Тема: Логопедическое обследование устной речи детей старшего дошкольного возраста.




Работа логопеда условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет свои цели и задачи, технологии их достижения. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно -развивающей работы.

Достижение максимально высокого уровня коррекции (компенсации) имеющего место речевого нарушения возможно лишь при серьёзном анализе всей информации, полученной во время интервьюирования ребёнка, его ближайшего окружения: родителей или лиц, представляющих интересы ребёнка, учителей, - и специалистов в области медицины и психологии.

Логопедическое обследование призвано ответить на комплекс вопросов, тесно связанных между собой.

Во-первых, имеет ли место речевое нарушение.

Во, вторых, определить его самостоятельность или же место в структу­ре комплексного нарушения.

В-третьих, уста­новление его первичности или вторичности по отношению к другим компонентам нарушенного развития.

В-четвёртых, по результатам логопедического обследования должно быть вынесено речевое заключение и определены коррек-ционные цели и задачи, а также их иерархия пути и способы реализации.

Общеизвестно, что речевые нарушения той или иной степени выраженности и соответствующей структуры являются составным ком­понентом клинической картины определённых состояний и заболеваний в различных возрастных группах. Например, у детей в первую очередь обращают на себя внимание речевые проблемы при задержке психического развития, умственной отсталости, нарушениях слуха, аутизме. Своеобразна речь и при некоторых нервно-психических заболеваниях. Для речи шизофреника характерны красноречие, образность, многословие, преобладание активного словаря над пассивным.

Достаточно часто причиной обращения родителей к специалистам являются не упомянутые выше состояния, а заметные для окружающих речевые проблемы детей. И только потом, в процессе обследования выносится медицинское заключение, при котором речевое нарушение не квалифицируется как ведущее, в клинической картине ему принадлежит второстепенная роль.

Бывают и такие ситуации, когда своё обращение психиатру, психологу родители связывают с неадекватным поведением ребёнка.

Обследование же выявляет первичность речевого нарушения, а странности поведения - вторичное наслоение и симптом начинающейся социально-психологической дезадаптации.

Логопедическое обследование начинается с изучения имеющейся психолого-медико-педагогической документации. Особое внимание уделяется ранее выявленным проблемам развития. Так, нарушение познавательной деятельности влечёт за собой системное недоразвитие средств языка - звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Снижение слуха без создания специальной коррекционно-развивающей среды может сдерживать формирование устной речи, а в дальнейшем может явиться причиной нарушений письма или чтения.

Логопед должен взять на заметку детей, перенёсших различные травмы, инфекции, оперированных под общим наркозом, при этом обращается внимание на возраст, в котором было перенесено патогенное воздействие.

В речевом развитии выделяют три критических периода, когда речевая функция наиболее уязвима.

Первый период отмечается е 14-18 месяцев во время активного формирования моторной зоны Брока.

Второй приходите? на три года - это период активного становления контекстной речи. В этот период возможно возникновение заикания, которое в специальной литературе называют эволюционно - связанным с возрастным развитием.

Третий пери од приходится примерно на 6-7 лет. В это вре мя идёт становление письменной речи (письма и чтения).

Сочетание различных вредностей социально-биологического характера может внест свои отрицательные коррективы в речевое ра: витие ребёнка. Социальный статус семьи имеет не последнее значение. Необходимо обратить внимание на детей из так называемых благополучных семей.

Выбор формы логопедического обследования диктуется многими объективными и субективными факторами

К объективным факторам можно отнести- возраст ребёнка и профиль учреждения, в котором проводится данное обследование. Например, в поликлинике вряд ли будет актуальным вопрос о проведении фронтального логопедического обследования.

Субъективных факторов гораздо больше, это: уровень интеллектуального и речевого развития, медицинский, психологический и социальный статус обследуемого.

Логопедическое обследование может проводиться различными способами - фронтально и индивидуально

По итогам обследования выносится речевое заключение,формируются группы для дальнейшей коррекционно-развивающей работы, заполняется необходимая документация.

Логопедическое обследование должно отобразить состояние всех сторон речи. Помимо этого обозначить вопросы, которые попадают в сферу интересов сопредельных логопедии наук. В первую очередь медицины и психологии. Результаты обследования заносятся в речевую карту. Если возникает необходимость - в протокол.

Если позволяют технические возможности, целесообразно проводить аудиозапись обследования. На более поздних этапах работы, когда становятся очевидными даже незначительные успехи ребёнка, для поддержания интереса к занятиям и его уверенности в своих силах, демонстрация образцов несовершенной речи при первичном обследовании, как дидактический приём, весьма эффективен. Этот приём применим не во всякой педагогической си­туации. Учащийся, в работе с которым предполагается его использование, прежде всего, должен иметь достаточный уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

Фиксируются паспортные данные:

1) фамилия, имя, отчество;

2) возраст, класс (группа);

3) домашний адрес;

4) дата зачисления на логопедические занятия.

Указываются причины обращения к логопеду со слов родителей или лиц, представляющих интересы ребёнка.

При обследовании учащихся отражается успеваемость по родному языку и чтению (литературе).

Важным при анализе первых пунктов представляется соответствие паспортного, физиологического и психологического возраста, т.е. соответствие уровня развития речи возрасту обследуемого.

При сборе анамнестических данных развития речи необходимо осветить такие вопросы, как:

1.время начало гуления (в норме оно появляется примерно в 2 месяца);

2.появление комплекса «оживления», который включает в себя двигательную активность ребёнка (одновременное движение руками, ногами), в сочетании с улыбкой и гулением;

3.появление лепетных слов;

4.появление слов;

5.появление фразы;

6.особенности произношения в два-три года:

-нормированное;

- искаженное произношение звуков

7.произношение слов:

- перестановки звуков в слове;

- называние первого слога слова;

- перестановка слогов в слове и т.д.;

8.особенности построения фразы;

9.озвучивает ли действия с предметами, игрушками, например, как лошадка цокает, как работает мотор у машины и т.д.;

10 таким образом компенсирует нехватку
слов - жестами или звукоподражаниями;

11 как называет себя, близких, любимые игрушки;

12 знает ли свой возраст.

Соответственно возрасту и уровню развития речи, выборочно освещаются вопросы, которые, по мнению логопеда, могли бы служить дополнительным источником информации для проведения диагностической работы.

Для логопедического заключения детям от 0 до 3-5 лет и детям с тяжёлыми речевыми нарушениями дополнительную информацию представляется возможным почерпнуть из медицинского анамнеза и анализа психофизического развития ребёнка до момента обследования.

Если доступна информация о течении беременности, родов и состоянии здоровья в первые годы жизни, необходимо выяснить воздействовали ли в этот период неблагоприятные факторы, которые могли спровоцировать или усугубить клиническую картину речевых нарушений. Среди неблагоприятных факторов течения беременности можно выделить:

1)несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору;

2)применение лекарственных препаратов, прежде всего антибиотиков и гормональных средств;

3)токсикозы беременности;

4)нарушение деятельности отдельных органов (почек, печени, сердца);

5)неустойчивость кровяного давления;

6)интоксикации организма, в том числе алкогольные, наркотические, курение;

7)психологические травмы;

8)инфекционные и вирусные заболевания(грипп, корь, краснуха и т.д.).

Некоторые осложнения при родах могут выступать в качестве патогенных факторов и провоцировать возникновения речевых нарушений. Среди этих факторов можно отметить самые распространённые:

1)затяжные роды со стимуляцией и применением механических средств родовспоможения, например, щипцов;

2)быстрые, стремительные роды;

3)раннее отхождение околоплодных вод;

4)неправильное прилежание плода: ягодичное, ножное, поперечное);

5)родовые травмы, например, черепно-мозговые или шейных отделов позвоночника;

6)асфиксия - кислородное голодание.

Нередко провоцирующим фактором выступают хронические, инфекционные и вирусные заболевания, различные травмы, оперативное вмешательство, проводимое под общим наркозом.

Изучая раннее физическое развитие, следует обратить внимание на способ вскармливания - грудное или искусственное. Если грудное, то до какого возраста, а также на то, когда ребёнок начал:

Одержать голову;

2)сидеть;

3)ходить;

4)бегать;

5)прыгать:

-на одной (правой - левой) ноге;

-на обеих ногах.

При сборе анамнеза о психофизическом и моторном развитии диагностический интерес представляют следующие параметры:

1)с какого возраста ребёнок манипулирует игрушками;

2)как бегает;

3)умеет ли бросать мяч, не теряя равновесия;

4)умеет ли кататься на велосипеде;

5)хорошо ли ходит по лестнице;

6)умеет ли расстегивать - застёгивать:

-«молнию»;

- пуговицы;

умеет ли есть сам, и с какого возраста;

умеет ли пользоваться ножницами;

9) умеет ли строить башню из кубиков и изскольких кубиков;

- может ли взять кубик большим и указательным пальцами;

- умеет ли копировать круги, квадраты,пересекающиеся линии;

- может ли дорисовать к неполному рисунку человека голову, туловище, руки, ноги;

- знает ли отдельные буквы, умеет ли их рисовать;

- ведущая рука.

Эти сведения могут быть почерпнуты из психологического обследования, что значительно сократит время собственно логопедического обследования.

Анатомо-топографические характеристики артикуляционных органов в отдельных случаях являются основным дифференциально-диагностическим признаком при установлении речевого заключения. Состояние артикуляционного аппарата является ключевым параметром при решении вопроса в пользу, например, различных форм ринолалии или механической (органической) дислалии.

Неправильное анатомическое строение артикуляционного аппарата классифицируется на врождённые и приобретённые дислалии, которые могут выступать как самостоятельными нарушениями, провоцирующими неправильное произношение звуков, так и симптомами в клинике различных заболеваний и состояний. При синдроме Дауна в клинической картине обязательно присутствуют дислалии артикуляционных органов различной степени выраженности.

Нарушения артикуляционной моторики могут носить органический и функциональный характер, или же сочетать в себе признаки того и другого и проявляться как в картине собственно речевого нарушения, так и в клинической картине других заболеваний и состояний.

Например, при олигофрении отмечается прямая зависимость между степенью выраженности слабоумия и состоянием артикуляционной моторики.

Конспективно осветим некоторые проблемы в строении и функционировании периферического речевого аппарата способные, так или иначе, влиять на воспроизводство звучащей речи. Нарушения строения губ:

- очень тонкие и короткие;

- толстые, массивные;

- укороченная или массивная связка между губой (верхней, нижней) и десной (верхней, нижней);

- расщелины верхней губы:

- скрытая, неполная расщелина без деформации кожно-хрящевого отдела носа;

- скрытая, неполная расщелина с деформацией кожно-хрящевого отдела носа;

- полная расщелина;

• различные повреждения травматического характера.

Нарушения строения зубного ряда:

- микродонтия постоянных зубов – зубы имеют необычно малые размеры;

- макродонтия постоянных зубов – зубы увеличены;

- диастема между передними зубами;

- хаотичное расположение зубов в зубном ряду;

- многорядное расположение зубов в ротовой полости;

• отсутствие передних резцов.Нарушения прикуса:

- передний открытый прикус — при сомкнутых коренных зубах между передними обнаруживается щель;

- боковой открытый прикус – коренные зубы не смыкаются, между ними образуется щель с одной или двух сторон;

- прогения - нижняя челюсть выступает вперёд, и её зубы прикрывают зубы верхней челюсти;

прогнатия - верхняя челюсть выступает вперёд, и её зубы закрывают зубы нижней челюсти.

Нарушения строения языка:

- макроглоссия - массивный, громоздкий язык;

- микроглоссия - маленький, недоразвитый язык;

укороченная подъязычная связка;

- укороченная, массивная подъязычная связка;

- различные повреждения травматического характера.

- Нарушения строения твёрдого нёба:

- высокое и широкое;

- высокое и узкое;

- готическое (высокое и заострённое вверху);

- куполообразное;

- плоское;

- расщелины твёрдого нёба;

- различные повреждения травматического характера.

Нарушения строения мягкого нёба:

• укороченное мягкое нёбо:

- врождённое;

- ушитое при операции;

расщелины мягкого нёба и альвеолярного отростка;

различные повреждения травматического характера.

Наличие той или иной особенности в строении артикуляционного аппарата ещё не является поводом для выделения её в качестве ведущей причины в возникновении речевого нарушения.

Наличие анатомического своеобразия подъязычной связки не во всяком случае ведёт к ненормированному, с точки зрения акустических характеристик, произношению отдельных звуков.

Возможно нормированное произношение при сочетании двух или более патологических факторов в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Велика вероятность того, что макроглоссия в сочетании с наличием высокого и широкого твёрдого нёба, не проявится нарушением звукопроизношения, например, в виде механической (органической) дислалии. В данном случае громоздкому языку достаточ­о места в ротовой полости, ему «есть, где развернуться».

Неоправданным представляется отказ нуждающемуся в проведении коррекционной работы по устранению недостатков звукопроизношения, вызванных врождёнными дисплазиями или приобретёнными нарушениями целостности артикуляционного аппарата, например, в случае отсутствия передних зубов по физиологическим (возрастная замена зубов) или другим причинам.

Одной из коррекционных задач в подобном случае становится выработка и закрепл­ние неспецифических приёмов артикуляции, компенсирующих анатомическое своеобразие органов артикуляции и характеризующихся несколько иным, чем это принято, их положением и взаимодействием, что в свою очередь позволяет добиваться звукопроизношения, идентичного или приближенного к нормированному по акустическим характеристикам.

Помимо оценки анатомической целостности артикуляционного аппарата важным является обследование мышц лица, шеи и артикуляционных органов в состоянии покоя. Диагностический интерес представляют такие параметры как:

наличие - отсутствие асимметрии в расположении парных органов на лице;

наличие - отсутствие асимметрии непарных органов лица относительно условной вертикальной осевой линии, например, опущение одного из уголков рта, асимметричный нос и т.д.;

наличие - отсутствие сглаженности носогубных складок;

характер смыкания губ: наличие - отсутствие плотного смыкания по линии губ;

наличие - отсутствие неврологических симптомов: гиперсаливации, судорог, изменение тонуса (спастичность, тремор, гиперкинез,гипотония) и т.д.

Качественные и количественные характеристики устной речи достаточно часто оказ­ываются зависимыми от состояния перифериче­ской нервной системы. Недостаточность в её функционировании оказывает своё негативное влияние на подвижность мышц артикуляционного аппарата. В картине обследования могут фигурировать такие особенности, как недостаточная подвижность из-за нарушения иннервации мягкого нёба, нарушение иннервации языка, губ, гиперметрия языка, оральные синкинезии, изменение конфигурации языка в состоянии покоя, дискоординационные расстройства движений и т.д.

Данные о состоянии артикуляционных органов и их моторики получают в процессе комплексного изучения их состояния в покое, по результатам выполнения обследуемым статических и динамических упражнений и по итогам анализа интегративной деятельности различных систем, обеспечивающих нормированную артикуляцию. После проведения нескольких упражнений вновь отмечается состояние мышц в состоянии покоя. Это даёт возмож­ность судить о скорости наступления утомления, если оно имеет место в конкретном случае, или о нарушениях со стороны периферической нервной системы. Ведётся наблюдение за состоянием кожных покровов.

В разных литературных источниках можно встретить как отдельные задания, так и их комплексы, анализ выполнения которых ребёнком даёт полное представление о состоянии его артикуляционной моторики.

Диагностический комплекс заданий, направленный на изучение состояния отдельных органов артикуляционного аппарата и их взаимодействия, включает как статические, так и динамические упражнения.

При тяжёлых речевых нарушениях определённая часть заданий выполняется обследуемым в пассивно-активной форме.

Например, логопед разводит губы ребёнка в стороны, а в исходное положение ребёнок возвращает их самостоятельно и т.д.

При обследовании состояния и иннервации мимико-артикуляционных, жевательно-артикуляционных мышц и мышц щёк предлагается выполнить следующие задания:

широко раскрыть рот и зафиксировать это положение на 10 секунд;

движения челюстью вправо и влево с фиксацией в максимальной точке удаления от исходного положения;

удерживать выдвинутой вперёд нижнюю челюсть (5-10 секунд);

на счёт «один» опустить нижнюю челюсть на ширину одного пальца, на счёт «два» максимально опустить её вниз, на счёт «три» закрыть рот;

поднять и опустить брови (5 раз);

- свести брови к переносице и зафиксировать их в этом положении на 5-10 секунд;

- широко раскрыть глаза и зафиксировать их в этом положении на 5 секунд;

- сморщить лоб и вытянуть губы вперёд,зафиксировать положение на 5-10 секунд;

закрыть - открыть оба глаза;

закрывать - открывать правый (левый) глаз;

- поочерёдно открывать и закрывать глаза;

- подтянуть уголки рта к ушам, зафиксировать это положение на 5-10 секунд;

- надуть обе щеки, зафиксировав это положение на 5-10 секунд;

- поочерёдно надувать щёки 5-10 раз;

- втянуть щёки в рот и зафиксировать это положение на 5-10 секунд.

Задания для диагностики состояния губ и их иннервации:

растянуть губы в улыбке, обнажая передние зубы зафиксировать положение на 5-10 секунд;

--растягивать губы в улыбке не менее 5 раз;

- вытянуть губы трубочкой и зафиксировать их в таком положении на 5-10 секунд;

- вытянутые трубочкой губы смещать их вправо - влево не менее 5 раз;

- набрать и удерживать воздух под верхней (нижней) губой 5-10 секунд;

- втянуть губы в глубь рта и зафиксировать их в этом положении на 5-10 секунд;

- широко раскрыть рот, плотно прижать губы к зубам и зафиксировать данное положение («овал») на 5-10 секунд;

- попеременно вытягивать губы вперёд трубочкой и растягивать их в улыбке не менее 5 раз;

- попеременно вытягивать губы вперёд трубочкой и выполнять упражнение «овал» не менее 5 раз;

- попеременно поднимать верхнюю губу к носу, а нижнюю опускать к подбородку.

Для выявления особенностей состояния и иннервации мышц языка предлагается выполнить следующие задания статические и динамические упражнения:

- зафиксировать широкий распластанный язык на нижней губе, удерживать в этом положении 5-10 секунд;

- зафиксировать широкий распластанный язык высунутым из ротовой полости на 5-10 секунд, язык упирается в уголки губ, но не должен касаться зубов;

- зафиксировать узкий язык высунутым из ротовой полости на 5-10 секунд, язык не должен касаться ни зубов, ни губ;

- зафиксировать и удерживать трубочкой высунутый изо рта язык 5-10 секунд;

- чередовать выполнение двух из вышеперечисленных заданий не менее 5 раз;

высовывать язык изо рта, а затем оттягивать его в глубь ротовой полости не менее 5 раз;

дотянуться кончиком языка до кончика носа;

дотянуться кончиком языка до подбородка;

попеременно дотягиваться кончиком языка до кончика носа и до подбородка, повторять не менее 5 раз;

узким, высунутым изо рта языком поочерёдно касаться правого и левого уголков рта, повторять упражнение не менее 5 раз;

присосать спинку языка к нёбу; удерживая в таком положении, закрывать и открывать рот не менее 5 раз;

присосать широкий распластанный язык к нёбу, при отведённой вниз челюсти пощёлкать языком не менее 5 раз;

широко раскрыть рот, коснуться верхних альвеол узким кончиком языка;

попеременно касаться языком внутренней поверхности щёк не менее 5 раз.

Обследование состояния и иннервации мышц мягкого нёба и увулярного отростка:

широко раскрыть рот и на выдохе произносить звук «а»;

широко раскрыть рот и произносить на твёрдой атаке звук «а»;

предлагается ребенку дуть на ватный шарик, отслеживая при этом отток воздуха через нос при помощи бумажной полоски.

Отмечается уровень согласованности в деятельности артикуляционного аппарата и раз­личных систем, обеспечивающих производст­во полноценной устной речи: двигательно-кинестетической, слуховой, зрительной, а также физиологического и речевого дыхания, голосового аппарата.

Отмечаются количественные и качественные характеристики выполненных артикуляционных упражнений, такие как:

объём и точность выполнения заданных упражнений;

сохранение объёма и точности при увеличении количества заданий;

умение переключаться с одного упражнения на другое;

умение выдерживать ритм, темп в процессе выполнения упражнений;

умение выполнять серии упражнений,не нарушая заданной последовательности;

количество времени, в течение которого обследуемый сохраняет достаточно высокий уровень способен активно участвовать в проводимом обследовании;

дифференциация движений при выполнении упражнений.

В процессе обследования артикуляционно­го аппарата должно быть получено максимальное количество информации об его анатомо-фи-зиологических и функциональных особенностях, необходимых для проведения промежуточной диагностики возможных речевых наруше­ний и определения приоритетов коррекционной работы в каждом конкретном случае.

Голосовые нарушения могут выступать не только самостоятельными нарушениями, но симптомами других речевых патологий. К тому же они могут указывать на развитие или нали­чие заболеваний органов и систем организма, например, грубый не по годам голос может по­служить сигналом о проблемах эндокринной системы. Заключение об анатомических особенностях голосового аппарата выносится по итогам клинического обследования фониатром или отоларингологом.

Обследуя речь, необходимо охарактеризовать такие параметры как сила голоса: голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи;

тембр голоса: глухой, назализованный,хриплый, монотонный, сдавленный,тусклый,гортанный,форсированный,напряжённыйпрерывисты;

голосовая модуляция: выраженность или отсутствие голосовых модуляций и т.д.

Для выявления способности к произвольному модулированию голоса обследуемому предлагается произнести одну фразу.

шёпотом, громко, обычным голосом;

выделяя голосом одно из заданных слов.

Нарушения голоса нередко связаны с недостатками организации речевого дыхания. Так, при речи на вдохе он может быть захлёбывающимся, а при сильном выдохе резким и крикливым и т.д.

Помимо того отмечается и тип физиологического дыхания и формы его нарушения. Для различных речевых нарушений характерны специфические его особенности, например, в картине заикания могут присутствовать такие формы его нарушения:

экспираторная - судорожный выдох;

инспираторная - судорожный вдох, иногда со всхлипыванием;

респираторная - судорожные вдох и выдох, возможно с разрывом слов.

В клинической картине различных форм дизартрии в зависимости от степени выражен­ности присутствуют такие нарушения как: по­верхностное, ключичное, слабое, аритмичное дыхание, ослабленный выдох и т.д.

Нарушения темпа (брадилалия, тахилалия и её разновидности) и темпо-ритмической стороны речи (заикание) как самостоятельные речевые патологии требуют детального обсле­дования с целью определения степени данных расстройств и направлений коррекционной работы. Во время обследования по данной схеме отмечаются состояния, близкие к патологическим изменениям в организации темпо-римической стороны. Их своевременная диагностика открывает широкие возможности для профи­лактической работы по предупреждению выше названных речевых расстройст.

Для изучения устной речи дошкольников и школьников предлагается наглядно-дидактический материал, содержащий материал, дифференцированный:

1)по возрастному критерию:

а)для дошкольников - первоклассников;

б)второклассников и более старших школьников;

2) по степени трудности предъявляемого речевого материала.

Весь материал систематизирован. Для изучения понимания речи, обследуемому предлагается прослушать:

фразу и показать, какой картинке она соответствует, например, Шура (Женя, Валя) упал(а) или заплакал(а) и т.д. Основным ориентиром в правильном определении картинки по фразе является понимание ребёнком категории рода глагола.

небольшой стихотворный отрывок и показать, какой сюжетной картинке он соответствует;

небольшой рассказ и ответить на вопросы.

В одном из заданий дошкольникам предлагается показать, где:

слоник держит мишку (у слоника мишка) - мишка держит слоника (у мишки слоник);

ёлка на грузовике - грузовик на ёлке;

белка в дупле - белка на ветке;

ёжик под грибочком - ёжик с грибочком.

Более сложное задание для младших школьников предполагает изучение их умения воспринимать описываемые в стихотворении неадекватные, абсурдные ситуации. Главным в анализе услышанного является не оценка достоверности ситуации, а привлече­ние внимания ребёнка к лексико-грамматическому оформлению высказывания. Ребёнок слушает и показывает соответствующую картинку.

Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинает вязать канарейка, Цветы малышей поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучкина бабушка в куклы играет, А рыбы читают весёлые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки.

Для получения дополнительной информации по этому разделу, можно попросить ребёнка ответить на вопрос «Как всё должно быть?».

Для изучения понимания наречий сравнительной степени, ребёнку предлагается ответить на вопросы:

Маша выше Даши. Кто здесь Маша?Димин карандаш короче Тиминого. Какой карандаш Димин? Какой Тимин?

Паша старше Саши, но моложе Миши.Кто всех старше? Кто младше всех?

Понимание сложных логико-грамматические конструкций помагает определить следующее задание, в котором ребёнку предлагается показать картинку, на которой:

Девочка спасена мальчиком. – Мальчик спасён девочкой.

Собака испугана медведем. – Медведь испуган собакой.

Грузовик вытянут трактором. – Трактор вытянут грузовиком.

Обследование произношения проводится на материале, предусматривающем поло­жение звука в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звонкие согласные. Их произношение проверяется только в начале и середине слова, так как произносительные нормы русского языка требуют обязательного оглушения звонкого согласного в конце слова.

Для обследования произношения звуков речи у детей рекомендуется использовать слова с различной слоговой структурой.

При обследовании состояния гласных целесообразно предлагать слова, в которых гласный первый в слове:

под ударением (аист, ослик, утка, иглы);

безударный (автобус, индюк, ананас, улитка).

Условие использовать при проведении обследования слова различной слоговой структуры распространяется также и на этот речевой материал.

Обследование произношения согласных звуков проводится по традиционным канонам

изолированно - дошкольника просят повторить звук, а школьника назвать, какие звуки обозначает буква;

в слогах - повторить или прочитать;

в словах - назвать картинки или повторить их название;

во фразе:

- составить предложение по картинке,

повторить фразу или прочитать, а затем воспроизвести её.

1. Обследование изолированного произношения звуков речи: б, б\ п, п\ в, в\ с, с\ з, з\ ц, ш, ж, ч, л, л', р, р\ м, м\ к, к\ х, х\ г, г\ д, д\ т, т', ф, ф\ и, а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и.

Результаты фиксируются либо в таблице, либо в свободной форме, удобной для анализа в дальнейшем.

Условные обозначения выбираются произвольно, например:

б/п - боковое произношение;

м/з - межзубное произношение;

(+) или чистая строка – нормированное произношение;

(-) - звук отсутствует и т.д.

В табл. 1 представлен перечень слов и фраз.

Обследование фонематических процессов строится в игровой форме и предполагает различный уровень сложности заданий для дошкольников - первоклассников и школьников второго класса и старше. Задания подобраны таким образом, что помимо обследования собственно фонематических процессов, исследователь получает возможность определить состояние и особенности деятельности ряда психологических процессов, играющих значительную роль в становлении и всестороннем развитии речи (устной письменной) речи всех её функций.

Всестороннее исследование состояния устной речи даже в работе с дошкольниками - не конечная цель логопедического обследования. Помимо выявления имеющихся нарушений, перед логопедом стоит задача - выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи, среди которых особо следует отметить дефицит слухо-речевой памяти, слабость вербализации пространственных представлений, слабость вербализации пространственных представлений.

В связи с этим изучению фонематических процессов, их внутренним взаимосвязям и связям с обозначенными выше психическими пр­цессами посвящено достаточно большое количество заданий.

В одном блоке заданий обследуемому предлагается назвать выделяемые экспериментатором гласные звуки в словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с тем же звуком в указанной позиции. Слова-названия картинок, в которых:

гласный звук в начале слова в ударной позиции, слова: аист, уши, облако, иглы - гласный в безударном слоге (исключение составляетслово «остров» с ударением на первом слоге),слова: остров, утюг, индюк, арбуз (аист - арбуз,уши - утюг, аблако - остров, иглы - индюк);

гласный в середине, слова: мак, сок,сыр, лист - кот, кит, дым, рак (мак - рак,сок - кот, сыр - дым, лист - кит).

гласный в конце слова в ударной позиции, слова: луна, ведро, шары, кенгуру гласный в конце слова в безударном и ударном слоге: ракета, горы, кольцо, кенгуру - 2 животных (луна - ракета, яйцо - кольцо, шары -горы, кенгуру - кенгуру).Определить последний согласный звук в словах первого ряда, подобрать слово из второго ряда с этим же звуком в начале слова. Соеди­нить стрелками картинки:

твёрдый согласный в конце слова, слова: банан, душ, забор - твёрдый согласный в начале слова, слова: шуба, роза, носки (банан - носки, душ - шуба, забор - роза);

мягкий согласный в конце слова, слова:ель, рысь, дверь - мягкий согласный в начале слова, слова: репа, сито, лиса (ель - лиса,рысь - еито, дверь - репа).

Установление последовательности зву­ков в слове. К верхнему ряду картинок подобрать картинки из нижнего ряда, соблюдая последовательность заданных звуков в словах - названиях картинок. Соединить картинки стрелками:

определить последовательность гласных: крот, паук, слива - вилка, стол, кактус (крот - стол, паук - кактус, слива - вилка);

определить последовательность согласных звуков: лес, крот, стол, шишки - корыто, стул, шашки, лиса (лес - лис, а, стол - стул, шишка - шаицса).

Для второклассников и более старших школьников аналогичные задания предлагается в виде игры «Замкни кольцо» составить цепочку слов, где последний звук слова является первым звуком следующего слова. При пра­вильном выполнении задания последний звук последнего слова будет являться первым звуком слова, которое было выделено первым. С какого бы слова ребёнок ни начал восстанавливать цепочку, круг обязательно должен замкнуться.

Задания различной степени сложности. Сначала предлагаются слова, начинающиеся и заканчивающиеся на твёрдый согласный. На картинках под номерами изображены: 1) цыплёнок, 2) самолёт, 3) ранец, 4) компас, 5) топор (компас - самолёт. - топор - ранец -цыплёнок).

Посередине листа небольшой круг с пятью маленькими кружочками(квадратиками), в которые исследуемый должен вписать номера картинок.

Далее задание усложняется, и детям для анализа предлагаются слова как с твёрдыми, так и с мягкими согласными в начале и конце слов - названий картинок: 1) якорь, 2) ре­мень, 3) синий, 4) невеста, 5) стол, 6) авто­бус, 7) лось (синий - якорь - ремень - невес­та - автобус - стол - лось).

Для изучения состояния фонематического анализа и синтеза дошкольникам и первоклассникам предлагается игра «Отыщи словечко», в которой из первых звуков названий картинок необходимо составить слово: 1) сова, ухо, пушка (суп); 2) гусь, ранец, окна, муха (гром).

Аналогичное задание - составить слово из последних звуков слов-названий картинок: 1) тигр, лицо, плох (рот); 2) автобус, окно, гном (сом).

Для второклассников и более старших школьников подобная игра называется «Секрет» и основана на материале, соответствующем возрасту обследуемых. Предлагается составить искомое слово на анализе не трёх - четырёх слов, а пяти - семи. Подобраны для анализа и синтеза слова с йотированными гласными и мягкими согласными, для обозначения ко­торых на письме используются гласные второго ряда.

баран, улитка, радуга, ананас, ножницы(буран);

игла, груша, ручка, утконос, шалаш, кубик, альбом (игрушка);

матрёшка, арка, ёж, куртка, акула(майка);

месяц, ангел, чеснок, индюк, клубок(мячик);

дыня, рамка, улей, зебра, шла, апельсин(друзья);

ель, аквариум, щётки, избушка, капуста(ящик).

Для составления слов из последних звуков слов-названий картинок второклассниками и более старшими школьниками подобран следующий материал:

лифт, снегирь, матрёшка, телескоп, колобок, ромашка (тряпка);

шкаф, кенгуру, шарф, беседка, попугай,молоток, кукла (фуфайка)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: