Рекомендации к подготовке
К итоговому собеседованию
По русскому языку
для учащихся 9 классов в 2018 году
Дорогой выпускник!
Итоговое собеседование по русскому языку проводится 13 и 16 апреля в форме зачёта, состоящего из 4 заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с исполь-зованием одного текста научно-публицистического стиля.
Задание 1 – выразительное чтение текста. Время на подготовку – 2 мин., на чтение вслух – 2 мин.
Подготовка к выразительному чтению:
1.Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
2.Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3.Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать слушателей.
4.Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
5.Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
6.Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
7.Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
8.Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 мин.
Помните основные способы цитирования.
1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.
К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.
2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.
Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».
3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.
Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие». Или: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
Задания 3 и 4 тематически связаны между собой и не имеют отношения к задан. 1 и 2.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов монолога: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Важно составить не менее 10 фра з по теме высказывания. Время на подготовку – 1 мин. Продолжительность Вашего вы-сказывания – не более 3 мин.
Задание 4 - диалог (ответ на вопросы экзаменатора) по теме предыдущего задания.
Общее время итогового собеседования (включая время на подготовку) – 15 мин.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Максимальное количество баллов – 19. Зачёт выставляется в случае, если за выполнение работы Вы набрали 10 или более баллов.
При выполнении заданий помните:
1. В задании 1 (чтение текста вслух) важно читать текст с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста, выдерживая необходимый для успешной коммуникации темп. Максимальное количество баллов за задание – 2.
2. Задание 2 (пересказ с включением цитаты) оценивается по следующим критериям: сохранение при пересказе микротем текста, фактическая точность, уместность и логичность включения указанной цитаты в пересказ. Максимальный балл – 4.
3. Задание 3 проверяет Ваше умение строить монологическое высказывание по теме. Важно раскрыть тему в соответствии с выбранными условиями речевой ситуации, соблюдая требования логичности речи. Максимальный балл – 3.
4. Задание 4 (диалог) оценивает Вашу способность понимать поставленные экзаменатором вопросы (по теме задания 3) и давать на них точные развернутые ответы, соответствующие речевой ситуации. Постарайтесь ответить на все три вопроса, избегайте односложных ответов. В соот-ветствии с речевой ситуацией Вы можете высказать свое мнение по теме, сравнить его с другими, привести пример из жизни или литературы, обратиться к истории вопроса, включить в ответ элементы описания рассматриваемого лица/ предмета/ события и др. Максимальный балл – 2.
5. Старайтесь говорить грамотно, ис-пользуйте разнообразную лексику и син-таксические конструкции, не искажайте слова. За богатство речи, отсутствие грамматических, орфоэпических и речевых ошибок в заданиях 1 и 2 суммарно можно получить до 4 баллов, как и в заданиях 3 и 4 (суммарно до 4 баллов). В целом грамотная речь на собеседовании может принести Вам 8 баллов.
Во время подготовки к собеседованию обязательно выполните несколько полных вариантов заданий по опубликованным КИМам, чтобы привыкнуть к расположению заданий, формулировкам вопросов, инструкциям и требованиям времени.
Важно помнить:
Во время выполнения задания 2 Вы можете пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также зачитать цитату для включения в пересказ.
Пользоваться исходным текстом нельзя, его необходимо будет сдать экзаменатору.
Записи не учитываются при оценивании работы.
Желаю успеха!
Класс
И 16 апреля
УСТНОЕ
2017 - 2018
Учебный год