Дисциплина: Теория и методика обучения детей дошкольного возраста русскому языку
Дата:. 23.04.2020г.
Группа: КЗДО-15
Студент:Николаева Анастасия Александровна
Тип занятия: практическое занятие
Тема занятия: Модульная контрольная.
Тема.1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
Заполните таблицу «Зарубежная педагогика в развитии речи».
№пп | Авторы, годы жизни | Труды |
1. | Я.А. Коменский (1592–1672г.г.) | «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», «Великая дидактика», «Мир чувcтвительных вещей в картинках» |
2. | И.Г.Песталоцци (1746-1827г.г.) | «Как Гертруда учит своих детей», «Азбука наглядности,или наглядное учение об измерении», «Книга матерей,или Руководство для матерей Как учить их детей наблюдать и говорить», « |
3. | Ф. Фребель (1782-1852г.г.) | Фребель предложил шесть «даров». |
4. | М. Монтессори (1870-1952г.г.) | "Дом pебенка", "Метод Монтессори", "Антропологическая педагогика".Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5-6 лет, Впитывающий разум ребенка., Дом ребенка. Метод научной педагогики, |
Заполните таблицу. Дать определение: «Задачи речевого развития детей».
Основные единицы языка | Формы речевого общения | Задачи развития речи |
Фонема (звук) | Диалог – формирование разговорной речи | Развитие звуковой культуры речи |
Слово | Монолог – формирование монологической речи | Развитие словаря |
Словоформа Словосочетание Предложение | Формирование грамматического строя речи | |
Текст | Развитие связной речи - формирование диалогической (разговорной) речи, - формирование монологической речи |
Какие дидактические требования предъявляются к проведению образовательной деятельности в ДОУ?
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.
2. Коррекционная направленность занятия, определяющая содержание и методику его проведения.
3. Оптимальная интенсивность нагрузки.
4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.
6. Связь содержания занятия с жизнью, опора на опыт детей.
7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.
8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.
9. Эмоциональный положительный фон занятия.
10.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным подходом.
11.Применение разнообразных форм закрепления материала на занятии и в другой деятельности.
12. Речевая активность каждого ребенка.
13. Учет результатов занятия.
Тема 2. Методика формирования звукопроизношения в процессе образовательной деятельности
Составьте картотеку из 1 игры-упражнения со звукоподражанием для закрепления звуков для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
1. Лес шумит Цель. Автоматизация звука ш. Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш... Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш... Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли свободно двигать руками. На слова «шуми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Если воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее машут руками. |
Тема 2.
Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников».
Возраст дошкольного детства | Развитие связной речи |
К концу первого-началу второго года жизни | К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения. |
К концу второго года жизни | В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта. |
На третьем году жизни | На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении. |
В дошкольном возрасте | В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. |
3. Дополните описание диагностических умений педагогов по развитию речи дошкольников (по исследованию Шабаевой Г.Ф.)
Образец:
1. Умения обследовать речь ребенка:
Подготовка исследования^ Приготовить куклу и 4 - 5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т. д.) коробку, небольшие шарики. Проведение исследования^ Исследования проводятся с детьми 1 - 3 лет.
I ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;
II ситуация - просят указать на называемый предмет;
Ш ситуация - предлагают показать у куклы, какую - либо часть лица или тела;
IV ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;
V ситуация - просят дать называемый предмет;
VI ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить шарики в коробку (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей)
VII ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Обработка данных^ Определяют количество детей, правильно выполнивших задания в каждой ситуации (в %). Анализируют число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Делают вывод об особенностях понимания речи детьми раннего возраста.
2. Умения диагностировать стороны речи:
Подобрать несколько групп слов:
I - слова, обозначающие хорошо знакомые ребенку предметы, с которыми он постоянно действует, например: чашка, тапка, мяч;
П - слова, обозначающие знакомые предметы, действия с которыми редки или ограничены для ребенка, например: часы, газета, кошелек;
III - слова, обозначающие природные явления, например: дождь, снег, солнце;
IV - слова, обозначающие хорошо знакомых детям животных, например: кошка, собака, воробей;
V - слова, обозначающие животных, знакомых детям в основном по описаниям, иллюстрациям, например: лягушка, лиса, медведь. Подготовить предметные картинки, соответствующие словам, фишки, секундомер. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и состоит из 3 этапов, интервал между которыми составляет 7 дней. 1этап.
Первая серия. Проводится как игра «Какой, какая, какие?». Ребенку предлагают поиграть и говорят: «Я буду называть предметы, а ты скажи, какой он. Например, я скажу: «Рукавичка», а ты скажи: «Красивая, мягкая, яркая». Какие еще слова можно сказать про рукавичку? (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 признака.) За каждый ответ я буду давать тебе фишку. В конце игры мы посчитаем, сколько у тебя фишек». После этого экспериментатор называет слова I-IV групп по одному и побуждает ребенка называть признаки. Если дошкольник не принимает задания, то оно объясняется еще раз на другом примере. Вторая серия. Проводится в виде игры «Кто что делает?» аналогично первой серии, но инструкция изменяется. Экспериментатор говорит ребенку: «Я буду называть животных, а ты скажи, что они делают. Например, я скажу: «Заяц», а 15
ты скажи: «Прыгает, бегает». Что еще заяц может делать?» (Добиваются, чтобы ребенок назвал еще 2-3 действия.) За каждый ответ ребенок также получает фишку. Используются IV-V группы слов. // этап аналогичен I, но проводится с использованием наглядной опоры картинки, которую демонстрируют при назывании слова, а во время ответа от ребенка прячут. Шэтап проводится аналогично П, но картинка во время называния признаков или действий находится перед ребенком. Обработка данных. Подсчитывают количество названных детьми прилагательных и глаголов отдельно по каждой группе слов и по каждому этапу исследования. Данные заносят в таблицу
3. Умения составлять характеристики речевого развития детей:
ТЕСТ № 1 «Свободные словесные ассоциации по определенному слову» Задача: Будем играть со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты сразу скажешь мне другое слово, какое ты хочешь. 1. Стул. 2. Мяч. 3. Иван. 4. Зайчик. 5. Пою. 6. Красный. Оценка: По крайней мере три верных ответа (т.е. адекватные словураздражителю ассоциации - однородная группа предметов; определения; сходство звучания).
ТЕСТ №2 «Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных» 1. Ребенок толкает.... 2. Девочка качает... 3. Зайчик хрупает... 4. Мама стирает... 5. Девочка поливает... Оценка: 5 верных ответов
ТЕСТ № 3 «Подбор и активное употребление глаголов» 1. Что делает зайчик? 2. Что делает ребенок? 3. Что делает петух? 4. Что делает мама? 5. Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.
ТЕСТ № 4 «Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов» 1. Как говорится о маленьком стуле? А если их много? 2. Как говорится о маленькой собаке? А если их много? 3. Как говорится о маленьком яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа. 8
ТЕСТ № 5 «Подбор и активное употребление имен прилагательных» 1. Какое яблоко? 2. Какой слон? 3. Какие цветы? 4. Какая зима? 5. Какая собака? Оценка: 5 верных ответов.
ТЕСТ № 6 «Составление предложения по первому слову» 1. Мальчик. 2. Кукла. 3. Мишка. Оценка: 2 верных ответа.
ТЕСТ № 7 «Составление предложения по трем словам» 1. Кукла, девочка, платье. 2. Тетя, плита, пища. 3. Дядя, грузовик, дрова. Оценка: 2 верных ответа.
ТЕСТ No 8 «Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении - раскрытие логического вербального мышления» 1. Он вышел, когда... 2. Он не пошел на прогулку, потому что... 3. Он не вышел во двор, куда... 4. Он взял игрушку, которая... Оценка: 3 верных ответа.
ТЕСТ № 9 «Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения - обнаружения чутья к грамматической правильности» Задача: Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можно их исправить? 1. Он ушла на реку? 2. Там увидел маленький рыбку. 3. Потом бросил один камни. 4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка. Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из 2 возможных способов переконструирования). ТЕСТ№ 10 «Словесное объяснение определенного действия в его последовательности» Задача: 1. Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни мне, как играть в прятки? Или в игру, которую ты знаешь и любишь? 9
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
ТЕСТ № 11 «Практическое осознание основных элементов» 1. Скажи одно слово. 2. Скажи один звук. 3. Скажи одно предложение. Оценка: 3 верных ответа ТЕСТ№ 12 «Произвольное и сознательное построение устного высказывания» Задача: Хочешь сыграть в игру «Запрещенные слова»? я буду спрашивать тебя о чем-то, а ты должен мне ответить, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова 1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова - зайчик, морковь). 2. Что делает собака? (Запрещенные слова - собака, лает). 3. Какая лиса? (Запрещенные слова - лиса, хитрая). Оценка: 2 верных ответа.(ответ должен быть предложением, т.е. два связных слова). КоРР - КОЭФФИЦИЕНТ РЕЧЕВОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ
КоРР = ВРР*10° KB ВРР - возраст речевого развития KB - календарный (хронологический) возраст ребенка в месяцах ВРР - определяется числом успешно решенных задач ребенком (по тестовому методу) вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно мы принимаем, что каждая из 12 вербальных задач оценивается в 6 месяцев. KB - определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается также месяцами, причем остаток от 15 дней и больше - округляется на 1 месяц. Так, например, еслм ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 мес. 17 дней - его календарный возраст (KB) = 64 месяцам. Если при исследовании по тестовому методу этот ребенок успешно решает 11 вербальных задач, его возраст речевого развития (BP) = 66 месяцам.
~ ту Т\Г\ 11*6*100 Тогда КоРР = = юз 64 Таким образом: КоРР до 9 - значительно низкое речевое развитие КоРР от 10 до 41 - нормально низкое речевое развитие. КоРР от 42 до 108 - нормальное речевое развитие. КоРР от 109 до 141 - нормальное высокое речевое развитие. КоРР от 142 и выше - значительно высокое речевое развитие
.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова О.В., Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Гурович Л.М. Теория и технология развития речи детей дошкольного возраста: Программа учебного курса и методические рекомендации.-М., 2008.
2. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..- М., 2010.
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.А.Стародубова.- М.Академия, 2007.-256.
4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова.-М.: Академия, 2010.-144с.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей под ред. Сохина Ф.А..-М., 2005.
6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Акцидент, 2007.
7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Академия, 2010. – 189 с.
8. Яшина В.И. Речевая подготовка детей к школьному обучению/Инновационные технологии предшкольного образования.-М., 2008
9. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования/В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. Ред. В.И. Яшиной.-5-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-448 с.-(сер. Бакалавриат).