Тахилалия, брадилалия, спотыкание. Этиология. Симптоматика. Механизмы. Симптоматика. Методика логопедической работы.




Нарушения темпа и ритма речи несудорожного характера: тахилалия, брадилалия, спотыкание(полтерн). Они не относятся к расстройствам речи судорожного характера, но нарушается темп и ритм речи.

Тахилалия – это патологическое ускорение темпа внешней и внутренней речи при полном сохранении остальных компонентов фонетико-фонематического оформления речи, а также лексики и грамматического строя речи.

Брадилалия – это патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляции.

Спотыкание – это неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа и ритма речи.

Тахилалия

Происходит от греческого тахис – быстрый, лалия – речь. Обусловлена возбуждением. Одна из причин – наследственность. Наряду с этим значительную роль играют: воспитание, подражание, интоксикация и тд

Механизм тахилалии.

Разные авторы по-разному. Такая речь является результатом нарушения процессов между мыслительными процессами и воспроизведением слов. Или результат расстройства внимания, расстройство ЦНС, а также нарушение функциональной деятельности стреополидарной системы

Патологическое преобладание процессов возбуждения

Симптоматика:

Речевая – сокращаются паузы между словами и звуками внутри слова. Ударный слог маловыделен. Речь невыразительная. Лица с тахилалией говорят очень быстро, взахлеб, не договаривая, повторяя, проглатывая и искажая звуки и слова. Нарушается речевое внимание. То же самое наблюдается при чтении. Дети перескакивают с одного слова на другое, повторяют слова при чтении или вставляют ненужные. Письмо неряшливое, большое количество пропусков, недописанных слов и предложений. Несмотря на быстрый темп, в речи нет фонетических и синтаксических нарушений. Вместо 12 зв\сек, произносит 20-30 зв\сек.

Неречевая симптоматика – у лиц с тахилалией нарушена общая моторика и психические процессы: внимание нарушено (концентрация, объем), повышенная эмоциональность, активность, трудности в общении с окружающими.

Отношение людей к своему дефекту разное.

3 группы: 1 – лица, которые относятся к своему дефекту, как к норме, 2 – лица, переживающие тахилалию как заикание, 3 – лица, относящиеся к этому, как к недугу, доводящему их до изнеможения.

Чаще встречается во взрослом возрасте, но бывает и в детском.

Баттаризм – более ярко выраженная форма патологически ускоренной речи.

При ней слова произносятся нечетко, не договариваются, речевое дыхание нарушено. Речь неразборчива. Проглатывает звуки, слова.

Царь Батта. Или это греческий термин, который обозначает заикание

Речь сопровождается быстрыми и часто беспорядочными движениями лица, рук и всего тема. Чаще всего встречается у детей невропатов.

Баттаризм – одно из проявлений повышенной возбудимости. От заикания отличается отсутствием судорог и боязни публичной речи.

Причины: наследственность, подражание.

В основе тахилалии и баттаризма лежит своеобразие протекания нервнопсихических процессов.

Люди нервновозбудимые, моторно расторможенные, суетливые, подвижные. Их психомоторный склад имеет отклонения от нормы. У детей с тахилалией речь развивается не поздно, а рано. Причем у этих детей на фоне тахилалии может развиваться заикание. Оно возникает постепенно без повода.

Устранение тахилалии и баттаризма.

Комплексное воздействие: педагогические и медицинские мероприятия.

Большое внимание уделяется воспитанию уравновешенного, спокойного поведения. Работа над замедлением темпа речи.

Нужно привлекать родителей, учителей, воспитателей.

Чаще всего работа проводится в коллективе. Большое внимание уделяется психотерапии. Медикаментозное лечение включает в себя различные лекарственные успокаивающие средства. Они замедляют и упорядочивают процессы. Широко используется логоритмика, так как эти упражнения направлены на упорядочивание статики движений, на координацию движений. Обращается внимание на моторику, внимание. Используется пение, ритмика с речью, применяются виды работ: танцы под музыку, игры на муз инструментах. Сравнение своей речи и речи педагога. Соблюдение режима.

Логопед должен приучать ребенка к правильному темпу речи.

На вопрос ребенок должен отвечать медленно, мысленно, про себя.

При ускоренной речи бывает нарушена последовательность, логичность мышление. Большое внимание – воспитание логического мышления. Полезны вопросы: ПОЧЕМУ? Игры на одну тему, игры на договаривание.

Особое внимание обращается на правильность редакции фразы. Полезно оформлять одну и ту же мысль, но разными словами. Для дошкольников могут быть использованы разные игры, чтение стихов перед зеркалом, рассказы по картинке, инсценировки. Самонаблюдение за артикуляцией как новый раздражитель будет тормозить темп речи.

Со школьниками и взрослыми используется сопряжённое чтение и отраженное чтение, музыка, дерижирование.

Курс лечения 6 месяцев – 1 год.

Брадилалия.

Патологически замедленная речь при сохранении правильности построения фразы. Говорят медленно, вяло, растягивая слоги на гласных звуках. Монотонность речи, замедленность письма. Такая речь связана с нервно-психическими причинами.

Брадилалия - чаще синдром какого-либо заболевания. (олигофрения, ДЦП, последствия менингита или энцефалита)

Симптоматика: речевая – замедленный темп внешней и внутренней речи (замедленность письма, чтения, интервербальное замедление (длительные паузы между словами) и интровербальное замедление (длительные паузы между звуками внутри слова).

Неречевая: нарушение общей моторики, внимания, памяти, речи.

Медикаментозное лечение (алоэ, витамины В,С) напрвлено на усиление процесса возбуждения, способствуют повышению тонуса НС и скорости передачи по нервным клеткам.

Логоритмика. Движения под музыку с ускорением темпа.

Психотерапия. Беседы, разъяснения.

Сопряжённая, отражённая, ритмизированная речь.

Водные процедуры (души)

Используется чтение, внимание уделяется выразительности. Полезно многократно прочитывать один и тот же текст.

Занятия по ускорению и замедлению темпа речи лучше всего рекомендуется проводить групповым методом

Спотыкание

Формы:

· Обусловлено отклонениями в артикуляции;

· Обусловлено сенсорными расстройствами и трудностями подбора слов для выражения мысли;

· Обусловлено трудностями формирования фразы;

· Замедление темпа речи, растягивание гласных и вставка лишних гласных (и,э);

· Недостаточной работой экстрапирамидной и стреополидарной систем.

Этиология аналогична тахилалии и брадилалии.

Механизм.

1. Нарушение равновесия между мыслительным процессом и воспроизведением слов;

2. Расстройство внимания;

3. Аномалии ЦНС;

4. Нарушение деятельности стреополидарной системы.

Симптоматика.

Речевая. Потеря концентрации а логически важных частях речи. Речь неряшлива, спотыкающаяся, хаотична, с недоговариваниями, пропусками, включением неадекватных слов. Нарушены все стороны речевой деятельности: эмпрессивная (понимание), экспрессивная речь, чтение, письмо, темп, ритм, голос, интонация, речевое дыхание и моторика. Трудности в выборе слов и общих формулировках. Запинки, характеризующие прерывистый темп по проявлению:

A. Повторение отдельных звуков или их сочетаний(произвольное – хочет исправить свою неточность, непроизвольное – механическое повторение предыдущего слова)

B. Прерывы речи, необоснованное молчание, остановки, паузы. Надо отделять от судорог.

C. Трудность произнесения одного или нескольких звуков.

Неречевая. Нарушение поведения: несоответствие между темпом мышления и речи. Нарушена регулирующая функция внимания. Страдает моторика.

Устранение.

Комплексное.

Нужно перестроить отношение, спотыкающегося к своей речи. Вводится прослушивание речи. Перестройка всей речевой деятельности и личности ребёнка: работа по воспитанию произвольного и зрительного внимания, увеличение объёма и концентрации внимания, тщательная работа над фразой (изменения и распространение фразы).

Совместные рассказы по картинке. Расширение именной и глагольной лексики, уточнение значений слов.

Работа над дыханием и фонацией. Используется психотерапия(беседы, убеждения).Используются правила речи.

Спотыкание может давать рецидивы. Тогда повторный курс обучения.

Между спотыканием и заиканием – дифференцированная диагностика.

  Спотыкание Заикание
Природа органическая функциональная
Привлечение внимания улучшает речь ухудшает речь
Подход Основное: концентрация и увеличение объёма речевого внимания Комплексный подход

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: