Комплексный метод устранения заикания.




Симптоматика заикания.

Большая неустойчивость. Симптомы заикания проявляются то резко, то стерто, то вообще исчезают. Колебания зависят от

· возраста, особенно выражены в раннем возрасте и пубертатный период;

· Данности существования (с течением времени симптоматика нарастает);

· Возрастных фаз (пубертатный период- пик заикания, к старости симптомы ослабевают;

· Нервно-соматического состояния заикающегося (после болезни симптомы усиливаются)

· Разных форм речи.

Особенно неустойчивая симптоматика при невротическом заикании, при органическом – постоянна.

Заикание является сложным речевым расстройством и представляет собой синдром, то есть ряд симптомов.

Некоторые авторы выделяют первичные и вторичные симптомы, а некоторые физические и психические.

Физические симптомы (видны).

Появляются первыми, когда никаких переживаний у ребенка по поводу заикания ещё нет.

1. Судороги - непроизвольные сокращения мышц. Все речевые судороги по характеру делятся на тонические и клонические.

a. Тонические. Тонус – это стойкий длительный спазм мышц с последующим прорывом. При них образуется смычка (губ, языка) и ребенок не может их разомкнуть. В процессе речи тонус выражается в длительной задержке на каком-то одном звуке. Д_______орога. Резкий прорыв в конце.

b. Клонические. Клонус – ритмические, но непродолжительные повторяющиеся многократно сокращения мышц. Может повторяться и звук и слог. Ддддддогора. Дододододорога.

c. Смешанные. Тоно-клонические или клоно-тонические.

Считается, что клонические судороги более легкие, чем тонические. Чаще всего заикание начинается с клонических судорог.

Запинки в речи, похожие на клонус, считаются нормальным явлением на определенном этапе развития детской речи 2-3 года. Пайкин говорит о том, что в речи каждого ребенка в процессе развития наблюдается клонус фаза, при которой возникает повторение одного слога. При этом они не являются заиканием и при правильном подходе они должны исчезнуть. Могут быть вызваны несформированностью мысли, неподбором слов. Но при неправильном подходе переходит в заикание.

Судороги носят смешанный характер. Начинаются с клонуса, затем в клоно-тонус, затем в тонус.

Различают 3 формы заикания: клоническое, тоническое и смешанное.

В зависимости от локализации: дыхательные судороги, голосовые судороги, артикуляторные судороги.

Иногда в нескольких отделах могут быть.

Дыхательные судороги могут быть экспираторные (Судорожный выдох во время речи независимо от воли человека, при этом речь останавливается, часто возникает перед началом речи. Воздух с шумом выносится из груди и речь осуществляется с трудом. Может наступать и посредине слова.), инспираторные (Судорожный вдох непроизвольный. Происходит это даже тогда, когда у ребенка достаточно воздуха, чтобы закончить фразу. Речь может не прерываться, но заикающийся говорит как бы захлебываясь, речь при плаче) и респираторные (Ритмическая судорога. Происходит сочетание судорожного вдоха и выдоха, напоминает она состояние тяжелой одышки).

Голосовые судороги (вокальные) могут быть:

Голосовые связки во время речи смыкаются настолько, что речь невозможна, голос прерывается, речь пропадает.

Голосообразование возможно, но при этом наблюдается длительное застревание на гласных звуках. Полного спазма нет. Прохождение воздушной струи возможно. «дрожащий спазм».

Артикуляторные судороги могут быть очень разнообразными.

Судорога мягкого неба – гнусавость.

Судорога губ – страдают губные звуки,

судорога языка – язычные, и тд.

Чаще всего смешанные судороги.

2. Сопутствующие движения – это судорожные сокращения в неречевой мускулатуре в процессе речи. Непроизвольные.

Выделяют: первичные и вторичные сопутствующие движения.

Первичные охватывают группу мышц, которые близко к речевым (мышцы щек, крылья носа и глаз). Вторичные – отдаленные от речевых (туловище и конечности).

Произвольные.

Существуют сопутствующие действия (психические симптомы, так как это сознательные действия вне речевой мускулатуры. Просто при помощи них говорящий облегчает себе речь.

3. Вегетативные проявления – это неполноценная работа вегетативной НС. (потливость, покраснение, побледнение, сердцебиение, одышка)

4. Эмболофразии (embol – клин, вставка; phrasis– выражение, речь) – вставка в речь, не связанная с содержанием речи. Иногда эти вставки даже изменяют смысл высказывания. Это речевые уловки, с помощью которых заикающийся скрывает свой дефект (вот, это, это самое). Когда он сознательно заменяет одно слово другим – это не эмболофразия.

Психические симптомы – это скрытые симптомы. Они представляют собой картину внутреннего страдания человека и не видны для посторонних.

10-15% - физические, остальные – психические симптомы.

1. Фобии – навязчивые состояния страха. Их необоснованность заикающийся понимает, но избавиться от их не может. Различают: логофобии (страх перед речью в целом вообще), звукофобии (перед звуками).

2. Вторичные психические наслоения – своеобразные психические переживания, связанные с речевым дефектом.

Все заикающиеся делятся на 3 группы.

1 группа – вторичные наслоения не выражены. В большей степени физические, больше судорожности. Более легкие.

2 группа – вторичные наслоения выражены умеренно.

3 группа – вторичные наслоения выражены резко. Заслоняют всё в жизни. Мнительные, стремятся к одиночеству, нерешительные, плохо чувствуют себя в коллективе, обидчивы. Трудные.

Клиническая картина заикания меняется с возрастом.

В дошкольном возрасте наиболее выражены физические симптомы, а после 45 лет остаются уловки (эмболофразии или сопутствующие действия). Поэтому подход к устранению различный. Легче – у дошкольников.

Существует комплексный метод для всех групп, который варьируется в зависимости от возраста.

 

Комплексный метод устранения заикания.

Комплексный метод – основной. В 1930 г. Хватцев М.В.

В 1889г. в работе Секорского.

Почему именно он?

Необходимость комплексного метода состоит в том, что заикание охватывает не только речевую, но и психическую сферу, личностные особенности, неврологическую сферу.

Воздействовать на одну сферу только было бы неправильно.

Комплексный метод включает в себя:

1. Оздоровляющее влияние окружающей среды. Воздействие на семью, школу, людей, с которыми ребенок контактирует.

2. Медицинское воздействие. Воздействие на нервную систему заикающегося. Под наблюдением врача. При этом используется как медикаментозное воздействие, физиотерапевтические процедуры, водные, электропроцедуры.

3. Психотерапевтическое воздействие. Воздействие при помощи слова. При этом используются методы разъяснения, убеждения, беседы и внушения. Основная задача – нормализация психического состояния. Воздействие на психические симптомы заикания. Воспитание спокойствия, уверенности в себе.

4. Логопедическая работа – непосредственно работа над речью. Дидактическая часть метода, которая предполагает развитие общей, мелкой моторики, артикуляторной моторики, работа над просодикой, работа над дыханием, голосом, логоритмика.

Комплексный метод применяется для всех возрастов и при всех формах заикания. По-разному применяется для разных возрастных групп заикающихся.

1. Оздоровляющее влияние окружающей среды.

Раздел предполагает воспитание у человека правильной установки на свой дефект и правильных реакций со стороны окружения. Имеется в виду создание для заикающегося такой внешней среды, такого образа жизни, которые бы содействовали более быстрой нормализации функций организма, в первую очередь ЦНС.

Цель – придать пребывание заикающегося ребенка в условиях спец учреждения положительную эмоциональную окраску. Следует создать у ребенка спокойное, в то же время бодрое настроение, отвлечь от тревожных мыслей о дефекте. На детей благотворно влияет хорошо оборудованное помещение, мебель, картины, дидактический материал, благоустроенность территории. Работники, с которыми контактирует заикающийся, должны построить отношения с детьми таким образом, чтобы поддерживать настроение, веру в выздоровления. Особое внимание уделяется образцу правильной речи и поведению специалистов. Тон речи должен быть спокойным, доброжелательным, речь должна быть проста и доступна, обязательно на мягкой атаке голоса.

Виды атаки: мягкая, твердая, предыхательная.

 

Щадящий режим (питания, сна, отдыха, занятия и тд) имеет важное значение. Режим дня предусматривает определенный ритм жизни ребенка (чередование сна и бодрствования и разных видов деятельности). Систематическое чередования видов деятельности способствует нормализации работы НС и всего организма в целом. Так как многие заикающиеся являются соматически ослабленными, то в составление распорядка дня должно включаться большое количество отдыха. Большое значение имеет разнообразие видов деятельности.

Для возбудимых – спокойные игры, для спокойных- активные.

Для заикающихся нужен определенный режим питания. Рацион должен состоять из животной пищи, с ограничением мясного белка, за исключением шоколада, кофе и крепкого чая. Большое внимание уделять витаминизации пищи. За них отвечает педиатр.

Занятия физическими упражнениями:

Упражнение на дыхание (плавание, ходьба на лыжах, велосипед; исключаются азартные игры – хоккей, футбол, бокс).

Речевой режим со стороны окружающих – мягкая атака голоса, грамотно, модулировано.

Работа с родителями. Нужно соблюдать режим. Спокойная обстановка дома. Одинаковый подход с ребенком. Не повышать тон.

С ребенком нужно заниматься систематически. 1 раз в полгода посещение невропатолога. Посещение занятий с ребенком.Необходимо вести работу со школьными учителями.

Задача учителя – сделать комфортным пребывания ребенка в классе.

Запрещается опрашивать устно; нужно письменно и после уроков.

Следует привлекать к внеклассной работе. Безречевые действия.

 

2. Медицинское воздействие

a. Медикаментозное лечение проводится врачом невропатологом. Успокоительные, седативные, общеукрепляющие средства. Препараты брома, валерианы, поливитамины, рыбий жир, гематоген, глюкоза, фетин, железо и тд. Можно применять спазмолитические средства.

При повышенной возбудимости – транквилизаторы, при пониженной – кофеин, витамин В.

Медикаментозное лечение обязательно. Оно повышает эффективность лечения, препятствует появлению рецидивов.

b. Физеотерапевтическое воздействие. Сочетается с медикоментозным лечением и различными видами сна. Хвойные, валерьяновые ванны. Ультрафиолет. Определяется возрастом и клиническими проявлениями.

 

Психотерапия в устранении заикания (лечебное воздействие словом).

Основная цель – убедить заикающегося в возможности устранения дефекта и заставить поверить в свои силы.

 

Различают косвенную и прямую психотерапию.

Косвенная – это воздействие через окружающие предметы и через вторых лиц. Обстановка, природа, коллектив, режим, игры и многое другое.

Имеет большое значение для дошкольников и младших школьников и дает хороший эффект.

Прямая – это непосредственное лечебное воздействие словом. В ее основе лежат методы, объяснения, убеждения, обучения и разъяснение.

Различают 2 вида воздействия словом: а) рациональную психотерапию (по Дюбуа) или разъяснительная (по Бехтереву)

Проводится психотерапевтом или логопедом в виде бесед, убеждений и разъяснений, начиная с 10-12 лет.

Она начинается с изучения заикающегося. Очень тактично и скурпулезно у родителей и ребенка собираются сведения о прошлой жизни, о домашней обстановке, об отношении к нему окружающих и отношение к своему дефекту. Для школьников и подростков предлагается ведение дневника.

В беседе выясняется отношение к себе, своему дефекту и возможные причины заикания.

Во время убеждения заикающегося убеждают в необходимости устранения дефекта, в положительном результате работы.

В форме разъяснений логопед разъясняет этапы формирования речевых механизмов, сущность заикания и его причины.

Затем дефектолог с логопедом составляют план и силой убеждения логопед помогает заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушает уверенность в своих силах и в возможности преодоления заикания.

Всё это требует от специалиста большого диапазона знаний, внешней убедительности и умелого использования слова как лечебного фактора.

Рациональная психотерапия направлена на сознание заикающегося. Надо заставить его по-другому смотреть на мир.

Суггестивная психотерапия. Суггестия – внушение.

· Гетеросуггестия – внушение со стороны другого лица. Может происходить во время бодрствования или в состоянии гипнотического сна

· Аутосуггестия. Самовнушение. Метод в бодрствующем состоянии используется для снятия психогенных наслоений (страх, уход в себя, скованность, фиксация на своём дефекте). Для уменьшения силы судорог, улучшения самочувствия. Используется в комплексе лечебных мероприятий. Часто в императивной (приказной) форме.

 

Гетеросуггестия в бодрствующем состоянии. Метод Дубровского. Одномоментный метод снятия заикания. Императивное внушение в бодрствующем состоянии.

Гетеросуггестия в состоянии гипнотического сна. Механизм гипноза Павлов объяснял, как фазовое состояние коры, при котором одни участки коры заторможены, а другие нет. Не разрешается применять гипноз раньше 12 лет. Отбираются люди с повышенной внушаемостью. Можно снять фобии, но заикание в целом не всегда удается. Гипнозом могут заниматься лица только с медицинским образованием.

 

Аутосуггестия

Начало было положено Шульцем в 1930 г. Использовал этот метод для лечения нервных больных. Все больные после гипноза испытывали чувство тяжести и тепла.

Можно самим себя погружать в релаксацию. Эффект большой.

Поза лёжа (трупа), поза полулёжа, пока кучера.

Внушать чувство тяжести, темпа, работы органов. Лучше всего аутотренингом заниматься перед сном или после сна. Снижена критичность. Внушаемость повышается в состоянии утомления.

Овладения аутотренингом происходит в 3 этапа.

1. Повышение внушаемости

2. Лечебное самовнушение

3. Выход из аутотренинга

Для повышения внушаемости можно воспользоваться простым приемом. Следить за стрелкой часов. На выдохе медленно и спокойно сказать самому себе: спокойно. Кроме того, необходимо постараться полностью расслабиться. Занять удобную позу. Почувствовать все органы.

На втором этапе предлагается мыслить фразами шаблонами. Фразы должны быть краткими, но ёмкими.

Третий этап – выход из аутотренинга. Употребляются формулы, короткие фразы: дыхание свободное, неба расслаблено, и т.д.

Занятия аутотренингом могут проводиться как на логопедических занятиях, так и на отдельных занятиях.

Суть – путем самовнушения вызвать состояние покоя и мышечного расслабления (релаксации).

Нужно обучаться специально, в настоящее время психотерапия в заикании используется широко. Снимает вторичные, психические симптомы.

У дошкольников применяется только косвенная, т.к. психических симптомов у них еще нет.

 

Логопедическая работа по устранению заикания. (дидактическая часть)

1. Координация деятельности дыхательного, голосового и артикуляторного аппарата

2. Работа над просодикой (темп, ритм, паузация, интонация)

3. Работа над содержательной стороной речи

4. Логоритмика

Работа над речью заикающегося начинается с момента обследования, так как в ходе обследования проверяются разные виды речи. В ходе диагностики логопед дает понять ребенку, что иногда он может говорить без судорог.

Для школьников проводят беседу и там им объясняют, что они будут работать над речью, что многое зависит от них. Что они должны работать активно. Объясняют, с помощью чего можно преодолеть.

С родителями тоже проводят беседу, когда говорят о распорядке дня ребенка.

Логопед должен установить контакт с учителями.

После бесед устанавливается режим молчания от 3 до 7-10 дней.

2 цели режима молчания: 1 - дать возможность отдохнуть перевозбужденным нервным клеткам коры, так как при щадящем торможении нервная клетка получает возможность для образования нового условного рефлекса.

2 – заикающийся успокаивается, потому что не говорит

В случае «свежего» заикания достаточно бывает режима молчания.

Коррекция дыхания.

3 типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагмальное (брюшное)

У большинства заикающихся дыхание верхнегрудное или верхнеключичное.

Нужно ставить и автоматизировать дыхание.

Наиболее правильным является нижнее диафрагмальное дыхание.

При нем участвует самая емкая часть легких и самые подвижные от природы органы: диафрагма и нижние ребра

диафрагма отделяет полость груди от полости живота

при выдохе уменьшается и подает воздух для речи

нужно научиться управлять диафрагмой: лежа на спине полностью расслабить все мышцы, положить одну руку на живот, другую на грудь. Спокойно вдохнуть, поднимая стенку живота. Затем нужно медленно выдыхать, слегка нажимая рукой на живот, пока не почувствуете, что стенка живота приняла исходное положение. Затем опять вдохнуть, потом выдохнуть. Несколько раз лёжа. Контроль руки обязателен.

Эти упражнения проводятся до тех пор, пока движения живота не станут автоматизированными. Грудь неподвижна, живот опускается-поднимается.

Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения. 5-6 выдохов и вдохов за 1 раз, так как длительное применение этих упражнений приведет к головокружению.

Постановка дыхания осуществляется от 2 до 3 недель.

Сидя. Прямая посадка, руки на коленях.

Нельзя стоя, пока не усвоили лежа.

Как только ребенок научился управлять диафрагмой, нужно тренировать дыхание на звуках. Спокойный вдох сделать и плавно выдыхая, произносить на выдохе. Начинать со звуков: ш,с,ф,х (щелевых). После этого на одном выдохе 2 звука: ф,с

Выдох с появлением каждого звука будет удлиняться.

Затем дыхательные упражнения на гласных звуках. Затем словосочетания и фразы.

Воспитание голоса

Пропевание гласных.

Произносить предложения с разной интонацией.

Всё на одном выдохе.

Использовать сопряжённую (вместе), отражённую (педагог затем ребенок) и самостоятельную речь.

Атаки голоса: твёрдая, мягкая и предыхательная.

Правила речи: сначала подумай, затем вдохни, на выдохе – скажи.

Если фраза длинная, то учитель говорит где сделать вдох.

Несколько критериев постепенности в работе над самостоятельной речью:

ü Усложнение: шепот, сопряженная речь, отраженная речь, вопросно-ответная речь, самостоятельная речь.

ü Постепенность в смысле подготовленности: наизусть, малоподготовленная речь, экспромт

ü Простые нераспростр. Предложения – распростр. Предложения – сложносочиненные предл. – сложноподчиненные предл.

ü Усложнение ситуации: не заикаться в присутствии логопеда – при гостях – на прогулке

ü Постепенность от ситуативной к конкретной видам речи.

Воспитание речи

Ø Подготовленная: пересказ, рассказ – неподготовленная: диалоги, обращения

Для школьников большую роль играет чтение. Для старшего возраста все тексты размечаются специальными знаками. Рекомендуется чтение через слово – пересказ – рассказ.

Работа над просодикой

Неторопливый темп. Используется метроном, дерижирование, увеличение расстояния до говорящего, соблюдение знаков препинания, утрированная правильная артикуляция.

Выразительность речи: интонация(повеств, вопр., воскл.), паузация

Интонация: в начаде фразы голос повышается, в конце понижается при повеств. И воскл. предл., т. к. мысль закончена. При вопросительной интонации голос к концу фразы повышается.

Работа над логическим ударением. Чтение басен по ролям.

Работа над ритмом. Дети с клоническим заиканием плохо чувствуют ритм, с тоническим – трудны движения и речь.

Лечебная ритмика: речь + движения. Элементы ритмики в логопедическом занятии. Упражнения под музыку, под счёт и тд.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: