Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса




Учащиеся должны знать:

· авторов, названия, национальную принадлежность прочитанных произведений;

· сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

· особенности композиции прочитанных произведений;

· тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

· основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, детективная литература, научно-фантастическая литература, цикл произведений.

Учащиеся должны уметь:

· правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

· выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;

· раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;

· выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

· владеть различными видами пересказа;

· составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.).

· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

· участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;

· словесно воспроизводить художественные образы и картины;

· составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;

· аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;

· обосновывать смысл названия изученного произведения;

· высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;

· сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;

· давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;

· создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.

 

Класс

(3 часа в неделю; за год – 105 ч.)

  I четверть (9 н.) II четверть (8 н.) III четверть (10 н.) IV четверть (8(9) н.) Всего
Развитие речи 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п) 2 (у+п)  
Внеклассное чтение          
ТКР          
Сочинение          
Литература родного края          
Текстуальное изучение произведений          

 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
  ВВЕДЕНИЕ Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. ü Учащийся/учащаяся: ü раскрывает образный характер художественной литературы; ü объясняет роль личности в создании культуры; ü раскрывает связь русской литературы и истории;  
  Устное народное творчество В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушкикак малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Преданиякак исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народныхпреданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). ü выразительно читает и комментирует песни, раскрываетих историческую основу и художественное своеобразие; ü отмечает средства поэтического языка, способствующие проникновенности и задушевности русских народных песен, объясняет, какое место они занимали в жизни народа; ü называет отличительные особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни; объясняет понятия «белый стих»; «образные параллелизмы»; приводит примеры;
  Из древнерусской литературы Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская литература (развитие представлений). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). ü имеет представление о многообразии литературных жанров в древнерусской литературе; ü осознает, что летопись не только исторический документ, но и литературное произведение; ü называет художественные особенности воинской повести и жития; анализирует бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования; ü знает особенности поэтики бытовой сатирической повести, умеет показать, как отразились в них сатира на судебные порядки, раскрыть образы новых литературных героев – крестьянских и купеческих сыновей; ü высказывает собственное отношение к прочитанному;
  ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЭЗИИ ВОСТОКА  
  Омар ХАЙЯМ (1048 – 1131) Рубаи (по выбору учителя) Краткие сведения об авторе. Размышления, жизненные наблюдения и их обобщение в творчестве Хайяма. Утверждение идеи права человека на счастье, стремление к удовольствию и радости жизни. Афористичность и метафоричность поэтического языка. Теория литературы. Понятие о рубаи. Взаимодействие искусств. Живопись. А. Ханская «Омар Хайям», Дж. Хамбридж «На могиле Омара Хайяма». Иллюстрации Р. Бэлфура, М. Фаршчяна, П. Бунина и др. Скульптура. Памятник О. Хайяму в Ашхабаде (Туркмения), в Бухаресте (Румыния); павильон-ротонда над могилой О. Хайяма в Нишапуре (Иран, скульпт. Х. Сейхун). Межлитературные связи. Д. Павлычко. Рубаи.   ü определяет основные темы и главный пафос поэзии Омара Хайяма; ü объясняет понятие рубаи; ü аргументирует принадлежность произведения к жанру рубаи; ü выразительно читает наизусть рубаи; ü в ходе обсуждения прочитанного раскрывает черты метафоричности и афористичности языка рубаи; ü дает развернутый ответ на тему: «Сущность человеческого бытия в поэзии Омара Хайяма»; ü аргументирует собственное мнение о прочитанном;
  Шота РУСТАВЕЛИ (1160 (1166) – 1216) «Витязь в тигровой шкуре» (ключевые эпизоды) Краткие сведения об авторе. Национальное своеобразие грузинской культуры (народные песни, архитектура, декоративно-прикладное искусство, обычаи). Воспевание в поэме мужества и героизма, высоких человеческих качеств, дружбы и преданности. Национальный колорит произведения. Теория литературы. Понятие о героическом в литературе. Развитие понятия о поэме. Межлитературные связи. Произведения европейского героического эпоса Высокого средневековья. Н. Заболоцкий – переводчик поэмы. Стихотворения М. Рыльского "Шота Руставели", А. Малышко "Руставели". Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Ш. Руставели работы М. Дерегуса, иллюстрации С. Кобуладзе, В. Гудиашвили, И. Тоидзе, Л. Цуцкиридзе, М. Зичи и др. Музыка. Грузинские народные песни. Ш. Миевелидзе. Опера «Сказание о Тариэле». А. Мачавариани. Балет «Витязь в тигровой шкуре». Театр, телевидение. Чтение Н. Заболоцким отрывка собственного перевода поэмы Ш. Руставели. Скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Изображение Ш. Руставели на древней фреске из Иерусалима, фрески пещерного города Вардзия (XII—XIII вв.) с изображением царицы Тамары, храмы Джвари, Светицховели, Метехи (Грузия); памятники Ш. Руставели в Тбилиси (скульптор К. Мерабишвили), Киеве (скульпт. В. Имерлишвили и П. Гигаури). Межпредметные связи.Русский язык. Обогащение лексики афоризмами Руставели в переводе Заболоцкого ("Что припрячешь – то погубишь, что раздашь – вернётся снова", "Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живёт!"). Для внеклассного и семейного чтения. Низами. Хафиз. Газели. А. Навои «Фархад и Ширин». Сайгё. Танка.   ü раскрывает черты своеобразия национальной грузинской культуры; ü пересказывает прочитанные разделы поэмы „Витязь в тигровой шкуре”; ü определяет тематику и идейную направленность произведения; ü приводит примеры высоких человеческих качеств героев поэмы; ü во время обсуждения прочитанного оперирует понятием поэма, героическое в литературе; ü определяет элементы национальной специфики произведения;
  «ВЕЧНЫЕ ТЕМЫИ ОБРАЗЫ» В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ  
  Вильям ШЕКСПИР (1564 – 1616) «Ромео и Джульетта» Краткая характеристика эпохи Возрождения (хронологические рамки, основные ценности, выдающие представители). Основные сведения о Шекспире. «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения. Роль комических образов.   Теория литературы. Понятие о драме как литературном роде. Трагедия как жанр драмы. Диалог и монолог. Межлитературные связи. М. Рыльский. "Шекспир". Заимствование Шекспиром сюжета о Ромео и Джульетте (поэма А. Брука "Трагическая история Ромеуса и Джульетты"). Образы и мотивы трагедии "Ромео и Джульетта" в одноимённых стихотворениях М. Алигер, Н. Асеева, Б. Ахмадуллиной. Продолжение и развитие темы межродовой вражды в трагикомедии Г. Горина «Чума на оба ваши дома». Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет В. Шекспира работы Дж. Тэйлора. Э. Делакруа «Прощание Ромео и Джульетты». П. Рои «Смерть Джульетты и Ромео». Г. Фюсли «Ромео закалывает Париса», «Ромео у гробницы Джульетты». Ф. Айец «Прощание Ромео с Джульеттой (последний поцелуй)», «Бракосочетание влюблённых», «Поцелуй». Ф. Кальдерон «Джульетта». Иллюстрации М. Врубеля, К. Маковского, С. Бродского, Д. Шмаринова и др. Музыка. Г. Берлиоз. Симфония «Ромео и Юлия». Ш. Гуно. Опера «Ромео и Джульетта». П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» и др. Кино. Фильм-балет «Ромео и Джульетта» (СССР, муз. С. Прокофьева, реж. Л. Арнштам и Л. Лавровский, 1954), фильм-балет «Ромео и Джульетта» (Великобритания, муз. С. Прокофьева, реж. П. Циннер, 1966), х/ф «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзеффирелли, 1968), т/ф «Ромео и Джульетта» (СССР, реж. А. Эфрос, 1983), х/ф «Письма к Джульетте» (реж. Г. Виник, США, 2010). Скульптура. Статуя Джульетты в Вероне (Италия, скульпт. Н. Костантини), памятник В. Шекспиру в Стрэдфорде (скульпт. Р. Гауэр).   ü дает краткую характеристику эпохе Возрождения; ü рассказывает об основных фактах творческой биографии писателя; ü раскрывает искренность любви и настоящей дружбы героев трагедии; ü анализирует образы Ромео и Джульетты; ü характеризует комические образы произведения, подбирая цитаты из текста; ü раскрывает „светлый трагизм” финала произведения; ü дает собственную аргументированную оценку прочитанному; ü отвечает на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки трагедии; ü объясняет понятия драма как литературный род, трагедия как жанр драмы, диалог и монолог; ü выразительно читает драматическое произведение, в том числе и по ролям; ü сопоставляет шекспировских героев со сценическими и кинематографическими интерпретациями образов;
  Мигель де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА (1547 – 1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (отдельные главы по выбору учителя) Основные сведения о жизни писателя. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Конфликт иллюзии и действительности. Самоотверженность главного героя. Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление. Теория литературы. Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе. Межлитературные связи. Образ Дон Кихота в мировой поэзии (Дж. Байрон, П. Верлен, В. Брюсов, Д. Мережковский, С. Маршак, Ю. Друнина, И. Франко, Б. Гринченко, Л. Костенко). Взаимодействие искусств.Живопись, графика. Портрет Сервантеса работы Х.де Хуарега. Иллюстрации Г. Доре, С. Бродского, Д. Бурлюка, С. Дали, Кукрыниксов и др. Музыка. Л. Минкус. Балет «Дон Кихот». Ж. Массне. Опера «Дон Кихот». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот. Симфонические вариации» и др. Театр, кино, мультипликация. Фильм-балет «Дон Кихот» (реж. Б. Лардж, М. Барышников, США, 1984), х/ф «Дон Кихот» (реж. Г. Козинцев, СССР, 1957), м/ф «Дон Кихот» (реж. Х. Позо, Италия – Испания, 2007) и др. Скульптура. Памятник Сервантесу в Мадриде (Испания, скульпт. Л. Кулло-Валера), памятник «Сидячий Дон Кихот» в Марбелье (Испания, скульпт. С. Дали). Для внеклассного и семейного чтения. Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (отрывки). К. Марло «Доктор Фауст».   ü рассказывает об основных фактах творческой биографии писателя; ü пересказывает сюжет произведения; ü раскрывает тему и проблематику романа; ü дает развернутую характеристику образу Дон Кихота, используя цитаты из текста, литературно-критические материалы; ü размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; ü сравнивает образы Дон Кихота и Санчо Пансы; ü объясняет роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя; ü анализирует центральный конфликт романа; ü аргументирует тезис «Дон Кихот – вечный образ в искусстве»; ü раскрывает понятие «донкихотство»; ü в ходе обсуждения прочитанного оперирует понятиями вечный образ, эпос как литературный род; ü дает письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни;
  РАЗНООБРАЗИЕ ЖАНРОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX СТОЛЕТИЯ  
  Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя».Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Межлитературные связи. Басни Л.И. Глебова. Г.С. Сковорода. Сборник «Басні харківські». П.П. Гулак-Артемовский «Пан та Собака». Стихотворение Е. Гребёнки "Лавровый листок", написанное к 50-летию И.А. Крылова. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И. А. Крылова работы И. Эггинка, К. Брюллова; иллюстрации к басням художников А. Жабы, Г. Нарбута, Е. Рачёва, А. Лаптева и др. Музыка. М. Сильванский «Музыкальные картинки к басням И. А. Крылова». Мультипликация. М/ф «В мире басен» (реж. А. Хржановский, СССР, 1973), «А вы, друзья, как ни садитесь…» (реж. Ц. Ольшанский, СССР, 1972) и др. Скульптура. Памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. П. Клодт.) Межпредметные связи. Русский язык. Крылатые слова и выражения. История. Исторические события войны с Наполеоном 1812 года. ü выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А. Крылова; ü ведет беседу на тему басни; ü определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях; ü раскрывает афористичность языка басен; ü объясняет понятие аллегория; ü приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл;  
  Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака».Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). ü рассказывает о поэте; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие исторической темы думы; ü выразительно читает думу, характеризует главные образы, выражает собственное отношение к прочитанному;  
  Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 – 1837) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года» Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях поэта. Жанр послания и его место в лирике Пушкина. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе. Роль эпиграфов. Художественные функции сна Гринева, портрета, пейзажных описаний. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Теория литературы. Лирикакак литературный род. Развитие понятия о рифме, сюжете, композиции, портрете, пейзаже, повести. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А. С. Пушкина работы В. Тропинина; С. Герасимов «Восстание Пугачева», «В Бердской слободе», В. Перов «Суд Пугачёва», И. Миодушевский «Вручение письма Екатерине II»; рисунок Д. Кардовского «А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов». Иллюстрации П. Соколова, Д. Шмаринова, А. Бенуа, С. Герасимова, Д. Фаворского и др. Кино. Х/ф «Капитанская дочка» (реж. В. Каплуновский, СССР, 1958), Д/ф «Живой Пушкин» (реж. В. Сторожева, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 1999), «Русский бунт» (реж. А. Прошкин, Россия, 1999). Межпредметные связи: История: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева Для внеклассного и семейного чтения. А.С. Пушкин «Скупой рыцарь».   ü рассказывает об А. С. Пушкине с привлечением ранее полученных знаний; ü выразительно читает, в том числе и наизусть, любимые стихотворения поэта; ü объясняет сущность понятия лирика как род литературы; ü раскрывает мысли и чувства лирического героя в прочитанных стихотворениях; ü формулирует главную мысль стихотворений; ü обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка для создания настроения произведений; ü знает особенности жанра послания и объясняет его важность для дружеской лирики Пушкина; ü выразительно читает наизусть стихотворения, расставляя необходимые паузы и логические ударения; ü знает одно из стихотворений наизусть (по выбору учащихся); ü раскрывает конкретно-историческую основу «Капитанской дочки»; ü знает содержание и умеет пересказать произведение; ü отмечает особенности композиции; ü раскрывает смысл названия повести; ü словесно рисует портреты героев произведения; ü анализирует судьбы главных героев в связи с историческими событиями; ü характеризует образы Гринева, Маши Мироновой, Пугачева, используя цитатный материал произведения; ü сравнивает образы Гринева и Швабрина; ü раскрывает авторское отношение к героям и дает собственную оценку их поступкам; ü объясняет роль эпиграфов, предложенных автором к главам повести; ü определяет художественную функцию сна Гринева, портретных зарисовок и пейзажных описаний; ü пишет сочинение на одну из тем, предложенных учителем;
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 – 1841) «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива», «Я жить хочу, хочу печали…», «Желание», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен»…», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Поэт» (3-4 стихотворения по выбору учителя). Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Тучи». Чувство одиночества, тоска изгнанника по родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Музыкально-ритмическое единство стихотворения, яркость и выразительность поэтических картин, глубокий лиризм. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы.   Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции лирического произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Поэма. Фольклорные элементы в литературе. Межлитературные связи. Влияние М. Лермонтова на творчество М. Рыльского (стихотворение "Не забуду вечора хрусткого…"). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет М. Лермонтова работы П. Заболоцкого; И. Орлов «Вечерняя молитва». Иллюстрации И. Репина, Ф. Константинова. Музыка. Романсы на стихи М. Ю. Лермонтова: «Выхожу один я на дорогу» (муз. Е. Шашиной, исп. С. Лемешев), «И скучно и грустно…» (муз. А. Даргомыжского, исп. И. Козловский), «Молитва» (муз. П. Булахова, исп. Н. Обухова). Театр, телевидение. Лермонтовские моноспектакли И. Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М. Ю. Лермонтову в Москве (скульпт. И. Бродский). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю. Лермонтов«Пленный рыцарь», «Ветка палестины», «Корсар», «Беглец», «Воздушный корабль», «Боярин Орша». ü ü рассказывает о М.Ю. Лермонтове с привлечением ранее полученных знаний; ü выразительно читает, в том числе и наизусть, любимые стихотворения поэта; ü высказывает свое отношение к прочитанным произведениям; ü раскрывает трагические мотивы одиночества, непонимания, страдающего человеческого сердца в лирике Лермонтова; ü объясняет идейный смысл изученных произведений и особенности мировосприятия лирического героя; ü выделяет поэтические образы и картины в прочитанных стихотворениях и умеет объяснить их метафоричность; ü подбирает цитаты к устной характеристике внутреннего мира лирического героя; ü раскрывает сущность понятия лирический герой; ü знает содержание поэмы, выразительно читает ее отрывки; выявляет и объясняет мотивы поступков и поведения героев, характеризует их, комментирует необходимые фрагменты текста; дает собственную оценку героям поэмы, определяет авторское отношение к ним; раскрывает идейный смысл поэмы; отмечает особенности ее поэтического языка; ü называет отличительные признаки поэмы; приводит примеры эпического и лирического содержания в «Песне про… купца Калашникова»; ü отмечает особенности сюжета поэмы (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты и др.), свойственные народно -поэтическому творчеству.
  Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809 – 1852) Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор».Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Развитиепонятий о драме как роде литературы, диалоге и монологе, гиперболе. Развитие понятий о художественном типе, гротеске, художественной детали. Межлитературные связи: Общие черты сатиры Н.В. Гоголя и М. Кропивницкого, И.К. Карпенко - Карого. Г.Ф. Квитка-Основьяненко «Приезжий из столицы». Образ «маленького человека» в рассказе А. Чехова «Смерть чиновника» и новелле Р. Акутагавы «Бататовая каша». Взаимодействие искусств. Живопись, фотоискусство. Портреты Н. В. Гоголя работы А. Венецианова, Ф. Моллера. Ю. Коровин «Гоголь за работой». Иллюстрации П. Боклевского, Д. Кардовского, А. Константиновского, Ю. Коровина. Фотографии сцен театрального спектакля «Ревизор». Театр, кино. Постановки пьесы: БДТ им. Г. А. Товстоногова (реж. Г. Товстоногов, 1972), Московский театр Сатиры (реж. В. Плучек, 1982), Московский театр «Современник» (реж. В. Фокин, 1983), театр им. Маяковского (реж. С. Арцибашев, 2007), Национальный академический театр русской драмы им. Л. Украинки (реж. О. Никитин, 2000); х/ф «Ревизор» (реж. В. Петров, СССР, 1952), «Инкогнито из Петербурга» (реж. Л. Гайдай, СССР,1977) и др. Живопись. Портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера. Иллюстрации Б. Кустодиева, П. Боклевского, С. Бродского, Ю. Игнатьева, М. Журавлёвой, Кукрыниксов и др. Театр. Чтение повести в исполнении А. Калягина. Спектакль «Шинель» тетра «Современник» (реж. В. Фокин). Кино, мультипликация. Д/ф «Птица-Гоголь» (реж. С. Нурмамед и И. Скворцов, ведущий Л. Парфёнов, Россия, 2009), Х/ф «Шинель» (реж. А. Баталов, СССР, 1959), м/ф «Шинель» (рабочие кадры, СССР – Россия, с 1981). Скульптура. Памятник Н. В. Гоголю в Риме (Италия, скульпт. З. Церетели). Для внеклассного и семейного чтения. Н.В. Гоголь «Нос», «Портрет», «Женитьба». ü рассказывает о Н.В. Гоголе с привлечением ранее полученных знаний; ü знает содержание и умеет пересказать сюжет комедии; ü владеет различными видами пересказа; ü участвует в диалоге по прочитанному произведению; ü выразительно читает фрагменты комедии, в том числе в лицах; ü выделяет и формулирует тему, идею и проблематику произведения; ü характеризует особенности композиции комедии; ü дает характеристику Хлестакову и городничему, раскрывает их отношения с другими персонажами комедии и выявляет авторскую позицию в их изображении; ü анализирует сцены, содержащие речевую характеристику действующих лиц; ü определяет роль изобразительно-выразительных средств в комедии; ü называет характерные черты комедии в "Ревизоре"; ü приводит примеры сатиры и гротеска в комедии; ü высказывает личное отношение к проблемам, поднятым в произведении, аргументируя свою позицию примерами и цитатами из текста; ü приводит и комментирует приемы комического и трагического в пьесе, раскрывает смысл немой сцены; ü раскрывает роль фантастики и гротеска в повести; ü письменно характеризует одного из персонажей комедии (по выбору учащегося) и высказывает личное отношение к нему; ü освещает тему "Образ Акакия Акакиевича в интерпретации мастеров других видов искусств"; ü обобщает свои знания и впечатления о творчестве Гоголя;  
  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И. Крамского, Н. Ге, Н. Ярошенко, Кукрыниксов и др. Иллюстрации Е. Рачёва, Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Центиловича и др. художников к сказкам. Театр, мультипликация. Чтение сказок Салтыкова-Щедрина в исполнении Е. Весника. М/ф «Премудрый пискарь» (реж. В. Караваев, СССР, 1979), «Как один мужик двух генералов прокормил» (реж. И. Иванов-Вано, В. Данилевич, СССР, 1965). Скульптура. Памятник М. Е. Салтыкову-Щедрину в России (Тверь, скульпт. О. Комов). Для внеклассного и семейного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «Коняга». «Как один мужик двух генералов прокормил». «Соседи». «Самоотверженный заяц». «Карась-идеалист». «Вяленая вобла». «Кисель». «Господа Головлевы».   ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает жанровые особенности «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина; ü знает содержание произведения; ü раскрывает основную социально-нравственную проблематику произведения; ü анализирует текст, содержащий приемы сатирического изображения;    
  Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений».Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). ü освещает краткие сведения о жизни и творчестве писателя; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие произведения; ü знает содержание рассказа, раскрывает его жизненную основу; ü объясняет сущность понятия художественная деталь; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, объясняя нравственные проблемы рассказа; ü характеризует главных персонажей; ü составляет план индивидуальной характеристики; ü дает собственную оценку прочитанному произведению;
  Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 – 1883) Стихотворения в прозе: «Русский язык, «Порог», «Природа», «Воробей», «Голуби», «Памяти Ю.П. Вревской»(2 стихотворения по выбору учителя). «Ася». Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе». Красота и величие природы и человека как первоосновы бытия. Средства создания лирического героя. «Ася» Проблема счастья в повести «Ася». Автор и рассказчик. Образ «тургеневской девушки». Самобытный, обаятельный образ героини. Неправильность происхождения и воспитания «барышни-крестьянки». Естественное стихийное чувство Аси и Н.Н., его грустная судьба в мире социальных, культурных, психологических барьеров, воздвигнутых обществом. Лиризм повести. Злободневное и вечное в повести.   Теория литературы. Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре. Развитие понятий об эпосе, повести, художественной детали и её роли в характеристике героя. Взаимодействие искусств. Живопись. Портреты И. С. Тургенева работы И. Репина, К. Маковского, В. Перова и др. Иллюстрации Д. Боровского, В. Зельдеса и др. Кино. Х/ф «Ася» (реж. И. Хейфиц, СССР, 1978). Скульптура. Памятники И. С. Тургеневу в Санкт-Петербурге (Россия, скульпт. Я. Нейман, В. Свешников), Орле (Россия, скульпт. Г. Бессарабский). Для внеклассного и семейного чтения. И. Тургенев «Первая любовь», Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».   ü рассказывает об основных фактах из жизни и творчества писателя; ü раскрывает философский смысл прочитанных произведений; ü анализирует лиризм стихотворений в прозе; ü определяет жанр прочитанных произведений; ü раскрывает сущность понятия стихотворение в прозе; ü выразительно читает наизусть стихотворение в прозе (одно по выбору ученика); ü знает содержание повести; ü сопоставляет, анализирует портреты, характеры героев, раскрывает мотивы их поступков; ü определяет своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на изображенные автором человеческие судьбы; ü выявляет авторское отношение к героям повести; ü устно составляет монологическое высказывание на тему: «Что за хамелеон эта девушка» (или другую на выбор учителя); ü рассуждает на тему: «Современны ли «тургеневские девушки?»;
 
  Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 – 1910) «Севастопольские рассказы»(один рассказ по выбору учителя) или«После бала» Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Основная проблема произведения – трагедия человека на войне. Мастерство Толстого в изображении суровой правды и трудностей войны, героизма, боли и гнева защитников Севастополя. Проблема истинного и ложного патриотизма. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Особенности композиции рассказов. Историческая реальность и художественный вымысел в «Севастопольских рассказах». «После бала». Реальная основа рассказа «После бала» — казанский эпизод из жизни брата писателя С.Н. Толстого. Особенности сюжета и композиц


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: