Работа логопеда условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, технологии их достижения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно -развивающей работы.
Достижение максимально высокого уровня коррекции (компенсации) имеющего место речевого нарушения возможно лишь при серьёзном анализе всей информации, полученной во время интервьюирования ребёнка, его ближайшего окружения: родителей или лиц, представляющих интересы ребёнка, учителей, - и специалистов в области медицины и психологии.
Логопедическое обследование призвано ответить на комплекс вопросов, тесно связанных между собой.
Во-первых, имеет ли место речевое нарушение.
Во, вторых, определить его самостоятельность или же место в структуре комплексного нарушения.
В-третьих, установление его первичности или вторичности по отношению к другим компонентам нарушенного развития.
В-четвёртых, по результатам логопедического обследования должно быть вынесено речевое заключение и определены коррек-ционные цели и задачи, а также их иерархия пути и способы реализации.
Общеизвестно, что речевые нарушения той или иной степени выраженности и соответствующей структуры являются составным компонентом клинической картины определённых состояний и заболеваний в различных возрастных группах. Например, у детей в первую очередь обращают на себя внимание речевые проблемы при задержке психического развития, умственной отсталости, нарушениях слуха, аутизме. Своеобразна речь и при некоторых нервно-психических заболеваниях. Для речи шизофреника характерны красноречие, образность, многословие, преобладание активного словаря над пассивным.
|
Достаточно часто причиной обращения родителей к специалистам являются не упомянутые выше состояния, а заметные для окружающих речевые проблемы детей. И только потом, в процессе обследования выносится медицинское заключение, при котором речевое нарушение не квалифицируется как ведущее, в клинической картине ему принадлежит второстепенная роль.
Бывают и такие ситуации, когда своё обращение психиатру, психологу родители связывают с неадекватным поведением ребёнка.
Обследование же выявляет первичность речевого нарушения, а странности поведения - вторичное наслоение и симптом начинающейся социально-психологической дезадаптации.
Логопедическое обследование начинается с изучения имеющейся психолого-медико-педагогической документации. Особое внимание уделяется ранее выявленным проблемам развития. Так, нарушение познавательной деятельности влечёт за собой системное недоразвитие средств языка - звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Снижение слуха без создания специальной коррекционно-развивающей среды может сдерживать формирование устной речи, а в дальнейшем может явиться причиной нарушений письма или чтения.
Логопед должен взять на заметку детей, перенёсших различные травмы, инфекции, оперированных под общим наркозом, при этом обращается внимание на возраст, в котором было перенесено патогенное воздействие.
|
В речевом развитии выделяют три критических периода, когда речевая функция наиболее уязвима.
Первый период отмечается е 14-18 месяцев во время активного формирования моторной зоны Брока.
Второй приходите? на три года - это период активного становления контекстной речи. В этот период возможно возникновение заикания, которое в специальной литературе называют эволюционно - связанным с возрастным развитием.
Третий пери од приходится примерно на 6-7 лет. В это вре мя идёт становление письменной речи (письма и чтения).
Сочетание различных вредностей социально-биологического характера может внест свои отрицательные коррективы в речевое ра: витие ребёнка. Социальный статус семьи имеет не последнее значение. Необходимо обратить внимание на детей из так называемых благополучных семей.
Выбор формы логопедического обследования диктуется многими объективными и субективными факторами
К объективным факторам можно отнести- возраст ребёнка и профиль учреждения, в котором проводится данное обследование. Например, в поликлинике вряд ли будет актуальным вопрос о проведении фронтального логопедического обследования.
Субъективных факторов гораздо больше, это: уровень интеллектуального и речевого развития, медицинский, психологический и социальный статус обследуемого.
Логопедическое обследование может проводиться различными способами - фронтально и индивидуально
По итогам обследования выносится речевое заключение,формируются группы для дальнейшей коррекционно-развивающей работы, заполняется необходимая документация.
|
Логопедическое обследование должно отобразить состояние всех сторон речи. Помимо этого обозначить вопросы, которые попадают в сферу интересов сопредельных логопедии наук. В первую очередь медицины и психологии. Результаты обследования заносятся в речевую карту. Если возникает необходимость - в протокол.
Если позволяют технические возможности, целесообразно проводить аудиозапись обследования. На более поздних этапах работы, когда становятся очевидными даже незначительные успехи ребёнка, для поддержания интереса к занятиям и его уверенности в своих силах, демонстрация образцов несовершенной речи при первичном обследовании, как дидактический приём, весьма эффективен. Этот приём применим не во всякой педагогической ситуации. Учащийся, в работе с которым предполагается его использование, прежде всего, должен иметь достаточный уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
Фиксируются паспортные данные:
1) фамилия, имя, отчество;
2) возраст, класс (группа);
3) домашний адрес;
4) дата зачисления на логопедические занятия.
Указываются причины обращения к логопеду со слов родителей или лиц, представляющих интересы ребёнка.
При обследовании учащихся отражается успеваемость по родному языку и чтению (литературе).
Важным при анализе первых пунктов представляется соответствие паспортного, физиологического и психологического возраста, т.е. соответствие уровня развития речи возрасту обследуемого.
При сборе анамнестических данных развития речи необходимо осветить такие вопросы, как:
1.время начало гуления (в норме оно появляется примерно в 2 месяца);
2.появление комплекса «оживления», который включает в себя двигательную активность ребёнка (одновременное движение руками, ногами), в сочетании с улыбкой и гулением;
3.появление лепетных слов;
4.появление слов;
5.появление фразы;
6.особенности произношения в два-три года:
-нормированное;
- искаженное произношение звуков
7.произношение слов:
- перестановки звуков в слове;
- называние первого слога слова;
- перестановка слогов в слове и т.д.;
8.особенности построения фразы;
9.озвучивает ли действия с предметами, игрушками, например, как лошадка цокает, как работает мотор у машины и т.д.;
10 таким образом компенсирует нехватку
слов - жестами или звукоподражаниями;
11 как называет себя, близких, любимые игрушки;
12 знает ли свой возраст.
Соответственно возрасту и уровню развития речи, выборочно освещаются вопросы, которые, по мнению логопеда, могли бы служить дополнительным источником информации для проведения диагностической работы.
Для логопедического заключения детям от 0 до 3-5 лет и детям с тяжёлыми речевыми нарушениями дополнительную информацию представляется возможным почерпнуть из медицинского анамнеза и анализа психофизического развития ребёнка до момента обследования.
Если доступна информация о течении беременности, родов и состоянии здоровья в первые годы жизни, необходимо выяснить воздействовали ли в этот период неблагоприятные факторы, которые могли спровоцировать или усугубить клиническую картину речевых нарушений. Среди неблагоприятных факторов течения беременности можно выделить:
1)несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору;
2)применение лекарственных препаратов, прежде всего антибиотиков и гормональных средств;
3)токсикозы беременности;
4)нарушение деятельности отдельных органов (почек, печени, сердца);
5)неустойчивость кровяного давления;
6)интоксикации организма, в том числе алкогольные, наркотические, курение;
7)психологические травмы;
8)инфекционные и вирусные заболевания(грипп, корь, краснуха и т.д.).
Некоторые осложнения при родах могут выступать в качестве патогенных факторов и провоцировать возникновения речевых нарушений. Среди этих факторов можно отметить самые распространённые:
1)затяжные роды со стимуляцией и применением механических средств родовспоможения, например, щипцов;
2)быстрые, стремительные роды;
3)раннее отхождение околоплодных вод;
4)неправильное прилежание плода: ягодичное, ножное, поперечное);
5)родовые травмы, например, черепно-мозговые или шейных отделов позвоночника;
6)асфиксия - кислородное голодание.
Нередко провоцирующим фактором выступают хронические, инфекционные и вирусные заболевания, различные травмы, оперативное вмешательство, проводимое под общим наркозом.
Изучая раннее физическое развитие, следует обратить внимание на способ вскармливания - грудное или искусственное. Если грудное, то до какого возраста, а также на то, когда ребёнок начал:
Одержать голову;
2)сидеть;
3)ходить;
4)бегать;
5)прыгать:
-на одной (правой - левой) ноге;
-на обеих ногах.
При сборе анамнеза о психофизическом и моторном развитии диагностический интерес представляют следующие параметры:
1)с какого возраста ребёнок манипулирует игрушками;
2)как бегает;
3)умеет ли бросать мяч, не теряя равновесия;
4)умеет ли кататься на велосипеде;
5)хорошо ли ходит по лестнице;
6)умеет ли расстегивать - застёгивать:
-«молнию»;
- пуговицы;
умеет ли есть сам, и с какого возраста;
умеет ли пользоваться ножницами;
9) умеет ли строить башню из кубиков и изскольких кубиков;
- может ли взять кубик большим и указательным пальцами;
- умеет ли копировать круги, квадраты,пересекающиеся линии;
- может ли дорисовать к неполному рисунку человека голову, туловище, руки, ноги;
- знает ли отдельные буквы, умеет ли их рисовать;
- ведущая рука.
Эти сведения могут быть почерпнуты из психологического обследования, что значительно сократит время собственно логопедического обследования.
Анатомо-топографические характеристики артикуляционных органов в отдельных случаях являются основным дифференциально-диагностическим признаком при установлении речевого заключения. Состояние артикуляционного аппарата является ключевым параметром при решении вопроса в пользу, например, различных форм ринолалии или механической (органической) дислалии.
Неправильное анатомическое строение артикуляционного аппарата классифицируется на врождённые и приобретённые дислалии, которые могут выступать как самостоятельными нарушениями, провоцирующими неправильное произношение звуков, так и симптомами в клинике различных заболеваний и состояний. При синдроме Дауна в клинической картине обязательно присутствуют дислалии артикуляционных органов различной степени выраженности.
Нарушения артикуляционной моторики могут носить органический и функциональный характер, или же сочетать в себе признаки того и другого и проявляться как в картине собственно речевого нарушения, так и в клинической картине других заболеваний и состояний.
Например, при олигофрении отмечается прямая зависимость между степенью выраженности слабоумия и состоянием артикуляционной моторики.
Конспективно осветим некоторые проблемы в строении и функционировании периферического речевого аппарата способные, так или иначе, влиять на воспроизводство звучащей речи. Нарушения строения губ:
- очень тонкие и короткие;
- толстые, массивные;
- укороченная или массивная связка между губой (верхней, нижней) и десной (верхней, нижней);
- расщелины верхней губы:
- скрытая, неполная расщелина без деформации кожно-хрящевого отдела носа;
- скрытая, неполная расщелина с деформацией кожно-хрящевого отдела носа;
- полная расщелина;
• различные повреждения травматического характера.
Нарушения строения зубного ряда:
- микродонтия постоянных зубов – зубы имеют необычно малые размеры;
- макродонтия постоянных зубов – зубы увеличены;
- диастема между передними зубами;
- хаотичное расположение зубов в зубном ряду;
- многорядное расположение зубов в ротовой полости;
• отсутствие передних резцов.Нарушения прикуса:
- передний открытый прикус — при сомкнутых коренных зубах между передними обнаруживается щель;
- боковой открытый прикус – коренные зубы не смыкаются, между ними образуется щель с одной или двух сторон;
- прогения - нижняя челюсть выступает вперёд, и её зубы прикрывают зубы верхней челюсти;
прогнатия - верхняя челюсть выступает вперёд, и её зубы закрывают зубы нижней челюсти.
Нарушения строения языка:
- макроглоссия - массивный, громоздкий язык;
- микроглоссия - маленький, недоразвитый язык;
укороченная подъязычная связка;
- укороченная, массивная подъязычная связка;
- различные повреждения травматического характера.
- Нарушения строения твёрдого нёба:
- высокое и широкое;
- высокое и узкое;
- готическое (высокое и заострённое вверху);
- куполообразное;
- плоское;
- расщелины твёрдого нёба;
- различные повреждения травматического характера.
Нарушения строения мягкого нёба:
• укороченное мягкое нёбо:
- врождённое;
- ушитое при операции;
расщелины мягкого нёба и альвеолярного отростка;
различные повреждения травматического характера.
Наличие той или иной особенности в строении артикуляционного аппарата ещё не является поводом для выделения её в качестве ведущей причины в возникновении речевого нарушения.
Наличие анатомического своеобразия подъязычной связки не во всяком случае ведёт к ненормированному, с точки зрения акустических характеристик, произношению отдельных звуков.
Возможно нормированное произношение при сочетании двух или более патологических факторов в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Велика вероятность того, что макроглоссия в сочетании с наличием высокого и широкого твёрдого нёба, не проявится нарушением звукопроизношения, например, в виде механической (органической) дислалии. В данном случае громоздкому языку достаточо места в ротовой полости, ему «есть, где развернуться».
Неоправданным представляется отказ нуждающемуся в проведении коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения, вызванных врождёнными дисплазиями или приобретёнными нарушениями целостности артикуляционного аппарата, например, в случае отсутствия передних зубов по физиологическим (возрастная замена зубов) или другим причинам.
Одной из коррекционных задач в подобном случае становится выработка и закреплние неспецифических приёмов артикуляции, компенсирующих анатомическое своеобразие органов артикуляции и характеризующихся несколько иным, чем это принято, их положением и взаимодействием, что в свою очередь позволяет добиваться звукопроизношения, идентичного или приближенного к нормированному по акустическим характеристикам.
Помимо оценки анатомической целостности артикуляционного аппарата важным является обследование мышц лица, шеи и артикуляционных органов в состоянии покоя. Диагностический интерес представляют такие параметры как:
наличие - отсутствие асимметрии в расположении парных органов на лице;
наличие - отсутствие асимметрии непарных органов лица относительно условной вертикальной осевой линии, например, опущение одного из уголков рта, асимметричный нос и т.д.;
наличие - отсутствие сглаженности носогубных складок;
характер смыкания губ: наличие - отсутствие плотного смыкания по линии губ;
наличие - отсутствие неврологических симптомов: гиперсаливации, судорог, изменение тонуса (спастичность, тремор, гиперкинез,гипотония) и т.д.
Качественные и количественные характеристики устной речи достаточно часто оказываются зависимыми от состояния периферической нервной системы. Недостаточность в её функционировании оказывает своё негативное влияние на подвижность мышц артикуляционного аппарата. В картине обследования могут фигурировать такие особенности, как недостаточная подвижность из-за нарушения иннервации мягкого нёба, нарушение иннервации языка, губ, гиперметрия языка, оральные синкинезии, изменение конфигурации языка в состоянии покоя, дискоординационные расстройства движений и т.д.
Данные о состоянии артикуляционных органов и их моторики получают в процессе комплексного изучения их состояния в покое, по результатам выполнения обследуемым статических и динамических упражнений и по итогам анализа интегративной деятельности различных систем, обеспечивающих нормированную артикуляцию. После проведения нескольких упражнений вновь отмечается состояние мышц в состоянии покоя. Это даёт возможность судить о скорости наступления утомления, если оно имеет место в конкретном случае, или о нарушениях со стороны периферической нервной системы. Ведётся наблюдение за состоянием кожных покровов.
В разных литературных источниках можно встретить как отдельные задания, так и их комплексы, анализ выполнения которых ребёнком даёт полное представление о состоянии его артикуляционной моторики.
Диагностический комплекс заданий, направленный на изучение состояния отдельных органов артикуляционного аппарата и их взаимодействия, включает как статические, так и динамические упражнения.
При тяжёлых речевых нарушениях определённая часть заданий выполняется обследуемым в пассивно-активной форме.
Например, логопед разводит губы ребёнка в стороны, а в исходное положение ребёнок возвращает их самостоятельно и т.д.
При обследовании состояния и иннервации мимико-артикуляционных, жевательно-артикуляционных мышц и мышц щёк предлагается выполнить следующие задания:
широко раскрыть рот и зафиксировать это положение на 10 секунд;
движения челюстью вправо и влево с фиксацией в максимальной точке удаления от исходного положения;
удерживать выдвинутой вперёд нижнюю челюсть (5-10 секунд);
на счёт «один» опустить нижнюю челюсть на ширину одного пальца, на счёт «два» максимально опустить её вниз, на счёт «три» закрыть рот;
поднять и опустить брови (5 раз);
- свести брови к переносице и зафиксировать их в этом положении на 5-10 секунд;
- широко раскрыть глаза и зафиксировать их в этом положении на 5 секунд;
- сморщить лоб и вытянуть губы вперёд,зафиксировать положение на 5-10 секунд;
закрыть - открыть оба глаза;
закрывать - открывать правый (левый) глаз;
- поочерёдно открывать и закрывать глаза;
- подтянуть уголки рта к ушам, зафиксировать это положение на 5-10 секунд;
- надуть обе щеки, зафиксировав это положение на 5-10 секунд;
- поочерёдно надувать щёки 5-10 раз;
- втянуть щёки в рот и зафиксировать это положение на 5-10 секунд.
Задания для диагностики состояния губ и их иннервации:
растянуть губы в улыбке, обнажая передние зубы зафиксировать положение на 5-10 секунд;
--растягивать губы в улыбке не менее 5 раз;
- вытянуть губы трубочкой и зафиксировать их в таком положении на 5-10 секунд;
- вытянутые трубочкой губы смещать их вправо - влево не менее 5 раз;
- набрать и удерживать воздух под верхней (нижней) губой 5-10 секунд;
- втянуть губы в глубь рта и зафиксировать их в этом положении на 5-10 секунд;
- широко раскрыть рот, плотно прижать губы к зубам и зафиксировать данное положение («овал») на 5-10 секунд;
- попеременно вытягивать губы вперёд трубочкой и растягивать их в улыбке не менее 5 раз;
- попеременно вытягивать губы вперёд трубочкой и выполнять упражнение «овал» не менее 5 раз;
- попеременно поднимать верхнюю губу к носу, а нижнюю опускать к подбородку.
Для выявления особенностей состояния и иннервации мышц языка предлагается выполнить следующие задания статические и динамические упражнения:
- зафиксировать широкий распластанный язык на нижней губе, удерживать в этом положении 5-10 секунд;
- зафиксировать широкий распластанный язык высунутым из ротовой полости на 5-10 секунд, язык упирается в уголки губ, но не должен касаться зубов;
- зафиксировать узкий язык высунутым из ротовой полости на 5-10 секунд, язык не должен касаться ни зубов, ни губ;
- зафиксировать и удерживать трубочкой высунутый изо рта язык 5-10 секунд;
- чередовать выполнение двух из вышеперечисленных заданий не менее 5 раз;
высовывать язык изо рта, а затем оттягивать его в глубь ротовой полости не менее 5 раз;
дотянуться кончиком языка до кончика носа;
дотянуться кончиком языка до подбородка;
попеременно дотягиваться кончиком языка до кончика носа и до подбородка, повторять не менее 5 раз;
узким, высунутым изо рта языком поочерёдно касаться правого и левого уголков рта, повторять упражнение не менее 5 раз;
присосать спинку языка к нёбу; удерживая в таком положении, закрывать и открывать рот не менее 5 раз;
присосать широкий распластанный язык к нёбу, при отведённой вниз челюсти пощёлкать языком не менее 5 раз;
широко раскрыть рот, коснуться верхних альвеол узким кончиком языка;
попеременно касаться языком внутренней поверхности щёк не менее 5 раз.
Обследование состояния и иннервации мышц мягкого нёба и увулярного отростка:
широко раскрыть рот и на выдохе произносить звук «а»;
широко раскрыть рот и произносить на твёрдой атаке звук «а»;
предлагается ребенку дуть на ватный шарик, отслеживая при этом отток воздуха через нос при помощи бумажной полоски.
Отмечается уровень согласованности в деятельности артикуляционного аппарата и различных систем, обеспечивающих производство полноценной устной речи: двигательно-кинестетической, слуховой, зрительной, а также физиологического и речевого дыхания, голосового аппарата.
Отмечаются количественные и качественные характеристики выполненных артикуляционных упражнений, такие как:
объём и точность выполнения заданных упражнений;
сохранение объёма и точности при увеличении количества заданий;
умение переключаться с одного упражнения на другое;
умение выдерживать ритм, темп в процессе выполнения упражнений;
умение выполнять серии упражнений,не нарушая заданной последовательности;
количество времени, в течение которого обследуемый сохраняет достаточно высокий уровень способен активно участвовать в проводимом обследовании;
дифференциация движений при выполнении упражнений.
В процессе обследования артикуляционного аппарата должно быть получено максимальное количество информации об его анатомо-фи-зиологических и функциональных особенностях, необходимых для проведения промежуточной диагностики возможных речевых нарушений и определения приоритетов коррекционной работы в каждом конкретном случае.
Голосовые нарушения могут выступать не только самостоятельными нарушениями, но симптомами других речевых патологий. К тому же они могут указывать на развитие или наличие заболеваний органов и систем организма, например, грубый не по годам голос может послужить сигналом о проблемах эндокринной системы. Заключение об анатомических особенностях голосового аппарата выносится по итогам клинического обследования фониатром или отоларингологом.
Обследуя речь, необходимо охарактеризовать такие параметры как сила голоса: голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи;
тембр голоса: глухой, назализованный,хриплый, монотонный, сдавленный,тусклый,гортанный,форсированный,напряжённыйпрерывисты;
голосовая модуляция: выраженность или отсутствие голосовых модуляций и т.д.
Для выявления способности к произвольному модулированию голоса обследуемому предлагается произнести одну фразу.
шёпотом, громко, обычным голосом;
выделяя голосом одно из заданных слов.
Нарушения голоса нередко связаны с недостатками организации речевого дыхания. Так, при речи на вдохе он может быть захлёбывающимся, а при сильном выдохе резким и крикливым и т.д.
Помимо того отмечается и тип физиологического дыхания и формы его нарушения. Для различных речевых нарушений характерны специфические его особенности, например, в картине заикания могут присутствовать такие формы его нарушения:
экспираторная - судорожный выдох;
инспираторная - судорожный вдох, иногда со всхлипыванием;
респираторная - судорожные вдох и выдох, возможно с разрывом слов.
В клинической картине различных форм дизартрии в зависимости от степени выраженности присутствуют такие нарушения как: поверхностное, ключичное, слабое, аритмичное дыхание, ослабленный выдох и т.д.
Нарушения темпа (брадилалия, тахилалия и её разновидности) и темпо-ритмической стороны речи (заикание) как самостоятельные речевые патологии требуют детального обследования с целью определения степени данных расстройств и направлений коррекционной работы. Во время обследования по данной схеме отмечаются состояния, близкие к патологическим изменениям в организации темпо-римической стороны. Их своевременная диагностика открывает широкие возможности для профилактической работы по предупреждению выше названных речевых расстройст.
Для изучения устной речи дошкольников и школьников предлагается наглядно-дидактический материал, содержащий материал, дифференцированный:
1)по возрастному критерию:
а)для дошкольников - первоклассников;
б)второклассников и более старших школьников;
2) по степени трудности предъявляемого речевого материала.
Весь материал систематизирован. Для изучения понимания речи, обследуемому предлагается прослушать:
фразу и показать, какой картинке она соответствует, например, Шура (Женя, Валя) упал(а) или заплакал(а) и т.д. Основным ориентиром в правильном определении картинки по фразе является понимание ребёнком категории рода глагола.
небольшой стихотворный отрывок и показать, какой сюжетной картинке он соответствует;
небольшой рассказ и ответить на вопросы.
В одном из заданий дошкольникам предлагается показать, где:
слоник держит мишку (у слоника мишка) - мишка держит слоника (у мишки слоник);
ёлка на грузовике - грузовик на ёлке;
белка в дупле - белка на ветке;
ёжик под грибочком - ёжик с грибочком.
Более сложное задание для младших школьников предполагает изучение их умения воспринимать описываемые в стихотворении неадекватные, абсурдные ситуации. Главным в анализе услышанного является не оценка достоверности ситуации, а привлечение внимания ребёнка к лексико-грамматическому оформлению высказывания. Ребёнок слушает и показывает соответствующую картинку.
Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинает вязать канарейка, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, А рыбы читают весёлые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.
Для получения дополнительной информации по этому разделу, можно попросить ребёнка ответить на вопрос «Как всё должно быть?».
Для изучения понимания наречий сравнительной степени, ребёнку предлагается ответить на вопросы:
Маша выше Даши. Кто здесь Маша?Димин карандаш короче Тиминого. Какой карандаш Димин? Какой Тимин?
Паша старше Саши, но моложе Миши.Кто всех старше? Кто младше всех?
Понимание сложных логико-грамматические конструкций помагает определить следующее задание, в котором ребёнку предлагается показать картинку, на которой:
Девочка спасена мальчиком. – Мальчик спасён девочкой.
Собака испугана медведем. – Медведь испуган собакой.
Грузовик вытянут трактором. – Трактор вытянут грузовиком.
Обследование произношения проводится на материале, предусматривающем положение звука в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные. Их произношение проверяется только в начале и середине слова, так как произносительные нормы русского языка требуют обязательного оглушения звонкого согласного в конце слова.
Для обследования произношения звуков речи у детей рекомендуется использовать слова с различной слоговой структурой.
При обследовании состояния гласных целесообразно предлагать слова, в которых гласный первый в слове:
под ударением (аист, ослик, утка, иглы);
безударный (автобус, индюк, ананас, улитка).
Условие использовать при проведении обследования слова различной слоговой структуры распространяется также и на этот речевой материал.
Обследование произношения согласных звуков проводится по традиционным канонам
изолированно - дошкольника просят повторить звук, а школьника назвать, какие звуки обозначает буква;
в слогах - повторить или прочитать;
в словах - назвать картинки или повторить их название;
во фразе:
- составить предложение по картинке,
повторить фразу или прочитать, а затем воспроизвести её.
1. Обследование изолированного произношения звуков речи: б, б\ п, п\ в, в\ с, с\ з, з\ ц, ш, ж, ч, л, л', р, р\ м, м\ к, к\ х, х\ г, г\ д, д\ т, т', ф, ф\ и, а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и.
Результаты фиксируются либо в таблице, либо в свободной форме, удобной для анализа в дальнейшем.
Условные обозначения выбираются произвольно, например:
б/п - боковое произношение;
м/з - межзубное произношение;
(+) или чистая строка – нормированное произношение;
(-) - звук отсутствует и т.д.
В табл. 1 представлен перечень слов и фраз.
Обследование фонематических процессов строится в игровой форме и предполагает различный уровень сложности заданий для дошкольников - первоклассников и школьников второго класса и старше. Задания подобраны таким образом, что помимо обследования собственно фонематических процессов, исследователь получает возможность определить состояние и особенности деятельности ряда психологических процессов, играющих значительную роль в становлении и всестороннем развитии речи (устной письменной) речи всех её функций.
Всестороннее исследование состояния устной речи даже в работе с дошкольниками - не конечная цель логопедического обследования. Помимо выявления имеющихся нарушений, перед логопедом стоит задача - выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи, среди которых особо следует отметить дефицит слухо-речевой памяти, слабость вербализации пространственных представлений, слабость вербализации пространственных представлений.
В связи с этим изучению фонематических процессов, их внутренним взаимосвязям и связям с обозначенными выше психическими прцессами посвящено достаточно большое количество заданий.
В одном блоке заданий обследуемому предлагается назвать выделяемые экспериментатором гласные звуки в словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с тем же звуком в указанной позиции. Слова-названия картинок, в которых:
гласный звук в начале слова в ударной позиции, слова: аист, уши, облако, иглы - гласный в безударном слоге (исключение составляетслово «остров» с ударением на первом слоге),слова: остров, утюг, индюк, арбуз (аист - арбуз,уши - утюг, аблако - остров, иглы - индюк);
гласный в середине, слова: мак, сок,сыр, лист - кот, кит, дым, рак (мак - рак,сок - кот, сыр - дым, лист - кит).
гласный в конце слова в ударной позиции, слова: луна, ведро, шары, кенгуру гласный в конце слова в безударном и ударном слоге: ракета, горы, кольцо, кенгуру - 2 животных (луна - ракета, яйцо - кольцо, шары -горы, кенгуру - кенгуру).Определить последний согласный звук в словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с этим же звуком в начале слова. Соединить стрелками картинки:
твёрдый согласный в конце слова, слова: банан, душ, забор - твёрдый согласный в начале слова, слова: шуба, роза, носки (банан - носки, душ - шуба, забор - роза);
мягкий согласный в конце слова, слова:ель, рысь, дверь - мягкий согласный в начале слова, слова: репа, сито, лиса (ель - лиса,рысь - еито, дверь - репа).
Установление последовательности звуков в слове. К верхнему ряду картинок подобрать картинки из нижнего ряда, соблюдая последовательность заданных звуков в словах - названиях картинок. Соединить картинки стрелками:
определить последовательность гласных: крот, паук, слива - вилка, стол, кактус (крот - стол, паук - кактус, слива - вилка);
определить последовательность согласных звуков: лес, крот, стол, шишки - корыто, стул, шашки, лиса (лес - лис, а, стол - стул, шишка - шаицса).
Для второклассников и более старших школьников аналогичные задания предлагается в виде игры «Замкни кольцо» составить цепочку слов, где последний звук слова является первым звуком следующего слова. При правильном выполнении задания последний звук последнего слова будет являться первым звуком слова, которое было выделено первым. С какого бы слова ребёнок ни начал восстанавливать цепочку, круг обязательно должен замкнуться.
Задания различной степени сложности. Сначала предлагаются слова, начинающиеся и заканчивающиеся на твёрдый согласный. На картинках под номерами изображены: 1) цыплёнок, 2) самолёт, 3) ранец, 4) компас, 5) топор (компас - самолёт. - топор - ранец -цыплёнок).
Посередине листа небольшой круг с пятью маленькими кружочками(квадратиками), в которые исследуемый должен вписать номера картинок.
Далее задание усложняется, и детям для анализа предлагаются слова как с твёрдыми, так и с мягкими согласными в начале и конце слов - названий картинок: 1) якорь, 2) ремень, 3) синий, 4) невеста, 5) стол, 6) автобус, 7) лось (синий - якорь - ремень - невеста - автобус - стол - лось).
Для изучения состояния фонематического анализа и синтеза дошкольникам и первоклассникам предлагается игра «Отыщи словечко», в которой из первых звуков названий картинок необходимо составить слово: 1) сова, ухо, пушка (суп); 2) гусь, ранец, окна, муха (гром).
Аналогичное задание - составить слово из последних звуков слов-названий картинок: 1) тигр, лицо, плох (рот); 2) автобус, окно, гном (сом).
Для второклассников и более старших школьников подобная игра называется «Секрет» и основана на материале, соответствующем возрасту обследуемых. Предлагается составить искомое слово на анализе не трёх - четырёх слов, а пяти - семи. Подобраны для анализа и синтеза слова с йотированными гласными и мягкими согласными, для обозначения которых на письме используются гласные второго ряда.
баран, улитка, радуга, ананас, ножницы(буран);
игла, груша, ручка, утконос, шалаш, кубик, альбом (игрушка);
матрёшка, арка, ёж, куртка, акула(майка);
месяц, ангел, чеснок, индюк, клубок(мячик);
дыня, рамка, улей, зебра, шла, апельсин(друзья);
ель, аквариум, щётки, избушка, капуста(ящик).
Для составления слов из последних звуков слов-названий картинок второклассниками и более старшими школьниками подобран следующий материал:
лифт, снегирь, матрёшка, телескоп, колобок, ромашка (тряпка);
шкаф, кенгуру, шарф, беседка, попугай,молоток, кукла (фуфайка)