«Что касается плакатов для храмовых алтарей, если у тебя есть лишние деньги, можешь напечатать эти плакаты. Но я против политики нашего «ИСККОН-Пресс», которое назначает космические цены на книги и другие вещи, которые оно продает храмам. Наша политика должна быть такой: продавать по себестоимости, или же, если деньги требуются для других расходов, цена может быть немного повышена (себестоимость плюс 10%). Но мы не должны вести бизнес, извлекая прибыль друг из друга. С внешним миром – это другое дело. Однако настоящий наш бизнес – распространять сознание Кришны, и для этого нашим центрам требуется множество разных вещей: книги, аудиозаписи, фотографии и т.д. – и это должен быть бесплатный обмен между храмами, чтобы всё использовалось в проповеднической деятельности, без извлечения прибыли».
Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге, 30 ноября 1971 г.
«По поводу записей моих лекций об Аджамиле, я велел лос-анджелесскому цеху звукозаписи продавать их нашим преданным по себестоимости. Непреданные – дело другое. Мы не должны выжимать заоблачные прибыли друг из друга, продавая друг другу жизненно важные для сознания Кришны вещи: книги, аудиозаписи и т. д., которые имеют первостепенное значение для нашей проповеднической деятельности и для личного прогресса преданных в сознании Кришны».
Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 20 января 1972 г.
«Относительно кинопроектора и прочего: все эти вещи тебе следует организовывать на местном уровне, в сотрудничестве с другими, и ты можешь заказывать фильмы из нашего центра в Лос-Анджелесе по себестоимости».
Из письма Шрилы Прабхупады Харипрасаду, 23.12.1972
См. также тему «ИСККОН и финансы: указания Шрилы Прабхупады»: https://guruprabhupada.forum24.ru/?1-2-0-00000098-000-0-0-1381071797
|
Банковское дело / предоставление материальных средств в долг (кусидам)
«Давайте лучше как следует заниматься своим делом. Ведь человек не может быть счастлив, не выполняя предписанный ему долг. Тех, кто не исполняет, как должно, своих обязанностей, сравнивают с неверными женами. Брахманам предписано изучать Веды. Обязанность царей, кшатриев, — защищать подданных, община вайшьев должна заниматься сельским хозяйством, торговлей и разведением коров, а обязанность шудр - служить высшим сословиям: брахманам, кшатриям и вайшьям. Мы принадлежим к общине вайшьев, и наша обязанность — пахать землю, торговать продуктами земледелия, заботиться о коровах и заниматься банковским делом*».
Кришна причислял Себя к общине вайшьев, потому что Махараджа Нанда держал много коров и Кришна их пас. Он назвал четыре вида занятий для общины вайшьев: земледелие, торговлю, разведение коров и предоставление богатства в долг. Хотя вайшьи могут заниматься любым из этих видов деятельности, мужчины Вриндавана преимущественно держали коров».
«Кришна. Верховная Личность Бога», глава 24 «Поклонение холму Говардхана»
* Не путать с современной кредитно-финансовой системой, при которой банкиры, обладающие исключительным правом эмиссии бумажных денег, предоставляют их экономике в долг под проценты, т. е. в заведомо не выплачиваемый долг, и таким образом, по сути, берут в свои руки экономическую и политическую власть. Порядок предоставления кредитов, залога и связанных с этим отношений и споров, описан в восьмой главе «Ману-самхиты».
|
Потребность в вайшьях
«Пожалуйста, прими мои благословения. Если GBC не возражает против твоего отъезда в Индию для того, чтобы помочь в развитии программы по защите коров, то я прошу тебя отправиться туда. Эта программа очень и очень важна. Если сможешь помочь организовать в Майяпуре нашу программу, связанную с коровами, это будет очень большой твоей заслугой. Мы не хотим, чтобы нам приходилось покупать корм для коров извне, откуда-то со стороны. Это обернется большими расходами. Защита коров – дело вайшьев, и наряду с нашей проповедью это самая важная работа. У нас, в нашем Обществе должно быть значительное количество брахманов, а также у нас должна быть хорошая группа вайшьев, которые способны выращивать зерно и пасти коров и благодаря этому снабжать Общество зерном и молочными продуктами, получаемыми от коров, такими как гхи, йогурт, сливки и т. д. Если можешь помочь в Майяпуре, я бы оценил это очень высоко».
Из письма Шрилы Прабхупады Хасьякари, 26.05.1975
«Ты говоришь, что нам необходимо основать гошала-трест. Это и есть наша цель: крши-го-ракшйа-ваниджйам, вайшйа-карма свабхава-джам (Бхагавад-гита, 18.44). Где земледелие, там и коровы. В этом состоит наша миссия: защита коров и земледелие, а если остаются излишки — торговля. Это бесприбыльная система. От земледелия мы хотим лишь пищи для себя, а от коров — лишь молока для собственных нужд. Общая мысль состоит в том, что мы, ИСККОН, являемся сообществом, независимым от внешней помощи. Наши сельские проекты предназначены для преданных, которые хотят сами выращивать свою пищу. Хлопок тоже — чтобы выделывать собственную одежду. И держать коров, чтобы иметь молоко и масло.
|
Наша миссия — уберечь наших преданных от ненужного изнурительного труда, чтобы у них оставалось время на развитие сознания Кришны. В этом состоит наша миссия. То есть, речь о прибыли не идет, но если у нас без особых усилий получились излишки, мы можем подумать и о торговле. Если нет — у нас нет такой цели. Нам нужен храм, гошала и земледелие. Проект общины, как в Европе и Америке. Мы предпринимаем аналогичные попытки и в Индии, разных местах. Прямо сейчас я отправляюсь в Хайдарабад, чтобы организовать там ферму. У нас там шестьсот акров земли и уже есть разрешение от правительства. Ничто нас не сдерживает».
Из письма Шрилы Прабхупады Яшоматинандана-дасу, 28 ноября 1976 г.
«Удел вайшьев – производить сельскохозяйственные продукты, торговать ими и распределять их. К рабочему же классу (шудрам) относятся те, кто не обладает разумом, присущим брахманам, кшатриям или вайшьям, и потому их назначение – помогать высшим сословиям общества своим физическим трудом. Так во имя духовного прогресса сотрудничают между собой различные сословия общества. Когда же этого сотрудничества в обществе нет, его члены начинают деградировать. Таково положение дел в современном обществе в Кали-югу, век раздоров. Никто не исполняет своего долга, все только кичатся друг перед другом, именуя себя либо брахманами (интеллектуалами), либо кшатриями (военными или политиками). На самом деле эти люди не имеют никакого реального общественного положения. Они никак не связаны с Верховной Личностью Бога, поскольку не сознают Кришну. Поэтому цель движения сознания Кришны – привести человечество в нормальное состояние, в котором все будут счастливы и каждый сможет получить благо, развивая в себе сознание Кришны».
«Нектар преданности», глава вторая «Начальные стадии преданности»
«Итак, западный тип цивилизации, индустриализация и капитализм, это не настоящее материальное процветание. Это материальная эксплуатация».
В ведической цивилизации человек считается богатым, когда у него достаточно зерна и коров. Здесь нет ни зерна, ни коров в достаточном количестве, но зато у тебя есть достаточное количество бумажек — которые по ошибке принимаются за деньги.
«Твой седьмой вопрос: «Как получается, что США добились такого материального «процветания», если там не совершаются никакие обряды поклонения полубогам? Если человек гонится за материальным процветанием, является ли он автоматически поклонником Господа Шивы, независимо от того, совершает он ягьи или нет?» На самом деле никакого материального процветания в США нет. Материальное процветание — это широкие возможности для сна, еды, совокупления и защиты, но никто не находится в безопасности, даже в своей роскошной квартире. У меня есть практический опыт проживания в Нью-Йорке. Несколько раз у меня воровали то пишущую машинку, то диктофон, и полиция ничего не предпринимала. На улице Бауэри можно найти множество людей, у которых нет крыши над головой. Так что, если даже некоторая часть населения считается материально процветающей (за счет других), это нельзя назвать материальным процветанием. Если это настоящее материальное процветание, тогда почему так много людей сбиты с толку и разочарованы? Так что на самом деле никакого материального процветания здесь нет. Здесь я вижу, как Гаурасундара, умный и добрый парень, вынужден работать по двенадцать часов в день на тяжелой работе, просто чтобы прокормиться. Думаю, таких случаев немало, так что это нельзя назвать материальным процветанием. Ты можешь назвать это капиталистическим процветанием, а расплатой за такое процветание является коммунизм. Это движение просто подавлено сейчас в вашей стране, но на самом деле реакция будет именно такой.
Итак, западный тип цивилизации, индустриализация и капитализм, это не настоящее материальное процветание. Это материальная эксплуатация. Материальное процветания — это когда человек может удовлетворить свои основные потребности: иметь хороший дом, еду в изобилии, удовлетворять свои сексуальные потребности и чувствовать себя защищенным. Если эти четыре основных потребности не удовлетворяются, то о материальном процветании и речи нет — попытайся это понять. В ведической цивилизации человек считается богатым, когда у него достаточно зерна и коров. Здесь нет ни зерна, ни коров в достаточном количестве, но зато у тебя есть достаточное количество бумажек — которые по ошибке принимаются за деньги. Если случится катастрофа, эта огромная кипа бумаги не даст тебе ни молока, ни зерна. Она представляет собой лишь видимость, а люди будут голодать».
Из письма Шрилы Прабхупады Рупануге, 14 марта 1969 г.
«Прежде ловить рыбу разрешалось только шудрам и беднякам, представители же высших классов, кшатрии и вайшьи, добывали в океане жемчуг, драгоценные камни и кораллы».
Обитатели всех планет вселенной вместе с правящими на них полубогами преподнесли царю Притху бесчисленные дары. Океаны и моря изобиловали драгоценными камнями и жемчугом, а горы — минералами, необходимыми для удобрения почвы. На земле не было недостатка ни в одном из четырех видов пищи.
КОММЕНТАРИЙ: Согласно «Ишопанишад», материальный мир устроен так, что может производить все, в чем нуждаются не только люди, но и звери, пресмыкающиеся, рыбы и деревья. В океанах и морях образуется жемчуг, кораллы и драгоценные камни, чтобы люди, послушные законам Бога, могли использовать их. Горы изобилуют минералами, а стекающие с гор реки разносят их по полям и удобряют почву, которая снабжает людей пищей четырех видов. На санскрите четыре вида пищи называются чарвйа (то, что жуют), лехйа (то, что лижут), чушйа (то, что сосут) и пейа (то, что пьют).
Выразив свое почтение царю Притху, обитатели всех планет во главе с правящими на них полубогами преподнесли ему разнообразные дары. Они признали, что Махараджа Притху достоин править миром, ибо благодаря его мудрому правлению все живые существа во вселенной стали счастливы и довольны жизнью. Из этого стиха следует, что предназначение океанов и морей — производить драгоценные камни, однако в Кали-югу их используют главным образом для ловли рыбы. Прежде ловить рыбу разрешалось только шудрам и беднякам, представители же высших классов, кшатрии и вайшьи, добывали в океане жемчуг, драгоценные камни и кораллы.
«Шримад Бхагаватам» 4.19.9
Рестораны и фермы
«Наши фермы, такие как Нью-Вриндабан, производят много гхи. Это гхи следует продавать в различные центры, и как только начнут открываться рестораны, гхи станет для них одним из основных продуктов. <...> Теперь преданным, склонным к бизнесу, нужно спланировать и организовать всё так, чтобы эта идея стала реальностью, начав с одного ресторана, который может впоследствии стать моделью для других ресторанов. Это не является неосуществимой мечтой или абстрактной идеей, это — новый план, который Шрила Прабхупада хочет реализовать. Если через некоторое время он сможет посетить первый ресторан Харе Кришна и увидеть, что всё функционирует так, как он объяснил, он будет очень доволен».
Из письма Сатсварупы даса Госвами Джаятиртхе (от имени Шрилы Прабхупады), дата неизвестна
Подробнее: «Наставления Шрилы Прабхупады о вайшнавских ресторанах (кафе)»:
https://guruprabhupada.forum24.ru/?1-2-0-00000108-000-0-0-1412434268
См. также выдержку из «Шрила Прабхупада шикшамриты» (ББТ), раздел «ЗАЩИТА КОРОВ, ФЕРМЫ, НЕЗАВИСИМОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»: https://yadi.sk/d/CqTPAoTqccGSB