В зависимости от того, кто имеет приоритет в осуществлении власти: личность, социальная группа или народ как целостная общность, все концепции демократии можно разделить на три большие группы:
1) индивидуалистические (либеральные);
2) плюралистические(теории групп);
3) коллективистские (тоталитарные) теории.
Исторически первой формой демократии была коллективистская модель, воплотившаяся в античной демократии. Она была основана на общей заинтересованности свободных граждан в сохранении рабовладения, которое было преимущественно совместным, общинным, а также целого ряда социальных привилегий. Для античной демократии были характерны фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность личности по отношению к государству.
Коллективистские взгляды на демократию получили детальную разработку и концептуальное выражение в трудах Руссо, которого нередко называют создателем теории тоталитарной демократии.
Идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу, его воле является определяющей для второй группы теорий демократии, выделяемой с точки зрения главных социальных субъектов власти. Как я уже отмечал, эту группу составляют индивидуалистические, либеральные концепции. В отличие от коллективистских теорий демократии, не расчленяющих государство, общество и личность, ее индивидуалистические концепции выделяют личность из общества и государства. Они уделяют первостепенное внимание созданию институциональных и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.
Осуществление власти в условиях демократии.
Во-первых, это высокий уровень экономического развития.
Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности и т.п. В-четвертых, это ориентации значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов) или, говоря другими словами, доминирование активистской культуры. [4, 270] Для утверждения демократического механизма политического управления особое значение имеет достижение национального единства.
Достоинства и недостатки демократии.
достоинства
1.наличие возможности свободного выбора
2.учет мнения большинства
3.отсутствие монополии на власть
4.уважение прав и свобод граждан
5.наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
недостатки
1. опасность тирании большинства
2. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
3. замедленный процесс принятия решений
4. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать) Б 23
Сущность политического прогресса.
Видимо, существует и политический прогресс как направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов, вообще большей степени учета человеческого разнообразия и свободы.Именно поэтому одни типы политических отношений вызывают одобрение и стремление к ихвоспроизведению, функционируют устойчиво и целесообразно, другие — неизменно вызывают осуждение или насмешки и свое существование обеспечивают грубой силой, дезинформацией и оказываются нежизнеспособны.
Политическое участие.
Участие граждан в политике является неотъемлемым атрибутом современного демократического общества. Оно дает людям возможность быть субъектами политики, влиять на решения важнейших общественных проблем и определять условия своего существования.
Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.
Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например, участвуют в процедуре голосования.
Во-вторых, политическое участие – это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием.
В-третьих, политическое участие граждан не есть "участие за деньги": если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием.
Виды:
1) легальным (участие, разрешенное законом) и нелегальным (запрещенные законом формы политической деятельности, например терроризм или не разрешенные властями акции протеста);
2) индивидуальным и коллективным;
3) постоянным (оно свойственно политическим активистам) и эпизодическим (обычно ограничивается участием в выборах);
4) традиционным (направленным на сохранение политической системы и поддержание стабильности) и инновационным (ориентированным на изменения и реформы);
5) на местном, региональном или высшем уровнях политической системы, и т.д.