами предпринимательства в России могут быть граждане Российской Федерации и иностранных государств, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность малого предпринимательства в Российской Федерации, является принятый 24 июля 2007 г. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ).

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Федерального закона № 209-ФЗ малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации).

В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 как «крупные».

В российской практике деятельность малого предпринимательства была разрешена в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 чел., в науке и научном обслуживании – 100 чел., в других отраслях производственной сферы – 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы – 25 чел., в розничной торговле – 15 чел. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней:

- в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 чел.;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 чел.;

- в оптовой торговле – 50 чел.;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В соответствии с принятым Федеральным законом № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) от 101 до 250 чел. включительно для средних предприятий;

2) до 100 чел. включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 чел.;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В Постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей;

- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

 

1.2 Особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии малого бизнеса

 

При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В то же время специфика осуществления малыми предприятиями предпринимательской деятельности (прежде всего, объемы производственных или торговых операций и их количество) обуславливает наличие определенных особенностей бухгалтерского учета данной категории коммерческих организаций.

Общие принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее - Типовые рекомендации) и введенных в действие с 1 января 1999 г.

Основой для разработки Типовых рекомендаций стал Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». С 01 января 2008 г. закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. 28.12.2013 г. № 396-ФЗ).

Основным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является выбор формы ведения учета. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06 декабря 2011 г. (часть 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 425-ФЗ) возможны следующие его варианты:

1) Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.

2) Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Обязательным элементом организации бухгалтерского учета на малом предприятии является разработка и принятие учетной политики. Действующие предприятия должны утвердить учетную политику очередного года до начала этого года.

Принятая малым предприятием учётная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учёта.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учётной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учёта.

Далее следует определиться с принципами документирования хозяйственных операций, осуществляемых малым предприятием.

Документирование должно быть сплошным и осуществляться путем составления определенных носителей первичной учетной информации. То есть каждая хозяйственная операция должна быть оформлена соответствующим первичным документом. Для документирования хозяйственных операций малое предприятие может:

- применять формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению;

- применять ведомственные формы;

- применять самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

При выборе способа документирования хозяйственных операций (применяемых форм первичной учетной документации) следует учитывать, как минимум, два фактора:

- все самостоятельно разработанные формы должны содержать набор обязательных реквизитов и закрепляться в учетной политике организации на очередной год;

- в связи с необходимостью ведения налогового учета и выполнения требования НК РФ об обязательности документального подтверждения расходов в соответствии с нормами действующего законодательства, можно ожидать значительного ужесточения позиции налоговых органов в отношении соответствия применяемых унифицированных форм тем формам, которые приведены в соответствующих постановлениях Госкомстата РФ.

Следующим этапом работы по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях является выбор формы счетоводства.

Пунктом 6 Типовых рекомендаций предложено применять одну из следующих систем регистров бухгалтерского учета:

- единую журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий, утвержденную письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

- журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденную письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. №176;

- упрощенную форму бухгалтерского учета;

Критериями для выбора системы счетоводства являются потребности и масштабы производства и управления, а также численность работников.

Малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства.

Малые предприятия, занятые торговлей или посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.

Упрощенная система бухгалтерского учета может осуществляться двумя различными способами: с применением простой формы бухгалтерского учета и формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, где совершается незначительное количество хозяйственных операций (как правило не более тридцати в месяц), и не осуществляющих производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов.

Простая форма предполагает ведение учета всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К-1.

Книга (форма № К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия может применяться малыми предприятиями, осуществляющими производство продукции (работ, услуг).

К числу таких регистров относятся:

- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;

- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям - форма № В-2;

- Ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;

- Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

- Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

- Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

- Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

- Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях:

- в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»);

- в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета.

В обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции, либо пояснения, шифры.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

При выборе любой из перечисленных форм малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы.

Таким образом, Типовые рекомендации не ограничивают выбор системы счетоводства какой-либо одной жесткой формой, а допускают разумное сочетание элементов различных систем.

Ещё одним элементом организации бухгалтерского учета являются правила документооборота и технология обработки учетной информации.

Правила документооборота определяются формой счетоводства, принятой в организации (или выбранной - для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

Поэтому невозможно сформулировать какие-либо унифицированные требования или правила по организации документооборота для всех организационно-правовых форм предприятий и видов предпринимательской деятельности. Законодательными и нормативными документами сформулированы лишь общие положения, которые должны быть выполнены при организации документооборота.

В малых предприятиях (как и в иных субъектах предпринимательской деятельности) весьма эффективной может оказаться разработка графика документооборота - направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации (например, от цеховых кладовых до бухгалтерии). Эффективность такого графика может быть обусловлена тем, что сроки обработки некоторых первичных документов непосредственно влияют на размер оборотных средств. Сокращение сроков оформления расходных документов, необходимых для выдачи в производство материально-производственных запасов, позволяет сократить либо размер складских запасов, либо остаток незавершенного производства. Наконец, для того, чтобы процесс организации бухгалтерского учета мог считаться завершенным, необходимо определить порядок контроля за хозяйственными операциями. Далее следует остановиться на особенностях налогообложения на малых предприятиях.

Субъектами малого предпринимательства в настоящее время применяются следующие системы налогообложения:

- общепринятая система налогообложения;

- специальные налоговые режимы (глава 26 НК РФ):

1) упрощенная система (УСН);

2) система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Налогообложение предприятий, применяющих обычный налоговый режим, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Установленная Кодексом налоговая система России показана на рис. 1.1.

Организации малого бизнеса, применяющие общепринятую систему налогообложения, уплачивают в основном следующие виды налогов:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы; государственную пошлину;

- налог на прибыль;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на имущество;

- земельный налог;

- транспортный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- плата за пользование водными объектами.

Упрощенная система налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 146.11 НК РФ является одним из видов специальных налоговых режимов, широко применяемых организациями. Это связано с простотой ведения учета и тем, что вместо совокупности налогов, уплачиваемых при обычном режиме налогообложения, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

 


               
       
 
 

 

 


Рис. 1. Налоговая система Российской Федерации

 


Исчисление и уплата других налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, субъекты, применяющие упрощённую систему налогообложения, уплачивают следующие федеральные налоги и сборы:

- налог на добавленную стоимость, взимаемый в составе таможенных платежей;

- акцизы;

- государственную пошлину;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- плата за пользование водными объектами;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- налог на доходы физических лиц, в расчетах с бюджетом по которому «упрощенцы» выступают в качестве налогового агента.

Из региональных налогов «упрощенцы» платят транспортный налог, а из местных налогов - земельный налог.

Поскольку субъекты УСН уплачивают за своих работников (а индивидуальные предприниматели - еще и за себя) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, то они представляют в Пенсионный фонд расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Тем самым организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

- использовать в своей деятельности контрольно-кассовые машины, порядок применения которых определен Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

- оформлять первичную учетную документацию по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин;

- осуществлять ведение кассовых операции на основании порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П);

- оформлять кассовые операции на унифицированных формах первичной учетной документации по учету кассовых операций;

- вести и своевременно предоставлять статистическую отчетность, порядок заполнения, оформления и представления которой определен действующим законодательством.

Если организации, применяющие «упрощенку», в соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ признаются налоговыми агентами, то они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет налоги в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения по единому налогу в соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ могут быть:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения (ст. 346.14 н.1 (в ред. Федеральных законов от 24.11.2008 г. № 208-ФЗ, от 25.06.2012 г. № 94-ФЗ)).

Если объектом налогообложения являются доходы, то налоговая база определяется как денежное выражение доходов, получаемых организацией. Величина налога будет определяться умножением налоговой базы на налоговую ставку в размере 6%.

Если в качестве объекта налогообложения используются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Величина налога в этом случае будет определяться умножением налоговой базы на налоговую ставку в размере 15%.

Специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности регламентирован гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ.

В Налоговом кодексе РФ определены те виды деятельности, которые могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход. Налогоплательщиками считаются те организации, которые занимаются:

- оказанием бытовых услуг;

- оказанием ветеринарных услуг;

- оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

- розничной торговлей, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

- оказанием услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

- оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: